Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональные качества личности




Человеческая деятельность сложна и многообразна. Суще-

ствует множество различных видов деятельности, которыми дол-

жны заниматься люди для того, чтобы общество жило и разви-

валось. Конкретный вид деятельности, которым может занимать-

ся человек для того, чтобы принести пользу обществу и проявить

себя как личность, называется профессией.

Существует огромное количество профессий, благодаря ко-

торым каждый человек может принимать активное участие в раз-

нообразных сферах жизнедеятельности общества. Одни профес-

сии связаны с производительным трудом, другие - с обслужива-

нием, третьи - с управлением, четвертые - с экономикой, пятые -

с политикой, шестые - со сферой образования и т.д.

Все профессии, связанные с производственным трудом,

имеют свои специфические особенности и все они предъявля-

ют определенные требования к человеку и к тем условиям, в

которых протекает его деятельность. Но есть одно требова-

ние, которое предъявляют все профессии - это надежность.

Надежными должны быть все орудия труда, приборы, ап-

параты и предметы, которыми пользуется человек данной

профессии, надежными должны быть все психофизические

свойства и качества его личности.

Проблема надежности возникла давно, но особенно актуальной

она стала в индустриальном обществе, так как отсутствие надежнос-

ти в работе человека и машины приводила к браку, к поломкам и даже

к человеческим жертвам. Надежность профессиональной деятельно-

сти человека зависит от способности его точно и безошибочно выпол-

нять свои профессиональные обязанности в определенное время и в

заданных условиях.

В результате специально проведенных исследований были

изучены психологические механизмы надежности профессиональ-

ной деятельности, которые как оказалось связаны с определен-

ными внутренними и внешними факторами, обусловленными осо-

бенностями психики человека и условиями, в которых осуще-

ствляется его профессиональная деятельность.

Одним из основных психологических механизмов, обеспе-

чивающих безошибочное и своевременное выполнение профес-

сиональной деятельности, является способность к самоконтро-

лю и к его совершенствованию. Самоконтроль - это способность

личности правильно оценивать выполнение профессиональной де-

ятельности, своевременно замечать и устранять допущенные

ошибки. Осуществляться самоконтроль может только в том слу-

чае, если известно, что должно контролироваться и по какому

эталону это должно делаться. Если нечетко указаны эти пара-

метры, то самоконтроль затрудняется и личность не может сво-

евременно установить в какой мере совпадает то, что должно

быть с тем, что имеет место. Совершенствование самоконтроля

предполагает непрерывное стремление овладевать наиболее эф-

фективными приемами и способами выполнения профессиональ-

ной деятельности.

Способность к самоконтролю и его совершенствованию не-

разрывно связана с таким свойством личности как ответствен-

ность, которая проявляется в том, что человек старается так

осуществлять свое профессиональную деятельность, чтобы при-

нести наибольшую пользу обществу. Безответственный человек

халатно относится к своим обязанностям, допускает просчет в

своей деятельности и тем самым наносят вред самому себе и

другим людям.

Ответственность может быть профессиональной, нравствен-

ной и правовой. В современных профессиях деловые и нравствен-

ные качества являются взаимосвязанными. Одним из важнейших ус-

ловий проявления ответственности является чувство долга и сове-

сти, под влиянием которых человек старается добросовестно вы-

полнять свои профессиональные обязанности вопреки тем личным

желаниям, которые противоречат требованиям общества. От чув-

ства долга во многом зависит надежность профессиональной дея-

тельности специалиста. Другим качеством личности, от которого

зависит надежность профессиональной деятельности является дис-

циплинированность, которая предполагает сознательное и доброволь-

ное подчинение личности требованиям общества и её способность

самостоятельно и добросовестно выполнять свои обязанности.

Таковы наиболее общие профессиональные качества, которые

должны быть у каждого человека, занимающегося какой-либо дея-

тельностью. В то же время каждая профессия предполагает нали-

чие специальных качеств, необходимых для успешного её осуще-

ствления.

Одной из престижных профессий, привлекающих внимание

молодежи, является профессия менеджера, т.е. человека, занято-

го управлением людьми в процессе производства. Необходи-

мость этой профессии связана с наличием коллективных форм

труда. Первоначально главное внимание в этой профессии от-

водилось надзорной и распределительной функции администра-

тора. В настоящее время эффективность трудовой деятельности

стали связывать не только с материальными стимулами, но и с

психологическими и социальными факторами. В связи с этим уп-

равление стало рассматриваться не только как администриро-

вание, но и как сотрудничество руководителей с работниками.

При таком подходе некоторые функции администрации стали

передаваться непосредственным исполнителям, такие как, напри-

мер, корректировка норм выработки, текущее планирование, кон-

троль, самоуправление и др.

Ставка на сотрудничество, на развитие инициативы и са-

модеятельности работников потребовала от менеджера про-

явления новых качеств. Обязанности руководителя стали

сложными и многообразными. Он разрабатывает стратегию

развития производства, определяет цели и задачи в деятель-

ности предприятия, планирует как текущие, так конечные ре-

зультаты работы предприятия, организует и корректирует эффек-

тивную работу всех подчиненных, информирует, контролирует и

поощряет действия работников, устанавливает с ними доброжела-

тельные отношения, заботится о их профессиональном росте, сти-

мулирует их активность и ответственное отношение к своим обя-

занностям.

Сложность профессиональных функций руководителя тре-

бует наличия у него целого ряда деловых и нравственных ка-

честв. Прежде всего важнейшим профессиональным качеством

менеджера является компетентность, позволяющая ему быстро

принимать правильные решения, даже при отсутствии должной

информации. Другим важным качеством является способность

правильно обрабатывать полученную информацию и уметь про-

гнозировать пути дальнейшего развития деловой жизни.

Следующим существенным качеством руководителя явля-

ется способность к оправданному риску, когда в условиях де-

фицита информации должны приниматься взвешенные решения,

исключающие поспешные и необдуманные действия. Большое

значение для успешного руководства имеет уверенность в себе,

основанная на умении владеть собой, критически оценивать соб-

ственные недостатки и своевременно исправлять допущенные

ошибки.

Большую роль в деятельности руководителя оказывают

организаторские способности, дающие ему возможность наи-

более правильно расставить своих подчиненных и мобилизо-

вать их на успешное решение поставленных задач, проявляя

при этом деловитость, распорядительность и даже жесткость,

если это необходимо для выхода из сложившейся неблагопри-

ятной для предприятия ситуации.

Для того, чтобы быть признанным лидером и иметь попу-

лярность и пользоваться уважением среди подчиненных руково-

дитель должен иметь соответствующие нравственные качества.

Прежде всего ему должно быть присуще чувство долга и от-

ветственности при выполнении своих профессиональных обя-

занностей, он должен быть честным, правдивым и справедли-

вым по отношению к своим подчиненным.

Руководитель должен быть общительным и коммуникабель-

ным, проявлять уважение, внимательность и готовность помочь

всем, кто нуждается в этом. Он должен иметь чувство собственного

достоинства, быть порядочным, искренним и обаятельным человеком,

не лишенным чувства юмора. Его внешность должна располагать к

себе, ему должны быть присущи хорошие манеры, интеллигентность и

элегантность, живая и яркая речь, отсутствие педантизма и навязчи-

вости. Он также должен уметь владеть собой, быть стресоустойчи-

ным, сильным и терпеливым человеком.

Во многом сходные черты личности имеют также люди, занима-

ющиеся деятельностью в сфере экономики. Экономическая деятель-

ность субъекта протекает в сфере хозяйственных отношений, возни-

кающих между людьми в процессе производства и потребления в ус-

ловиях рынка и предпринимательства.

Центральной фигурой в хозяйственных отношениях в усло-

виях рынка является предприниматель (бизнесмен), который яв-

ляется посредником между производителем и потребителем. Ос-

новные параметры в деятельности предпринимателя: опреде-

ление наиболее выгодной сферы деятельности в условиях рын-

ка, ведение переговоров с производителями и торгующими

организациями, заключение сделок, сохранение коммерческой

тайны, сбор информации о деятельности конкурентов, прогно-

зирование ситуации на рынке и т.д.

Предпринимательство является особой сферой человечес-

кой деятельности. Одни считают, что предпринимателями мо-

гут быть все люди, другие - что это удел избранных, что нужно

иметь предпринимательскую “жилку” и обладать особыми де-

ловыми качествами. Действительно, предприниматель должен

иметь ряд психических свойств, которые дадут ему успешно осу-

ществлять коммерческую деятельность. К этим свойствам мож-

но отнести: компетентность, дающую ему возможность хорошо

ориентироваться в различных сферах хозяйственной деятельно-

сти, широту мышления, позволяющую правильно определить в

какой сфере рыночных отношений можно получить наибольшую

прибыль, богатое воображение, помогающее видеть перспекти-

ву в коммерческой деятельности, творческое мышление, даю-

щее ему возможность по новому, более продуктивно вести пред-

принимательство, интуитивное мышление, позволяющее избе-

жать “подводных камней” в предпринимательской деятельнос-

ти, склонность к риску и т.д.

Кроме этого предпринимателю должны быть присущи такие

коммуникативные качества как общительность, лояльность, уступ-

чивость, внимательность, способность располагать к себе людей,

вызывать у них доверие, умение организовывать и мобилизовать

своих сотрудников на достижение высоких результатов в их дея-

тельности.

Отношение общества к предпринимателю скорее негатив-

ное, чем позитивное. В нем часто видят спекулянта, дельца,

собственника, стяжателя, эгоиста, способного на преступле-

ние ради выгоды и т.д. В то же время предприниматель выгля-

дит в своих собственных глазах положительно как преуспе-

вающий человек, неординарный, волевой, удачливый, риско-

вый, предприимчивый и т.п.

Что побуждает человека стать предпринимателем, каки-

ми мотивами он руководствуется? Основными мотивами, ко-

торые побуждают человека стать предпринимателем, являют-

ся: интерес к деятельности предпринимателя, желание реали-

зовать себя как личность, стремление самостоятельно вести

собственное дело, стремление к накоплению и к “шикарной

жизни”, желание выделиться среди остальной массы людей,

зависть к удачливым предпринимателям и т.д.

Предприниматель является необходимым субъектом в ры-

ночных отношениях, но смотрят на него в обществе часто отри-

цательно. Это объясняется тем, что предпринимательство пред-

полагает получение прибыли и в погоне за нею предпринимате-

ли устанавливают монополию, взвинчивают цены, рекламиру-

ют и стараются часто сбыть недоброкачественные товары, объе-

диняются с криминальными элементами и совершают экономи-

ческие преступления, расправляются с конкурентами, нечестно

ведут себя при заключении сделок и т.д. Кроме того некоторые

из них ведут недостойный образ жизни, пренебрежительно отно-

сятся к другим людям, обособляются от общества, создавая раз-

личного рода клубы, проводят время в игорных домах, ночных

заведениях, ресторанах и т.д.

Наряду с экономической многих людей привлекает поли-

тическая деятельность. Люди, занимающиеся политикой, осу-

ществляют связь между обществом, экономикой, государ-

ством и властью. Политические деятели - это функционеры,

т.е. люди, проявляющие политическую активность, имеющие склон-

ность к политической работе и способные осуществлять полити-

ческую пропаганду среди населения.

Политическая активность начинает проявляться у челове-

ка под влиянием возникшего интереса к политической жизни обще-

ства и в связи с желанием принять активное участие в ней. Полити-

ческая работа осуществляется профессионалами, т.е. лицами, кото-

рые состоят на службе у государства, в правительственных учрежде-

ниях, в армии, в политических партиях и различного рода политичес-

ких объединениях. Их деятельность специально направляется, рег-

ламентируется, оплачивается и оценивается соответствующими вла-

стными структурами в зависимости от достижения политических

результатов.

Продуктом политической деятельности в идеале является

создание такой системы власти, которая может обеспечить нор-

мальное существование всех членов общества. Для этого власть

должна регулировать, контролировать и прогнозировать экономи-

ческую, политическую, социальную и культурно-образовательную

деятельность всех субъектов, образующих государственную сис-

тему власти.

Главной целью политики государства является благосос-

тояние народа, его экономическое благополучие, здоровое пси-

хическое и физическое состояние, высокая нравственность и об-

щее процветание во всех сферах жизни.

Политическая жизнь общества является динамичной. Она

то повышается, то понижается, а иногда застывает на одном

уровне. Так как общество по своему социальному составу нео-

днородно, то отдельные группы людей всегда недовольны поли-

тикой власти и стараются настроить, посредством пропаганды

основную массу людей против существующего режима. Если

стоящие у власти политики не выполняют своих предвыборных

обещаний, то их противники стараются скомпрометировать пра-

вительство, а те в свою очередь их. В результате политическая

борьба обостряется, начинается “война компроматов”, облива-

ние “грязью”, обвинение в мыслимых и в немыслимых грехах

политических противников. Все это делается для того, чтобы

привлечь на свою сторону основную массу избирателей.

Отношение населения к политическим идеям, как отмеча-

ют исследователи, часто лишено всякого здравого смысла. Иногда

народ с восторгом встречал гибельные впоследствии реформы и от-

вергал целесообразные преобразования. Это объясняется тем, что

народ как большой доверчивый ребенок иногда начинал верить в те

воздушные замки, которые обещали построить бессовестные поли-

тики. А так как новые политики, приведшие к власти, не имели опыта

в управлении государством и чувствовали, что недолго продержатся

у власти начинали заботиться не о народе, а о своих собственных

интересах и как всякие временщики окружали себя нечистоплотны-

ми коррумпированными людьми, падким до наживы. Действитель-

ное процветание народа происходят только в том случае, когда к вла-

сти приходит честные, высокоодаренные политики, а не интриганты,

которые заботятся только о собственном благополучии, а не о благе

народа.

Популярность политика, его рейтинг зависит от того как

оценивает общество его политические проекты, способы их осу-

ществления и его личные качества. Очень часто оценка челове-

ка как политика бывает более высокой, по сравнению с оценкой

его как личности. Профессиональные качества политика тесно

связаны с особенностями его личности. Выбирая политику в ка-

честве основной сферы деятельности человек так не рискует,

как ни в одном виде труда. В случае неудачи его ждет полити-

ческая смерть и негативная историческая оценка его деятель-

ности и личности. Зато в случае успеха он остается в памяти

людей как видный исторический деятель.

Труд политика является очень сложным и напряженным и

поэтому часто имеет стрессовый характер. Основная задача в

деятельности политика заключается в том, чтобы удержать об-

щество в состоянии психологической и политической стабиль-

ности. Для этого политик должен уметь правильно оценивать

состояние общества и применять наиболее целесообразные ме-

тоды управления. В противном случае психологическое и по-

литическое состояние общества дестабилизируется и в стра-

не начинается смута, мятежи и революция.

Для того, чтобы политик мог эффективно осуществлять

свою деятельность он должен иметь целый ряд профессиональ-

ных качеств, он должен быть энергичным, компетентным в по-

литике человеком, иметь высокую выдержку и самообладание,

уметь осуществлять самоконтроль и саморегуляцию, непрерывно

совершенствовать свою личность и свои деловые качества.

Отношение общества к политикам неоднозначно. Очень

мало таких политиков, которые имели бы положительную оцен-

ку и как общественные деятеля и как личности, в большинстве

случаев у многих из них была противоречивая оценка их политичес-

кой деятельности. С одной стороны они способствовали развитию

общества, а с другой стороны их методы правления принесли неис-

числимые страдания народу. Были и такие политики, которые своими

эгоистическими действиями разоряли страну и вызывали экономи-

ческую и духовную деградацию общества.

Среди всех видов деятельности особое место занимает педаго-

гический труд. От того как поставлено образование в стране зависит

подготовка молодежи к жизни, к труду. В современном обществе че-

ловек без образования не может заниматься никакой более или менее

сложной деятельностью и не может занять достойное место в обще-

стве.

Образованный человек - это культурный, духовно богатый,

морально воспитанный и компетентный во всех сферах жизни

человек. Если правительство не заботиться о развитии системы

образования в своей стране, то она становится отсталой, а её

народ малокультурным и невежественным. В систему образо-

вания входят: начальная и средняя школа, профессиональные учи-

лища, техникумы, колледжи, лицеи, высшие учебные заведения,

институты повышения квалификации и т.д.

Каждое учебное заведение ставит своей задачей обучение и

воспитание учащихся, которое должно обеспечить формирова-

ние образованной и высоко нравственной личности. К сожале-

нию часто главное внимание уделяется обучению, в результате

чего формируется однобокая личность “интеллектуала” с дефек-

тами в нравственном и духовном плане.

В настоящее время с целью преодоления этого недостатка

возникла идея о гуманизации образования, которая предполага-

ет смещение акцента с обучения на формирование личности уча-

щихся. В связи с тем, что формирование личности происходит

под влиянием социального фактора, то новый подход к обуче-

нию предполагает переход от индивидуальных форм обучения к

кооперативным. При такой форме обучения ученики не конкурируют и

не соревнуются друг с другом, а сотрудничают и оказывают помощь

своим товарищам. Кооперативные группы, которые создаются с этой

целью, функционируют не только в учебное, но и во внеучебное вре-

мя.

Совместное обучение способствует формированию навы-

ков социального общения, в процессе которого у каждого члена груп-

пы возникает чувство доверия, уважения, привязанности и любви

друг к другу.

Педагогическая деятельность является сложной и трудной.

Она связана с большим нервно-психическим напряжением и тре-

бует от педагога проявления целого ряда профессиональных и

моральных качеств. В процессе педагогической деятельности

возникают все время проблемные ситуации, для выхода из ко-

торых педагог должен уметь применить специальные знания и

умения. Прежде всего педагог должен быть хорошим психоло-

гом, способным понять в каком психическом состоянии нахо-

дятся учащиеся и что от них можно ожидать.

Деятельность педагога является творческой, так как усло-

вия, в которых он работает, все время изменяются и требуют от

него применения все время новых приемов и способов обучения

и воспитания. Для того, чтобы успешно осуществлять педаго-

гическую деятельность педагог должен иметь хорошо развитые

дидактические, организаторские и коммуникативные способно-

сти.

Дидактические способности обеспечивают хорошее знание

учебного материала и умение применять наиболее эффективные

приемы обучения учащихся. Организаторские способности дают

возможность преподавателю наиболее рационально организовы-

вать индивидуальную и групповую учебную и внеучебную дея-

тельность учащихся, планировать, направлять и контролировать

все их действия. Коммуникативные способности позволяют пе-

дагогу устанавливать доброжелательные отношения с учащи-

мися, правильно осуществлять педагогическое общение, соче-

тать требовательность с уважительным отношением к учащим-

ся, соблюдать такт, проявлять чуткость и внимательность во

взаимоотношениях с ними.

Кроме того педагогу должны быть присущи такие высоко-

нравственные качества как доброта, честность, правдивость, справед-

ливость, любовь к детям, преданность своей профессии и др. Большое

значение в педагогической деятельности имеют волевые качества

педагога такие как выдержка, самообладание, терпеливость, настой-

чивость и упорство.

Таковы основные профессиональные качества, которые дол-

жен иметь субъект для того, чтобы успешно заниматься одним из

выше рассмотренных видов деятельности: управленческой, коммер-

ческой, политической, педагогической.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.156 сек.