КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тей учащихся
Диагностика познавательной деятельности и способнос- Результаты учебной деятельности во многом зависят от уровня развития познавательных процессов и способностей учащихся. Между познавательными процессами и способностями существует неразрывная связь. В основе каждой познавательной способности лежит определен- ный когнитивный процесс. Если когнитивный процесс обеспечивает ус- пешное выполнение познавательной деятельности, то он тогда рассмат- ривается как соответствующая познавательная способность. Таким об- разом, с этой точки зрения, познавательные способности полностью отож- дествляются с когнитивными процессами. Но единство каких либо явле- ний, как известно, не означает их тождество. Хотя познавательные спо- собности могут существовать только в единстве с когнитивными процес- сами, но функции, очевидно, они выполняют разные. Когнитивные процессы, по-видимому, осуществляют, главным образом, отражательную функцию, тогда как познавательные способ- ности - побудительную и регулятивную. Когнитивные процессы осу- ществляют обнаружение, отбор, хранение и переработку поступаю- щей на органы чувств информации. Познавательные способности по- буждают личность преобразовывать полученную информацию в раз- нообразные формы психического отражения действительности: обра- зы, представления, мысли, взгляды, понятия, идеи, планы, проекты, гипотезы, концепции, теории. От познавательных способностей зави- сит не только возникновение всех этих форм отражения, но и их чет- кость, ясность и оригинальность. Познавательные способности не толь- ко побуждают к созданию новых форм отражения, но и регулируют сам процесс их создания. Существует множество методик диагностики перцептив- ных, мнемических, интеллектуальных и вербальных процессов и способностей. Но все эти методики направлены на диагности- ку отдельно взятых познавательных процессов и способностей и не могут дать общей картины функционирования познаватель- ной деятельности и способностей учащихся. Поэтому возникла необходимость в создании такой методики, при одноразовом ис- пользовании которой можно было получить всю необходимую информацию для диагностики основных познавательных процес- сов и способностей. Возможность создания комплексной методики обусловлена тем обстоятельством, что познавательная деятельность имеет целостный характер, который обеспечивается благодаря вклю- чению в процесс познания языка и речи. Речь пронизывает все психические процессы, придавая им произвольный, осмысленный характер. Отсюда вся познавательная деятельность имеет осоз- нанный характер и приобретает определенную интеллектуальную на- правленность. В зависимости от формы и содержания когнитивных процессов познание может приобретать наглядно-действенный, образ- ный и отвлеченный характер. В основе комплексной методики лежит речевой характер ин- формации, воспринимаемой и усваиваемой учащимися в процессе обучения. Главным источником информации для учащихся яв- ляется речь учителя и текст учебника, излагающий содержание темы. Каждый учащийся, в зависимости от преобладания на- глядно-действенного, образного и отвлеченного компонента, лучше всего усваивает ту информацию, которая соответствует осо- бенностям его интеллекта. Для того, чтобы дать количественную и качественную характе- ристику познавательных процессов и способностей учащихся, необхо- димо прежде всего зафиксировать объем воспринимаемой речевой информации и дать классификацию языковых средств, посредством которых она закодирована. С этой целью подбирается текст, в кото- ром должно быть дано описание предметов и явлений, связей и отно- шений между ними, а также действия, совершаемые ими или с ними. Затем подсчитывается количество слов с отвлеченным смысловым содержанием, образным и наглядно-действенным. Объем информации и ее сложность должны соответствовать воз- растным возможностям учащихся. Подготовленный таким образом текст зачитывается учащимся, после чего предлагается изложить его письменно и изобразить в рисунках описанные в тексте предметы, яв- ления и действия, осуществляемые ими или с ними. Текст изложения должен быть озаглавлен самим учащимся. Содержание изложений учащихся и их рисунки анализируются и заносятся в таблицу, где указывается, какая словесная информация была воспринята, как воспроизведена и осмыслена. Таблица 1.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |