КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самопознание и самооценка личности
Для того, чтобы человек мог изменять окружающий мир и совершенствовать себя, он должен познавать свою личность и правильно оценивать себя и свои возможности. Познание чело- веком самого себя является очень сложным и длительным про- цессом. Оно начинается с раннего детского возраста и продол- жается всю жизнь по мере развития и изменения физических и психических функций организма. Сначала человек познает свои внешние особенности, срав- нивает их с особенностями других людей, в результате чего у него формируется представление о своем внешнем облике. За- тем на основе самонаблюдения и рефлексии у него возникает система знаний о своих внутренних психических свойствах. На основе сложившихся представлений и знаний о своей личности у человека возникает сложное психическое образование, которое получило название “образа - Я”. В структуре образа “Я” можно выделить три основных ком- понента: когнитивный (познавательный), поведенческий и эмоциональ- ный. Познавательный компонент включает в себя представления и знания о своей внешности, об особенностях своего телосложения, а также понятие о внутренних психических свойствах своей личности. В поведенческий компонент входят представления и знания об особен- ностях своих движений и действий, о двигательных навыках и умени- ях, о привычных формах поведения, о совершаемых поступках и т.п. В эмоциональный компонент входят переживаемые личностью эмоции и чувства, в которых проявляется отношение к самой себе: самокритич- ность, самоуважение, собственное достоинство, скромность, застен- чивость, совестливость, стыдливость и т.п. В образе “Я” закреплены механизмы управления личностью, ее действиями, поступками, психическими процессами и состояниями. На основе функционирования образа “Я” человек осуществляет самоконт- роль и саморегуляцию поведения среди людей. Закрепившийся в определенный период жизни образ “Я” на- зывается “реальным” или “сиюминутным” образом “Я”. В свя- зи с тем, что личность все время изменяется и развивается, то ориентиром, направляющим ее развитие является “идеальный” образ “Я”. В этом образе отражены такие свойства и качества, которые являются для личности самыми желаемыми и притяга- тельными. Наряду с образом “Я” в когнитивной психологии было опи- сано особое образование, получившее название “Я” - схемы или “Я” - концепции. В “Я” - концепцию входят такие значимые све- дения о своей личности как имя и фамилия, имена своих близких, знания об особенностях своего и их характера, понятие о жиз- ненных целях и ценностных ориентирах, осознание своих потреб- ностей и мотивов поведения и т.п. “Я” - концепция может изме- няться по мере того как личность заново осознает себя в насто- ящее время и какой она может стать в будущем. На основе образа “Я” и “Я” - концепции формируется са- мооценка личностью своих качеств, которая определяет ее от- ношение к самой себе и к окружающим людям. В самооценке зафиксирована степень принятия личностью, присущих ей свойств, которые определяют ее поведение наедине с собой и в обществе. Самооценка личности, как и оценка личности другого че- ловека, по мнению Дж. Келли (основоположника когнитивного подхода к изучению личности) осуществляется на основе познания “конструк- тов”, присущих каждому человеку. Личностные конструкты - это мо- дели или идеи, отражающие личностные свойства людей. Все конст- рукты имеют альтернативный характер. В них зафиксированы сход- ные и контрастные черты личности. Например: “умный - глупый”, “хо- роший - плохой”, “дружелюбный - враждебный”. Конструктов у человека имеется большое количество. Все они взаимосвязаны и соподчинены. От сложности конструктов зависит самопознание и оценка себя и других людей. Человек, имеющий четко отдифференцированные конструкты легко может отличить себя от других людей, оценить свои и их личностные свойства, предсказать свое поведение и поведение других людей. Человек, не обладающий четкой конструктивной системой, не в состоянии это сделать. Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возмож- ностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятель- ности. От правильности самооценки своих возможностей зависит уровень притязаний личности. Установлено, что самооценка и притязания личности могут быть адекватными и неадекватны- ми. При адекватной оценке уровень притязаний является нор- мальным и личность добивается успеха в том виде деятельнос- ти, которая соответствует ее возможностям, благодаря чему у нее все время сохраняется самоуважение. При неадекватной самооценке уровень притязаний может быть заниженным или завышенным. При заниженном уровне при- тязаний личность недооценивает свои возможности и берется за такую деятельность, которая заведомо может быть выполнена. Всякая более сложная деятельность ею отвергается. При завы- шенном уровне притязаний личность переоценивает свои возмож- ности и берется за такую деятельность, которая ей не под силу, хотя она субъективно считает, что справится с нею. В связи с недооценкой или переоценкой своих свойств и воз- можностей у личности начинает проявляться или комплекс не- полноценности или комплекс превосходства. При наличии ком- плекса неполноценности личность теряет самоуважение и у нее начинает проявляться робость, стеснительность, неуверенность и другие отрицательные качества. При наличии комплекса пре- восходства самоуважение сначала необоснованно раздуто и личность проявляет самоуверенность, зазнайство, высокомерие и презритель- ное отношение к окружающим. Но по мере того, как сама личность, да и окружающие люди, начинают понимать, что дело, за которое взялся человек, ему не под силу и все его претензии являются необоснован- ными, он вместо того, чтобы отказаться от них упрямо продолжает стоять на своем. Но поскольку окружающие, видя беспомощность его действий, начинают противодействовать ему, он начинает проявлять нетерпимость, озлобленность, агрессивность и мстительность. Убе- дившись в своем крахе он приходит в подавленное состояние, замыка- ется и теряет самоуважение. Однако ни одна личность не может нормально существовать в таком состоянии. Она должна обязательно восстановить самоуваже- ние. Американский психолог У. Джемс еще в начале ХХ в. предложил формулу сохранения самоуважения. успех. Самоуважение = притязания Согласно этой формуле самоуважение сохраняется, если ус- пех соответствует уровняю притязаний. Если успех не соответ- ствует уровню притязаний, то самоуважение нарушается. Для того, чтобы его восстановить надо или добиться, чтобы успех соответствовал уровню притязаний или снизить уровень притя- заний. Только при этом условии личность может сохранить свое душевное спокойствие, продолжать нормально жить, совершен- ствоваться и развиваться.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |