КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура познавательной деятельности
Познавательная деятельность осуществляется посредством гностических действий, которые делятся на два класса: внешние и внутренние. Внешние гностические действия направлены на познание предметов и явлений, которые непосредственно дей- ствуют на органы чувств. Эти действия осуществляются в про- цессе взаимодействия органов чувств с внешними объектами. Внешние гиостические действия, совершаемые органами чувств, могут быть поисковыми, установочными, фиксирующими и про- слеживающими. Поисковые действия направлены на обнаруже- ния объекта познания, установочные - на выделение его среди других объектов, фиксирующие - на обнаружение наиболее ха- рактерных его свойств и качеств, прослеживающие - на получе- ние информации о тех изменениях, которые происходят в объек- те. Продуктом этих действий являются сенсорные познаватель- ные процессы - ощущения и восприятия, которые отражают состояние внешней и внутренней среды и отдельные объекты. Результатом познавательной деятельности на чувственной ступени познания являются субъективные впечатления и образы, которые отражают предметы и их свойства как при непосред- ственном контакте, так и на расстоянии. Возникновение субъек- тивных впечатлений и образов осуществляется на основе сенсор- ных и перцептивных действий, направленных на обнаружение, различение, отождествление и опознание предметов и их свойств. Впечатления и образы, возникающие на чувственной сту- пени познания, являются основой для осуществления внутрен- них гностических действий, на основе которых проявляются ин- теллектуальные процессы: память, воображение и мышление. Память закрепляет впечатления и образы, сохраняет их на оп- ределенное время и в нужный момент воспроизводит. Память дает возможность человеку накапливать индивидуальный опыт и исполь- зовать его в процессе поведения и деятельности. Познавательная фун- кция памяти осуществляется посредством мнематических действий, направленных на установление связи вновь приобретаемой информации с ранее усвоенной, на ее закрепление и воспроизведение. Воображение дает возможность преобразовывать образы воспринимаемых предметов и явлений и создавать новые пред- ставления о таких объектах, которые недосягаемы для челове- ка или которые вообще не существуют в данное время. Благо- даря воображению человек может познать будущее, прогнози- ровать свое поведение, планировать деятельность и предвидеть ее результаты. Представления воображения возникают на осно- ве осуществления репродуктивных действий, направленных на расчленение образов, хранящихся в памяти, соединение различ- ных их частей, уподобление одних образов другим, чрезмерное их увеличение или уменьшение. Мышление дает возможность отвлечься от чувственно вос- принимаемой действительности, обобщить результаты познава- тельной деятельности, проникнуть в сущность вещей и познать такие предметы и явления, которые существуют за пределами ощущений и восприятия. Продуктом мышления являются мыс- ли, которые существуют в форме понятий, суждений и умозак- лючений. Новые мысли возникают в результате осуществления умственных действий посредством которых сопоставляются предметы и явления, выделяются их общие и существенные при- знаки, на основе которых познаваемые объекты классифицируются и систематизируются. В процессе познания происходит движение мыслей в созна- нии субъекта от незнания к знанию, от неполного знания к пол- ному, от знаний, отражающих внешние свойства предметов, к знаниям о их сущности, от ложных знаний к истиннм, адекватно отражающим мир. Между сенсорными и интеллектуальными процессами су- ществует постоянная связь. Содержание сенсорных познаватель- ных процессов является материалом для функционирования ин- теллектуальных процессов, а последние, в свою очередь, дела- ют их осмысленными и понятными для личности. Все это проис- ходит потому, что познавательная деятельность человека осу- ществляется в рамках сознания, которое интегрирует их в еди- ный процесс познания. Объединение всех элементов познавательной деятельности в единое целое осуществляет также язык и речь, на базе которых фун- кционирует сознание. Посредством слов человек обозначает все, что он ощущает, воспринимает, запоминает, о чем думает, мечта- ет, переживает. Благодаря этому человек не только осознает окружаю- щий его мир и самого себя, но и в состоянии регулировать свою познава- тельную деятельность. Большую роль в процессе познания играет внимание. Оно направляет и сосредотачивает сознание человека на познаваемых предметах и явлениях. Внимание является одним из тех психичес- ких состояний человека, которое обеспечивает продуктивное фун- кционирование всех психических познавательных процессов. Процесс познания является очень сложным и трудным, часто связан с преодолением разнообразных препятствий и поэтому тре- бует проявления волевых усилий. Отсюда познавательная дея- тельность связана не только с познавательными, но и с воле- выми процессами. Воля регулирует познавательную деятель- ность человека. Она мобилизует все ресурсы на преодоление трудностей, возникающих в процессе познания. Познавательная деятельность неразрывно связана с чувства- ми и эмоциями, так как человеку свойственно переживание своего отношения к тому, что он познает или делает. В связи с этим все познавательные процессы приобретают эмоциональную окраску или, так называемый, чувственный тон. Особенно это ярко прояв- ляется в ощущениях и восприятиях. Мы чувствуем приятные и не- приятные запахи, нам нравятся одни предметы и не нравятся другие. Чув- ства влияют и на продуктивность памяти. Мы хорошо запоминаем ту информацию, которая вызывает у нас положительные или отрицатель- ные чувства. Большое влияние оказывают чувства и на процесс мышле- ния. Возникающие в процессе мышления трудности иногда ока- зывают негативное или позитивное влияние на интеллектуаль- ную деятельность. Мы радуемся, когда успешно решаем интел- лектуальную задачу, огорчаемся, если она не получается. Та- кие переживания, которые проявляются в форме любознатель- ности, пытливости, вероятности, сомнения, уверенности и тор- жества, возникающие в связи с познанием нового, неизвестного, в психологии называются интеллектуальными чувствами. Из- вестно, как Архимед, обрадовавшись, что он решил трудную задачу о наличии примеси серебра в золотой короне, с возгла- сом “эврика” бросился к царю, чтобы доложить ему об этом. В современной психологии существует специальное направление, занимающееся изучением процесса открытия нового, неизвестно- го, которое получило название “эвристики”. Большое влияние на результаты познавательной деятельности человека оказывают познавательные способности. Их наличие дает возможность успешно изучать и исследовать предметы и явления, приобретать новые знания, решать проблемные задачи, применять новые приемы и способы умственной деятельности. Познавательные способности могут быть сенсорными, перцептивными, мнемически- ми, репродуктивными, интеллектуальными и вербальными. Познавательные способности стимулируют, направляют и регу- лируют гиостическую деятельность, делая ее более продуктивной, чем при их отсутствии. Сенсорные способности дают возможность более полно и точно отражать свойства и качества предметов и явлений, а также состояний внешней и внутреннй среды. Перцептивные способ- ности проявляются в умении наблюдать за предметами и явлениями, замечать малейшие изменения в их состоянии и развитии. Мнемичес- кие способности обеспечивают полное и точное запоминание, сохра- нение и воспроизведение полученной в процессе познания информации. Репродуктивные способности помогают представить внутреннее стро- ение и структуру изучаемых объектов и те изменения, которые могут произойти с ними в будущем. Интеллектуальные способности прояв- ляются в умении анализировать и обобщать полученную в процессе познания информацию, и оперировать образами и мыслями, делать правильные теоретические и практические выводы. Вербальные спо- собности дают возможность правилно описать познаваемые предме- ты и явления, подвести итоги познавательной деятельности, правиль- но сформулировать гипотезы, концепции и теории, объясняющие сущ- ность изучаемых явлений.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |