Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Память




Поступающая от органов чувств в сознание человека ин-

формация закрепляется, систематизируется и преобразуется в

более сложные формы психического отражения действительнос-

ти в результате функционирования интеллектуальных процес-

сов: памяти, воображения и мышления.

Интеллект - высшая форма проявления познавательной де-

ятельности, это способность человека оперировать, возникши-

ми на основе полученной от органов чувств информации, обра-

зами, мыслями, понятиями, закреплять и преобразовывать их,

изменять и создавать новые, устанавливать связи между ними

и, таким образом, получать новые знания о предметах и явлени-

ях, о их связях и отношениях, о их сущности и закономерности.

Память является очень важным познавательным процессом,

обеспечивающим переход от сенсорных процессов к интеллек-

туальным. С одной стороны, она непосредственно связана с сен-

сорными процессами, так как оттуда поступает к ней информа-

ция о внешнем мире, а, с другой стороны, она является внутренним

интеллектуальным процессом, закрепляющим и систематизирующим

полученную информацию, которая потом перерабатывается и преоб-

разуется воображением и мышлением в новые более сложные формы

психики.

Память дает возможность индивиду накапливать опыт и ис-

пользовать его в своей жизни. Благодаря памяти человек стано-

вится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он

такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той

или иной обстановке. Память включается в ощущения и воспри-

ятия, вследствие чего человек отражает предметы и их свойства

как уже известные ему. Без памяти человек был бы все время в

положении новорожденного, который каждый раз воспринимал

бы предметы как новые, неизвестные ему.

Память выполняет очень важные функции в познаватель-

ной деятельности. Первая функция заключается в том, что она

отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, по-

ступающую через органы чувств. Вторая функция связана с накопле-

нием и сохранением полученной информации в сознании человека. Тре-

тья функция направлена на воспроизведение информации, необходи-

мой для осуществления текущей и будущей деятельности.

Вопрос о механизмах памяти давно привлекал внимание ученых.

Еще Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что

между образами предметов образуются ассоциации (связи). При вос-

приятии одного предмета возникает образ, связанного с ним, другого

предмета. Аристотель описал три вида ассоциаций: по смежности, по

сходству и по контрасту. На основе ассоциации по смежности человек

запоминает предметы, находящиеся в одном и том же месте в одно и

то же время. Ассоциация по сходству дает возможность запомнить

предметы, имеющие одинаковые признаки: форму, величину, объем,

цвет, запах и т.д. Благодаря ассоциации по контрасту запоминаются

предметы, которые свойственны противоположные качества: круглый

и квадратный, большой и маленький, белый и черный, толстый и тон-

кий и т.д.

В дальнейшем были описаны и другие ассоциации, в основ-

ном смыслового характера: ассоциация между причиной и след-

ствием, между видом и родом, между частью и целым и т.д.

И.П. Павлов полагал, что физиологической основой ассо-

циации являются временные нервные связи, образованные в коре

больших полушарий при действии двух раздражителей, имею-

щих жизненно важное значение.

Исследованием памяти занимались многие зарубежные и оте-

чественные психологи и считалось, что она изучена лучше, чем все

остальные познавательные процессы. Однако, многое в памяти оста-

ется загадочным и непонятным. Неизвестно почему происходит час-

тичная или полная потеря памяти (амнезия), почему некоторые люди

начинают воспроизводить такую информацию, о которой они раньше

не имели никакого представления, почему информация нужная в дан-

ный момент не воспроизводится, а ненужная вдруг всплывает в памя-

ти и т.д.

Память - это сложный познавательный процесс, направлен-

ный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей

на органы чувств информации. Таким образом, в структуре па-

мяти можно выделить четыре относительно самостоятельных

процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забыва-

ние усвоенной ранее информации.

Каждый процесс осуществляется при помощи сознательных

мнемических действий, направленных на выделение и запечатле-

ние нужной информации ее удержание и восстановление. Название

“мнемические” действия связано с именем богини памяти Мнемо-

зины, которая, как полагали древние греки, одаряет каждого чело-

века памятью. Все процессы памяти взаимосвязаны между собой

и осуществляются последовательно один за другим.

Начинается деятельность памяти с запоминания информации.

Процесс запоминания имеет избирательный характер. Запоминается

та информация, которая связана с деятельностью человека. Основ-

ным условием успешного запоминания является активное взаимодей-

ствие субъекта с объектом, несущим информацию. В процессе запо-

минания устанавливаются связи между новой информацией и ранее

усвоенной. Благодаря этим связям запоминание становится прочным

и длительным. На прочность запоминания оказывает большое влия-

ние установка запомнить информацию на определенный срок. При на-

личии установки запомнить информацию на длительное время она запо-

минается более прочно, чем при установке запомнить на короткое время.

Большое влияние на прочность запоминания оказывает также эмоциональ-

ное состояние субъекта, возникшее в момент восприятия информации.

Успешное усвоение информации во многом зависит от правиль-

ной организации процесса запоминания. Специально организованное

запоминание, направленное на более эффективное усвоение информа-

ции называется заучиванием. В процессе заучивания применяются

специальные приемы мнемического характера, направленные на об-

работку и осмысление изучаемого материала.

Мнемические действия, применяемые в процессе заучивания,

включают следующие операции: ориентацию в смысловой структуре

материала, расчленение и группировку смысловых элементов, уста-

новление связей между структурными единицами текста, перекодиро-

вание вербальной информации в образную, закрепление запоминаемо-

го материала в целом и по частям.

Воспроизведение - процесс восстановления усвоенной ин-

формации в сознании человека. Воспроизведение может осуще-

ствляться сразу же после запоминания, а также через определенный про-

межуток времени. Наиболее трудным является восстановление информа-

ции через длительное время после ее заучивания.

Восстановление информации, или ее актуализация, может

осуществляться в самых разнообразных формах: в виде узнава-

ния, воспоминания, припоминания и воспроизведения (в устной

или письменной форме).

Узнавание является наиболее простой формой актуализации

информации при ее повторном восприятии. Оно может быть пол-

ным и неполным, определенным и неопределенным, четким и не-

четким. На узнавание большое влияние оказывает воспоминание.

Воспоминание - это восстановление информации, воспри-

нятой в определенное время и при определенных обстоятель-

ствах. При повторном восприятии этой информации человек

вспоминает, что она ему знакома и он ее узнает. При неясном

воспоминании узнавание бывает неопределенным.

Воспоминание может осуществляться и без повторного вос-

приятия информации. Это происходит тогда, когда человек пе-

ребирает в своей памяти те события, предметы и явления, кото-

рые имели место в то или иное время его жизни.

Припоминание является наиболее сложным процессом вос-

становления информации. Оно имеет место в том случае, если

человек не может сразу восстановить в полном объеме нужную

ему информацию. Для того, чтобы припомнить ее субъект дол-

жен осуществить сложные умственные и мнемические действия.

Умственные действия направлены на то, чтобы определить

в каком объеме должна быть восстановлена информация, какое

приблизительно содержание она должна иметь и в какой после-

довательности будет происходить ее актуализация. Мнемические при-

емы используются для того, чтобы установить на какие части был

расчленен материал, как он был сгруппирован, какие устанавливались

ассоциации и другие опоры. Использование неправильных опор и ассоциа-

ций приводит к ошибкам в припоминании. Примером тому является при-

поминание фамилии человека в рассказе А.П. Чехова “Лошадиная фами-

лия”.

Припоминание, воспоминание и узнавание - это мнемичес-

кие процессы, направленные на восстановление информации во

внутреннем плане, про себя. Однако во многих видах деятельно-

сти, и прежде всего в учебной, необходимо воспроизводить информа-

цию для других людей посредством слов и других знаков.

Воспроизведение - это сложный процесс восстановления ин-

формации во внешнем плане посредством устной или письмен-

ной речи, рисунков, чертежей, схем и т.п. Сложность восстанов-

ления информации при воспроизведении обусловлена тем, что

она должна быть перекодирована из плана внутренней речи во

внешнюю устную или письменную речь. Трудность этого пере-

кодирования заключается в том, что информация во внутрен-

ней речи существует в свернутом виде, тогда как во внешней

речи она должна быть представлена в развернутом виде.

При восстановлении информации, в какой бы это форме не

происходило, имеет место ее реконструкция. Реконструкции под-

вергается смысловое содержание информации, изменяется пос-

ледовательность ее восстановления, происходит перегруппиров-

ка частей, реконструируются отдельные элементы.

Воспроизведение как и запоминание может иметь предна-

меренный и непреднамеренный характер. Преднамеренное запо-

минание и воспроизведение осуществляется всегда с определен-

ной целью, непреднамеренное без всякой цели, как бы само со-

бой. Непреднамеренное запоминание и воспроизведение осуще-

ствляется легко и свободно, если оно связано с активной ум-

ственной или практической деятельностью, и с применением

жизненно важной информацией. Преднамеренное запоминание и

воспроизведение направлено на приобретение сложной научной

информации, имеющей отвлеченный характер. Усвоение и вос-

становление такой информации требует от субъекта больших

волевых усилий, в связи с этим они приобретают произвольный

характер.

Особое значение в деятельности памяти имеет сохранение

информации. Сохранение направлено на закрепление, система-

тизацию и удержание информации в сознании субъекта в пери-

од между ее запоминанием и воспроизведением. Сохранение име-

ет избирательный характер. Вся информация, имеющая важное

жизненное значение сохраняется полно и прочно иногда на всю

жизнь. Сохраняется также длительное время информация, обеспе-

чивающая осуществление практической и теоретической деятель-

ности. Помнится и сохраняется в сознании человека все то, что свя-

зано с его поведением, с его потребностями, интересами, желаниями, це-

лями и стремлениями. Вся остальная информация, не применяемая в жиз-

ни, исчезает из памяти, забывается.

Забывание такой же целесообразный процесс, как и сохра-

нение. Если бы вся усвоенная ранее информация хранилась в со-

знании, то было бы трудно разобраться в ней и быстро выде-

лить ту, которая необходима в данный момент.

Забывание может быть полным и частичным, временным и по-

стоянным. С временным забыванием связано явление реминисцен-

ции. Оно имеет место в том случае, когда воспроизведение инфор-

мации осуществляется лучше не сразу после ее запоминания, а спу-

стя какое-то время. Это бывает при запоминании очень сложного

по содержанию и большого по объему материала. Чаще всего ре-

минисценция проявляется в детском возрасте, реже у взрослых.

При полном забывании человек не может восстановить ин-

формацию в своем сознании, как бы не старался. Но это не зна-

чит, что она вообще исчезла у человека. Так, известно, что в

состоянии гипноза полностью забытая информация может быть

восстановлена. Например, взрослому человеку внушают, что

ему 5 лет и он начинает вести себя как и все дети этого возрас-

та. Это доказывает, что при полном забывании информация ухо-

дит из сферы сознания в бессознательную психику, а потом при

определенных условиях может возвращаться.

Какие механизмы обеспечивают поступление необходимой

информации из бессознательной психики в сознание и какие ме-

ханизмы удаляют отработанную информацию обратно в под-

сознание, а потом снова ее возвращают? Эти механизмы описа-

ны З. Фрейдом. Один из них он назвал механизмом сопротивле-

ния, другой - вытеснения. Механизм сопротивления (отрицания) отби-

рает и пропускает в сознание только информацию, имеющую важное

жизненное значение, а всю остальную игнорирует, отрицает. Механизм

вытеснения (подавления) удаляет ненужную информацию, которая боль-

ше не применяется. Поэтому, чтобы не происходило забывания ин-

формации ее нужно все время повторять и применять в деятельно-

сти. Если же информация подвергалась забыванию, то ее восста-

новление возможно только на основе осуществления тех умствен-

ных и мнемических действий, которые применялись при запомина-

нии.

Конечно, процессы запоминания, воспроизведения, сохранения и

забывания у всех людей функционируют по-разному. Поэтому имеют

место индивидуальные особенности в продуктивности памяти. Воз-

можны четыре уровня проявления продуктивной памяти.

На первом, низшем уровне продуктивность памяти невысокая.

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения не обеспечи-

вают усвоение информации в полном объеме. Запоминание осуществ-

ляется медленно, сохранение информации недолгое, воспроизведение

неполное. Этот уровень наблюдается у лиц с ослабленной памятью.

На втором уровне продуктивность памяти тоже не очень высо-

кая, хотя запоминание происходит быстро, но сохранение и воспроиз-

ведение неполное и неточное.

На третьем уровне продуктивность памяти довольно высо-

кая, хотя запоминание происходит медленно, но сохранение и вос-

произведение полное и точное.

На четвертом уровне продуктивность памяти самая высо-

кая. Запоминание быстрое и точное, сохранение длительное, вос-

произведение полное и точное.

Наряду с процессами имеют место и виды памяти. Разли-

чают: образную память, смысловую (словесно-логическую),

двигательную, эмоциональную, кратковременную и долговре-

менную.

Содержание образной памяти определяется существующи-

ми в сознании представлениями, которые отражают ранее вос-

принятые предметы и явления. Представления являются обоб-

щенными образами объектов реальной действительности. Они

могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осяза-

тельными, вкусовыми и двигательными. Наибольшее значение

в жизни человека имеют зрительные, слуховые и двигательные

представления, так как на их основе происходит ориентация в

пространстве и осуществляется предметно-практическая деятель-

ность.

Образная память существует не только в форме представ-

лений, но и в виде эйдетических образов. Эти образы похожи на

представления, так как возникают при отсутствии воспринято-

го объекта, но отличаются тем, что им присуща такая же чет-

кость и наглядность, которая характерна для образов восприя-

тия. Человек с эйдетической памятью как бы видит ранее вос-

принятый объект во всех его деталях и может последовательно «рас-

сматривать» его деталь за деталью.

Смысловая память направлена на усвоение смыслового со-

держания слов. На деятельность этой памяти большое влияние

оказывает мышление, которое позволяет человеку осуществлять

логическую обработку усваиваемой информации, анализировать

ее элементы, устанавливать связи между частями, обобщать и

синтезировать приобретенные знания. Наряду со смысловой су-

ществует так называемая механическая память, которая имеет

место в том случае, когда ученик не в состоянии понять учеб-

ный материал и запоминает его дословно.

В зависимости от преобладания у человека образной или

смысловой памяти его относят или к образному или к словесно-

логическому типу памяти. Образный тип может быть: зритель-

ным, слуховым и двигательным. Существуют и смешанные типы

памяти: зрительно-слуховая, зрительно-двигательная и двигатель-

но-слуховая.

Эмоциональная память основана на способности человека

помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались.

Она оказывает большое влияние на все психические процессы и

свойства личности, на ее поведение и деятельность. Закрепив-

шиеся в памяти чувства долга, ответственности, совести и сты-

да - являются основными стимулами высоконравственных по-

ступков личности.

Двигательная память обеспечивает усвоение и применение раз-

нообразных движений, являющихся составной частью двигатель-

ных навыков и умений. От нее зависит успешное выполнение тру-

довой, спортивной, игровой и учебной деятельности. Признаком

хорошей двигательной памяти является точность, меткость и лов-

кость движений человека.

Кратковременная и долговременная память является пока-

зателем периода времени, в течение которого может функцио-

нировать любой вид памяти. Кроме этих двух основных видов памяти

выделяют также иконическую, оперативную и буферную память.

Прохождение информации из внешнего мира в сознание через все

эти виды памяти осуществляется следующим образом. Поступающая

на органы чувств информация запечатлевается там в форме образа-

иконы. Затем она переходит в кратковременную память, где мгновен-

но воспроизводится и передается в оперативную память. Здесь она

объединяется в оперативные единицы, осмысливается и переходит в

долговременную память. Буферная память, по терминологии С.А.

Андреева и Л.Н. Хромова1, является промежуточной между основ-

ными видами памяти. В буферной памяти поступившая в форме обра-

за-иконы информация мгновенно запечатлевается, переходит в крат-

ковременную память и после интеллектуальной обработки поступает

в долговременную память. Но для того, чтобы информация закрепи-

лась в долговременной памяти необходимо, как считают авторы, ак-

тивизировать работу буферной памяти, чтобы продлить процесс запе-

чатления образов-икон.

В противном случае информация быстро исчезает из созна-

ния субъекта. У большинства людей буферная память работает

недостаточно активно, что является причиной быстрого забы-

вания полученной информации. Чтобы активизировать работу бу-

ферной памяти авторы разработали систему упражнений, направ-

ленных на запечатление образов-икон, поступающих в долговре-

менную память.

Таким образом, основным условием развития памяти явля-

ется активная познавательная деятельность субъекта и специ-

альная тренировка, направленная на запечатление, сохранение

и воспроизведение полученной информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.