Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды поведения и деятельности




Ности.

Психические и физические компоненты поведения и деятель-

Поведение и деятельность, направленные на создание и упот-

ребление материальных и идеальных продуктов, необходимых для удов-

летворения потребностей, управляется, регулируется и контролирует-

ся высшей формой психики - сознанием, которое функционирует на

основе сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых про-

цессов. Для того, чтобы психика могла успешно регулировать и конт-

ролировать деятельность и поведение, она должна правильно отражать

объекты, на которые направлена активность человека, а также управ-

лять практическими действиями, посредством которых может быть

достигнута поставленная цель.

В каждом виде деятельности соотношение между познавательны-

ми процессами может изменяться в соответствии с задачами деятель-

ности и свойствами объектов, на которые она направлена. Ведущими в

деятельности являются высшие познавательные процессы - воображе-

ние и мышление, посредством которых создается образ будущего объек-

та, а материалом для его построения является информация, представ-

ляемая сенсорными и перцептивными процессами - ощущениями и вос-

приятиями. Так, у художников огромное значение имеют зрительные

сенсорные и перцептивные процессы, дающие возможность создавать

новые цветовые оттенки и новые формы изображаемых объектов. У

музыкантов большое значение имеют слуховые ощущения и восприя-

тия, на основе которых создаются новые музыкальные образы. У дегу-

статоров решающую роль играют вкусовые и обонятельные ощущения,

благодаря которым оценивается качество продукции и создаются про-

дукты с оригинальными качествами.

Наряду с познавательными процессами во всех видах дея-

тельности принимают участие такие психические явления как

внимание, воля и чувства. Благодаря вниманию человек направляет и

сосредотачивает сознание на предметах и явлениях, которые он со-

здает или изменяет в процессе деятельности. Воля дает возможность

мобилизовать все внутренние ресурсы на преодоление препятствий,

возникающих на пути к достижению поставленной цели, проявлять уси-

лия, необходимые для осуществления деятельности. Чувства побуж-

дают человека к деятельности, они определяют также и его отноше-

ние к процессу деятельности, и к ее результатам. Все эти психические

явления представляют собой различные стороны проявления созна-

ния, которое выступает как внутренний план деятельности человека,

регулирующий и контролирующий ее осуществление.

Поскольку деятельность имеет общественный характер, то она

регулируется и контролируется обществом, которое определяет, какие

ее виды являются для него важными и какие результаты должны быть

получены. Выбор личностью вида деятельности, которым она будет

заниматься, зависит от того, какими мотивами она будет руководство-

ваться. Результаты деятельности зависят от наличия у личности оп-

ределенных мотивов, способностей, умений, навыков и усилий, кото-

рые она проявляет в процессе деятельности.

В связи с тем, что результаты деятельности заранее нормиру-

ются обществом, можно выделить три уровня проявления норма-

тивной продуктивности деятельности. На первом - ниженорматив-

ном уровне - личность не может достигнуть результатов, требуе-

мых обществом. Это объясняется, в одном случае, отсутствием

положительных мотивов, в другом случае, неумением организовать

деятельность и проявить нужные волевые усилия, в третьем слу-

чае, низким уровнем развития способностей, навыков и умений. На

втором - нормативном уровне - результаты деятельности соответ-

ствуют нормативным заданиям и личность удовлетворена ими. На

третьем - сверхнормативном уровне - личность не только выполня-

ет нормативные задания, но старается проявить творчество и дос-

тигнуть самых высоких результатов в деятельности.

Поведение, как и деятельность, также имеет нормативный

характер, но в отличие от последней оно регламентируется не

нормативными заданиями, а законами, нравственными нормами, обы-

чаями и традициями, существующими в обществе. При этом характер

поведения человека зависит от его взглядов, убеждений, психических

состояний и психических свойств личности.

Таким образом, поведение и деятельность не могут осуще-

ствляться без внутренних психических явлений, выполняющих

побудительную, познавательную и регулятивную функции. Кро-

ме внутреннего психического компонента в деятельности и в

поведении имеет место внешний исполнительный, физический

компонент, проявляющийся в виде движений, совершаемых че-

ловеком. Система движений, направленных на достижение

сравнительно простой цели или задачи, называется действи-

ем. Действие является основным элементом деятельности, в

котором объединены как внутренне психические, так и вне-

шние физические компоненты деятельности.

Следовательно, поведение и деятельность представляют со-

бой органическое единство внутренней психической и внешней фи-

зической активности направленной на достижение сознательно по-

ставленной цели.

Действие, направленное на других людей, называется по-

ступком. Если поступок наносит вред другим людям, то он ста-

новится проступком. В отличие от действия поступок может со-

вершаться без определенной цели и имеет тогда непреднамерен-

ный, импульсивный характер. Второе отличие поступка от дей-

ствия заключается в том, что он может быть не связан с внешни-

ми движениями. Человек, промолчавший и не выразивший свое-

го отношения к словам другого человека или к его поступку,

сам совершает поступок.

Поведение и деятельность имеют у человека не врожден-

ный, а приобретенный характер. Для того, чтобы человек мог

совершить какую-либо деятельность или поведение, он должен

усвоить приемы и способы их осуществления. В результате мно-

гократного применения они закрепляются, автоматизируются и

воспроизводятся без участия сознания. Такие закрепившиеся ав-

томатизированные приемы и способы выполнения деятельности

и поведения, осуществляющиеся без контроля сознания, называ-

ются навыками. Навыки являются важнейшими компонентами

поведения и деятельности человека. Бл агод аря им соз нание

освобождается от функции контроля за выполнением деятель-

ности или поведения и целиком и полностью может быть направ-

лено на достижение поставленной цели.

Навыки у человека существенным образом отличаются

от навыков у животных. Если навыки у животных формиру-

ются и осуществляются автоматически, неосознанно, то у

человека они возникают и функционируют под контролем

сознания и поэтому могут изменяться, совершенствоваться и

применяться по желанию человека. Существуют различные

виды навыков: двигательные, сенсорные, сенсомоторные, ин-

теллектуальные, поведенческие, гигиенические.

Выделяют четыре этапа формирования навыков. Первый этап

называется ознакомительным. На этом этапе создается ориенти-

ровочная основа для формирования навыка. Обучающийся узна-

ет где, когда и с какой целью будет применяться навык, а также

знакомится с приемами и способами его выполнения. На втором подго-

товительном (аналитическом) этапе происходит овладение отдельными

элементами навыка, сопровождающееся неумелыми действиями, лиш-

ними движениями, напряженным сенсорным вниманием, слабым конт-

ролем за выполнением навыка. На третьем стандартизирующем (син-

тетическом) этапе отдельные элементы объединяются и совершаются

слитно как единое действие, устраняются лишние движения, сенсорный

контроль заменяется мускульным, происходит автоматизация и совершен-

ствование навыка. Четвертый варьирующий (ситуативный) этап характе-

ризуется пластичным и гибким применением навыка в новых ситуациях,

что достигается благодаря переносу сознания с приемов осуществления

навыка на обстановку и результаты действий в новых условиях.

Между навыками, в процессе их формирования, происходит взаимо-

действие. Оно может быть положительным и отрицательным. Положи-

тельное взаимодействие или перенос навыков имеет место в том случае,

если структура одного навыка соответствует структуре другого. Отри-

цательное взаимодействие или интерференция происходит тогда, ког-

да структура одного навыка противоречит структуре другого, вслед-

ствие чего формирование нового навыка тормозится старым.

Кроме навыков в процессе деятельности применяются также уме-

ния. Умения представляют собой гибкие системы приемов и способов

выполнения деятельности, сформированные в результате применения

специально усвоенных знаний и навыков. Так для того, чтобы грамот-

но писать, человек должен уметь применять не только навыки письма,

но и знать и применять правила грамматики и синтаксиса. То же са-

мое относится и к поведению. Для того, чтобы уметь себя вести куль-

турно в обществе, необходимо не только иметь навыки культурного

поведения, но и знать и применять моральные нормы, традиции, обы-

чаи, существующие в данном обществе.

Формирование умений и навыков осуществляется в результате при-

менения специальных упражнений. Упражнения не сводятся к простому

воспроизведению умений и навыков. Они отличаются от механических

повторений тем, что предполагают сознательный интеллектуальный кон-

троль за процессом их формирования. Упражнения необходимы не толь-

ко для выработки умений и навыков, но и для их сохранения. Без специ-

альных систематических упражнений умения и навыки разрушаются и

исчезают.

Большое влияние на поведение и деятельность оказывают при-

вычки. Они или способствуют успешному осуществлению деятельности

и поведения, или мешают им. Привычками называют закрепившиеся в

процессе деятельности и поведения движения, действия, приемы и спосо-

бы, осуществление которых стало для человека настоятельной потребно-

стью. В силу этого привычки воспроизводятся автоматически и имеют

принудительный характер. Привычки могут быть полезными и вредны-

ми. Они могут возникнуть как на основе специальных упражнений, так

и случайно в результате подражания. Привычки могут быть деловы-

ми, поведенческими, гигиеническими и функциональными.

Положительные привычки помогают человеку успешно выпол-

нять деятельность, правильно вести себя в обществе, соблюдать мо-

ральные нормы, вести здоровый образ жизни. Дурные привычки, та-

кие как привычка курить, пить спиртные напитки, употреблять нарко-

тики, сквернословить и т.п., пагубно влияют на человека, разрушают

его психику и здоровье. Положительные привычки, чаще всего, приоб-

ретаются сознательно и целенаправленно. Отрицательные - случайно,

непреднамеренно в результате подражания другим людям. Приобрес-

ти отрицательную привычку очень легко, но избавиться от нее очень

трудно. Всем известно, как трудно бросить курить. Это может сделать

только человек с сильной волей. Иногда пытаются бросить курить раз и

навсегда, но проходит некоторые время и потребность берет свое и чело-

век снова начинает курить. Отвыкнуть от привычки можно только посте-

пенно. Сначала надо постепенно увеличивать интервалы между выкурен-

ными сигаретами, доводя их до нескольких штук в день. Затем надо при-

учать себя не докуривать сигарету полностью, стараясь как можно меньше

затягиваться. Все это создает условия для постепенного угасания потреб-

ности для воспроизведения привычки и дает возможность вообще отвык-

нуть от нее.

Возникновение и развитие различных видов поведения и

деятельности происходят у человека постепенно в течение дли-

тельного времени. Первоначально у ребенка после рождения про-

является простейшее импульсивное поведение. При ярком свете

или громком звуке ребенок проявляет двигательное беспокой-

ство, поворачивает голову к раздражителю, следит за его пере-

движением и т.д. Затем в течение первого года начинает развиваться

исследовательское поведение. Ребенок хватает предметы (игрушки),

рассматривает их, тянет в рот, манипулирует ими. После первого года

в результате воспитания и подражания у ребенка начинает формиро-

ваться предметно-практическое поведение. Он научается сидеть на

стульчике, есть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, есть из та-

релки, умываться, одеваться, рисовать карандашом и т.д.

Одновременно с этим у ребенка начинает развиваться коммуни-

кативное и речевое поведение. Посредством этих видов поведения

ребенок общается со взрослыми и своими сверстниками, совершает

совместные действия, добивается удовлетворения своих желаний, ус-

ваивает информацию об окружающем мире.

Дети, общаяясь со взрослыми, усваивают моральные и нрав-

ственные нормы и эталоны поведения и в связи с этим начинают

оценивать свои поступки и поступки других людей, руковод-

ствуясь понятиями «что такое хорошо, что такое плохо», «что

такое добро, что такое зло», «что можно делать, а что нельзя» и

т.д. Так уже в дошкольном возрасте начинает проявляться выс-

шая форма взаимодействия субъекта с внешним миром - морально-

нравственное поведение.

На основе усвоенных видов поведения ребенок получает воз-

можность заниматься различными видами деятельности, под вли-

янием которых происходит его психическое развитие. Основны-

ми видами деятельности являются: игра, учение и труд.

Простейшим, самым доступным видом деятельности яв-

ляется игра. В игре реализуется у ребенка потребность в ак-

тивности и в познании окружающего мира. Игровые действия

ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих

способов употребления вещей и человеческих форм поведе-

ния. В этом заключается коренное отличие игровой деятель-

ности детей от игрового поведения детенышей животных.

Игра осуществляется посредством специально изготовлен-

ных игрушек, которые являются моделями настоящих вещей. Иг-

рушки, моделирующие людей, называются куклами. Применяя

игрушки в процессе игры, дети приобщаются к миру взрослых,

усваивают знания и умения, необходимые для жизни в обществе.

Игры бывают простые и сложные, индивидуальные и группо-

вые, предметные и конструкторские, ролевые и сюжетные, под-

вижные и настольные. Все игры регулируются определенными прави-

лами поведения участников. Чем сложнее игра, чем труднее выпол-

нять правила игры, тем более сложные формы психической и физичес-

кой активности должны проявляться. По мере усложнения игры все

более усложняется двигательная, сенсорная, интеллектуальная, эмо-

циональная, волевая и речевая активность ее участников. Особенно

большое значение для психического развития в процессе игры имеет

речевая деятельность. Обозначая словами предметы и явления внеш-

него мира, а также свои действия и психические состояния, ребенок

начинает осознавать окружающие предметы и свои действия с ними,

учится управлять своим поведением в соответствии с правилами игры.

Таким образом, в процессе игры дети усваивают житейские зна-

ния, приобретают практические умения и навыки обращения с веща-

ми, учатся владеть своими физическими и психическими состояния-

ми и управлять своим поведением.

Более сложным видом деятельности является учение. Им на-

чинают заниматься дети с 6-7 лет, когда их физическое и психи-

ческое развитие достигает требуемого для этой деятельности

уровня. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение

учебных навыков и умений. Оно организуется и регламентируется об-

ществом и осуществляется в специально создаваемых с этой целью

учебных заведениях. Эффективность учения зависит от организации и

стимулирования познавательной деятельности учащихся в процессе

их обучения учителями. Учение может иметь пассивный и активный

характер.

Пассивный характер оно имеет в том случае, если ученик

ограничивается запоминанием учебной информации только в том

виде, как он получает ее из уст учителя и из текста учебника.

Такой самый простой способ усвоения научных знаний чаще все-

го применяется в общеобразовательных школах. Он является ма-

лоэффективным, но зато очень удобным и не требует больших

усилий ни от учителя, ни от ученика. К тому же существующая

в школе система оценок и контроля за усвоением знаний ученика-

ми побуждает их формально заучивать предусмотренную школь-

ными программами учебную информацию. Нет нужды доказывать,

что такой способ усвоения научных знаний в процессе обучения

может способствовать только однобокому умственному развитию

учащихся, при котором ведущую роль в интеллектуальной деятель-

ности играет память, имеющая часто механический характер.

Более эффективным является продуктивный способ органи-

зации учебной деятельности, при котором ученик не может ограни-

читься пассивным заучиванием учебного материала, а должен ак-

тивно добывать нужную для усвоения научных знаний информа-

цию из разных источников. Отсюда процесс познания, осуществ-

ляемый учеником в учебной деятельности, должен иметь не только

репродуктивный, но и поисковый, творческий характер. Только в

этом случае ученик может научиться самостоятельно приобретать

новые знания и сознательно применять их в различных видах дея-

тельности и заниматься самообразованием. Такая организация по-

знавательной деятельности в процессе обучения будет способство-

вать полноценному умственному развитию учащихся и формиро-

ванию у них высокоценных психических свойств личности.

Наиболее важным видом человеческой деятельности явля-

ется труд. В процессе труда создаются материальные и идеаль-

ные продукты, необходимые для жизни общества. Труд обеспе-

чивает не только существование человеческого общества, но

является также условием его непрерывного развития. Существует два

основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-тео-

ретический, или первый часто называют физическим, а второй - ум-

ственным. Каждый вид труда осуществляется посредством раз-

личных физических и психических компонентов. Первый вид труда

направлен преимущественно на создание материальных продуктов,

второй - идеальных.

Предметно-практический вид труда осуществляется преиму-

щественно на основе сенсомоторной активности, тогда как абст-

рактно-теоретический - на основе интеллектуальной. Между прак-

тической и теоретической деятельностью всегда существует тес-

ная связь. Практическая деятельность опирается на теоретическую,

а теоретическая находит свое воплощение в практической. Так,

прежде чем изготовить материальный предмет, нужно создать его

образ, воплотить его в чертеже, найти нужный материал, сплани-

ровать последовательность действий. Кроме того, сам процесс из-

готовления управляется, регулируется и контролируется сознатель-

ной интеллектуальной деятельностью. Поэтому любой вид трудо-

вой деятельности связан с особенностями интеллектуальной деятель-

ности человека. В предметной деятельности этот интеллект имеет на-

гляднодейственный характер, в теоретической - отвлеченный, абстрактный

характер. Имеют место и такие виды труда, которые связаны с функциони-

рованием образного интеллекта.

Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и

продуктивный, творческий характер. Особенно важное значе-

нием имеет творческий труд, который является основным усло-

вием для неограниченного развития человека и человеческого

общества. Таким образом, трудовая деятельность не только тре-

бует проявления чисто человеческих психических свойств и ка-

честв, но и формирует их в процессе ее выполнения.

Литература

Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.

Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию. М., 1975.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.,

1964.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.

Общая психология. М, 1986.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1972. Раздел II. Психология познания

Глава 7. Общая характеристика познавательной




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.