КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о поведении и деятельности
Психология поведения и деятельности человека Основные понятия: поведение, деятельность, потребности, мотивы, цели, навыки, привычки, игра, учение, труд. Поведение и деятельность являются особыми формами проявления активности животных и человека. Активность на- правлена прежде всего на приспособление к той среде, где они обитают. У животных процесс приспособления осуществля- ется бессознательно, у человека он имеет как бессознатель- ный, так сознательный характер. Источником активности живых существ являются потреб- ности. Каждое живое существо испытывает нужду в определен- ных предметах и явлениях для продолжения своей жизнедеятель- ности. Потребности представляют собой состояние неудовлет- воренности, которое испытывает живое существо в связи с не- хваткой веществ, необходимых для продолжения его нормаль- ного существования. Потребности могут быть врожденными и приобретенными. Так, например, потребность в пище является врожденной как у человека, так и у животных. Наряду с этим имеется множество потребностей, которые возникают в процессе употребления та- ких веществ, которые ранее не использовались живым суще- ством. Такие потребности являются продуктом взаимодействия живого существа с конкретными условиями существования. В животном мире потребности имеют биологический харак- тер, так как они удовлетворяются предметами и явлениями, со- зданными самой природой. Поэтому потребности определяют и строение организма, и функции психики, и формы поведения жи- вотных. Так, строение тела травоядных животных приспособле- но для удовлетворения потребности в пище посредством поеда- ния травы, а функции психики и формы поведения обеспечива- ют им поиск данного сорта пищи и способы ее употребления. У хищных животных строение тела, функции психики и формы поведе- ния направлены на удовлетворение потребностей посредством поеда- ния других животных. Иначе обстоит дело с возникновением и удовлетворением потребностей у человека. Хотя первоначально потребность в пище у ребенка имеет такой же врожденный характер и удов- летворяется посредством молока матери, как и у детенышей живот- ных, но в дальнейшем пищевые вещества и способы их употребления имеют совершенно иной характер, чем у животных. Прежде всего человек удовлетворяет естественные потреб- ности предметами, создаваемыми обществом (продукты пита- ния, одежда и т.д.), а не находит их в готовом виде в природе. Кроме того, удовлетворение потребностей осуществляется по- средством сложившихся в обществе приемов и способов упот- ребления вещей в определенной обстановке (сидеть за столом, пользоваться ножом, вилкой и т.д.). Наконец, человек удовлет- воряет свои естественные потребности совместно с другими людьми, соблюдая правила приличия, традиции и требования гигиены. Таким образом, естественные потребности и способы их удов- летворения имеют у человека не биологический, а социальный ха- рактер и связаны с высшей формой психической деятельности и с чисто человеческими формами поведения. Такой высшей формой психики является сознание, которое дает возможность человеку осознать свои потребности и создавать предметы, необходимые для их удовлетворения. Хотя исходными потребностями являются естественные, без удовлетворения которых человек не может существовать как организм, все же смысл жизни заключается не только в них. “Че- ловек ест, чтобы жить, но живет не для того, чтобы есть!” - ска- зал один философ. Для чего же тогда живет человек? Жизнь че- ловека связана не только с удовлетворением естественных, но и духовных потребностей. Удовлетворение этих потребностей осу- ществляется в результате присвоения индивидом идеальных свойств, присущих как самому человеку, так и предметам и явле- ниям, создаваемых им. Важнейшей духовной потребностью человека является потреб- ность в человеческом обществе, которая удовлетворяется в процессе общения с людьми посредством языка и других средств общения. Она является основой для духовного развития человека. Общаясь с другими людьми - носителями идеальных душевных свойств, человек усваивает их мысли, чувства, желания, стремления, взгляды и убеждения, которые теперь определяют его духовный мир и его поведение в обществе. Сначала эта потребность удовлетворяется у ребенка в результа- те общения с близкими людьми, потом со своими сверстниками, учи- телями и другими взрослыми, среди которых появляются друзья, лю- бимые люди и духовные руководители. Другой важнейшей потребностью человека является потреб- ность в познании окружающего мира, других людей и самого себя. Первоначально эта потребность проявляется в виде стрем- ления ребенка получить информацию о внешнем мире посред- ством органов чувств. Затем эта потребность усложняется и удов- летворяется посредством интеллектуальных процессов, направлен- ных на познание сущности предметов и явлений и своей собствен- ной сущности. К духовным потребностям следует отнести и потребность в труде. Труд является основным условием существования че- ловеческого общества, так как оно не может существовать, если не будет производить материальные и духовные ценности, не- обходимые для удовлетворения потребностей человека. Высшим проявлением данной потребности является потребность в твор- ческом труде, что составляет смысл жизни для творческого че- ловека. Труд является одним из видов деятельности человека. Дея- тельность - это особая форма проявления активности, посред- ством которой люди познают окружающий мир, изменяют его в соответствии со своими нуждами, взаимодействуют между со- бой, добиваясь нужных результатов. Кроме деятельности чело- веку также свойственно и определенное поведение. Поведение - это тоже одна из форм проявления активности людей, направ- ленная по отношению друг к другу в процессе деятельности, в быту и в общественной жизни. Деятельность и поведение характеризуются целями и мо- тивами. Цель деятельности и поведения - это те объекты, на которые направлена активность человека. Мотивы - это те побуж- дения, которые заставляют личность заниматься деятельностью и осуществлять поведение. Источником мотивов и целей являются потребности. Воз- никшие на основе потребностей мотивы побуждают личность к деятельности и поведению, а цели управляют их осуществлени- ем. Как это происходит? Потребности функционируют циклич- но. Они возникают, нарастают, удовлетворяются и исчезают. Каждая потребность имеет свой предмет. Сначала, на основе возник- шей потребности, появляется неосознаваемое субъектом влечение к чему-то. На этой стадии возникновения потребности ее предмет еще четко не обозначен, но состояние неудовлетворенности побуждает субъекта к неосознанному его поиску. Затем, по мере нарастания по- требности смутно осознаваемое влечение превращается в ясно осоз- наваемое желание, на основе которого у субъекта возникает образ объекта, посредством которого может быть удовлетворена потреб- ность. Если такой объект существует, то у субъекта появляется цель найти тот объект и удовлетворить потребность. Как видим, мотив и цель в поведении совпадают. В готовом виде предметы, посредством которых человек удов- летворяет свои потребности, в природе не существуют. Их нужно со- здать. Человек не в состоянии сам создавать все материальные и ду- ховные ценности, необходимые для удовлетворения его потребностей. Это делает общество. Поэтому человек, занимаясь деятельностью, создает общественный продукт, который ему может быть и не нужен. Сталевар выплавляет сталь, которую сам не использует, химик созда- ет химические вещества, которые сам не применяет. Таким образом, мотивы и цели в процессе деятельности могут совпадать, а могут и не совпадать. Удовлетворяя свои потребности человек не просто осуще- ствляет деятельность и акты поведения, но совершает социаль- но значимые деяния, которые могут принести людям как добро, так и зло. Если человек удовлетворяет свои потребности за счет других людей, или создает наносящие им вред предметы и явле- ния, то в этом случае он совершает злодеяния, за которые дол- жен нести ответственность перед обществом и перед самим со- бой. Если же человек своей деятельностью и поведением прино- сит добро людям, то он совершает благодеяния, которые высоко оце- ниваются обществом. Совершая добродеяния или злодеяния человек приобретает положительные или отрицательные качества личности.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |