КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Память
Поступающая от органов чувств в сознание человека ин- формация закрепляется, систематизируется и преобразуется в более сложные формы психического отражения действительнос- ти в результате функционирования интеллектуальных процес- сов: памяти, воображения и мышления. Интеллект - высшая форма проявления познавательной де- ятельности, это способность человека оперировать, возникши- ми на основе полученной от органов чувств информации, обра- зами, мыслями, понятиями, закреплять и преобразовывать их, изменять и создавать новые, устанавливать связи между ними и, таким образом, получать новые знания о предметах и явлени- ях, о их связях и отношениях, о их сущности и закономерности. Память является очень важным познавательным процессом, обеспечивающим переход от сенсорных процессов к интеллек- туальным. С одной стороны, она непосредственно связана с сен- сорными процессами, так как оттуда поступает к ней информа- ция о внешнем мире, а, с другой стороны, она является внутренним интеллектуальным процессом, закрепляющим и систематизирующим полученную информацию, которая потом перерабатывается и преоб- разуется воображением и мышлением в новые более сложные формы психики. Память дает возможность индивиду накапливать опыт и ис- пользовать его в своей жизни. Благодаря памяти человек стано- вится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке. Память включается в ощущения и воспри- ятия, вследствие чего человек отражает предметы и их свойства как уже известные ему. Без памяти человек был бы все время в положении новорожденного, который каждый раз воспринимал бы предметы как новые, неизвестные ему. Память выполняет очень важные функции в познаватель- ной деятельности. Первая функция заключается в том, что она отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, по- ступающую через органы чувств. Вторая функция связана с накопле- нием и сохранением полученной информации в сознании человека. Тре- тья функция направлена на воспроизведение информации, необходи- мой для осуществления текущей и будущей деятельности. Вопрос о механизмах памяти давно привлекал внимание ученых. Еще Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что между образами предметов образуются ассоциации (связи). При вос- приятии одного предмета возникает образ, связанного с ним, другого предмета. Аристотель описал три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. На основе ассоциации по смежности человек запоминает предметы, находящиеся в одном и том же месте в одно и то же время. Ассоциация по сходству дает возможность запомнить предметы, имеющие одинаковые признаки: форму, величину, объем, цвет, запах и т.д. Благодаря ассоциации по контрасту запоминаются предметы, которые свойственны противоположные качества: круглый и квадратный, большой и маленький, белый и черный, толстый и тон- кий и т.д. В дальнейшем были описаны и другие ассоциации, в основ- ном смыслового характера: ассоциация между причиной и след- ствием, между видом и родом, между частью и целым и т.д. И.П. Павлов полагал, что физиологической основой ассо- циации являются временные нервные связи, образованные в коре больших полушарий при действии двух раздражителей, имею- щих жизненно важное значение. Исследованием памяти занимались многие зарубежные и оте- чественные психологи и считалось, что она изучена лучше, чем все остальные познавательные процессы. Однако, многое в памяти оста- ется загадочным и непонятным. Неизвестно почему происходит час- тичная или полная потеря памяти (амнезия), почему некоторые люди начинают воспроизводить такую информацию, о которой они раньше не имели никакого представления, почему информация нужная в дан- ный момент не воспроизводится, а ненужная вдруг всплывает в памя- ти и т.д. Память - это сложный познавательный процесс, направлен- ный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы чувств информации. Таким образом, в структуре па- мяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забыва- ние усвоенной ранее информации. Каждый процесс осуществляется при помощи сознательных мнемических действий, направленных на выделение и запечатле- ние нужной информации ее удержание и восстановление. Название “мнемические” действия связано с именем богини памяти Мнемо- зины, которая, как полагали древние греки, одаряет каждого чело- века памятью. Все процессы памяти взаимосвязаны между собой и осуществляются последовательно один за другим. Начинается деятельность памяти с запоминания информации. Процесс запоминания имеет избирательный характер. Запоминается та информация, которая связана с деятельностью человека. Основ- ным условием успешного запоминания является активное взаимодей- ствие субъекта с объектом, несущим информацию. В процессе запо- минания устанавливаются связи между новой информацией и ранее усвоенной. Благодаря этим связям запоминание становится прочным и длительным. На прочность запоминания оказывает большое влия- ние установка запомнить информацию на определенный срок. При на- личии установки запомнить информацию на длительное время она запо- минается более прочно, чем при установке запомнить на короткое время. Большое влияние на прочность запоминания оказывает также эмоциональ- ное состояние субъекта, возникшее в момент восприятия информации. Успешное усвоение информации во многом зависит от правиль- ной организации процесса запоминания. Специально организованное запоминание, направленное на более эффективное усвоение информа- ции называется заучиванием. В процессе заучивания применяются специальные приемы мнемического характера, направленные на об- работку и осмысление изучаемого материала. Мнемические действия, применяемые в процессе заучивания, включают следующие операции: ориентацию в смысловой структуре материала, расчленение и группировку смысловых элементов, уста- новление связей между структурными единицами текста, перекодиро- вание вербальной информации в образную, закрепление запоминаемо- го материала в целом и по частям. Воспроизведение - процесс восстановления усвоенной ин- формации в сознании человека. Воспроизведение может осуще- ствляться сразу же после запоминания, а также через определенный про- межуток времени. Наиболее трудным является восстановление информа- ции через длительное время после ее заучивания. Восстановление информации, или ее актуализация, может осуществляться в самых разнообразных формах: в виде узнава- ния, воспоминания, припоминания и воспроизведения (в устной или письменной форме). Узнавание является наиболее простой формой актуализации информации при ее повторном восприятии. Оно может быть пол- ным и неполным, определенным и неопределенным, четким и не- четким. На узнавание большое влияние оказывает воспоминание. Воспоминание - это восстановление информации, воспри- нятой в определенное время и при определенных обстоятель- ствах. При повторном восприятии этой информации человек вспоминает, что она ему знакома и он ее узнает. При неясном воспоминании узнавание бывает неопределенным. Воспоминание может осуществляться и без повторного вос- приятия информации. Это происходит тогда, когда человек пе- ребирает в своей памяти те события, предметы и явления, кото- рые имели место в то или иное время его жизни. Припоминание является наиболее сложным процессом вос- становления информации. Оно имеет место в том случае, если человек не может сразу восстановить в полном объеме нужную ему информацию. Для того, чтобы припомнить ее субъект дол- жен осуществить сложные умственные и мнемические действия. Умственные действия направлены на то, чтобы определить в каком объеме должна быть восстановлена информация, какое приблизительно содержание она должна иметь и в какой после- довательности будет происходить ее актуализация. Мнемические при- емы используются для того, чтобы установить на какие части был расчленен материал, как он был сгруппирован, какие устанавливались ассоциации и другие опоры. Использование неправильных опор и ассоциа- ций приводит к ошибкам в припоминании. Примером тому является при- поминание фамилии человека в рассказе А.П. Чехова “Лошадиная фами- лия”. Припоминание, воспоминание и узнавание - это мнемичес- кие процессы, направленные на восстановление информации во внутреннем плане, про себя. Однако во многих видах деятельно- сти, и прежде всего в учебной, необходимо воспроизводить информа- цию для других людей посредством слов и других знаков. Воспроизведение - это сложный процесс восстановления ин- формации во внешнем плане посредством устной или письмен- ной речи, рисунков, чертежей, схем и т.п. Сложность восстанов- ления информации при воспроизведении обусловлена тем, что она должна быть перекодирована из плана внутренней речи во внешнюю устную или письменную речь. Трудность этого пере- кодирования заключается в том, что информация во внутрен- ней речи существует в свернутом виде, тогда как во внешней речи она должна быть представлена в развернутом виде. При восстановлении информации, в какой бы это форме не происходило, имеет место ее реконструкция. Реконструкции под- вергается смысловое содержание информации, изменяется пос- ледовательность ее восстановления, происходит перегруппиров- ка частей, реконструируются отдельные элементы. Воспроизведение как и запоминание может иметь предна- меренный и непреднамеренный характер. Преднамеренное запо- минание и воспроизведение осуществляется всегда с определен- ной целью, непреднамеренное без всякой цели, как бы само со- бой. Непреднамеренное запоминание и воспроизведение осуще- ствляется легко и свободно, если оно связано с активной ум- ственной или практической деятельностью, и с применением жизненно важной информацией. Преднамеренное запоминание и воспроизведение направлено на приобретение сложной научной информации, имеющей отвлеченный характер. Усвоение и вос- становление такой информации требует от субъекта больших волевых усилий, в связи с этим они приобретают произвольный характер. Особое значение в деятельности памяти имеет сохранение информации. Сохранение направлено на закрепление, система- тизацию и удержание информации в сознании субъекта в пери- од между ее запоминанием и воспроизведением. Сохранение име- ет избирательный характер. Вся информация, имеющая важное жизненное значение сохраняется полно и прочно иногда на всю жизнь. Сохраняется также длительное время информация, обеспе- чивающая осуществление практической и теоретической деятель- ности. Помнится и сохраняется в сознании человека все то, что свя- зано с его поведением, с его потребностями, интересами, желаниями, це- лями и стремлениями. Вся остальная информация, не применяемая в жиз- ни, исчезает из памяти, забывается. Забывание такой же целесообразный процесс, как и сохра- нение. Если бы вся усвоенная ранее информация хранилась в со- знании, то было бы трудно разобраться в ней и быстро выде- лить ту, которая необходима в данный момент. Забывание может быть полным и частичным, временным и по- стоянным. С временным забыванием связано явление реминисцен- ции. Оно имеет место в том случае, когда воспроизведение инфор- мации осуществляется лучше не сразу после ее запоминания, а спу- стя какое-то время. Это бывает при запоминании очень сложного по содержанию и большого по объему материала. Чаще всего ре- минисценция проявляется в детском возрасте, реже у взрослых. При полном забывании человек не может восстановить ин- формацию в своем сознании, как бы не старался. Но это не зна- чит, что она вообще исчезла у человека. Так, известно, что в состоянии гипноза полностью забытая информация может быть восстановлена. Например, взрослому человеку внушают, что ему 5 лет и он начинает вести себя как и все дети этого возрас- та. Это доказывает, что при полном забывании информация ухо- дит из сферы сознания в бессознательную психику, а потом при определенных условиях может возвращаться. Какие механизмы обеспечивают поступление необходимой информации из бессознательной психики в сознание и какие ме- ханизмы удаляют отработанную информацию обратно в под- сознание, а потом снова ее возвращают? Эти механизмы описа- ны З. Фрейдом. Один из них он назвал механизмом сопротивле- ния, другой - вытеснения. Механизм сопротивления (отрицания) отби- рает и пропускает в сознание только информацию, имеющую важное жизненное значение, а всю остальную игнорирует, отрицает. Механизм вытеснения (подавления) удаляет ненужную информацию, которая боль- ше не применяется. Поэтому, чтобы не происходило забывания ин- формации ее нужно все время повторять и применять в деятельно- сти. Если же информация подвергалась забыванию, то ее восста- новление возможно только на основе осуществления тех умствен- ных и мнемических действий, которые применялись при запомина- нии. Конечно, процессы запоминания, воспроизведения, сохранения и забывания у всех людей функционируют по-разному. Поэтому имеют место индивидуальные особенности в продуктивности памяти. Воз- можны четыре уровня проявления продуктивной памяти. На первом, низшем уровне продуктивность памяти невысокая. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения не обеспечи- вают усвоение информации в полном объеме. Запоминание осуществ- ляется медленно, сохранение информации недолгое, воспроизведение неполное. Этот уровень наблюдается у лиц с ослабленной памятью. На втором уровне продуктивность памяти тоже не очень высо- кая, хотя запоминание происходит быстро, но сохранение и воспроиз- ведение неполное и неточное. На третьем уровне продуктивность памяти довольно высо- кая, хотя запоминание происходит медленно, но сохранение и вос- произведение полное и точное. На четвертом уровне продуктивность памяти самая высо- кая. Запоминание быстрое и точное, сохранение длительное, вос- произведение полное и точное. Наряду с процессами имеют место и виды памяти. Разли- чают: образную память, смысловую (словесно-логическую), двигательную, эмоциональную, кратковременную и долговре- менную. Содержание образной памяти определяется существующи- ми в сознании представлениями, которые отражают ранее вос- принятые предметы и явления. Представления являются обоб- щенными образами объектов реальной действительности. Они могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осяза- тельными, вкусовыми и двигательными. Наибольшее значение в жизни человека имеют зрительные, слуховые и двигательные представления, так как на их основе происходит ориентация в пространстве и осуществляется предметно-практическая деятель- ность. Образная память существует не только в форме представ- лений, но и в виде эйдетических образов. Эти образы похожи на представления, так как возникают при отсутствии воспринято- го объекта, но отличаются тем, что им присуща такая же чет- кость и наглядность, которая характерна для образов восприя- тия. Человек с эйдетической памятью как бы видит ранее вос- принятый объект во всех его деталях и может последовательно «рас- сматривать» его деталь за деталью. Смысловая память направлена на усвоение смыслового со- держания слов. На деятельность этой памяти большое влияние оказывает мышление, которое позволяет человеку осуществлять логическую обработку усваиваемой информации, анализировать ее элементы, устанавливать связи между частями, обобщать и синтезировать приобретенные знания. Наряду со смысловой су- ществует так называемая механическая память, которая имеет место в том случае, когда ученик не в состоянии понять учеб- ный материал и запоминает его дословно. В зависимости от преобладания у человека образной или смысловой памяти его относят или к образному или к словесно- логическому типу памяти. Образный тип может быть: зритель- ным, слуховым и двигательным. Существуют и смешанные типы памяти: зрительно-слуховая, зрительно-двигательная и двигатель- но-слуховая. Эмоциональная память основана на способности человека помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались. Она оказывает большое влияние на все психические процессы и свойства личности, на ее поведение и деятельность. Закрепив- шиеся в памяти чувства долга, ответственности, совести и сты- да - являются основными стимулами высоконравственных по- ступков личности. Двигательная память обеспечивает усвоение и применение раз- нообразных движений, являющихся составной частью двигатель- ных навыков и умений. От нее зависит успешное выполнение тру- довой, спортивной, игровой и учебной деятельности. Признаком хорошей двигательной памяти является точность, меткость и лов- кость движений человека. Кратковременная и долговременная память является пока- зателем периода времени, в течение которого может функцио- нировать любой вид памяти. Кроме этих двух основных видов памяти выделяют также иконическую, оперативную и буферную память. Прохождение информации из внешнего мира в сознание через все эти виды памяти осуществляется следующим образом. Поступающая на органы чувств информация запечатлевается там в форме образа- иконы. Затем она переходит в кратковременную память, где мгновен- но воспроизводится и передается в оперативную память. Здесь она объединяется в оперативные единицы, осмысливается и переходит в долговременную память. Буферная память, по терминологии С.А. Андреева и Л.Н. Хромова1, является промежуточной между основ- ными видами памяти. В буферной памяти поступившая в форме обра- за-иконы информация мгновенно запечатлевается, переходит в крат- ковременную память и после интеллектуальной обработки поступает в долговременную память. Но для того, чтобы информация закрепи- лась в долговременной памяти необходимо, как считают авторы, ак- тивизировать работу буферной памяти, чтобы продлить процесс запе- чатления образов-икон. В противном случае информация быстро исчезает из созна- ния субъекта. У большинства людей буферная память работает недостаточно активно, что является причиной быстрого забы- вания полученной информации. Чтобы активизировать работу бу- ферной памяти авторы разработали систему упражнений, направ- ленных на запечатление образов-икон, поступающих в долговре- менную память. Таким образом, основным условием развития памяти явля- ется активная познавательная деятельность субъекта и специ- альная тренировка, направленная на запечатление, сохранение и воспроизведение полученной информации.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |