КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование познавательной деятельности
Способность к познанию мира начинает проявляться у че- ловека с раннего детства. Сначала она осуществляется посред- ством внешних гностических действий, которые осуществляются посредством деятельности органов чувств: зрения, осязания, слу- ха, обоняния, вкуса. Гностическим продуктом этих действий являются представления о зрительных, звуковых, вкусовых, обонятельных и осязательных свойствах предметов и явлений, а также представления об их форме, величине, объеме, про- странственном положении и перемещении. В результате включения в процесс познания речи в раннем детстве происходит переход от внешних гностических действий к внут- ренним, благодаря чему дети могут осуществлять сравнение, обоб- щение и абстрагирование внешних свойств и качеств предметов и яв- лений. В результате этих умственных действий у детей формируются так называемые псеводопонятия, т. е. понятия, возникшие на основе абстрагирования и обобщения несущественных признаков познавае- мых объектов. Познание дошкольником окружающего мира осуществля- ется в рамках практического поведения и игровой деятельности и направлено на приобретение знаний, навыков и умений, необ- ходимых в повседневной жизни. Их усвоение происходит легко и свободно и не требует, как правило, больших усилий. Иначе дело обстоит в школьном возрасте, где учащиеся дол- жны усваивать научные знания, имеющие обобщенный и отвле- ченный характер. Приобретение этих знаний требует более вы- сокого уровня развития основных элементов познавательной де- ятельности и ее мотивационной сферы. Для того, чтобы учени- ки могли успешно усваивать научные знания, они должны овла- деть как внешними, так и внутренними гностическими действи- ями. Ученики должны научиться выделять объекты, наблюдать за ними, запоминать и воспроизводить воспринятую информа- цию, воссоздавать образы предметов и явлений на основе сло- весного описания, чертежа, схемы, рисунка, анализировать, срав- нивать, выделять и обобщать существенных признаки изучаемых объектов. Степень сформированности гностических действий опреде- ляет уровень развития познавательной деятельности. На первом низшем уровне гностические действия имеют в основном внешний поисковый характер. Они обеспечивают об- наружение и выделение непосредственно воспринимаемых объек- тов, их свойств и качеств. Ведущую роль на этой ступени по- знания играют чувственные познавательные процессы: ощуще- ния и восприятия. Они отбирают поступающую на органы чувств информацию и передают ее для обработки интеллекту- альным процессам. На чувственной ступени познания интел- лектуальные процессы только лишь фиксируют полученную информацию, в результате чего возникающие у субъекта зна- ния не выходят за рамки показаний органов чувств. На втором высшем рациональном уровне познания гности- ческие действия приобретают внутренний характер. Они направлены на переработку, реконструкцию и обобщение образной и отвлеченной информации. Внутренние гностические действия связаны с функцио- нированием таких интеллектуальных процессов как память, вообра- жение и мышление. Эти процессы дают возможность выйти за рамки непосредственно воспринимаемой действительности и познать общие существенные свойства и качества объектов. В младшем школьном возрасте ведущую роль в познавательной деятельности имеют чувственные процессы, на основе которых фор- мируются эмпирические знания. Но, как показали исследования В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной и других психологов, что и в этом воз- расте можно развить абстрактное мышление и сформировать тео- ретические знания, имеющие обобщенный и отвлеченный характер. Возможность усвоение теоретических знаний в этом возрасте свя- зана с перестройкой познавательной деятельности, которая должна приобрести произвольный характер. Благодаря этому учащиеся полу- чают возможность сознательно планировать познавательную деятель- ность и управлять ею в соответствии с поставленными целями и зада- чами. Кроме того, ученики должны научиться правильно оценивать ре- зультаты познавательной деятельности и уметь осуществлять самонаб- людение за функционированием познавательных процессов, что возмож- но только при развитии способности к рефлексии. Большое влияние на результативность познавательной деятель- ности оказывает уровень сформированности мотивационной сферы, в структуре которой особое место занимает познавательный интерес. Г.И. Щукина выделяет несколько уровней развития познавательного интереса у учащихся. На первом элементарном уровне проявляется непосредствен- ный интерес ко всякой новой информации, которая сообщается на уроке, или которую ученики находят в учебных пособиях, осо- бенно если она является эмоционально привлекательной. Затем познавательный интерес достигает более высокого уровня развития, где он побуждает учащихся изучать по соб- ственной инициативе предметы и явления внешнего мира, их свойства и качества, устройство и структуру, их изменение и развитие. На этом уровне знания, которые приобретает ученик, имеют описа- тельный характер. В них зафиксированы, прежде всего, внешние осо- бенности объектов и связи между ними. На третьем, высшем уровне познавательный интерес при- обретает опосредственный характер. Он побуждает учащихся к изучению причинно-следственных связей, к познанию внутрен- них существенных свойств и качеств, определяющих законы су- ществования предметов и явлений. Приобретенные знания на этом уровне имеют не только описательный, но и объяснитель- ный характер. Существует несколько показателей проявления познава- тельной активности учащихся. Одним из таких показателей яв- ляется наличие вопросов, возникающих в процессе познания. Вторым показателем будет проявление потребности поделиться результатами познавательной деятельности с другими людьми, критически их осмыслить, рассмотреть возможность получения других результатов, стремление сделать какие-то практические и теоретические выводы. Показателем высшего проявления по- знавательной активности является самостоятельная организация и осуществление познавательной деятельности, применение эле- ментов исследования в процессе познания.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |