Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление




Мышление является высшим интеллектуальным познава-

тельным процессом. Оно дает возможность познавать такие

предметы и явления, которые не могут быть непосредственно

восприняты органами чувств. Благодаря мышлению человек

может проникнуть в микромир и макромир, познать законы, на

основе которых возникают и существуют все предметы и явле-

ния на земле и в космосе. Познание законов посредством мыш-

ления возможно потому, что оно отражает предметы и явления в

связях и отношениях. Характерной особенностью мышления, в

отличие от других познавательных процессов, является то, что

оно отражает обобщенно и опосредствовано все, что происхо-

дит в окружающем мире и в самом человеке.

Мышление - это процесс обобщенного и опосредствованно-

го отражения предметов и явлений в их связях и отношениях,

познание нового, неизвестного. Окружающий нас мир не явля-

ется случайным нагромождением разнообразных предметов и яв-

лений, а представляет собой гармоничное и цельное мироздание,

где все воспринимаемые и невоспринимаемые явления связаны

закономерными связями и отношениями. Для того, чтобы познать

цельную картину мира человек должен уметь мыслить. Мыс-

лить это значит познавать новое, неизвестное, находить связи и

отношения между неизвестным и известным, открывать общие

законы, присущие всем предметам и явлениям.

Возможность для обобщенного познания заложена в самом

мироздании, так как все предметы и явления имеют общие свой-

ства и качества, а их бытие обусловлено общими законами су-

ществования.

Познать общее, существенное непосредственно невозмож-

но, так как оно является внутренней сущностью объекта. По-

этому человек должен был научиться это делать опосредство-

ванно, т. е. применять с этой целью специально создаваемые им

1 Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М. 1968.

устройства в виде орудий труда, различных приборов и аппаратов. Воз-

действуя ими на окружающий мир человек стал познавать внутрен-

нюю сущность предметов и явлений, открывать законы их существо-

вания и, используя их, создавать целенаправленно объекты с заданны-

ми свойствами и качествами.

Результаты опосредствованного познания стали закрепляться

в форме мыслей, отражающих в обобщенном и отвлеченном виде су-

щественные свойства и качества, связи и закономерности, присущие

предметам и явлениям. Мысли - это обобщенные и отвлеченные зна-

ния, существующие в сознании человека в форме разнообразных идей,

наполненных абстрактным содержанием.

Человеческое мышление - это речевое мышление. Мысль

заключена в смысловом содержании слова. Кроме слова мысли-

тельная деятельность стала опосредствоваться также знаками

и символами, обозначающими реальную действительность. Та-

ким образом, мыслительная деятельность человека стала опос-

редствоваться различными устройствами, а также словами и раз-

нообразными символами и знаками.

Хотя мышление выходит за рамки чувственного познания,

но оно не может оторваться от него, так как оно оперирует не

только образами натуральных предметов и явлений, но и обра-

зами слов, символов и знаков, обозначающих объекты внешне-

го мира.

Мышление является сложным интеллектуальным процессом,

на основе которого осуществляется не только познавательная, но

и практическая и теоретическая деятельность. В зависимости от

того, что и как познается, и какими средствами решаются прак-

тические и теоретические задачи, выделяют три вида мышления:

наглядно-действенное, образное и словесно-логическое.

Самым простым видом мышления, который стал применять

человек, является наглядно-действенное мышление. Оно дало воз-

можность человеку познавать связи и отношения между воспри-

нимаемыми предметами при решении практических задач посред-

ством осуществления разнообразных движений и действий. Этот

вид мышления широко применяется при изготовлении самых раз-

нообразных материальных объектов. Наглядно-действенное

мышление начинает функционировать уже у детей дошкольно-

го возраста, которые строят сооружения из песка, лепят фигур-

ки, делают куклы и т. д.

На основе наглядно-действенного мышления начинает фун-

кционировать образное мышление. Научившись практически дей-

ствовать с предметами человек затем может действовать с ними

в уме, оперируя их образами. Теперь образное мышление может пред-

шествовать наглядно-действенному и проявляться как фаза его плани-

рования. Недаром говорят: “Прежде чем что-то сделать, сначала поду-

май”. Подумать - это значит представить, что и как надо сделать и

какие результаты будут получены.

Образное мышление применяется во всех видах деятельно-

сти, особенно, когда они имеют творческий характер. Особенно широ-

кое применение оно находит в изобразительном искусстве, в литера-

турном и техническом творчестве.

Наиболее сложным видом мышления является словесно-ло-

гическое мышление. Оно стало функционировать с появлением

сначала устной, а потом и письменной речи. Этот вид мышления

стал обслуживать не только практическую, но и теоретическую

деятельность. С появлением словесно-логического мышления

процесс познания стал приобретать обобщенный и отвлеченный

характер. Человек получил возможность отражать не только

внешние, но и внутренние связи между предметами и явлениями,

познавать их сущность и закономерность. Теперь знания стали

приобретать не только практический, но и научный характер.

Все виды мышления направлены на познание связей и отно-

шений между объектами, которые отражаются в сознании посред-

ством практической и интеллектуальной деятельности. Нагляд-

но-действенный интеллект отражает непосредственно восприни-

маемые связи и отношения между свойствами и качествами объек-

тов и теми действиями, которые совершает человек по отноше-

нию к ним. Поэтому данный вид мышления называют сенсо-мо-

торным или практическим интеллектом. Образный интеллект на-

правлен на познание связей и отношений между объектами, кото-

рые отражаются в сознании в форме образов, в которых заключе-

на мысль как о реальных, так и воображаемых отношениях меж-

ду предметами и явлениями. Словесно-логический интеллект опе-

рирует мыслями, в которых связи и отношения отражены в обоб-

щенном и отвлеченном виде в словах, знаках и символах.

В последнее время внимание психологов стал привлекать

эмоциональный интеллект, который оказывает большое влия-

ние на познавательную, практическую и коммуникативную де-

ятельность. Особенно большую роль этот интеллект играет в

межличностных отношениях.

Эмоциональный интеллект направлен на осознание и регу-

лирование эмоциональных отношений, возникающих между

субъектами в процессе совместной жизни и деятельности. В свя-

зи с этим эмоциональный интеллект можно рассматривать как про-

цесс осмысления существующих и устанавливающихся новых эмоци-

ональных связей и отношений между субъектами, осуществляющими

совместное бытие, поведение и деятельность в определенном социо-

культурном пространстве.

Все виды интеллекта функционируют в единстве. Причем

ведущую роль в каждом виде мышления играет словесно-логи-

ческий интеллект, благодаря которому все связи и отношения осмыс-

ливаются и становятся объектом сознательной умственной деятель-

ности человека.

Словесно-логическое мышление оперирует отвлеченными

мыслями, которые возникают на основе суждений, умозаключе-

ний и понятий.

Суждение - это мысль о предмете, его свойствах и качествах,

о связи его с другими предметами, о их наличии или отсутствии.

В суждениях закреплены, посредством слов, результаты прак-

тической и познавательной деятельности. Суждения могут быть

истинными и ложными, утвердительными и отрицательными, еди-

ничными и общими.

Высказывая суждения мы рассуждаем о предметах и явлени-

ях, находим в них что-то общее, в результате чего у нас появля-

ются новые знания, которые существуют теперь в форме умозак-

лючений. Умозаключение - это вывод, полученный из нескольких

суждений в результате их сопоставления. Существует два вида

умозаключений: индуктивное и дедуктивное умозаключение.

Индуктивное умозаключение - это общий вывод, получен-

ный в результате сопоставления целого ряда единичных сужде-

ний. Например, осенью утки, гуси, скворцы, грачи, дрозды и мно-

гие другие птицы улетают в южные страны, а весной возвраща-

ются на свои места. Они перелетные птицы. На основе индук-

тивных умозаключений человек получает достоверные научные

знания обобщенного характера.

Дедуктивное умозаключение - это частный вывод о пред-

мете или явлении, сделанный на основе сопоставления единич-

ного и общего суждения. Например, так как ель, как и все хвой-

ные деревья, имеет листья в форме иголок, то она хвойное дере-

во. Дедуктивные умозаключения дают возможность человеку

применять общие отвлеченные знания для познания сущности от-

дельных предметов и явлений.

На основе суждений и умозаключений формируются поня-

тия об объектах внешнего и внутреннего мира. Понятие - это

мысль об общих, существенных и специфических признаках пред-

метов и явлений и о их связях с другими явлениями. Например, ощу-

щение - сенсорный познавательный процесс, отражающий в сознании

человека отдельные свойства и качества объектов при их непосред-

ственном действии на органы чувств. Оперируя понятиями человек

получает возможность познавать законы объективного и субъектив-

ного мира, не имея возможности непосредственно воспринимать их.

Полученные посредством словесно-логического мышления зна-

ния являются истинными, убедительными, доказательными и непро-

тиворечивыми. Словесно-логическое мышление связано с наглядно-

действенным и образным мышлением, опирается на них и, в свою оче-

редь, делает полученные на их основе знания логически обоснованны-

ми и достоверными. У взрослого человека все три вида мышления

функционируют в единстве, достигают высокого уровня развития и

обеспечивают успешное выполнение разнообразных видов практичес-

кой и теоретической деятельности.

Все три вида мышления могут осуществляться стандартно и не-

стандартно. Стандартное мышление функционирует стереотипно, опе-

рируя одними и теми же, ранее сложившимися, приемами и способами

умственной и практической деятельности. Нестандартное, т. е. твор-

ческое мышление, характеризуется новыми подходами при решении

мыслительных и практических задач и применением необычных средств

и способов познания мира.

По существу необходимость в применении мышления, как

высшего познавательного процесса, появляется только тогда,

когда надо получить новые знания или найти необычные спосо-

бы решения какой-либо сложной задачи. В обычной же ситуации

человек опирается на восприятие и память, используя накоплен-

ный опыт для осуществления стандартных форм поведения и

деятельности.

Творческое мышление начинает функционировать только

при наличии проблемной ситуации, которая таит в что-то но-

вое, неизвестное, и для выхода из которой нужно применить но-

вые, необычные способы и средства.

Познание нового, неизвестного может осуществляться толь-

ко на основе применения сложных умственных действий, направ-

ленных на получение новых знаний, объясняющих природу и спо-

собы существования неизвестного явления. Познать неизвест-

ное можно только через известное, уже познанное человеком. Не-

известное существует среди известных человеку предметов и

явлений. Посредством умственных действий он стремится ус-

тановить связи и отношения, которые существуют между неиз-

вестным и известным. Найдя их человек может понять, что это

за объект, чем он похож на другие объекты, чем он отличается от них,

каковы его существенные и несущественные признаки и к какой кате-

гории объектов его можно отнести.

Основными умственными действиями, которые приме-

няются в процессе познания нового, неизвестного, являются:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретиза-

ция.

Анализ - умственное действие, направленное на мысленное

расчленение познаваемого объекта на составные элементы, ча-

сти, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами,

особенностями и т. п. В основе анализа лежат внешние гности-

ческие действия, которые совершает субъект, исследуя предмет

или явление: рассматривает его, ощупывает, прислушивается,

если он издает звук, пробует на вкус, нюхает запах.

Синтез - умственное действие, посредством которого

субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в пре-

жних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь

может существовать между ними и как они взаимодействуют.

Анализ и синтез тесно связаны между собой. В процессе по-

знания субъект переходит от анализа к синтезу, а от него снова

к анализу. Это дает возможность более полно познать как от-

дельные части объекта, так и его строение в целом.

Сравнение - умственное действие, направленное на сопостав-

ление познаваемого объекта с другими предметами, с целью ус-

тановить его сходство или различие с ними. Легко обнаружить

сходство между похожими объектами и очень трудно - между про-

тивоположными, и наоборот. При помощи сравнения устанавли-

ваются внешние связи между неизвестным объектом с уже извес-

тными предметами. Благодаря этому субъект может хотя бы при-

близительно понять, что собой представляет познаваемый объект.

Обобщение - умственное действие, направленное на по-

знание общего признака, присущего целому классу объектов.

Обобщение дает возможность установить связь неизвестного

объекта с известными на основе наличия общего признака,

свойственного им.

Общий признак может быть существенным и несуще-

ственным. Несущественный общий признак может быть лег-

ко обнаружен, так как он находится на поверхности объекта

и является его внешним признаком. Познание общих несуще-

ственных признаков осуществляется посредством сравнения,

которое дает возможность найти сходные признаки. Однако,

обобщение по сходным признакам может привести к ошибкам

в процессе познания, когда объект причисляют к такому классу, куда

он не относится. Так, сначала полагали, что кит - это рыба, так как

его внешнее строение одинаково как и у других рыб. В действи-

тельности, как оказалось, кит - это не рыба, а млекопитающее жи-

вотное.

Общий существенный признак - это внутренний признак, который

имеет мало заметное внешнее проявление. Для того, чтобы его обна-

ружить надо совершить такое умственное действие, которое дало бы

возможность отвлечься от несущественных признаков и выделить внут-

ренний существенный признак. Это достигается посредством специ-

ального интеллектуального действия, которое называется абстраги-

рованием или абстракцией.

Абстракция - умственное действие, посредством которого вы-

деляется общий существенный признак в познаваемом объекте и

игнорируются все другие несущественные признаки. Познание об-

щего существенного признака при помощи абстракции возможно

только опосредствованным путем с применением специальных при-

боров и аппаратов, с использованием соответствующих методик

научного исследования.

Выделенный и изученный существенный признак может быть

обнаружен и у других объектов, относящихся к данной катего-

рии. Умственное действие, направленное на обнаружение у конк-

ретного объекта общего существенного признака, выделенного

раннее посредством абстракции, называется конкретизацией.

Мышление, как и любое психическое явление, имеет у каж-

дого человека свои индивидуальные особенности. У одних луч-

ше функционирует наглядно-действенное мышление, направлен-

ное на решение практических задач, в связи с чем у них проявля-

ется практический тип мышления. У других ведущую роль иг-

рает образное мышление и соответственно проявляется образ-

ный тип мышления. У третьих преобладает словесно-логичес-

кое мышление и имеет место логический тип мышления.

Одни мыслят стереотипно, шаблонно, другие - творчески.

Отсюда возможен как стереотипный, так и творческий тип мыш-

ления. Особенно большое значение в психическом развитии че-

ловека имеет творческое мышление. Существует целый ряд при-

знаков, характеризующих творческий тип мышления.

Самостоятельность мышления является одним из важней-

ших признаков творческого ума. Люди с творческим типом мыш-

ления всегда стремятся проявить самостоятельность в познава-

тельной деятельности, никогда не довольствуются достигнутым,

всегда в поиске новых решений, в создании новых оригиналь-

ных идей, гипотез и концепций. Самостоятельность мышления прояв-

ляется в интеллектуальной независимости, в оригинальности и нео-

бычности подхода к познанию нового, неизвестного.

Широта мышления предполагает наличие у творчески

мыслящего человека глубоких и разносторонних знаний, уме-

ний и навыков, дающих возможность проявлять творчество в раз-

личных областях знаний.

Гибкость и критичность мышления проявляется в способности

критически подойти к результатам умственной деятельности, увидеть

неправильный ход мыслей, изменить стратегию познавательной дея-

тельности, подойти к изучению объекта под новым углом зрения, при-

менить более продуктивные приемы и способы его познания.

Быстрота и находчивость мышления связана с умением быстро

находить единственно верное решение неотложных задач, а при нали-

чии необычной ситуации проявить находчивость для наиболее правиль-

ного выхода из нее.

Таковы наиболее важные характеристики основных интеллек-

туальных познавательных процессов: памяти, воображения и мыш-

ления.

Литература.

Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980.

Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. - М.,

1983.

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М., 1973.

Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.

Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994.

Общая психология. - М., 1986.

Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

Розет И.М. Психология фантазии. - Минск, 1977.

Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М., 1977.

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.

Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.

Глава 10. Речь и психические процессы

Основные понятия: язык, речь, механизм речи, внешняя речь,

внутренняя речь, устная речь, эгоцентрическая речь, письмен-

ная речь, монологическая речь, диалогическая речь, речь как

средство общения и орудие мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.