КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способности
Способности являются очень важным индивидуально-пси- хологическим свойством личности. От способностей зависит при- годность или непригодность человека к какой-либо деятельнос- ти. Они, как и характер, представляют собой сложное систем- ное образование. Для того, чтобы успешно выполнить деятель- ность надо проявить не одно отдельно взятое психическое каче- ство, а целый комплекс, взаимно связанных свойств. Но прежде чем приступить к какой-либо деятельности надо приобрести определенный опыт, т. е. овладеть приемами и способами, необходимыми для осуще- ствления данной деятельности. А их усвоение также требует проявления определенных способностей. Способности - это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые дают возможность человеку успешно приобретать опыт и продуктивно выполнять какую- либо деятельность. Способности могут быть репродуктивными и продуктив- ными. Репродуктивные способности обеспечивают человеку быстрое усвоение знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения стандартных видов деятельности. Продуктивные способности дают возможность человеку осуществить самоак- туализацию, проявить свой творческий потенциал и создать принципиально новые, оригинальные продукты. Способности могут быть общими и специальными. Общие способности обеспечивают успешное выполнение таких видов деятельности, которые требуют проявления высокоразвитого ин- теллекта и напряженной умственной деятельности, направлен- ной на развитие науки, техники, культуры и духовной жизни об- щества. Специальные способности дают возможность человеку успешно заниматься такими видами деятельности, которые тре- буют высокого развития сенсорных, моторных и сенсомоторных процессов, направленных на создание художественных, музы- кальных, литературных и других произведений. Общие и спе- циальные способности не только не противоречат, но часто дополняют и обогащают друг друга. Различают также теоретические и практические способно- сти. Первые связаны с функционированием у человека теоре- тического, абстрактного мышления, вторые предполагают наличие и пре- обладание в деятельности практического, наглядно-действенного мыш- ления. Люди, обладающие теоретическими способностями, склонны к научной деятельности, тогда как субъекты с практическими способнос- тями предпочитают заниматься практическими делами в сфере произ- водства, торговли, предпринимательства и т. д. 1 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М., 1989. С. 221. Каждый вид деятельности требует от человека проявления соот- ветствующих способностей. Поэтому можно выделить коммуникативные, познавательные, педагогические и др. способности. Каждый вид способностей может проявляться как в ран- нем, так и в зрелом возрасте и достигать высокого уровня развития. Яркое проявление способностей в детском возрасте называют одаренностью. Высокий уровень развития способ- ностей в более зрелом возрасте называют талантом. Талант представляет собой сочетание целого ряда способностей, да- ющих возможность человеку выполнять какую-либо деятель- ность на самом высоком уровне и создавать оригинальные, высокоценные продукты. Каждая способность имеет свою структуру, которая обус- ловлена характером деятельности, в которой она проявляется. Причем, среди качеств, входящих в структуру конкретных спо- собностей, можно выделить основные и вспомогательные. Так, в педагогических способностях среди качеств, обеспечивающих учебную и воспитательную деятельность учителя, можно выде- лить такие ведущие качества как доходчивость, логичность, до- казательность и убедительность изложения учебного материа- ла; чуткость, внимательность, отзывчивость, требовательность в процессе воспитательного взаимодействия с учащимися. Вспо- могательными качествами являются: артистичность, красноре- чивость, обаятельность и др. Качества, которые входят в структуру способностей, не яв- ляются постоянными, они могут изменяться, заменяться и допол- няться. Возможность одних качеств заменяться другими откры- вает простор для развития способностей у каждого человека. Даже люди, лишенные зрения и слуха, могут компенсировать утраченные психические свойства другими качествами и раз- вить в полной мере свои способности. Природной основой способностей являются задатки. Задатки - это индивидуальные особенности строения и функционирования голов- ного мозга, нервной системы, органов чувств и органов движений, по- средством которых осуществляется определенный вид человеческой деятельности. Задатки являются лишь предпосылкой проявления спо- собностей и они заранее не предопределяют какой вид способностей будет присущ тому или иному индивиду. Это объясняется тем, что задатки многозначны и на основе одних и тех же задатков могут