КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мышление
Мышление является высшим интеллектуальным познава- тельным процессом. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Благодаря мышлению человек может проникнуть в микромир и макромир, познать законы, на основе которых возникают и существуют все предметы и явле- ния на земле и в космосе. Познание законов посредством мыш- ления возможно потому, что оно отражает предметы и явления в связях и отношениях. Характерной особенностью мышления, в отличие от других познавательных процессов, является то, что оно отражает обобщенно и опосредствовано все, что происхо- дит в окружающем мире и в самом человеке. Мышление - это процесс обобщенного и опосредствованно- го отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного. Окружающий нас мир не явля- ется случайным нагромождением разнообразных предметов и яв- лений, а представляет собой гармоничное и цельное мироздание, где все воспринимаемые и невоспринимаемые явления связаны закономерными связями и отношениями. Для того, чтобы познать цельную картину мира человек должен уметь мыслить. Мыс- лить это значит познавать новое, неизвестное, находить связи и отношения между неизвестным и известным, открывать общие законы, присущие всем предметам и явлениям. Возможность для обобщенного познания заложена в самом мироздании, так как все предметы и явления имеют общие свой- ства и качества, а их бытие обусловлено общими законами су- ществования. Познать общее, существенное непосредственно невозмож- но, так как оно является внутренней сущностью объекта. По- этому человек должен был научиться это делать опосредство- ванно, т. е. применять с этой целью специально создаваемые им 1 Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М. 1968. устройства в виде орудий труда, различных приборов и аппаратов. Воз- действуя ими на окружающий мир человек стал познавать внутрен- нюю сущность предметов и явлений, открывать законы их существо- вания и, используя их, создавать целенаправленно объекты с заданны- ми свойствами и качествами. Результаты опосредствованного познания стали закрепляться в форме мыслей, отражающих в обобщенном и отвлеченном виде су- щественные свойства и качества, связи и закономерности, присущие предметам и явлениям. Мысли - это обобщенные и отвлеченные зна- ния, существующие в сознании человека в форме разнообразных идей, наполненных абстрактным содержанием. Человеческое мышление - это речевое мышление. Мысль заключена в смысловом содержании слова. Кроме слова мысли- тельная деятельность стала опосредствоваться также знаками и символами, обозначающими реальную действительность. Та- ким образом, мыслительная деятельность человека стала опос- редствоваться различными устройствами, а также словами и раз- нообразными символами и знаками. Хотя мышление выходит за рамки чувственного познания, но оно не может оторваться от него, так как оно оперирует не только образами натуральных предметов и явлений, но и обра- зами слов, символов и знаков, обозначающих объекты внешне- го мира. Мышление является сложным интеллектуальным процессом, на основе которого осуществляется не только познавательная, но и практическая и теоретическая деятельность. В зависимости от того, что и как познается, и какими средствами решаются прак- тические и теоретические задачи, выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, образное и словесно-логическое. Самым простым видом мышления, который стал применять человек, является наглядно-действенное мышление. Оно дало воз- можность человеку познавать связи и отношения между воспри- нимаемыми предметами при решении практических задач посред- ством осуществления разнообразных движений и действий. Этот вид мышления широко применяется при изготовлении самых раз- нообразных материальных объектов. Наглядно-действенное мышление начинает функционировать уже у детей дошкольно- го возраста, которые строят сооружения из песка, лепят фигур- ки, делают куклы и т. д. На основе наглядно-действенного мышления начинает фун- кционировать образное мышление. Научившись практически дей- ствовать с предметами человек затем может действовать с ними в уме, оперируя их образами. Теперь образное мышление может пред- шествовать наглядно-действенному и проявляться как фаза его плани- рования. Недаром говорят: “Прежде чем что-то сделать, сначала поду- май”. Подумать - это значит представить, что и как надо сделать и какие результаты будут получены. Образное мышление применяется во всех видах деятельно- сти, особенно, когда они имеют творческий характер. Особенно широ- кое применение оно находит в изобразительном искусстве, в литера- турном и техническом творчестве. Наиболее сложным видом мышления является словесно-ло- гическое мышление. Оно стало функционировать с появлением сначала устной, а потом и письменной речи. Этот вид мышления стал обслуживать не только практическую, но и теоретическую деятельность. С появлением словесно-логического мышления процесс познания стал приобретать обобщенный и отвлеченный характер. Человек получил возможность отражать не только внешние, но и внутренние связи между предметами и явлениями, познавать их сущность и закономерность. Теперь знания стали приобретать не только практический, но и научный характер. Все виды мышления направлены на познание связей и отно- шений между объектами, которые отражаются в сознании посред- ством практической и интеллектуальной деятельности. Нагляд- но-действенный интеллект отражает непосредственно восприни- маемые связи и отношения между свойствами и качествами объек- тов и теми действиями, которые совершает человек по отноше- нию к ним. Поэтому данный вид мышления называют сенсо-мо- торным или практическим интеллектом. Образный интеллект на- правлен на познание связей и отношений между объектами, кото- рые отражаются в сознании в форме образов, в которых заключе- на мысль как о реальных, так и воображаемых отношениях меж- ду предметами и явлениями. Словесно-логический интеллект опе- рирует мыслями, в которых связи и отношения отражены в обоб- щенном и отвлеченном виде в словах, знаках и символах. В последнее время внимание психологов стал привлекать эмоциональный интеллект, который оказывает большое влия- ние на познавательную, практическую и коммуникативную де- ятельность. Особенно большую роль этот интеллект играет в межличностных отношениях. Эмоциональный интеллект направлен на осознание и регу- лирование эмоциональных отношений, возникающих между субъектами в процессе совместной жизни и деятельности. В свя- зи с этим эмоциональный интеллект можно рассматривать как про- цесс осмысления существующих и устанавливающихся новых эмоци- ональных связей и отношений между субъектами, осуществляющими совместное бытие, поведение и деятельность в определенном социо- культурном пространстве. Все виды интеллекта функционируют в единстве. Причем ведущую роль в каждом виде мышления играет словесно-логи- ческий интеллект, благодаря которому все связи и отношения осмыс- ливаются и становятся объектом сознательной умственной деятель- ности человека. Словесно-логическое мышление оперирует отвлеченными мыслями, которые возникают на основе суждений, умозаключе- ний и понятий. Суждение - это мысль о предмете, его свойствах и качествах, о связи его с другими предметами, о их наличии или отсутствии. В суждениях закреплены, посредством слов, результаты прак- тической и познавательной деятельности. Суждения могут быть истинными и ложными, утвердительными и отрицательными, еди- ничными и общими. Высказывая суждения мы рассуждаем о предметах и явлени- ях, находим в них что-то общее, в результате чего у нас появля- ются новые знания, которые существуют теперь в форме умозак- лючений. Умозаключение - это вывод, полученный из нескольких суждений в результате их сопоставления. Существует два вида умозаключений: индуктивное и дедуктивное умозаключение. Индуктивное умозаключение - это общий вывод, получен- ный в результате сопоставления целого ряда единичных сужде- ний. Например, осенью утки, гуси, скворцы, грачи, дрозды и мно- гие другие птицы улетают в южные страны, а весной возвраща- ются на свои места. Они перелетные птицы. На основе индук- тивных умозаключений человек получает достоверные научные знания обобщенного характера. Дедуктивное умозаключение - это частный вывод о пред- мете или явлении, сделанный на основе сопоставления единич- ного и общего суждения. Например, так как ель, как и все хвой- ные деревья, имеет листья в форме иголок, то она хвойное дере- во. Дедуктивные умозаключения дают возможность человеку применять общие отвлеченные знания для познания сущности от- дельных предметов и явлений. На основе суждений и умозаключений формируются поня- тия об объектах внешнего и внутреннего мира. Понятие - это мысль об общих, существенных и специфических признаках пред- метов и явлений и о их связях с другими явлениями. Например, ощу- щение - сенсорный познавательный процесс, отражающий в сознании человека отдельные свойства и качества объектов при их непосред- ственном действии на органы чувств. Оперируя понятиями человек получает возможность познавать законы объективного и субъектив- ного мира, не имея возможности непосредственно воспринимать их. Полученные посредством словесно-логического мышления зна- ния являются истинными, убедительными, доказательными и непро- тиворечивыми. Словесно-логическое мышление связано с наглядно- действенным и образным мышлением, опирается на них и, в свою оче- редь, делает полученные на их основе знания логически обоснованны- ми и достоверными. У взрослого человека все три вида мышления функционируют в единстве, достигают высокого уровня развития и обеспечивают успешное выполнение разнообразных видов практичес- кой и теоретической деятельности. Все три вида мышления могут осуществляться стандартно и не- стандартно. Стандартное мышление функционирует стереотипно, опе- рируя одними и теми же, ранее сложившимися, приемами и способами умственной и практической деятельности. Нестандартное, т. е. твор- ческое мышление, характеризуется новыми подходами при решении мыслительных и практических задач и применением необычных средств и способов познания мира. По существу необходимость в применении мышления, как высшего познавательного процесса, появляется только тогда, когда надо получить новые знания или найти необычные спосо- бы решения какой-либо сложной задачи. В обычной же ситуации человек опирается на восприятие и память, используя накоплен- ный опыт для осуществления стандартных форм поведения и деятельности. Творческое мышление начинает функционировать только при наличии проблемной ситуации, которая таит в что-то но- вое, неизвестное, и для выхода из которой нужно применить но- вые, необычные способы и средства. Познание нового, неизвестного может осуществляться толь- ко на основе применения сложных умственных действий, направ- ленных на получение новых знаний, объясняющих природу и спо- собы существования неизвестного явления. Познать неизвест- ное можно только через известное, уже познанное человеком. Не- известное существует среди известных человеку предметов и явлений. Посредством умственных действий он стремится ус- тановить связи и отношения, которые существуют между неиз- вестным и известным. Найдя их человек может понять, что это за объект, чем он похож на другие объекты, чем он отличается от них, каковы его существенные и несущественные признаки и к какой кате- гории объектов его можно отнести. Основными умственными действиями, которые приме- няются в процессе познания нового, неизвестного, являются: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретиза- ция. Анализ - умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, ча- сти, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т. п. В основе анализа лежат внешние гности- ческие действия, которые совершает субъект, исследуя предмет или явление: рассматривает его, ощупывает, прислушивается, если он издает звук, пробует на вкус, нюхает запах. Синтез - умственное действие, посредством которого субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в пре- жних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют. Анализ и синтез тесно связаны между собой. В процессе по- знания субъект переходит от анализа к синтезу, а от него снова к анализу. Это дает возможность более полно познать как от- дельные части объекта, так и его строение в целом. Сравнение - умственное действие, направленное на сопостав- ление познаваемого объекта с другими предметами, с целью ус- тановить его сходство или различие с ними. Легко обнаружить сходство между похожими объектами и очень трудно - между про- тивоположными, и наоборот. При помощи сравнения устанавли- ваются внешние связи между неизвестным объектом с уже извес- тными предметами. Благодаря этому субъект может хотя бы при- близительно понять, что собой представляет познаваемый объект. Обобщение - умственное действие, направленное на по- знание общего признака, присущего целому классу объектов. Обобщение дает возможность установить связь неизвестного объекта с известными на основе наличия общего признака, свойственного им. Общий признак может быть существенным и несуще- ственным. Несущественный общий признак может быть лег- ко обнаружен, так как он находится на поверхности объекта и является его внешним признаком. Познание общих несуще- ственных признаков осуществляется посредством сравнения, которое дает возможность найти сходные признаки. Однако, обобщение по сходным признакам может привести к ошибкам в процессе познания, когда объект причисляют к такому классу, куда он не относится. Так, сначала полагали, что кит - это рыба, так как его внешнее строение одинаково как и у других рыб. В действи- тельности, как оказалось, кит - это не рыба, а млекопитающее жи- вотное. Общий существенный признак - это внутренний признак, который имеет мало заметное внешнее проявление. Для того, чтобы его обна- ружить надо совершить такое умственное действие, которое дало бы возможность отвлечься от несущественных признаков и выделить внут- ренний существенный признак. Это достигается посредством специ- ального интеллектуального действия, которое называется абстраги- рованием или абстракцией. Абстракция - умственное действие, посредством которого вы- деляется общий существенный признак в познаваемом объекте и игнорируются все другие несущественные признаки. Познание об- щего существенного признака при помощи абстракции возможно только опосредствованным путем с применением специальных при- боров и аппаратов, с использованием соответствующих методик научного исследования. Выделенный и изученный существенный признак может быть обнаружен и у других объектов, относящихся к данной катего- рии. Умственное действие, направленное на обнаружение у конк- ретного объекта общего существенного признака, выделенного раннее посредством абстракции, называется конкретизацией. Мышление, как и любое психическое явление, имеет у каж- дого человека свои индивидуальные особенности. У одних луч- ше функционирует наглядно-действенное мышление, направлен- ное на решение практических задач, в связи с чем у них проявля- ется практический тип мышления. У других ведущую роль иг- рает образное мышление и соответственно проявляется образ- ный тип мышления. У третьих преобладает словесно-логичес- кое мышление и имеет место логический тип мышления. Одни мыслят стереотипно, шаблонно, другие - творчески. Отсюда возможен как стереотипный, так и творческий тип мыш- ления. Особенно большое значение в психическом развитии че- ловека имеет творческое мышление. Существует целый ряд при- знаков, характеризующих творческий тип мышления. Самостоятельность мышления является одним из важней- ших признаков творческого ума. Люди с творческим типом мыш- ления всегда стремятся проявить самостоятельность в познава- тельной деятельности, никогда не довольствуются достигнутым, всегда в поиске новых решений, в создании новых оригиналь- ных идей, гипотез и концепций. Самостоятельность мышления прояв- ляется в интеллектуальной независимости, в оригинальности и нео- бычности подхода к познанию нового, неизвестного. Широта мышления предполагает наличие у творчески мыслящего человека глубоких и разносторонних знаний, уме- ний и навыков, дающих возможность проявлять творчество в раз- личных областях знаний. Гибкость и критичность мышления проявляется в способности критически подойти к результатам умственной деятельности, увидеть неправильный ход мыслей, изменить стратегию познавательной дея- тельности, подойти к изучению объекта под новым углом зрения, при- менить более продуктивные приемы и способы его познания. Быстрота и находчивость мышления связана с умением быстро находить единственно верное решение неотложных задач, а при нали- чии необычной ситуации проявить находчивость для наиболее правиль- ного выхода из нее. Таковы наиболее важные характеристики основных интеллек- туальных познавательных процессов: памяти, воображения и мыш- ления. Литература. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980. Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. - М., 1983. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. - М., 1973. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994. Общая психология. - М., 1986. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. Розет И.М. Психология фантазии. - Минск, 1977. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М., 1977. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984. Глава 10. Речь и психические процессы Основные понятия: язык, речь, механизм речи, внешняя речь, внутренняя речь, устная речь, эгоцентрическая речь, письмен- ная речь, монологическая речь, диалогическая речь, речь как средство общения и орудие мышления.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |