КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воля и волевые действия
Поведение и деятельность человека стимулируется и регу- лируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними пси- хическими и внешними физическими действиями в самых слож- ных жизненных ситуациях. К волевой регуляции прибегает че- ловек только в том случае, когда ему необходимо преодолеть трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не воле- вой, а преднамеренный характер, не требующий никаких уси- лий от личности. Можно совершать самые разнообразные слож- ные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет заставлять себя осуществлять их. Волевые действия, как и все сознательные действия, имеют одну и ту же общую структуру. Побуждается любое сознатель- ное действие определенным мотивом (потребностью). Затем ста- вится цель, направленная на предмет, посредством которого бу- дет удовлетворяться потребность. Поскольку одновременно мо- жет возникнуть несколько мотивов и удовлетворяться они мо- гут посредством различных объектов, то возникает необходи- мость принять решение - какой мотив должен прежде всего удов- летворяться и на какой объект должна быть направлена цель. Дальше следует планирование действия и выбор средств, при помощи которых будет достигнута цель. Следующим этапом является реализация действия и получение результатов. Закан- чивается действие оценкой полученного результата и осмысле- нием того достигнута ли поставленная цель или нет. По такой схеме осуществляется любое сознательное целенап- равленное или, как его называют, преднамеренное действие, не нуж- дающееся в волевой регуляции. Чем же тогда отличается волевое действие от преднамеренного и какие дополнительные элементы, кроме выше указанных, имеют место в его структуре? Прежде всего волевое действие, в отличие от преднамеренно- го, побуждается, осуществляется и регулируется при участии воли. Что же такое воля? Ответить на этот вопрос трудно. Поэтому в новейших учебных пособиях ни у Р.С. Немова, ни у В.И. Слободчи- кова и Е.И. Исаева определения воли нет. Есть определение воли только в учебном пособии “Общая психология!” 1986г. “Воля - это сознательная организация и саморегуляция челове- ком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление труд- ностей при достижении поставленных целей”.1 Это определение является слишком общим и его следует уточнить, чтобы можно было использовать для объяснения во- левого поведения. Прежде всего непонятно, что собой представ- ляет воля как психическое явление. Является ли она психичес- ким процессом или психическим состоянием или свойством лич- ности. Одни психологи считают, что воля - это психический про- цесс, другие, что - это субъективное состояние, третьи, что - она психическое свойство личности. Исходя из функции воли ее следует рассматривать как осо- бое напряженное субъективное состояние личности, возникшее в экстремальных условиях. Это напряженное психическое состо- яние дает возможность человеку мобилизовать все психические и физические ресурсы на преодоление трудностей, появившихся на пути к достижению поставленных целей. Состояние напря- женности психики проявляется в форме тех волевых усилий, ко- торые делает человек при осуществлении волевого поведения. Воля - это напряженное психическое состояние личности, мо- билизирующее все ресурсы человека для преодоления трудно- стей, возникших на пути к достижению поставленных целей. Какие же изменения должны произойти в преднамеренном дей- ствии, чтобы оно стало волевым? Прежде всего изменяется мотивационная сфера. Мотива, возникшего на основе желания уже недостаточно. Необходим до- полнительный мотив, который возникает при необходимости дей- ствовать не так как “я” хочу, а так как “надо”. В связи с этим изменяется смысловая оценка мотива. Он уже имеет не только узко эгоистическое значение, но и приобретает нравственную, социально значимую направленность. Теперь лич- ность должна руководствоваться в своем поведении не личными жела- ниями и намерениями, а чувством долга и ответственности перед дру- гими людьми. Но одно дело понимать, что ты должен поступать соот- ветствующим образом, а другое дело осуществлять это на практике. Вот здесь и необходима воля, чтобы сделать усилие и заставить себя поступать так как ты должен. Это ведет, в свою очередь, к тому, что усложняется и второе звено в преднамеренном поведении. Теперь цель действия должна быть связана с постановкой задачи “как действовать” и какие средства сле- дует применять для ее достижения. Иногда цель может быть достиг- нута очень быстро, если личность руководствуется принципом: “Все средства хороши для достижения цели”. Здесь также надо проявить волевое усилие для того, чтобы отказаться от неблаговидных средств и идти более трудным путем для достижения цели. Наконец, самые сложные волевые усилия надо проявить при реа- лизации волевого поведения, когда при его осуществлении возникают внутренние и внешние препятствия. Здесь, чаще всего, и необходимо проявить волю для того, чтобы мобилизовать все психические и физи- ческие ресурсы для их преодоления. Внутренние препятствия имеют субъективный характер. Они связаны с укоренившимися вредными привычками и отри- цательными свойствами личности. Для того, чтобы их преодо- леть надо мобилизовать все свои силы и совершить целый ряд волевых усилий. Например, ученик решил улучшить успевае- мость по всем предметам, чтобы хорошо окончить школу и по- ступить в институт. Но для достижения этой цели ему надо про- явить целый ряд волевых усилий. Прежде всего ему надо пре- одолеть вредные привычки и склонности: готовить уроки кое как и когда попало, проводить время в развлечениях, занимать- ся посторонними делами на уроках, избегать трудных заданий, не до конца выполнять их и т.п. Для того, чтобы преодолеть свои недостатки ему надо из- менить свое поведение и проявить силу воли. Прежде всего, он должен рационально организовать режим дня и неукоснительно выполнять его. Затем, заставить себя внимательно и ответствен- но относиться ко всему, что связано с учебной деятельностью в школе и дома. Кроме того ему надо проявить максимальное на- пряжение своего интеллекта для усвоения учебного материала. Внешним фактором, влияющим на волевое поведение, являются те обстоятельства, в которых находится человек, и те требования, ко- торые предъявляют к нему окружающие люди. Но, как известно, вне- шние факторы оказывают влияние на поведение, преломляясь через внутренние психические состояния человека. Поэтому выполнять или не выполнять предъявляемые к нему требования решает сам человек. Если он принимает эти требования, то у него возникает чувство долга, которое и заставляет его совершать волевое действие. Но чтобы это произошло, как отмечает В.А. Иванников, необходимо, чтобы задан- ное действие превратилось в личностно значимое и нравственно моти- вированное действие. Таким образом, решающее значение в волевом поведении имеет моральная сторона мотивов, чувств и помыслов человека. Только мо- рально воспитанный человек способен сделать усилие и заставить себя делать то, что необходимо, а не то, что хочется. И только он может выдержать напряжение как духовных, так и физических сил, чтобы совершить волевое действие даже в самых трудных условиях. Основной побудительной силой, заставляющей человека совер- шать волевые действия, является чувство совести, переживаемое им в соответствующей ситуации. Совестливый человек всегда сделает то, что необходимо, чтобы это ему ни стоило, так как знает, что в про- тивном случае ему не даст покоя его совесть. Он будет мучится от сознания того, что он должен был совершить поступок, но не сделал этого.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |