Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способности




Способности являются очень важным индивидуально-пси-

хологическим свойством личности. От способностей зависит при-

годность или непригодность человека к какой-либо деятельнос-

ти. Они, как и характер, представляют собой сложное систем-

ное образование. Для того, чтобы успешно выполнить деятель-

ность надо проявить не одно отдельно взятое психическое каче-

ство, а целый комплекс, взаимно связанных свойств. Но прежде чем

приступить к какой-либо деятельности надо приобрести определенный

опыт, т. е. овладеть приемами и способами, необходимыми для осуще-

ствления данной деятельности. А их усвоение также требует проявления

определенных способностей.

Способности - это такие индивидуально-психологические

особенности личности, которые дают возможность человеку

успешно приобретать опыт и продуктивно выполнять какую-

либо деятельность.

Способности могут быть репродуктивными и продуктив-

ными. Репродуктивные способности обеспечивают человеку

быстрое усвоение знаний, навыков и умений, необходимых для

выполнения стандартных видов деятельности. Продуктивные

способности дают возможность человеку осуществить самоак-

туализацию, проявить свой творческий потенциал и создать

принципиально новые, оригинальные продукты.

Способности могут быть общими и специальными. Общие

способности обеспечивают успешное выполнение таких видов

деятельности, которые требуют проявления высокоразвитого ин-

теллекта и напряженной умственной деятельности, направлен-

ной на развитие науки, техники, культуры и духовной жизни об-

щества. Специальные способности дают возможность человеку

успешно заниматься такими видами деятельности, которые тре-

буют высокого развития сенсорных, моторных и сенсомоторных

процессов, направленных на создание художественных, музы-

кальных, литературных и других произведений. Общие и спе-

циальные способности не только не противоречат, но часто

дополняют и обогащают друг друга.

Различают также теоретические и практические способно-

сти. Первые связаны с функционированием у человека теоре-

тического, абстрактного мышления, вторые предполагают наличие и пре-

обладание в деятельности практического, наглядно-действенного мыш-

ления. Люди, обладающие теоретическими способностями, склонны к

научной деятельности, тогда как субъекты с практическими способнос-

тями предпочитают заниматься практическими делами в сфере произ-

водства, торговли, предпринимательства и т. д.

1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М., 1989. С. 221.

Каждый вид деятельности требует от человека проявления соот-

ветствующих способностей. Поэтому можно выделить коммуникативные,

познавательные, педагогические и др. способности.

Каждый вид способностей может проявляться как в ран-

нем, так и в зрелом возрасте и достигать высокого уровня

развития. Яркое проявление способностей в детском возрасте

называют одаренностью. Высокий уровень развития способ-

ностей в более зрелом возрасте называют талантом. Талант

представляет собой сочетание целого ряда способностей, да-

ющих возможность человеку выполнять какую-либо деятель-

ность на самом высоком уровне и создавать оригинальные,

высокоценные продукты.

Каждая способность имеет свою структуру, которая обус-

ловлена характером деятельности, в которой она проявляется.

Причем, среди качеств, входящих в структуру конкретных спо-

собностей, можно выделить основные и вспомогательные. Так,

в педагогических способностях среди качеств, обеспечивающих

учебную и воспитательную деятельность учителя, можно выде-

лить такие ведущие качества как доходчивость, логичность, до-

казательность и убедительность изложения учебного материа-

ла; чуткость, внимательность, отзывчивость, требовательность

в процессе воспитательного взаимодействия с учащимися. Вспо-

могательными качествами являются: артистичность, красноре-

чивость, обаятельность и др.

Качества, которые входят в структуру способностей, не яв-

ляются постоянными, они могут изменяться, заменяться и допол-

няться. Возможность одних качеств заменяться другими откры-

вает простор для развития способностей у каждого человека.

Даже люди, лишенные зрения и слуха, могут компенсировать

утраченные психические свойства другими качествами и раз-

вить в полной мере свои способности.

Природной основой способностей являются задатки. Задатки -

это индивидуальные особенности строения и функционирования голов-

ного мозга, нервной системы, органов чувств и органов движений, по-

средством которых осуществляется определенный вид человеческой

деятельности. Задатки являются лишь предпосылкой проявления спо-

собностей и они заранее не предопределяют какой вид способностей

будет присущ тому или иному индивиду. Это объясняется тем, что

задатки многозначны и на основе одних и тех же задатков могут про-

являться разные способности.

Задатки могут быть врожденными и приобретенными. Врожден-

ные задатки даны человеку от природы, приобретенные - формируют-

ся в процессе деятельности и специальных упражнений. Так, напри-

мер, природной основой музыкальных способностей является врож-

денный абсолютный слух. При наличии абсолютного слуха могут про-

являться способности музыканта исполнителя, дирижера, композито-

ра. Однако, отсутствие врожденного абсолютного слуха не является

препятствием для развития музыкальных способностей, так как по-

средством специальных упражнений можно выработать целый ряд

сенсорных качеств, которые начинают выполнять функции абсолют-

ного слуха. Нейрофизиологической основой этих новых качеств, на

основе которых могут проявляться способности, являются, так на-

зываемые, функциональные органы, которые формируются у чело-

века прижизненно в процессе активной деятельности.

Способности не существуют в готовом виде у человека.

Они формируются и развиваются в процессе освоения какого-

либо вида деятельности. В процессе освоения деятельности че-

ловек приобретает необходимые для ее выполнения навыки и

умения. Каждый человек, в силу своей телесной организации,

может освоить любую деятельность и приобрести соответству-

ющие навыки и умения. Но у одного они могут осуществляться

на высоком уровне, а у другого - на низком. С точки зрения жи-

тейской психологии иногда полагают, что у первого есть спо-

собности, а у второго - нет. Но это не совсем верно, конечно,

способности связаны с навыками и умениями, но их не следует

отождествлять, так как способности - это психические свойства

личности, а умения и навыки - это автоматизированные приемы и спо-

собы выполнения деятельности.

Наличие или отсутствие способностей можно определить

только по динамике усвоения навыков и умений. Если они фор-

мируются быстро и без особых усилий, то у человека есть спо-

собности, если медленно и с большим трудом, то они в данный

момент отсутствуют. Но это не значит, что у данного человека

нет вообще способностей. Это, скорее всего, говорит о том, что

у него отсутствуют врожденные задатки, способствующие быс-

трому усвоению навыков и умений. Но, если этот человек настойчиво

прелагает все усилия, чтобы овладеть ими, у него формируются соответ-

ствующие задатки и развиваются способности, необходимые для успеш-

ного выполнения данной деятельности.

Отождествление способностей со знаниями, навыками и уме-

ниями приводило иногда к серьезным педагогическим ошибкам.

Такие талантливые люди как Эйнштейн, Линней, Пастер, Ост-

роградский и др. считались в школе неспособными учениками.

Неспособных людей, имеющих нормальную психику нет,

есть только люди активные и пассивные, трудолюбивые и лени-

вые. Известный писатель Н.А. Островский говорил, что не та-

лантливыми могут быть только лентяи. А.М. Горький на воп-

рос, что такое “талант” отвечал, что “талант” - это труд.

Таким образом, без активной, настойчивой и повседневной де-

ятельности, даже при самых блестящих задатках, развитие способ-

ностей не происходит. Н.С. Лейтес, изучавший психологические осо-

бенности умственно одаренных учащихся, отмечал, что у всех у

них проявляется готовность к напряженному труду, на основе ко-

торой формируется главная особенность их личности - трудолю-

бие. Отличие же их заключалось в направленности интересов, ко-

торые определяли конкретный вид учебной деятельности в соот-

ветствии с их склонностями. Одни увлекались биологией, другие -

математикой, третьи - историей, четвертые - литературой.

Немаловажное значение для развития способностей в детс-

ком возрасте имеют семейные условия воспитания. Если члены

семьи занимаются традиционно какими-либо видом деятельнос-

ти, то у ребенка появляется склонность заниматься ею, и при

наличии врожденных задатков у него быстро развиваются спо-

собности.

В школьном возрасте для развития умственных способностей

большое значение имеет методика обучения. Как правило наиболее

эффективной является такая методика, которая дает возможность уча-

щимся проявить самостоятельность и активность при усвоении зна-

ний, навыков и умений. Только при такой методике у учащихся появля-

ется интерес к школьному предмету, а в дальнейшем потребность за-

ниматься соответствующей наукой.

Литература

Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973.

Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. -

Псков, 1994.

Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. -

М., 1968.

Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969.

Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М., 196477.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994.

Общая психология. - М., 1986.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982.

Страхов И.В. Психология характера. - Саратов, 1970.

Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, 1997.

Глава 14.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.