КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональные качества личности
Человеческая деятельность сложна и многообразна. Суще- ствует множество различных видов деятельности, которыми дол- жны заниматься люди для того, чтобы общество жило и разви- валось. Конкретный вид деятельности, которым может занимать- ся человек для того, чтобы принести пользу обществу и проявить себя как личность, называется профессией. Существует огромное количество профессий, благодаря ко- торым каждый человек может принимать активное участие в раз- нообразных сферах жизнедеятельности общества. Одни профес- сии связаны с производительным трудом, другие - с обслужива- нием, третьи - с управлением, четвертые - с экономикой, пятые - с политикой, шестые - со сферой образования и т.д. Все профессии, связанные с производственным трудом, имеют свои специфические особенности и все они предъявля- ют определенные требования к человеку и к тем условиям, в которых протекает его деятельность. Но есть одно требова- ние, которое предъявляют все профессии - это надежность. Надежными должны быть все орудия труда, приборы, ап- параты и предметы, которыми пользуется человек данной профессии, надежными должны быть все психофизические свойства и качества его личности. Проблема надежности возникла давно, но особенно актуальной она стала в индустриальном обществе, так как отсутствие надежнос- ти в работе человека и машины приводила к браку, к поломкам и даже к человеческим жертвам. Надежность профессиональной деятельно- сти человека зависит от способности его точно и безошибочно выпол- нять свои профессиональные обязанности в определенное время и в заданных условиях. В результате специально проведенных исследований были изучены психологические механизмы надежности профессиональ- ной деятельности, которые как оказалось связаны с определен- ными внутренними и внешними факторами, обусловленными осо- бенностями психики человека и условиями, в которых осуще- ствляется его профессиональная деятельность. Одним из основных психологических механизмов, обеспе- чивающих безошибочное и своевременное выполнение профес- сиональной деятельности, является способность к самоконтро- лю и к его совершенствованию. Самоконтроль - это способность личности правильно оценивать выполнение профессиональной де- ятельности, своевременно замечать и устранять допущенные ошибки. Осуществляться самоконтроль может только в том слу- чае, если известно, что должно контролироваться и по какому эталону это должно делаться. Если нечетко указаны эти пара- метры, то самоконтроль затрудняется и личность не может сво- евременно установить в какой мере совпадает то, что должно быть с тем, что имеет место. Совершенствование самоконтроля предполагает непрерывное стремление овладевать наиболее эф- фективными приемами и способами выполнения профессиональ- ной деятельности. Способность к самоконтролю и его совершенствованию не- разрывно связана с таким свойством личности как ответствен- ность, которая проявляется в том, что человек старается так осуществлять свое профессиональную деятельность, чтобы при- нести наибольшую пользу обществу. Безответственный человек халатно относится к своим обязанностям, допускает просчет в своей деятельности и тем самым наносят вред самому себе и другим людям. Ответственность может быть профессиональной, нравствен- ной и правовой. В современных профессиях деловые и нравствен- ные качества являются взаимосвязанными. Одним из важнейших ус- ловий проявления ответственности является чувство долга и сове- сти, под влиянием которых человек старается добросовестно вы- полнять свои профессиональные обязанности вопреки тем личным желаниям, которые противоречат требованиям общества. От чув- ства долга во многом зависит надежность профессиональной дея- тельности специалиста. Другим качеством личности, от которого зависит надежность профессиональной деятельности является дис- циплинированность, которая предполагает сознательное и доброволь- ное подчинение личности требованиям общества и её способность самостоятельно и добросовестно выполнять свои обязанности. Таковы наиболее общие профессиональные качества, которые должны быть у каждого человека, занимающегося какой-либо дея- тельностью. В то же время каждая профессия предполагает нали- чие специальных качеств, необходимых для успешного её осуще- ствления. Одной из престижных профессий, привлекающих внимание молодежи, является профессия менеджера, т.е. человека, занято- го управлением людьми в процессе производства. Необходи- мость этой профессии связана с наличием коллективных форм труда. Первоначально главное внимание в этой профессии от- водилось надзорной и распределительной функции администра- тора. В настоящее время эффективность трудовой деятельности стали связывать не только с материальными стимулами, но и с психологическими и социальными факторами. В связи с этим уп- равление стало рассматриваться не только как администриро- вание, но и как сотрудничество руководителей с работниками. При таком подходе некоторые функции администрации стали передаваться непосредственным исполнителям, такие как, напри- мер, корректировка норм выработки, текущее планирование, кон- троль, самоуправление и др. Ставка на сотрудничество, на развитие инициативы и са- модеятельности работников потребовала от менеджера про- явления новых качеств. Обязанности руководителя стали сложными и многообразными. Он разрабатывает стратегию развития производства, определяет цели и задачи в деятель- ности предприятия, планирует как текущие, так конечные ре- зультаты работы предприятия, организует и корректирует эффек- тивную работу всех подчиненных, информирует, контролирует и поощряет действия работников, устанавливает с ними доброжела- тельные отношения, заботится о их профессиональном росте, сти- мулирует их активность и ответственное отношение к своим обя- занностям. Сложность профессиональных функций руководителя тре- бует наличия у него целого ряда деловых и нравственных ка- честв. Прежде всего важнейшим профессиональным качеством менеджера является компетентность, позволяющая ему быстро принимать правильные решения, даже при отсутствии должной информации. Другим важным качеством является способность правильно обрабатывать полученную информацию и уметь про- гнозировать пути дальнейшего развития деловой жизни. Следующим существенным качеством руководителя явля- ется способность к оправданному риску, когда в условиях де- фицита информации должны приниматься взвешенные решения, исключающие поспешные и необдуманные действия. Большое значение для успешного руководства имеет уверенность в себе, основанная на умении владеть собой, критически оценивать соб- ственные недостатки и своевременно исправлять допущенные ошибки. Большую роль в деятельности руководителя оказывают организаторские способности, дающие ему возможность наи- более правильно расставить своих подчиненных и мобилизо- вать их на успешное решение поставленных задач, проявляя при этом деловитость, распорядительность и даже жесткость, если это необходимо для выхода из сложившейся неблагопри- ятной для предприятия ситуации. Для того, чтобы быть признанным лидером и иметь попу- лярность и пользоваться уважением среди подчиненных руково- дитель должен иметь соответствующие нравственные качества. Прежде всего ему должно быть присуще чувство долга и от- ветственности при выполнении своих профессиональных обя- занностей, он должен быть честным, правдивым и справедли- вым по отношению к своим подчиненным. Руководитель должен быть общительным и коммуникабель- ным, проявлять уважение, внимательность и готовность помочь всем, кто нуждается в этом. Он должен иметь чувство собственного достоинства, быть порядочным, искренним и обаятельным человеком, не лишенным чувства юмора. Его внешность должна располагать к себе, ему должны быть присущи хорошие манеры, интеллигентность и элегантность, живая и яркая речь, отсутствие педантизма и навязчи- вости. Он также должен уметь владеть собой, быть стресоустойчи- ным, сильным и терпеливым человеком. Во многом сходные черты личности имеют также люди, занима- ющиеся деятельностью в сфере экономики. Экономическая деятель- ность субъекта протекает в сфере хозяйственных отношений, возни- кающих между людьми в процессе производства и потребления в ус- ловиях рынка и предпринимательства. Центральной фигурой в хозяйственных отношениях в усло- виях рынка является предприниматель (бизнесмен), который яв- ляется посредником между производителем и потребителем. Ос- новные параметры в деятельности предпринимателя: опреде- ление наиболее выгодной сферы деятельности в условиях рын- ка, ведение переговоров с производителями и торгующими организациями, заключение сделок, сохранение коммерческой тайны, сбор информации о деятельности конкурентов, прогно- зирование ситуации на рынке и т.д. Предпринимательство является особой сферой человечес- кой деятельности. Одни считают, что предпринимателями мо- гут быть все люди, другие - что это удел избранных, что нужно иметь предпринимательскую “жилку” и обладать особыми де- ловыми качествами. Действительно, предприниматель должен иметь ряд психических свойств, которые дадут ему успешно осу- ществлять коммерческую деятельность. К этим свойствам мож- но отнести: компетентность, дающую ему возможность хорошо ориентироваться в различных сферах хозяйственной деятельно- сти, широту мышления, позволяющую правильно определить в какой сфере рыночных отношений можно получить наибольшую прибыль, богатое воображение, помогающее видеть перспекти- ву в коммерческой деятельности, творческое мышление, даю- щее ему возможность по новому, более продуктивно вести пред- принимательство, интуитивное мышление, позволяющее избе- жать “подводных камней” в предпринимательской деятельнос- ти, склонность к риску и т.д. Кроме этого предпринимателю должны быть присущи такие коммуникативные качества как общительность, лояльность, уступ- чивость, внимательность, способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие, умение организовывать и мобилизовать своих сотрудников на достижение высоких результатов в их дея- тельности. Отношение общества к предпринимателю скорее негатив- ное, чем позитивное. В нем часто видят спекулянта, дельца, собственника, стяжателя, эгоиста, способного на преступле- ние ради выгоды и т.д. В то же время предприниматель выгля- дит в своих собственных глазах положительно как преуспе- вающий человек, неординарный, волевой, удачливый, риско- вый, предприимчивый и т.п. Что побуждает человека стать предпринимателем, каки- ми мотивами он руководствуется? Основными мотивами, ко- торые побуждают человека стать предпринимателем, являют- ся: интерес к деятельности предпринимателя, желание реали- зовать себя как личность, стремление самостоятельно вести собственное дело, стремление к накоплению и к “шикарной жизни”, желание выделиться среди остальной массы людей, зависть к удачливым предпринимателям и т.д. Предприниматель является необходимым субъектом в ры- ночных отношениях, но смотрят на него в обществе часто отри- цательно. Это объясняется тем, что предпринимательство пред- полагает получение прибыли и в погоне за нею предпринимате- ли устанавливают монополию, взвинчивают цены, рекламиру- ют и стараются часто сбыть недоброкачественные товары, объе- диняются с криминальными элементами и совершают экономи- ческие преступления, расправляются с конкурентами, нечестно ведут себя при заключении сделок и т.д. Кроме того некоторые из них ведут недостойный образ жизни, пренебрежительно отно- сятся к другим людям, обособляются от общества, создавая раз- личного рода клубы, проводят время в игорных домах, ночных заведениях, ресторанах и т.д. Наряду с экономической многих людей привлекает поли- тическая деятельность. Люди, занимающиеся политикой, осу- ществляют связь между обществом, экономикой, государ- ством и властью. Политические деятели - это функционеры, т.е. люди, проявляющие политическую активность, имеющие склон- ность к политической работе и способные осуществлять полити- ческую пропаганду среди населения. Политическая активность начинает проявляться у челове- ка под влиянием возникшего интереса к политической жизни обще- ства и в связи с желанием принять активное участие в ней. Полити- ческая работа осуществляется профессионалами, т.е. лицами, кото- рые состоят на службе у государства, в правительственных учрежде- ниях, в армии, в политических партиях и различного рода политичес- ких объединениях. Их деятельность специально направляется, рег- ламентируется, оплачивается и оценивается соответствующими вла- стными структурами в зависимости от достижения политических результатов. Продуктом политической деятельности в идеале является создание такой системы власти, которая может обеспечить нор- мальное существование всех членов общества. Для этого власть должна регулировать, контролировать и прогнозировать экономи- ческую, политическую, социальную и культурно-образовательную деятельность всех субъектов, образующих государственную сис- тему власти. Главной целью политики государства является благосос- тояние народа, его экономическое благополучие, здоровое пси- хическое и физическое состояние, высокая нравственность и об- щее процветание во всех сферах жизни. Политическая жизнь общества является динамичной. Она то повышается, то понижается, а иногда застывает на одном уровне. Так как общество по своему социальному составу нео- днородно, то отдельные группы людей всегда недовольны поли- тикой власти и стараются настроить, посредством пропаганды основную массу людей против существующего режима. Если стоящие у власти политики не выполняют своих предвыборных обещаний, то их противники стараются скомпрометировать пра- вительство, а те в свою очередь их. В результате политическая борьба обостряется, начинается “война компроматов”, облива- ние “грязью”, обвинение в мыслимых и в немыслимых грехах политических противников. Все это делается для того, чтобы привлечь на свою сторону основную массу избирателей. Отношение населения к политическим идеям, как отмеча- ют исследователи, часто лишено всякого здравого смысла. Иногда народ с восторгом встречал гибельные впоследствии реформы и от- вергал целесообразные преобразования. Это объясняется тем, что народ как большой доверчивый ребенок иногда начинал верить в те воздушные замки, которые обещали построить бессовестные поли- тики. А так как новые политики, приведшие к власти, не имели опыта в управлении государством и чувствовали, что недолго продержатся у власти начинали заботиться не о народе, а о своих собственных интересах и как всякие временщики окружали себя нечистоплотны- ми коррумпированными людьми, падким до наживы. Действитель- ное процветание народа происходят только в том случае, когда к вла- сти приходит честные, высокоодаренные политики, а не интриганты, которые заботятся только о собственном благополучии, а не о благе народа. Популярность политика, его рейтинг зависит от того как оценивает общество его политические проекты, способы их осу- ществления и его личные качества. Очень часто оценка челове- ка как политика бывает более высокой, по сравнению с оценкой его как личности. Профессиональные качества политика тесно связаны с особенностями его личности. Выбирая политику в ка- честве основной сферы деятельности человек так не рискует, как ни в одном виде труда. В случае неудачи его ждет полити- ческая смерть и негативная историческая оценка его деятель- ности и личности. Зато в случае успеха он остается в памяти людей как видный исторический деятель. Труд политика является очень сложным и напряженным и поэтому часто имеет стрессовый характер. Основная задача в деятельности политика заключается в том, чтобы удержать об- щество в состоянии психологической и политической стабиль- ности. Для этого политик должен уметь правильно оценивать состояние общества и применять наиболее целесообразные ме- тоды управления. В противном случае психологическое и по- литическое состояние общества дестабилизируется и в стра- не начинается смута, мятежи и революция. Для того, чтобы политик мог эффективно осуществлять свою деятельность он должен иметь целый ряд профессиональ- ных качеств, он должен быть энергичным, компетентным в по- литике человеком, иметь высокую выдержку и самообладание, уметь осуществлять самоконтроль и саморегуляцию, непрерывно совершенствовать свою личность и свои деловые качества. Отношение общества к политикам неоднозначно. Очень мало таких политиков, которые имели бы положительную оцен- ку и как общественные деятеля и как личности, в большинстве случаев у многих из них была противоречивая оценка их политичес- кой деятельности. С одной стороны они способствовали развитию общества, а с другой стороны их методы правления принесли неис- числимые страдания народу. Были и такие политики, которые своими эгоистическими действиями разоряли страну и вызывали экономи- ческую и духовную деградацию общества. Среди всех видов деятельности особое место занимает педаго- гический труд. От того как поставлено образование в стране зависит подготовка молодежи к жизни, к труду. В современном обществе че- ловек без образования не может заниматься никакой более или менее сложной деятельностью и не может занять достойное место в обще- стве. Образованный человек - это культурный, духовно богатый, морально воспитанный и компетентный во всех сферах жизни человек. Если правительство не заботиться о развитии системы образования в своей стране, то она становится отсталой, а её народ малокультурным и невежественным. В систему образо- вания входят: начальная и средняя школа, профессиональные учи- лища, техникумы, колледжи, лицеи, высшие учебные заведения, институты повышения квалификации и т.д. Каждое учебное заведение ставит своей задачей обучение и воспитание учащихся, которое должно обеспечить формирова- ние образованной и высоко нравственной личности. К сожале- нию часто главное внимание уделяется обучению, в результате чего формируется однобокая личность “интеллектуала” с дефек- тами в нравственном и духовном плане. В настоящее время с целью преодоления этого недостатка возникла идея о гуманизации образования, которая предполага- ет смещение акцента с обучения на формирование личности уча- щихся. В связи с тем, что формирование личности происходит под влиянием социального фактора, то новый подход к обуче- нию предполагает переход от индивидуальных форм обучения к кооперативным. При такой форме обучения ученики не конкурируют и не соревнуются друг с другом, а сотрудничают и оказывают помощь своим товарищам. Кооперативные группы, которые создаются с этой целью, функционируют не только в учебное, но и во внеучебное вре- мя. Совместное обучение способствует формированию навы- ков социального общения, в процессе которого у каждого члена груп- пы возникает чувство доверия, уважения, привязанности и любви друг к другу. Педагогическая деятельность является сложной и трудной. Она связана с большим нервно-психическим напряжением и тре- бует от педагога проявления целого ряда профессиональных и моральных качеств. В процессе педагогической деятельности возникают все время проблемные ситуации, для выхода из ко- торых педагог должен уметь применить специальные знания и умения. Прежде всего педагог должен быть хорошим психоло- гом, способным понять в каком психическом состоянии нахо- дятся учащиеся и что от них можно ожидать. Деятельность педагога является творческой, так как усло- вия, в которых он работает, все время изменяются и требуют от него применения все время новых приемов и способов обучения и воспитания. Для того, чтобы успешно осуществлять педаго- гическую деятельность педагог должен иметь хорошо развитые дидактические, организаторские и коммуникативные способно- сти. Дидактические способности обеспечивают хорошее знание учебного материала и умение применять наиболее эффективные приемы обучения учащихся. Организаторские способности дают возможность преподавателю наиболее рационально организовы- вать индивидуальную и групповую учебную и внеучебную дея- тельность учащихся, планировать, направлять и контролировать все их действия. Коммуникативные способности позволяют пе- дагогу устанавливать доброжелательные отношения с учащи- мися, правильно осуществлять педагогическое общение, соче- тать требовательность с уважительным отношением к учащим- ся, соблюдать такт, проявлять чуткость и внимательность во взаимоотношениях с ними. Кроме того педагогу должны быть присущи такие высоко- нравственные качества как доброта, честность, правдивость, справед- ливость, любовь к детям, преданность своей профессии и др. Большое значение в педагогической деятельности имеют волевые качества педагога такие как выдержка, самообладание, терпеливость, настой- чивость и упорство. Таковы основные профессиональные качества, которые дол- жен иметь субъект для того, чтобы успешно заниматься одним из выше рассмотренных видов деятельности: управленческой, коммер- ческой, политической, педагогической.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |