Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тей учащихся




Диагностика познавательной деятельности и способнос-

Результаты учебной деятельности во многом зависят от уровня

развития познавательных процессов и способностей учащихся. Между

познавательными процессами и способностями существует неразрывная

связь. В основе каждой познавательной способности лежит определен-

ный когнитивный процесс. Если когнитивный процесс обеспечивает ус-

пешное выполнение познавательной деятельности, то он тогда рассмат-

ривается как соответствующая познавательная способность. Таким об-

разом, с этой точки зрения, познавательные способности полностью отож-

дествляются с когнитивными процессами. Но единство каких либо явле-

ний, как известно, не означает их тождество. Хотя познавательные спо-

собности могут существовать только в единстве с когнитивными процес-

сами, но функции, очевидно, они выполняют разные.

Когнитивные процессы, по-видимому, осуществляют, главным

образом, отражательную функцию, тогда как познавательные способ-

ности - побудительную и регулятивную. Когнитивные процессы осу-

ществляют обнаружение, отбор, хранение и переработку поступаю-

щей на органы чувств информации. Познавательные способности по-

буждают личность преобразовывать полученную информацию в раз-

нообразные формы психического отражения действительности: обра-

зы, представления, мысли, взгляды, понятия, идеи, планы, проекты,

гипотезы, концепции, теории. От познавательных способностей зави-

сит не только возникновение всех этих форм отражения, но и их чет-

кость, ясность и оригинальность. Познавательные способности не толь-

ко побуждают к созданию новых форм отражения, но и регулируют

сам процесс их создания.

Существует множество методик диагностики перцептив-

ных, мнемических, интеллектуальных и вербальных процессов

и способностей. Но все эти методики направлены на диагности-

ку отдельно взятых познавательных процессов и способностей

и не могут дать общей картины функционирования познаватель-

ной деятельности и способностей учащихся. Поэтому возникла

необходимость в создании такой методики, при одноразовом ис-

пользовании которой можно было получить всю необходимую

информацию для диагностики основных познавательных процес-

сов и способностей.

Возможность создания комплексной методики обусловлена

тем обстоятельством, что познавательная деятельность имеет

целостный характер, который обеспечивается благодаря вклю-

чению в процесс познания языка и речи. Речь пронизывает все

психические процессы, придавая им произвольный, осмысленный

характер. Отсюда вся познавательная деятельность имеет осоз-

нанный характер и приобретает определенную интеллектуальную на-

правленность. В зависимости от формы и содержания когнитивных

процессов познание может приобретать наглядно-действенный, образ-

ный и отвлеченный характер.

В основе комплексной методики лежит речевой характер ин-

формации, воспринимаемой и усваиваемой учащимися в процессе

обучения. Главным источником информации для учащихся яв-

ляется речь учителя и текст учебника, излагающий содержание

темы. Каждый учащийся, в зависимости от преобладания на-

глядно-действенного, образного и отвлеченного компонента,

лучше всего усваивает ту информацию, которая соответствует осо-

бенностям его интеллекта.

Для того, чтобы дать количественную и качественную характе-

ристику познавательных процессов и способностей учащихся, необхо-

димо прежде всего зафиксировать объем воспринимаемой речевой

информации и дать классификацию языковых средств, посредством

которых она закодирована. С этой целью подбирается текст, в кото-

ром должно быть дано описание предметов и явлений, связей и отно-

шений между ними, а также действия, совершаемые ими или с ними.

Затем подсчитывается количество слов с отвлеченным смысловым

содержанием, образным и наглядно-действенным.

Объем информации и ее сложность должны соответствовать воз-

растным возможностям учащихся. Подготовленный таким образом

текст зачитывается учащимся, после чего предлагается изложить его

письменно и изобразить в рисунках описанные в тексте предметы, яв-

ления и действия, осуществляемые ими или с ними. Текст изложения

должен быть озаглавлен самим учащимся.

Содержание изложений учащихся и их рисунки анализируются и

заносятся в таблицу, где указывается, какая словесная информация

была воспринята, как воспроизведена и осмыслена.

Таблица 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.