Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воля и волевые действия




Поведение и деятельность человека стимулируется и регу-

лируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает

возможность сознательно управлять своими внутренними пси-

хическими и внешними физическими действиями в самых слож-

ных жизненных ситуациях. К волевой регуляции прибегает че-

ловек только в том случае, когда ему необходимо преодолеть

трудности, возникающие на пути к достижению поставленной

цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не воле-

вой, а преднамеренный характер, не требующий никаких уси-

лий от личности. Можно совершать самые разнообразные слож-

ные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор,

пока человек не будет заставлять себя осуществлять их.

Волевые действия, как и все сознательные действия, имеют

одну и ту же общую структуру. Побуждается любое сознатель-

ное действие определенным мотивом (потребностью). Затем ста-

вится цель, направленная на предмет, посредством которого бу-

дет удовлетворяться потребность. Поскольку одновременно мо-

жет возникнуть несколько мотивов и удовлетворяться они мо-

гут посредством различных объектов, то возникает необходи-

мость принять решение - какой мотив должен прежде всего удов-

летворяться и на какой объект должна быть направлена цель.

Дальше следует планирование действия и выбор средств, при

помощи которых будет достигнута цель. Следующим этапом

является реализация действия и получение результатов. Закан-

чивается действие оценкой полученного результата и осмысле-

нием того достигнута ли поставленная цель или нет.

По такой схеме осуществляется любое сознательное целенап-

равленное или, как его называют, преднамеренное действие, не нуж-

дающееся в волевой регуляции. Чем же тогда отличается волевое

действие от преднамеренного и какие дополнительные элементы,

кроме выше указанных, имеют место в его структуре?

Прежде всего волевое действие, в отличие от преднамеренно-

го, побуждается, осуществляется и регулируется при участии воли.

Что же такое воля? Ответить на этот вопрос трудно. Поэтому в

новейших учебных пособиях ни у Р.С. Немова, ни у В.И. Слободчи-

кова и Е.И. Исаева определения воли нет. Есть определение воли

только в учебном пособии “Общая психология!” 1986г.

“Воля - это сознательная организация и саморегуляция челове-

ком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление труд-

ностей при достижении поставленных целей”.1

Это определение является слишком общим и его следует

уточнить, чтобы можно было использовать для объяснения во-

левого поведения. Прежде всего непонятно, что собой представ-

ляет воля как психическое явление. Является ли она психичес-

ким процессом или психическим состоянием или свойством лич-

ности. Одни психологи считают, что воля - это психический про-

цесс, другие, что - это субъективное состояние, третьи, что -

она психическое свойство личности.

Исходя из функции воли ее следует рассматривать как осо-

бое напряженное субъективное состояние личности, возникшее

в экстремальных условиях. Это напряженное психическое состо-

яние дает возможность человеку мобилизовать все психические

и физические ресурсы на преодоление трудностей, появившихся

на пути к достижению поставленных целей. Состояние напря-

женности психики проявляется в форме тех волевых усилий, ко-

торые делает человек при осуществлении волевого поведения.

Воля - это напряженное психическое состояние личности, мо-

билизирующее все ресурсы человека для преодоления трудно-

стей, возникших на пути к достижению поставленных целей.

Какие же изменения должны произойти в преднамеренном дей-

ствии, чтобы оно стало волевым?

Прежде всего изменяется мотивационная сфера. Мотива,

возникшего на основе желания уже недостаточно. Необходим до-

полнительный мотив, который возникает при необходимости дей-

ствовать не так как “я” хочу, а так как “надо”.

В связи с этим изменяется смысловая оценка мотива. Он уже

имеет не только узко эгоистическое значение, но и приобретает

нравственную, социально значимую направленность. Теперь лич-

ность должна руководствоваться в своем поведении не личными жела-

ниями и намерениями, а чувством долга и ответственности перед дру-

гими людьми. Но одно дело понимать, что ты должен поступать соот-

ветствующим образом, а другое дело осуществлять это на практике.

Вот здесь и необходима воля, чтобы сделать усилие и заставить себя

поступать так как ты должен.

Это ведет, в свою очередь, к тому, что усложняется и второе

звено в преднамеренном поведении. Теперь цель действия должна быть

связана с постановкой задачи “как действовать” и какие средства сле-

дует применять для ее достижения. Иногда цель может быть достиг-

нута очень быстро, если личность руководствуется принципом: “Все

средства хороши для достижения цели”. Здесь также надо проявить

волевое усилие для того, чтобы отказаться от неблаговидных средств

и идти более трудным путем для достижения цели.

Наконец, самые сложные волевые усилия надо проявить при реа-

лизации волевого поведения, когда при его осуществлении возникают

внутренние и внешние препятствия. Здесь, чаще всего, и необходимо

проявить волю для того, чтобы мобилизовать все психические и физи-

ческие ресурсы для их преодоления.

Внутренние препятствия имеют субъективный характер.

Они связаны с укоренившимися вредными привычками и отри-

цательными свойствами личности. Для того, чтобы их преодо-

леть надо мобилизовать все свои силы и совершить целый ряд

волевых усилий. Например, ученик решил улучшить успевае-

мость по всем предметам, чтобы хорошо окончить школу и по-

ступить в институт. Но для достижения этой цели ему надо про-

явить целый ряд волевых усилий. Прежде всего ему надо пре-

одолеть вредные привычки и склонности: готовить уроки кое

как и когда попало, проводить время в развлечениях, занимать-

ся посторонними делами на уроках, избегать трудных заданий,

не до конца выполнять их и т.п.

Для того, чтобы преодолеть свои недостатки ему надо из-

менить свое поведение и проявить силу воли. Прежде всего, он

должен рационально организовать режим дня и неукоснительно

выполнять его. Затем, заставить себя внимательно и ответствен-

но относиться ко всему, что связано с учебной деятельностью в

школе и дома. Кроме того ему надо проявить максимальное на-

пряжение своего интеллекта для усвоения учебного материала.

Внешним фактором, влияющим на волевое поведение, являются

те обстоятельства, в которых находится человек, и те требования, ко-

торые предъявляют к нему окружающие люди. Но, как известно, вне-

шние факторы оказывают влияние на поведение, преломляясь через

внутренние психические состояния человека. Поэтому выполнять или

не выполнять предъявляемые к нему требования решает сам человек.

Если он принимает эти требования, то у него возникает чувство долга,

которое и заставляет его совершать волевое действие. Но чтобы это

произошло, как отмечает В.А. Иванников, необходимо, чтобы задан-

ное действие превратилось в личностно значимое и нравственно моти-

вированное действие.

Таким образом, решающее значение в волевом поведении имеет

моральная сторона мотивов, чувств и помыслов человека. Только мо-

рально воспитанный человек способен сделать усилие и заставить себя

делать то, что необходимо, а не то, что хочется. И только он может

выдержать напряжение как духовных, так и физических сил, чтобы

совершить волевое действие даже в самых трудных условиях.

Основной побудительной силой, заставляющей человека совер-

шать волевые действия, является чувство совести, переживаемое им

в соответствующей ситуации. Совестливый человек всегда сделает

то, что необходимо, чтобы это ему ни стоило, так как знает, что в про-

тивном случае ему не даст покоя его совесть. Он будет мучится от

сознания того, что он должен был совершить поступок, но не сделал

этого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.