про- являться разные способности. Задатки могут быть врожденными и приобретенными. Врожден- ные задатки даны человеку от природы, приобретенные - формируют- ся в процессе деятельности и специальных упражнений. Так, напри- мер, природной основой музыкальных способностей является врож- денный абсолютный слух. При наличии абсолютного слуха могут про- являться способности музыканта исполнителя, дирижера, композито- ра. Однако, отсутствие врожденного абсолютного слуха не является препятствием для развития музыкальных способностей, так как по- средством специальных упражнений можно выработать целый ряд сенсорных качеств, которые начинают выполнять функции абсолют- ного слуха. Нейрофизиологической основой этих новых качеств, на основе которых могут проявляться способности, являются, так на- зываемые, функциональные органы, которые формируются у чело- века прижизненно в процессе активной деятельности. Способности не существуют в готовом виде у человека. Они формируются и развиваются в процессе освоения какого- либо вида деятельности. В процессе освоения деятельности че- ловек приобретает необходимые для ее выполнения навыки и умения. Каждый человек, в силу своей телесной организации, может освоить любую деятельность и приобрести соответству- ющие навыки и умения. Но у одного они могут осуществляться на высоком уровне, а у другого - на низком. С точки зрения жи- тейской психологии иногда полагают, что у первого есть спо- собности, а у второго - нет. Но это не совсем верно, конечно, способности связаны с навыками и умениями, но их не следует отождествлять, так как способности - это психические свойства личности, а умения и навыки - это автоматизированные приемы и спо- собы выполнения деятельности. Наличие или отсутствие способностей можно определить только по динамике усвоения навыков и умений. Если они фор- мируются быстро и без особых усилий, то у человека есть спо- собности, если медленно и с большим трудом, то они в данный момент отсутствуют. Но это не значит, что у данного человека нет вообще способностей. Это, скорее всего, говорит о том, что у него отсутствуют врожденные задатки, способствующие быс- трому усвоению навыков и умений. Но, если этот человек настойчиво прелагает все усилия, чтобы овладеть ими, у него формируются соответ- ствующие задатки и развиваются способности, необходимые для успеш- ного выполнения данной деятельности. Отождествление способностей со знаниями, навыками и уме- ниями приводило иногда к серьезным педагогическим ошибкам. Такие талантливые люди как Эйнштейн, Линней, Пастер, Ост- роградский и др. считались в школе неспособными учениками. Неспособных людей, имеющих нормальную психику нет, есть только люди активные и пассивные, трудолюбивые и лени- вые. Известный писатель Н.А. Островский говорил, что не та- лантливыми могут быть только лентяи. А.М. Горький на воп- рос, что такое “талант” отвечал, что “талант” - это труд. Таким образом, без активной, настойчивой и повседневной де- ятельности, даже при самых блестящих задатках, развитие способ- ностей не происходит. Н.С. Лейтес, изучавший психологические осо- бенности умственно одаренных учащихся, отмечал, что у всех у них проявляется готовность к напряженному труду, на основе ко- торой формируется главная особенность их личности - трудолю- бие. Отличие же их заключалось в направленности интересов, ко- торые определяли конкретный вид учебной деятельности в соот- ветствии с их склонностями. Одни увлекались биологией, другие - математикой, третьи - историей, четвертые - литературой. Немаловажное значение для развития способностей в детс- ком возрасте имеют семейные условия воспитания. Если члены семьи занимаются традиционно какими-либо видом деятельнос- ти, то у ребенка появляется склонность заниматься ею, и при наличии врожденных задатков у него быстро развиваются спо- собности. В школьном возрасте для развития умственных способностей большое значение имеет методика обучения. Как правило наиболее эффективной является такая методика, которая дает возможность уча- щимся проявить самостоятельность и активность при усвоении зна- ний, навыков и умений. Только при такой методике у учащихся появля- ется интерес к школьному предмету, а в дальнейшем потребность за- ниматься соответствующей наукой. Литература Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. - Псков, 1994. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. - М., 1968. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М., 196477. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994. Общая психология. - М., 1986. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982. Страхов И.В. Психология характера. - Саратов, 1970. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, 1997. Глава 14.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |