Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение




Воображение является самым важным для творческой дея-

тельности человека, но в то же время и самым загадочным позна-

вательным процессом. Развитие производства, науки, техники,

культуры и искусства невозможно было бы без воображения.

Воображение дает возможность человеку отражать такие

предметы и явления, которые не имели места в его личном опы-

те, но которые существовали, существуют или будут существо-

вать. Благодаря ему человек может мысленно перемещаться в

пространстве и во времени, побывать в недоступных для него

местах. Воображение связывает настоящее с прошлым и буду-

щим, делает невозможное возможным, далекое и недоступное - дос-

тупным.

Воображение - это процесс создания новых образов, идей и

замыслов, которые могут быть реализованы в практической и

теоретической деятельности. Создание новых образов, идей, пла-

нов и проектов происходит путем преобразования представле-

ний и знаний о реально существующих предметах и явлениях.

Если создаваемые человеком образы воображения никогда не

будут реализованы в действительности, то они тогда будут фан-

тастическими образами, а процесс их создания будет называть-

ся фантазией. Но даже самый фантастический образ связан с ре-

альной действительностью, так как он создается на основе нео-

бычного сочетания элементов, взятых из представлений о пред-

метах материального мира. Поэтому в сказках, былинах, ми-

фах и др. сказаниях отражен в искаженном виде тот мир, в кото-

ром они создавались.

Воображение свойственно только человеку. Оно возникло в

результате общественно-трудовой деятельности, направленной на

познание и преобразование окружающего мира. Воображение иг-

рает большую роль в жизни человека. Оно дает ему возмож-

ность прогнозировать будущее, создавать новые планы и про-

граммы, решать по-новому возникшие задачи, находить вы-

ход из самых сложных ситуаций.

Отсутствие воображения не позволяет даже антропоидам со-

вершать целесообразные действия в новых ситуациях. Это обстоя-

тельство используют жители некоторых южных стран для ловли

небольших обезьян. Для этого они применяют высушенную тыкву

с небольшим отверстием, на глазах у любопытных обезьян кладут

в нее приманку и уходят. Обезьяна подходит к тыкве, просовывает

в отверстие руку, хватает пищу и пытается вытащить ее из тык-

вы, но не может. Разжать пальцы, вытащить руку и овладеть пи-

щей, перевернув тыкву, она тоже не может, так как лишена вооб-

ражения. Так она и попадает в руки людей.

Воображение тесно связано с мышлением, благодаря кото-

рому человек может правильно оценить продукты воображения,

отделить фантастические образы от образов, которые могут

быть реализованы в действительности. В свою очередь вообра-

жение дает материал для функционирования образного мышле-

ния, с помощью которого человек может выдвигать фантасти-

ческие гипотезы и предположения о сущности явлений, не под-

дающихся логическому объяснению.

Воображение оказывает влияние на деятельность всего орга-

низма человека. Под влиянием воображения изменяются психичес-

кие состояния, образы, эмоции и чувства. Оно оказывает влияние на

физические и физиологические процессы, на движения и действия. Во-

ображение дает возможность человеку планировать свои действия,

совершать их по-новому, предвидеть их целесообразность.

Воображение влияет не только на поведение человека, но и на

скрытые процессы, происходящие в мышцах различных частей тела.

Достаточно представить, что рука сжимается как в мышцах можно

зафиксировать такие же импульсы как и при реальном движении. Ес-

тественно эти импульсы являются очень слабыми, но имеют те же

характеристики, как и в реальных движениях. Под влиянием таких

импульсов происходят невидимые сокращения мышц. Эти микродви-

жения или идеомоторные акты являются подготовительной фазой для

осуществления реального движения. Поэтому в спорте при трениров-

ках перед выполнением упражнения спортсмен сначала проделывает

его в своем воображении. Это в значительной степени улучшает ре-

зультаты спортивной деятельности.

Воображение оказывает влияние и на органические процессы, улуч-

шая или ухудшая физическое состояние организма. Известно, что мни-

тельные люди нередко находят у себя воображаемые симптомы какой-

нибудь болезни и обращаются без надобности к врачу. Подобного рода

явления имеют место прежде всего у людей с ярким воображением. Из-

вестный психолог А.Р.Лурия1 наблюдал как у одного испытуемого темпе-

ратура одной руки повышалась на 2 градуса, а на другой понижалась на

1,5 в зависимости от того, что он представлял как одной рукой он прика-

сался к горячей плите, а в другой держал кусочек льда. Известны случаи,

по описанию религиозных философов, когда у некоторых впечатлитель-

ных верующих людей при чтении библии или слушании проповеди о том

как был распят Христос на руках и ногах возникали знаки (стигматы) в

виде язв, которые долго не заживали.

Создание образов воображения осуществляется на основе

сложной умственной деятельности, направленной на преобразо-

вание представлений или их элементов в новых комбинациях.

Эти умственные действия имеют специфический характер и

осуществляются в виде процессов воображения, посредством

которых создаются новые образы. Существует целый ряд про-

цессов или приемов создания новых образов на основе анализа и

синтеза представлений памяти.

Одним из таких процессов является агглютинация, т.е. “скле-

ивание” представлений или их частей. Посредством агглютина-

ции создаются образы таких объектов, которые не существуют в

реальном мире. Так создавались мифологические и сказочные об-

разы: кентавра, минотавра, русалки, змея горыныча и др. Агглютинация

широко применяется при создании представлений о новых технических

конструкциях. Такое, например, средство передвижения как аэросани

было создано на основе соединения представлений об отдельных час-

тях аэроплана и саней.

Другим процессом воображения является схематизация. Схе-

матические образы создаются путем выделения в предметах и яв-

лениях основных наиболее важных элементов в их структурах. Так,

архитекторы создают проекты различных сооружений, изобре-

татели- схемы механизмов и других устройств, художники- аб-

страктные картины и т.п.

Близким к схематизации является процесс типизации. Типи-

ческие образы создаются в художественной литературе. Они со-

вмещают в себе как типические черты, присущие целой категории

людей, так и индивидуальные особенности литературного героя.

Известен и такой прием создания образов воображения

как гиперболизация. Посредством этого приема создаются

новые образы путем чрезмерного преувеличения или преумень-

шения представлений о реально существующих предметах.

Так создаются образы: великанов, лилипутов, гномов и др.

сказочных персонажей.

Возможен и такой прием создания нового образа как акцен-

тирование. При акцентировании подчеркивается путем преуве-

личения какая-либо наиболее характерная деталь объекта. Так

создаются художниками карикатуры на некоторых персонажей

художественных произведений, на политических деятелей или на

других известных людей, имеющих отрицательные качества лич-

ности. Посредством акцентирования создаются также дружес-

кие шаржи, в которых подчеркивается какая-либо особенность

человека, вызывающая чувство юмора.

Создание нового образа возможно также путем уподобле-

ния (аналогии). Так, идея создания летательных аппаратов все-

гда связывалась по аналогии с летящей птицей, создание лока-

тора - по аналогии с органами, посылающими и принимающими

ультразвуки дельфинами, летучими мышами и др. животными.

Образы воображения могут быть созданы посредством пе-

реноса реальных объектов и живых существ в такую среду, где

они быть не могут. Так, был создан А. Беляевым образ Ихтиан-

дра в произведении “Человек-амфибия”. Такими же фантасти-

ческими сначала были идеи о человеке-водолазе, о космических

кораблях, о космонавтах, выходящих в космос из корабля.

Возникновение образов воображения у человека может про-

исходить как преднамеренно, так и непреднамеренно. В связи с

этим различают два вида воображения: преднамеренное (произволь-

ное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Непреднамеренно новые образы могут возникать при пассивном

состоянии человека, когда деятельность его сознания ослаблена. Так,

в дремотном состоянии и во сне у человека возникают фантастичес-

кие образы в виде сновидений. У душевнобольных имеют место раз-

личного рода галлюцинации.

Все эти образы не имеют существенного значения в жизни

человека и не находят применения в его деятельности. Возника-

ют они часто помимо желания человека и имеют иногда навяз-

чивый характер.

