Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование познавательной деятельности




Способность к познанию мира начинает проявляться у че-

ловека с раннего детства. Сначала она осуществляется посред-

ством внешних гностических действий, которые осуществляются

посредством деятельности органов чувств: зрения, осязания, слу-

ха, обоняния, вкуса. Гностическим продуктом этих действий

являются представления о зрительных, звуковых, вкусовых,

обонятельных и осязательных свойствах предметов и явлений,

а также представления об их форме, величине, объеме, про-

странственном положении и перемещении.

В результате включения в процесс познания речи в раннем

детстве происходит переход от внешних гностических действий к внут-

ренним, благодаря чему дети могут осуществлять сравнение, обоб-

щение и абстрагирование внешних свойств и качеств предметов и яв-

лений. В результате этих умственных действий у детей формируются

так называемые псеводопонятия, т. е. понятия, возникшие на основе

абстрагирования и обобщения несущественных признаков познавае-

мых объектов.

Познание дошкольником окружающего мира осуществля-

ется в рамках практического поведения и игровой деятельности

и направлено на приобретение знаний, навыков и умений, необ-

ходимых в повседневной жизни. Их усвоение происходит легко

и свободно и не требует, как правило, больших усилий.

Иначе дело обстоит в школьном возрасте, где учащиеся дол-

жны усваивать научные знания, имеющие обобщенный и отвле-

ченный характер. Приобретение этих знаний требует более вы-

сокого уровня развития основных элементов познавательной де-

ятельности и ее мотивационной сферы. Для того, чтобы учени-

ки могли успешно усваивать научные знания, они должны овла-

деть как внешними, так и внутренними гностическими действи-

ями. Ученики должны научиться выделять объекты, наблюдать

за ними, запоминать и воспроизводить воспринятую информа-

цию, воссоздавать образы предметов и явлений на основе сло-

весного описания, чертежа, схемы, рисунка, анализировать, срав-

нивать, выделять и обобщать существенных признаки изучаемых

объектов. Степень сформированности гностических действий опреде-

ляет уровень развития познавательной деятельности.

На первом низшем уровне гностические действия имеют в

основном внешний поисковый характер. Они обеспечивают об-

наружение и выделение непосредственно воспринимаемых объек-

тов, их свойств и качеств. Ведущую роль на этой ступени по-

знания играют чувственные познавательные процессы: ощуще-

ния и восприятия. Они отбирают поступающую на органы

чувств информацию и передают ее для обработки интеллекту-

альным процессам. На чувственной ступени познания интел-

лектуальные процессы только лишь фиксируют полученную

информацию, в результате чего возникающие у субъекта зна-

ния не выходят за рамки показаний органов чувств.

На втором высшем рациональном уровне познания гности-

ческие действия приобретают внутренний характер. Они направлены

на переработку, реконструкцию и обобщение образной и отвлеченной

информации. Внутренние гностические действия связаны с функцио-

нированием таких интеллектуальных процессов как память, вообра-

жение и мышление. Эти процессы дают возможность выйти за рамки

непосредственно воспринимаемой действительности и познать общие

существенные свойства и качества объектов.

В младшем школьном возрасте ведущую роль в познавательной

деятельности имеют чувственные процессы, на основе которых фор-

мируются эмпирические знания. Но, как показали исследования В.В.

Давыдова, Н.Ф. Талызиной и других психологов, что и в этом воз-

расте можно развить абстрактное мышление и сформировать тео-

ретические знания, имеющие обобщенный и отвлеченный характер.

Возможность усвоение теоретических знаний в этом возрасте свя-

зана с перестройкой познавательной деятельности, которая должна

приобрести произвольный характер. Благодаря этому учащиеся полу-

чают возможность сознательно планировать познавательную деятель-

ность и управлять ею в соответствии с поставленными целями и зада-

чами. Кроме того, ученики должны научиться правильно оценивать ре-

зультаты познавательной деятельности и уметь осуществлять самонаб-

людение за функционированием познавательных процессов, что возмож-

но только при развитии способности к рефлексии.

Большое влияние на результативность познавательной деятель-

ности оказывает уровень сформированности мотивационной сферы, в

структуре которой особое место занимает познавательный интерес.

Г.И. Щукина выделяет несколько уровней развития познавательного

интереса у учащихся.

На первом элементарном уровне проявляется непосредствен-

ный интерес ко всякой новой информации, которая сообщается

на уроке, или которую ученики находят в учебных пособиях, осо-

бенно если она является эмоционально привлекательной.

Затем познавательный интерес достигает более высокого

уровня развития, где он побуждает учащихся изучать по соб-

ственной инициативе предметы и явления внешнего мира, их

свойства и качества, устройство и структуру, их изменение и развитие.

На этом уровне знания, которые приобретает ученик, имеют описа-

тельный характер. В них зафиксированы, прежде всего, внешние осо-

бенности объектов и связи между ними.

На третьем, высшем уровне познавательный интерес при-

обретает опосредственный характер. Он побуждает учащихся к

изучению причинно-следственных связей, к познанию внутрен-

них существенных свойств и качеств, определяющих законы су-

ществования предметов и явлений. Приобретенные знания на

этом уровне имеют не только описательный, но и объяснитель-

ный характер.

Существует несколько показателей проявления познава-

тельной активности учащихся. Одним из таких показателей яв-

ляется наличие вопросов, возникающих в процессе познания.

Вторым показателем будет проявление потребности поделиться

результатами познавательной деятельности с другими людьми,

критически их осмыслить, рассмотреть возможность получения

других результатов, стремление сделать какие-то практические

и теоретические выводы. Показателем высшего проявления по-

знавательной активности является самостоятельная организация

и осуществление познавательной деятельности, применение эле-

ментов исследования в процессе познания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.