КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воображение
Воображение является самым важным для творческой дея- тельности человека, но в то же время и самым загадочным позна- вательным процессом. Развитие производства, науки, техники, культуры и искусства невозможно было бы без воображения. Воображение дает возможность человеку отражать такие предметы и явления, которые не имели места в его личном опы- те, но которые существовали, существуют или будут существо- вать. Благодаря ему человек может мысленно перемещаться в пространстве и во времени, побывать в недоступных для него местах. Воображение связывает настоящее с прошлым и буду- щим, делает невозможное возможным, далекое и недоступное - дос- тупным. Воображение - это процесс создания новых образов, идей и замыслов, которые могут быть реализованы в практической и теоретической деятельности. Создание новых образов, идей, пла- нов и проектов происходит путем преобразования представле- ний и знаний о реально существующих предметах и явлениях. Если создаваемые человеком образы воображения никогда не будут реализованы в действительности, то они тогда будут фан- тастическими образами, а процесс их создания будет называть- ся фантазией. Но даже самый фантастический образ связан с ре- альной действительностью, так как он создается на основе нео- бычного сочетания элементов, взятых из представлений о пред- метах материального мира. Поэтому в сказках, былинах, ми- фах и др. сказаниях отражен в искаженном виде тот мир, в кото- ром они создавались. Воображение свойственно только человеку. Оно возникло в результате общественно-трудовой деятельности, направленной на познание и преобразование окружающего мира. Воображение иг- рает большую роль в жизни человека. Оно дает ему возмож- ность прогнозировать будущее, создавать новые планы и про- граммы, решать по-новому возникшие задачи, находить вы- ход из самых сложных ситуаций. Отсутствие воображения не позволяет даже антропоидам со- вершать целесообразные действия в новых ситуациях. Это обстоя- тельство используют жители некоторых южных стран для ловли небольших обезьян. Для этого они применяют высушенную тыкву с небольшим отверстием, на глазах у любопытных обезьян кладут в нее приманку и уходят. Обезьяна подходит к тыкве, просовывает в отверстие руку, хватает пищу и пытается вытащить ее из тык- вы, но не может. Разжать пальцы, вытащить руку и овладеть пи- щей, перевернув тыкву, она тоже не может, так как лишена вооб- ражения. Так она и попадает в руки людей. Воображение тесно связано с мышлением, благодаря кото- рому человек может правильно оценить продукты воображения, отделить фантастические образы от образов, которые могут быть реализованы в действительности. В свою очередь вообра- жение дает материал для функционирования образного мышле- ния, с помощью которого человек может выдвигать фантасти- ческие гипотезы и предположения о сущности явлений, не под- дающихся логическому объяснению. Воображение оказывает влияние на деятельность всего орга- низма человека. Под влиянием воображения изменяются психичес- кие состояния, образы, эмоции и чувства. Оно оказывает влияние на физические и физиологические процессы, на движения и действия. Во- ображение дает возможность человеку планировать свои действия, совершать их по-новому, предвидеть их целесообразность. Воображение влияет не только на поведение человека, но и на скрытые процессы, происходящие в мышцах различных частей тела. Достаточно представить, что рука сжимается как в мышцах можно зафиксировать такие же импульсы как и при реальном движении. Ес- тественно эти импульсы являются очень слабыми, но имеют те же характеристики, как и в реальных движениях. Под влиянием таких импульсов происходят невидимые сокращения мышц. Эти микродви- жения или идеомоторные акты являются подготовительной фазой для осуществления реального движения. Поэтому в спорте при трениров- ках перед выполнением упражнения спортсмен сначала проделывает его в своем воображении. Это в значительной степени улучшает ре- зультаты спортивной деятельности. Воображение оказывает влияние и на органические процессы, улуч- шая или ухудшая физическое состояние организма. Известно, что мни- тельные люди нередко находят у себя воображаемые симптомы какой- нибудь болезни и обращаются без надобности к врачу. Подобного рода явления имеют место прежде всего у людей с ярким воображением. Из- вестный психолог А.Р.Лурия1 наблюдал как у одного испытуемого темпе- ратура одной руки повышалась на 2 градуса, а на другой понижалась на 1,5 в зависимости от того, что он представлял как одной рукой он прика- сался к горячей плите, а в другой держал кусочек льда. Известны случаи, по описанию религиозных философов, когда у некоторых впечатлитель- ных верующих людей при чтении библии или слушании проповеди о том как был распят Христос на руках и ногах возникали знаки (стигматы) в виде язв, которые долго не заживали. Создание образов воображения осуществляется на основе сложной умственной деятельности, направленной на преобразо- вание представлений или их элементов в новых комбинациях. Эти умственные действия имеют специфический характер и осуществляются в виде процессов воображения, посредством которых создаются новые образы. Существует целый ряд про- цессов или приемов создания новых образов на основе анализа и синтеза представлений памяти. Одним из таких процессов является агглютинация, т.е. “скле- ивание” представлений или их частей. Посредством агглютина- ции создаются образы таких объектов, которые не существуют в реальном мире. Так создавались мифологические и сказочные об- разы: кентавра, минотавра, русалки, змея горыныча и др. Агглютинация широко применяется при создании представлений о новых технических конструкциях. Такое, например, средство передвижения как аэросани было создано на основе соединения представлений об отдельных час- тях аэроплана и саней. Другим процессом воображения является схематизация. Схе- матические образы создаются путем выделения в предметах и яв- лениях основных наиболее важных элементов в их структурах. Так, архитекторы создают проекты различных сооружений, изобре- татели- схемы механизмов и других устройств, художники- аб- страктные картины и т.п. Близким к схематизации является процесс типизации. Типи- ческие образы создаются в художественной литературе. Они со- вмещают в себе как типические черты, присущие целой категории людей, так и индивидуальные особенности литературного героя. Известен и такой прием создания образов воображения как гиперболизация. Посредством этого приема создаются новые образы путем чрезмерного преувеличения или преумень- шения представлений о реально существующих предметах. Так создаются образы: великанов, лилипутов, гномов и др. сказочных персонажей. Возможен и такой прием создания нового образа как акцен- тирование. При акцентировании подчеркивается путем преуве- личения какая-либо наиболее характерная деталь объекта. Так создаются художниками карикатуры на некоторых персонажей художественных произведений, на политических деятелей или на других известных людей, имеющих отрицательные качества лич- ности. Посредством акцентирования создаются также дружес- кие шаржи, в которых подчеркивается какая-либо особенность человека, вызывающая чувство юмора. Создание нового образа возможно также путем уподобле- ния (аналогии). Так, идея создания летательных аппаратов все- гда связывалась по аналогии с летящей птицей, создание лока- тора - по аналогии с органами, посылающими и принимающими ультразвуки дельфинами, летучими мышами и др. животными. Образы воображения могут быть созданы посредством пе- реноса реальных объектов и живых существ в такую среду, где они быть не могут. Так, был создан А. Беляевым образ Ихтиан- дра в произведении “Человек-амфибия”. Такими же фантасти- ческими сначала были идеи о человеке-водолазе, о космических кораблях, о космонавтах, выходящих в космос из корабля. Возникновение образов воображения у человека может про- исходить как преднамеренно, так и непреднамеренно. В связи с этим различают два вида воображения: преднамеренное (произволь- ное) и непреднамеренное (непроизвольное). Непреднамеренно новые образы могут возникать при пассивном состоянии человека, когда деятельность его сознания ослаблена. Так, в дремотном состоянии и во сне у человека возникают фантастичес- кие образы в виде сновидений. У душевнобольных имеют место раз- личного рода галлюцинации. Все эти образы не имеют существенного значения в жизни человека и не находят применения в его деятельности. Возника- ют они часто помимо желания человека и имеют иногда навяз- чивый характер. Преднамеренно образы воображения могут создаваться в двух целях. В одном случае их создание необходимо для осуще- ствления активной деятельности, направленной на создание но- вого предмета, необходимого для жизни. В другом случае обра- зы воображения создаются только для того, чтобы уйти от ре- альной действительности в придуманный иллюзорный мир. Та- кие фантастические образы, которые создаются человеком для того, чтобы он мог проявить себя так как ему хочется, пусть даже в вымышленной ситуации, называются грезами. Грезы, за- меняя человеку активную деятельность, относятся к пассивно- му виду воображения. Активное воображение может быть воссоздающим и твор- ческим. Воссоздающее воображение направлено на создание но- вых образов на основе словесного описания, рисунка, чертежа, схематического изображения объекта. Оно имеет огромное зна- чение в учебной деятельности. При усвоении научных знаний учащиеся должны создавать образы таких объектов которые они никогда не воспринимали. Посредством воображения учащиеся создают образы литературных героев, картины исторических событий, представления о животном и растительном мире раз- личных континентов, представления о геометрических и стерео- метрических фигурах. Для того, чтобы представления воображения соответство- вали описанию учащиеся должны уметь преобразовать представ- ления памяти так, чтобы созданных ими новый образ соответ- ствовал смыслу тех слов, посредством которых он описан. Так, при чтении поэмы А. С. Пушкин “Руслан и Людмила” у многих возникает неадекватное представление о персонажах, описан- ных следующими словами: “... там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит... избушка там на курьих ножках стоит 1 Андреев О.А. Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. - Екатеринбург, 1992. без окон, без дверей...” У многих учащихся возникает образ речной русалки, сидящей на дереве. Но как может русалка с рыбьим хвос- том, вместо ног, влезть на дерево и там сидеть? Можно, конечно, объяс- нить это тем, что сказка вымысел и в ней все возможно. Но это дале- ко не так. Слово “русалка” имеет два значения: русалка бывает реч- ная и лесная. В данном случае речь идет о лесной русалке, т. е. о птице с головой женщины. Неадекватный образ возникает и о избушке. Вместо избушки на курьих ножках, представляют из- бушку на куриных ножках. Слово “курьи ножки” когда-то обо- значало столбы, обкуренные на костре, чтобы они не гнили, на которых стояли избы на болотистых местах. Творческое воображение направлено на самостоятельное со- здание новых оригинальных образов. Оно широко используется в художественном, техническом и научном творчестве. Творче- ство необходимо и взрослым и детям. В детском возрасте на его основе создаются фантастические образы, которые являются не- редко такими же реальными для детей, как и образы, возникшие на основе восприятия. Такие же яркие образы воображения нередко возникают у людей занимающихся творчеством: у писателей, художников, музыкантов. Тургенев писал о героях романа «Отцы и дети»: «Я все эти лица рисовал как бы я рисовал грибы, листья, деревья: намазолили мне глаза и я принялся чертить». То же самое писал и Дикенс: «Я не сочиняю содержание книги, а я вижу его и записы- ваю». Гуно писал: «Я слышу пение моих героев с такой же яснос- тью, как вижу окружающие меня предметы». Образы творческого воображения могут быть реалистичес- кими и фантастическими. Реалистические образы создаются на основе творчества как в практической, так в теоретической де- ятельности. Инженеры, архитекторы, ученые, проектировщики, рационализаторы создают такие образы и идеи, которые вопло- щаясь в материальные предметы, способствуют развитию на- уки, техники, культуры и духовной жизни общества. Фантастические образы создаются писателями, учеными, ху- дожниками, скульпторами, изобретателями. Они реализуются в художественных произведениях, картинах, чертежах, проектах, скульптурах и т. д. Существуют научно-фантастические, сказоч- но-фантастические и религиозно-мистические образы. В них воп- лощены будущие достижения науки и техники, верования и чая- ния людей, их стремление реализовать свои мечты и идеалы. Особое значение в жизни человека имеет мечта. В мечтах люди создают образы желаемого будущего, к которому они стремятся. Меч- ты помогают им претворить в жизнь образы, созданные в процессе творческой деятельности. Они дают возможность человеку собрать все силы, мобилизовать все ресурсы на преодоление трудностей, воз- никших в процессе творчества.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |