Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды речи как средство общения и орудие мышления




Речевая деятельность может осуществляться человеком как

на основе воспроизведения речевых образов во внешнем, так и во

внутреннем плане. В связи с этим принято различать внешнюю и

внутреннюю речь. Внешняя речь адресована к другим людям, внут-

ренняя - к самому себе. Внешняя речь может быть устной и пись-

менной. Посредством этих видов речи люди общаются между со-

бой, обмениваются информацией, воздействуют друг на друга.

Устная речь осуществляется посредством воспроизведения

звуковых образов слов. Устная речь может быть монологичес-

кой, диалогической и эгоцентрической. Монологическая и диа-

логическая речь обращены к другим людям, эгоцентрическая - к

самому себе.

Монологическая речь является самым сложным видом уст-

ной речи. Она адресована, как правило, к группе слушателей, ее

предметом является определенная тема. Для того, чтобы тема

была раскрыта, монологическая речь должна быть развернутой,

четкой, ясной, логически последовательной и доступной для вос-

приятия слушателей. Монологическая речь заранее планирует-

ся и подготавливается. Она сопровождается вспомогательными

неязыковыми средствами (мимикой, жестами, интонацией, пау-

зами), которые дают возможность ввести в монологическую речь до-

полнительную информацию и более понятно раскрыть ее содержание.

Монологическая речь может осуществляться в форме рассказа, док-

лада, лекции. Посредством монологической речи сообщается опреде-

ленная информация, формируются взгляды у слушателей на те или

другие явления, вызывается определенное отношение к объектам, со-

бытиям и людям, формируется установка осуществлять определен-

ные действия и поступки в соответствии с усвоенными принципами и

идеалами.

Монологическая речь является одним из важнейших средств

осуществления педагогической деятельности учителем. Косноя-

зычный учитель не может успешно осуществлять обучение и вос-

питание учащихся. Каждый учитель должен совершенствовать и

развивать свое речевое мастерство, для чего должен активно ов-

ладевать системой навыков и умений речевого искусства.

Диалогическая речь представляет собой более простой вид

устной речи, так как она предполагает активное речевое обще-

ние между несколькими людьми, находящимися в определенной

ситуации. Поскольку ее тема связана с ситуацией, то каждое

высказывание собеседников определяется предыдущими репли-

ками и имеет, в связи с этим, контекстуальный характер.

Диалогическая речь является свернутой, заполненной пау-

зами, восклицаниями, мимикой и жестами. Кроме того она очень

экспрессивна, эмоциональна и динамична. Для того, чтобы диа-

лог поддерживался, надо не только понятно, четко и ясно гово-

рить, но и уметь слушать партнера. Это было очень хорошо под-

мечено М.Ю. Лермонтовым в его произведении “Герои нашего

времени”. Печорин, от имени которого идет повествование, пи-

шет, что с Грушницким невозможно было разговаривать, так

как он не слушал собеседника и отвечал не на его реплики, а на

свои собственные мысли.

Диалогическая речь может протекать в форме разговора и

беседы. Целью разговора может являться желание обменяться

мнениями, высказать свое отношение к партнеру и другим лю-

дям, узнать их отношение к самому себе, сообщить какие-то све-

дения и т. п. Тема разговора и количество партнеров может все

время меняться. Разговор может продолжаться длительное вре-

мя, если он ведется свободно, доверительно, душевно. В против-

ном случае он быстро прекращается. В разговоре проявляется лич-

ность человека, его взгляды, убеждения, намерения, отношение к жиз-

ни, его мечты и идеалы. Иногда человек говорит одно, а думает и

делает другое. За его красивыми словами прячется эгоизм, индивиду-

ализм, жадность и подлая сущность его души. Так в рассказе Оскара

Уальда “Преданный друг” толстый мельник уверял маленького Ган-

са, что он его самый верный и преданный друг, что он только и думает

о его благе. На самом же деле он его нещадно эксплуатировал, а ма-

ленький Ганс, дорожа его дружбой, не смел отказаться от выполнения

его эгоистических требований, которые становились все более жесто-

кими. В конце-концов маленький Ганс, вынужденный пойти ночью под

проливным дождем без фонаря, так как толстый мельник пожалел дать

ему новый фонарь, за доктором для его больного сына попал в болото

и погиб.

Специально осуществляемый диалог, направленный на об-

суждение какой-либо определенной темы называется беседой. В

зависимости от темы и цели беседа может быть бытовой, дидак-

тической, этической, эстетической, диагностической и терапев-

тической. Каждая беседа выполняет свою задачу. Бытовая бе-

седа направлена на получение информации прагматического ха-

рактера, на обсуждение событий и явлений, имеющих утилитар-

ное значение. Дидактическая беседа широко применяется в учеб-

ном процессе с целью сообщения учащимся учебного материа-

ла, изучения предметов и явлений, текстов и наглядных посо-

бий, а также для закрепления усвоенных знаний, выяснения сте-

пени их понимания. Этическая беседа применяется для формиро-

вания нравственных взглядов и убеждений, моральных качеств

и свойств личности, для предотвращения безнравственных по-

ступков и поведения, для поощрения высокогуманных действий

и устремлений. Эстетическая беседа дает возможность сформи-

ровать понятия о прекрасном и безобразном, возвышенном и

низменном, о трагическом и комическом, вызвать эстетические

чувства при восприятии произведений искусства и картин при-

роды, вызвать восхищение о действиях героев и негодование к

силам зла, погубивших их. Диагностическая беседа дает возмож-

ность установить степень нарушения психических функций,

выявить пути их восстановления, понять причины их возникно-

вения. Терапевтическая беседа помогает осознать характер психичес-

ких расстройств, выявить условия их возникновения, помочь избавиться

от навязчивых мыслей и чувств, создать условия для восстановления

нормальных психических функций.

Письменная речь, так же как и устная, является одним из

видов внешней речи. Осуществляется она посредством воспро-

изведения и восприятия графических образов слов, которые яв-

ляются продуктом трансформации звуковых и моторных обра-

зов слов. Письменная речь может быть адресована как к конк-

ретному человеку, так и вообще ко всем людям.

Человек, осуществляющий письменную речь, не имеет кон-

такта с людьми, к которым она обращена, и не знает как она

будет восприниматься и оцениваться ими. Для того, чтобы со-

держание письменной речи было правильно воспринято, необхо-

димо уметь в развернутой форме описывать его. Это также свя-

зано и с тем обстоятельством, что письменная речь лишена вся-

ких дополнительных средств сообщения информации, как это

имеет место в устной речи. В то же время возможность работать

над письменной речью неограниченное время, изменять и пере-

делывать изложение ее содержания, является большим ее пре-

имуществом, по сравнению с устной речью.

Письменная речь оказывает огромное влияние как на жизнь

всего общества, так и на отдельного человека. Она дает возмож-

ность каждому человеку приобщиться к мировой культуре, усво-

ить общечеловеческие ценности, необходимые для формирования

его духовного мира. Через многие столетия и даже тысячелетия

доходят до нас идеи Сократа и Платона, Иисуса Христа и его

апостолов, Шекспира и Пушкина, Лермонтова и Л. Толстого.

Письменная речь излагается, как правило, в форме опреде-

ленного текста. Для правильного восприятия и понимания тек-

ста имеет большое значение его структура и характеристика.

Характеристика может быть внешняя и внутренняя. Внешняя ха-

рактеристика зависит от формы изложения текста, его структу-

ры и объема. Внутренняя характеристика связана со смысловым

содержанием текста, которое включает в себя теоретические по-

ложения, факты, их анализ и отношение к ним. Понимание тек-

ста связано с его интерпретацией, в основе которой лежит слож-

ная мыслительная деятельность. Существует несколько видов

интерпретации: эмпирико-наглядная, теоретико-наглядная, теоретико-

эмпирическая, теоретико-семантическая.

Динамика понимания текста имеет в своей основе систему

умственных операций: ориентировка в тексте, структурирование мате-

риала (смысловое разграничение, установление системы информации,

семантическое взвешивание), переконструирование (переход от внеш-

ней структуры к внутренней), свертывание и развертывание информа-

ции. Существуют внутренние и внешние причины непонимания текста:

внутренние причины имеют психологический характер: низкий уровень

развития интеллекта читателя, пассивность и неэкономичность его мыш-

ления, несформированность операционных основ чтения, неумение орга-

низовать чтение и т. п. Внешние причины связаны с особенностями тек-

ста: сложность текста, его громоздкость, несовершенство описания его

содержания, отсутствие логики изложения и т. п.

Как видим, письменная речь даёт возможность развить интел-

лектуальные способности, стать образованным и духовно богатым

человеком, познать природу и общество, быть в курсе всех событий,

происходящих в мире.

Внутренняя речь является особым видом речевой деятельности.

В отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к са-

мому себе. В связи с этим она осуществляется во внутреннем плане и

существует в форме мыслей и моторных образов слов, которые возни-

кают в результате скрытых речевых движений артикуляционного ап-

парата, исследованием которых занимался А.Н. Соколов.

Внутренняя речь может предшествовать внешней речи (устной и

письменной) и являться фазой планирования при ее осуществлении.

Структура внутренней речи имеет существенные особенности, по срав-

нению с внешней. Поскольку она обращена к самому себе, то нет на-

добности в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда

внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может

существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов,

несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет че-

ловек во внутренней речи отличаются от слов внешней речи, тем что

они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами.

На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и

духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и

убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и веро-

вания.

Рассуждая сам с собой, человек убеждается в истинности или

ложности своих духовных ценностей, осуждает или оправдывает са-

мого себя, пытается понять смысл жизни, принимает решение, как жить

дальше, чему верить, каким следовать идеалам и какие цели ставить.

Словом, внутренняя речь - это “голос совести” человека, это внутрен-

ний голос, который удерживает его от аморальных поступков, от осу-

ществления низменных желаний и влечений, от использования сомни-

тельных средств для достижения своих целей.

Посредством внутренней речи личность, осуществляя самовну-

шение, вызывает у себя определенные желания и стремления, настра-

ивает свою душевную жизнь на определенный лад, стремится про-

явить твердость духа, непоколебимость своих взглядов, верований,

планов, решений, убеждений. На основе внутренне речи осуществля-

ется аутогенная тренировка, благодаря которой человек приобретает

такие психические качества и физические состояния, которые страст-

но желал бы иметь у себя. Под влиянием самовнушения личность

может проявить такую силу духа, что казалось бы это превосходит

все возможности и ресурсы человеческой психики.

В качестве доказательства можно привести множество приме-

ров. Вот один из них. Это случилось в древнем Риме в IV веке до н. э.

Этрусский царь Порсена, видя каким могущественным становится Рим,

решил уничтожить его. С этой целью он собрал огромное войско и

напал на Рим. Римляне отбили штурм войск Порсены. Тогда он решил

взять город осадой. Шло время, а римляне не думали сдаваться. Тог-

да Порсена приказал воинам схватить во время очередного штурма

кого-нибудь из защитников города. В их руки попал молодой римлянин

Муций. Его привели к царю. Порсена стал спрашивать у Муция о том,

какие потери несут римляне, много ли еще осталось воинов, хватает

ли оружия, на сколько времени хватит продовольствия, где они берут

воду и, самое главное, собираются ли они сдаваться. Муций стоял и не

отвечал на вопросы Порсены. Увидев это, Порсена сказал Муцию, что

если он добровольно не ответит на все вопросы, то скажет все под

пыткой. При этом показал на костер, где лежали раскаленные орудия

пыток, и на палача у костра. Услышав эти слова, Муций посмотрел на

Порсену, потом на костер, подошел к нему и положил на костер правую

руку. Она стала гореть и обугливаться. Увидев это, изумленный Пор-

сена воскликнул: “Остановись юноша. Я все понял!” Он позвал воинов

и велел им отвести Муция на то место, где его схватили и отпустить

его. Что понял Порсена? Он понял, что ему никогда не взять Рим, так

как его защищают такие сильные духом люди, как Муций. Порсена

снял осаду и ушел со своим войском. Рим был спасен. Муций остался

живым, но лишился правой руки и получил прозвище - Муций Сцевола,

т. е. Муций леворукий.

Наряду с внешней и внутренней речью существует так называе-

мая эгоцентрическая речь, которая занимает промежуточное место

между ними. По форме своего существования ее можно отнести к

внешней речи, так как она может проявляться или в форме устного

высказывания, или в письменном виде, но в отличие от внешней речи

она обращена не к другим людям, а к самому себе. Эгоцентрическая

речь проявляется и у детей, и у взрослых. Дети во время игры часто

начинают говорить вслух, фиксируя последовательность совершаемых

ими действий. Взрослые тоже начинают рассуждать вслух, когда у

них возникают в процессе осуществления умственных или практичес-

ких действий какие-либо затруднения. Эгоцентрическая речь широко

применяется при подготовке к устному выступлению с целью предва-

рительного проговаривания его содержания и наиболее правильного

подбора и применения языковых средств. Применяется она также и

для закрепления усвоенной информации и для письменного фиксирова-

ния событий, мыслей, чувств и всего сокровенного, что происходит в

духовном мире человека. Эти записи ведутся в форме дневника и имеют

сугубо личный характер.

Все виды речи связаны между собой, между ними существу-

ют переходы и превращения одного вида в другой. Чаще всего

внутренняя речь переходит во внешнюю, так как она является

фазой планирования устной и особенно письменной речи. Эти

переходы являются очень сложными и не всегда осуществляют-

ся легко и свободно. Это связано с трудностями перехода от внут-

ренней к внешней речи, структура и форма проявления которой

коренным образом отличается от последней. Внутренняя речь

существует на основе моторных образов слов, в то время как

устная речь проявляется в виде звуковых образов слов, а пись-

менная - в виде графических образов.

Для того, чтобы перейти от внутренней речи к внешней, надо из-

менить структуру высказывания и найти новые формы выражения ее

содержания. Для этого надо перейти от сжатого и свернутого во внут-

ренней речи высказывания к развернутому, повествовательному выска-

зыванию, понятному для других людей. Но это не всегда удается. Изве-

стно, например, какие муки испытывает человек, пытаясь найти наибо-

лее подходящие слова для выражения своих мыслей, знаний, чувств и

других психических состояний. Очень часто ученик испытывает боль-

шие затруднения, когда ему надо раскрыть научное понятие или объяс-

нить то или иное явление, описать события и т. п. В этих случаях учени-

ки часто говорят, что они понимают и знают содержание того, что они

должны выразить, но не могут этого сделать, так как не находят нуж-

ных слов. Это так называемые муки слова, которые имеют место не

только у учеников, но и у взрослых людей.

Связь между всеми видами речи, их переходы и превращения

объясняется тем, что речь является необходимым компонентом

всех видов человеческой деятельности: психической, познаватель-

ной, практической, теоритической, коммуникативной. В то же

время каждый вид речи выполняет прежде всего присущую ей

функцию и связям с определенным видом деятельности. Внешняя

речь выполняет преимущественно коммуникативную функцию,

так как благодаря ей люди общаются между собой, передают свой

опыт и знания, высказывают свои мысли, желания, чувства, на-

мерения, воздействуют друг на друга, планируют и осуществля-

ют совместную деятельность. Внутренняя речь является орудием

мышления. На ее основе осуществляется теоретическая, интел-

лектуальная деятельность, направленная на решение проблем и

задач, на создание гипотез, концепций и теорий. На основе внут-

ренней речи создается и существует субъективный духовный мир

личности, ее взгляды, верования, убеждения, идеалы, мировоззре-

ние, моральные установки и нравственные принципы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.