Преднамеренно образы воображения могут создаваться в

двух целях. В одном случае их создание необходимо для осуще-

ствления активной деятельности, направленной на создание но-

вого предмета, необходимого для жизни. В другом случае обра-

зы воображения создаются только для того, чтобы уйти от ре-

альной действительности в придуманный иллюзорный мир. Та-

кие фантастические образы, которые создаются человеком для

того, чтобы он мог проявить себя так как ему хочется, пусть

даже в вымышленной ситуации, называются грезами. Грезы, за-

меняя человеку активную деятельность, относятся к пассивно-

му виду воображения.

Активное воображение может быть воссоздающим и твор-

ческим. Воссоздающее воображение направлено на создание но-

вых образов на основе словесного описания, рисунка, чертежа,

схематического изображения объекта. Оно имеет огромное зна-

чение в учебной деятельности. При усвоении научных знаний

учащиеся должны создавать образы таких объектов которые они

никогда не воспринимали. Посредством воображения учащиеся

создают образы литературных героев, картины исторических

событий, представления о животном и растительном мире раз-

личных континентов, представления о геометрических и стерео-

метрических фигурах.

Для того, чтобы представления воображения соответство-

вали описанию учащиеся должны уметь преобразовать представ-

ления памяти так, чтобы созданных ими новый образ соответ-

ствовал смыслу тех слов, посредством которых он описан. Так,

при чтении поэмы А. С. Пушкин “Руслан и Людмила” у многих

возникает неадекватное представление о персонажах, описан-

ных следующими словами: “... там чудеса, там леший бродит,

русалка на ветвях сидит... избушка там на курьих ножках стоит

1 Андреев О.А. Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. - Екатеринбург, 1992.

без окон, без дверей...” У многих учащихся возникает образ речной

русалки, сидящей на дереве. Но как может русалка с рыбьим хвос-

том, вместо ног, влезть на дерево и там сидеть? Можно, конечно, объяс-

нить это тем, что сказка вымысел и в ней все возможно. Но это дале-

ко не так.

Слово “русалка” имеет два значения: русалка бывает реч-

ная и лесная. В данном случае речь идет о лесной русалке, т. е. о

птице с головой женщины. Неадекватный образ возникает и о

избушке. Вместо избушки на курьих ножках, представляют из-

бушку на куриных ножках. Слово “курьи ножки” когда-то обо-

значало столбы, обкуренные на костре, чтобы они не гнили, на

которых стояли избы на болотистых местах.

Творческое воображение направлено на самостоятельное со-

здание новых оригинальных образов. Оно широко используется

в художественном, техническом и научном творчестве. Творче-

ство необходимо и взрослым и детям. В детском возрасте на его

основе создаются фантастические образы, которые являются не-

редко такими же реальными для детей, как и образы, возникшие

на основе восприятия.

Такие же яркие образы воображения нередко возникают у

людей занимающихся творчеством: у писателей, художников,

музыкантов. Тургенев писал о героях романа «Отцы и дети»: «Я

все эти лица рисовал как бы я рисовал грибы, листья, деревья:

намазолили мне глаза и я принялся чертить». То же самое писал и

Дикенс: «Я не сочиняю содержание книги, а я вижу его и записы-

ваю». Гуно писал: «Я слышу пение моих героев с такой же яснос-

тью, как вижу окружающие меня предметы».

Образы творческого воображения могут быть реалистичес-

кими и фантастическими. Реалистические образы создаются на

основе творчества как в практической, так в теоретической де-

ятельности. Инженеры, архитекторы, ученые, проектировщики,

рационализаторы создают такие образы и идеи, которые вопло-

щаясь в материальные предметы, способствуют развитию на-

уки, техники, культуры и духовной жизни общества.

Фантастические образы создаются писателями, учеными, ху-

дожниками, скульпторами, изобретателями. Они реализуются в

художественных произведениях, картинах, чертежах, проектах,

скульптурах и т. д. Существуют научно-фантастические, сказоч-

но-фантастические и религиозно-мистические образы. В них воп-

лощены будущие достижения науки и техники, верования и чая-

ния людей, их стремление реализовать свои мечты и идеалы.

Особое значение в жизни человека имеет мечта. В мечтах люди

создают образы желаемого будущего, к которому они стремятся. Меч-

ты помогают им претворить в жизнь образы, созданные в процессе

творческой деятельности. Они дают возможность человеку собрать

все силы, мобилизовать все ресурсы на преодоление трудностей, воз-

никших в процессе творчества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.