Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самопознание и самооценка личности




Для того, чтобы человек мог изменять окружающий мир и

совершенствовать себя, он должен познавать свою личность и

правильно оценивать себя и свои возможности. Познание чело-

веком самого себя является очень сложным и длительным про-

цессом. Оно начинается с раннего детского возраста и продол-

жается всю жизнь по мере развития и изменения физических и

психических функций организма.

Сначала человек познает свои внешние особенности, срав-

нивает их с особенностями других людей, в результате чего у

него формируется представление о своем внешнем облике. За-

тем на основе самонаблюдения и рефлексии у него возникает

система знаний о своих внутренних психических свойствах. На

основе сложившихся представлений и знаний о своей личности у

человека возникает сложное психическое образование, которое

получило название “образа - Я”.

В структуре образа “Я” можно выделить три основных ком-

понента: когнитивный (познавательный), поведенческий и эмоциональ-

ный. Познавательный компонент включает в себя представления и

знания о своей внешности, об особенностях своего телосложения, а

также понятие о внутренних психических свойствах своей личности. В

поведенческий компонент входят представления и знания об особен-

ностях своих движений и действий, о двигательных навыках и умени-

ях, о привычных формах поведения, о совершаемых поступках и т.п. В

эмоциональный компонент входят переживаемые личностью эмоции и

чувства, в которых проявляется отношение к самой себе: самокритич-

ность, самоуважение, собственное достоинство, скромность, застен-

чивость, совестливость, стыдливость и т.п.

В образе “Я” закреплены механизмы управления личностью, ее

действиями, поступками, психическими процессами и состояниями. На

основе функционирования образа “Я” человек осуществляет самоконт-

роль и саморегуляцию поведения среди людей.

Закрепившийся в определенный период жизни образ “Я” на-

зывается “реальным” или “сиюминутным” образом “Я”. В свя-

зи с тем, что личность все время изменяется и развивается, то

ориентиром, направляющим ее развитие является “идеальный”

образ “Я”. В этом образе отражены такие свойства и качества,

которые являются для личности самыми желаемыми и притяга-

тельными.

Наряду с образом “Я” в когнитивной психологии было опи-

сано особое образование, получившее название “Я” - схемы или

“Я” - концепции. В “Я” - концепцию входят такие значимые све-

дения о своей личности как имя и фамилия, имена своих близких,

знания об особенностях своего и их характера, понятие о жиз-

ненных целях и ценностных ориентирах, осознание своих потреб-

ностей и мотивов поведения и т.п. “Я” - концепция может изме-

няться по мере того как личность заново осознает себя в насто-

ящее время и какой она может стать в будущем.

На основе образа “Я” и “Я” - концепции формируется са-

мооценка личностью своих качеств, которая определяет ее от-

ношение к самой себе и к окружающим людям. В самооценке

зафиксирована степень принятия личностью, присущих ей

свойств, которые определяют ее поведение наедине с собой и в

обществе.

Самооценка личности, как и оценка личности другого че-

ловека, по мнению Дж. Келли (основоположника когнитивного подхода

к изучению личности) осуществляется на основе познания “конструк-

тов”, присущих каждому человеку. Личностные конструкты - это мо-

дели или идеи, отражающие личностные свойства людей. Все конст-

рукты имеют альтернативный характер. В них зафиксированы сход-

ные и контрастные черты личности. Например: “умный - глупый”, “хо-

роший - плохой”, “дружелюбный - враждебный”.

Конструктов у человека имеется большое количество. Все они

взаимосвязаны и соподчинены. От сложности конструктов зависит

самопознание и оценка себя и других людей. Человек, имеющий четко

отдифференцированные конструкты легко может отличить себя от

других людей, оценить свои и их личностные свойства, предсказать

свое поведение и поведение других людей. Человек, не обладающий

четкой конструктивной системой, не в состоянии это сделать.

Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возмож-

ностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятель-

ности.

От правильности самооценки своих возможностей зависит

уровень притязаний личности. Установлено, что самооценка и

притязания личности могут быть адекватными и неадекватны-

ми. При адекватной оценке уровень притязаний является нор-

мальным и личность добивается успеха в том виде деятельнос-

ти, которая соответствует ее возможностям, благодаря чему у

нее все время сохраняется самоуважение.

При неадекватной самооценке уровень притязаний может

быть заниженным или завышенным. При заниженном уровне при-

тязаний личность недооценивает свои возможности и берется за

такую деятельность, которая заведомо может быть выполнена.

Всякая более сложная деятельность ею отвергается. При завы-

шенном уровне притязаний личность переоценивает свои возмож-

ности и берется за такую деятельность, которая ей не под силу,

хотя она субъективно считает, что справится с нею.

В связи с недооценкой или переоценкой своих свойств и воз-

можностей у личности начинает проявляться или комплекс не-

полноценности или комплекс превосходства. При наличии ком-

плекса неполноценности личность теряет самоуважение и у нее

начинает проявляться робость, стеснительность, неуверенность

и другие отрицательные качества. При наличии комплекса пре-

восходства самоуважение сначала необоснованно раздуто и личность

проявляет самоуверенность, зазнайство, высокомерие и презритель-

ное отношение к окружающим. Но по мере того, как сама личность,

да и окружающие люди, начинают понимать, что дело, за которое взялся

человек, ему не под силу и все его претензии являются необоснован-

ными, он вместо того, чтобы отказаться от них упрямо продолжает

стоять на своем. Но поскольку окружающие, видя беспомощность его

действий, начинают противодействовать ему, он начинает проявлять

нетерпимость, озлобленность, агрессивность и мстительность. Убе-

дившись в своем крахе он приходит в подавленное состояние, замыка-

ется и теряет самоуважение.

Однако ни одна личность не может нормально существовать в

таком состоянии. Она должна обязательно восстановить самоуваже-

ние.

Американский психолог У. Джемс еще в начале ХХ в.

предложил формулу сохранения самоуважения.

успех. Самоуважение = притязания

Согласно этой формуле самоуважение сохраняется, если ус-

пех соответствует уровняю притязаний. Если успех не соответ-

ствует уровню притязаний, то самоуважение нарушается. Для

того, чтобы его восстановить надо или добиться, чтобы успех

соответствовал уровню притязаний или снизить уровень притя-

заний. Только при этом условии личность может сохранить свое

душевное спокойствие, продолжать нормально жить, совершен-

ствоваться и развиваться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.