КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни проявления познавательных способностей
Результаты познавательной деятельности. Заполняется таблица следующим образом. 1. В графе “восприятие информации” указывается: 1 - количество слов в тексте с отвлеченным смысловым содер- жанием; 2 - количество слов с образным содержанием; 3 - количество слов с наглядно-действенным содержанием. 2. В Графе “воспроизведение” указывается: 1 - количество слов с отвлеченным смысловым содержанием, имеющихся в изложении уча- щегося; 2 - количество слов с образным содержанием; 3 - количество слов с наглядно-действенным содержанием. 3. В графе “осмысление” указывается: 1 - количество связей от- влеченного характера; 2 - количество связей образного характера; 3 - количество связей наглядно-действенного содержания. 4. В графе “образное отражение” указывается: 1 - общее коли- чество изображенных в рисунке объектов; 2 - группировки объек- тов. На основе анализа результатов познавательной деятель- ности при усвоении текста создается возможность для опре- деления уровня проявления познавательных способностей уча- щихся. Для этого заполняется таблица 2, где дается оценка в баллах мнемических, интеллектуальных, репродуктивных и вербальных способностей учащихся. Таблица 2. У чен и к и М н ем и- ч еск ие И н тел лек - туа л ь н ы е Р еп р о дук - ти вн ы е Вер б а л ь - ны е О б щ и й б а лл 1 2 1 2 1 2 1 2 Мнемические способности: 1 - оцениваются на основе запо- минания слов, имеющих отвлеченное смысловое содержание; 2 - оцениваются на основе запоминания количества слов, имеющих конкретное содержание. Интеллектуальные способности: 1 - оцениваются на основе умения понять главную мысль текста; 2 - оцениваются на осно- ве умения понять конкретные связи в тексте. Репродуктивные способности: 1 - оцениваются на основе на- личия правильного представления о ситуации, описанной в тек- сте; 2 -оцениваются на основе наличия правильных связей меж- ду образами. Вербальные способности: 1 - оцениваются на основе богат- ства лексики языка; 2 - оцениваются на основе правильного ис- пользования семантики языка. По каждому критерию проявления способностей выставля- ется балл. Балл “0” выставляется при низком проявлении спо- собностей, когда результаты познавательной деятельности ученика зна- чительно ниже того, что требуется при усвоении текста. Балл “1” вы- ставляется при среднем уровне проявления способности, когда усвое- ние информации, заложенной в тексте, происходят наполовину. Балл “2” выставляется при высоком уровне проявления способностей, когда показания ученика соответствуют требованиям текста. Общий балл при наличии суммы баллов по всем способностям от 1 до 6 оценивается как показатель низкого уровня проявления по- знавательных способностей. Общий балл при наличии суммы баллов от 7 до 12 оценивается как показатель среднего уровня проявления способностей. Общий балл при наличии суммы баллов от 13 до 16 оценивается как показатель высокого уровня проявления способнос- тей. Таким образом, эта методика дает возможность одновремен- но диагностировать не только отдельно взятые познавательные спо- собности, но и оценить общий уровень их общего развития. При наличии низкого уровня проявления той или иной познавательной способности имеется возможность развить ее путем специальной тренировки, используя для этого соответствующие методики, опи- санные в специальной литературе. Литература Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971. Карпов В.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного разви- тия учащихся. “Знание”, РСФСР, 1990. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. Сергеев К.К. Школьная психодиагностика. Херсон, 1988. Сорокун П.А. Комплексное изучение познавательной деятельности и по- знавательных способностей учащихся. Сб. Психолого-педагогические про- блемы сознания и деятельности. Псков, 1997. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учеб- ном процессе. М., 1979. Глава 8. Сенсорные познавательные процессы Основные понятия: ощущения, свойства ощущений, закономерно- сти ощущений, виды ощущений, восприятие, свойства восприятия, виды восприятия, внимание, свойства внимания, виды внимания.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |