КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внимание
Внимание не является самостоятельным познавательным процес- сом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взя- тое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание явля- ется одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познаватель- ная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполня- ет одну из функций сознания. Внимание - это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для бо- лее полного и четкого отражения действительности. Внимание связано с всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях. Как только человек перестает проявлять внимание к раздражителю или объекту он перестает ясно его видеть или слышать, впечатления и образы становятся неотчет- ливыми и расплывчатыми. В связи с этим термин “внимание” широко применяется для объяснения результатов учебной деятельности. Вы- сокие результаты объясняют тем, что ученик проявил максимум внимания, низкие - тем, что был невнимателен. Проявление внимания к чему-либо обусловлено как внутренними, так и внешними причинами. В качестве внутренних побуждений, заставляю- щих проявить внимание могут быть: потребности, желания, чувства, уста- новки, намерения и т.п. Внешними причинами внимания являются объек- ты, их свойства и качества, структурные особенности и т.п. Таким обра- зом, внимание представляет собой особое психическое явление, в кото- ром выражается взаимоотношение между человеком и окружающей дей- ствительностью. Это взаимоотношение проявляется в виде направленно- сти и сосредоточенности сознания субъекта на объекте. Направленность внимания дает возможность осуществить селек- тивный отбор объектов и включить их в познавательную или в практи- ческую деятельность. При этом осуществляется первичный, самый общий сбор информации о воспринимаемом объекте. Сосредоточенность внимания проявляется в результате кон- центрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем. Концентрация предлагает не т олько дли- тельное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент. Изучением внимания занимались многие ученые. В связи с тем, что оно представляет собой сложное психическое явление, разные психологи с разных позиций объясняли возникновение и функционирование внимания. Т. Рибо, например, считал, что внимание связано с эмо- циями и движениями человека. Эмоции вызывают внимание и вместе с движениями сосредотачивают и удерживают его на объекте. Д.Н. Узнадзе связывал возникновение и устойчивость внимания с формированием у субъекта установки, побужда- ющей его проявить определенную деятельность по отношению к объекту, руководствуясь прошлым опытом. Установка может быть связана с ожиданием объекта или с готовностью воспринять его или совершить какое-либо действие, направленное на достижение поставленной цели. П.Я. Гальперин рассматривал внимание как один из момен- тов ориентировочно-исследовательской деятельности, направ- ленный на содержание психических явлений, возникающих в про- цессе познания. Основная функция внимания осуществлять кон- троль за правильностью содержания психических явлений, обес- печивающих осуществление деятельности на высоком уровне. Большое значение для правильного понимания места вни- мания в системе психических явлений и его роли в деятельно- сти имеет изучение физиологических механизмов. Работы фи- зиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского дают возможность объяснить как возникает и функционирует внимание на основе деятельности головного мозга. Направленность внимания возникает на основе, откры- того И.П. Павловым, ориентировочного рефлекса, который дает возможность организму осведомиться о том, что проис- ходит в окружающей среде. По современным данным в его структуру входят как внешние движения, так и внутренние изменения в деятельности всех органов, в том числе изменения в чувствительно- сти анализаторов и в электрической активности головного мозга. Это доказывает, что возникновение внимания связано с общей активизаци- ей всех мозговых структур. Сосредоточенность внимания проявляется в результате повышения возбудимости клеток коры под влиянием взаимо- действия процессов возбуждения и торможения, благодаря ко- торому в коре могут возникнуть оптимальный и доминирую- щий очаги возбуждения. Оптимальный очаг возникает по закону индукции не- рвных процессов, согласно которому возбуждение может кон- центрироваться в каком-либо участке коры под влиянием тор- можения в других областях. Оптимальный очаг является са- мым благоприятным для образования нервных связей, а сле- довательно и для возникновения психических явлений (обра- зов, мыслей и т.п.), которые находятся в центре внимания че- ловека. Оптимальный очаг может все время перемещаться при действии новых раздражителей, вследствие чего направленность внимания тоже меняется. Наряду с оптимальным очагом может появиться домини- рующий очаг, который отличается повышенной возбудимос- тью и устойчивостью. Доминанта, являясь господствующим очагом, не только подавляет другие очаги, но способна уси- ливаться, привлекая возбуждение из других очагов, становясь еще более сильной и устойчивой. Этим объясняется повышен- ная концентрация и сосредоточенность внимания субъекта, ув- леченного чем-то, и отсутствие всяких реакций на построе- ние воздействия. Оптимальный и доминирующий очаги воз- буждения могут возникнуть в любом месте коры, поэтому про- явление внимания может быть связано с любым нервным цент- ром. Вместе с тем в последнее время были обнаружены особого типа нейроны в структуре лобных долей, которые непосредствен- но связаны с проявлением внимания. Это, так называемые, ней- роны новизны и нейроны установки. Первые реагируют на но- вые раздражители, вторые - на объекты, ожидаемые субъектом. Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с ин- теллектуальными процессами, а также с практическими действи- ями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание. Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предме- тов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание мо- жет быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основ- ном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать. Моторное внимание направлено на движения и действия, со- вершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической де- ятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует дви- жения и действия, направленные на предмет, особенно в тех слу- чаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Ис- ключительно важное значение имеет это внимание в спортивной и хо- реографической деятельности. Только проявляя максимум внимания спортсмен может достигнуть высоких результатов, в том виде спорта, которым он занимается. Интеллектуальное внимание направлено на более эффек- тивное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вни- манию человек лучше запоминает и воспроизводит информа- цию, создает более четкие образы воображения, ясно и про- дуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутрен- ний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии. Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при на- личии у субъекта цели или задачи быть внимательным к како- му-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование вне- шних сенсорных и моторных действий и внутренних познаватель- ных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необ- ходимо познавать или с которым надо действовать. Особенно большое значение имеет произвольное внимание в учебной деятель- ности, так как усвоение научных знаний требует от ученика больших волевых усилий, направленных на осуществление сложных умствен- ных действий. В некоторых случаях произвольное внимание может стать, по определению Н.Ф. Добрынина, послепроизвольным. Это мо- жет иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начина- ет проявляться, когда деятельность, требующая волевых уси- лий, становится увлекательной и осуществляется без особых зат- руднений. Послепроизвольное внимание в наибольшей степени может обеспечить высокую продуктивность познавательной и практической деятельности. Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явле- ний внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Новизна может быть абсолютной и относительной. Если раздражить действует на органы чувств впервые, то ему свой- ственна абсолютная новизна. Раздражитель ранее известный, но имеющий какое-то новое качество, характеризуется относительной новизной. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иног- да внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности. Немаловажное значение в познавательной и практической деятельности имеют такие свойства внимания как: устойчивость, концентрация, переключение, распределение и объем. Устойчивость внимания характеризуется промежутком вре- мени, в течение которого оно может быть направлено и сосредо- точено на объектах или на деятельности. При наличии устойчи- вого внимания человек может успешно заниматься длительное время какой-либо деятельностью, а при отсутствии его он вы- нужден прекратить свои действия, так как они не приведут к нужным результатам. Устойчивость внимания - это его временная характеристи- ка, от которой во многом зависит продуктивность деятельности человека. На сохранение устойчивого внимания оказывают вли- яние многие факторы, среди которых немаловажное значение имеет активность человека, которая может проявляться в фор- ме внешних практических действий, направленных на объект, а также в виде внутренних интеллектуальных действий, посредством которых планируется и регулируется деятельность. Устойчивость внимания мо- жет зависеть также и от особенностей самих объектов, которые вов- лечены в деятельность. Если объект перемещается, изменяет форму, цвет или другие какие-то свойства, то внимание к нему сохраняется в течение длительного времени. Концентрация внимания характеризуется степенью углубленнос- ти человека в деятельность. Наибольшая концентрация внимания про- является при увлеченности интересным занятием, в котором реализу- ется возможности и способности человека. Концентрация внимания имеет динамический характер. Она то повышается, то понижается в зависимости от характера деятельности и от отношения к ней. От концентрации внимания зависит степень проявления помехоустой- чивости субъекта к отвлекающим раздражителям. Переключение внимания представляет собой преднамеренное его перемещение с одного предмета на другой, с одной деятельности на дру- гую. Переключение внимания связано с новыми целями и задачами, кото- рые возникают у человека в процессе осуществления познавательной де- ятельности. Переключение может быть полным и неполным, завершен- ным и незавершенным. При завершенном переключении внимание полно- стью сосредотачивается на новом объекте или деятельности. При неза- вершенном переключении оно отчасти еще направлено на предыдущую деятельность. Это происходит в тех случаях, когда предыдущая деятель- ность оказала большое впечатление на личность или, если она сомнева- ется в правильности полученных результатов. Показателем степени завершенности переключения внимания яв- ляется интервал времени, связанный с переходом от одной деятельно- сти к другой, объем, качество, точность работы и количество време- ни, затраченное на ее выполнение. Противоположным свойством переключению является от- влечение внимания. Оно происходит в результате непреднаме- ренного перемещения внимания с основной работы на предме- ты, отвлекающе действующие на личность. Отвлечение снижа- ет качество работы, является причиной ошибок по невниматель- ности, не позволяет закончить работу в намеченный срок. Распределение внимания дает возможность человеку одновре- менно заниматься несколькими видами деятельности. Возможность распределения внимания связана с приобретением личностью опы- та в выполнении различных видов деятельности. При отсутствии его внимание неизбежно сосредотачивается на одной деятельнос- ти. На успешное распределение внимания также оказывает харак- тер, выполняемых видов деятельности. Чем сложнее виды деятельности, тем труднее распределить на них внимание. При наличии очень трудной деятельности проявить одновременно внимание к другой почти невозмож- но. Трудно совместить выполнение двух видов интеллектуальной деятель- ности. Гораздо проще совместить умственную деятельность с практи- ческой. Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством спе- циальных приборов-тахистоскопов. Тахистоскопы бывают ме- ханические и электронные. В одно мгновение человек может об- ратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6). В то же время многие виды деятельности требуют мгновенного про- явления внимания к гораздо большему количеству объектов. Так, при скоростном чтении человек способен охватить слова, в со- ставе которых насчитывается до 14 букв. Расширение объема внимания, в данном случае, происходит за счет того, что у субъекта формируется умение объединять и группировать по смыслу отдельные элементы текста. Закрепившиеся особенности внимания накладывают отпе- чаток на личность. Одни люди бывают внимательные, другие - невнимательные, третьи - рассеянными. Внимательные люди от- носятся к любой деятельности ответственно, сразу могут сосре- доточить внимание на самом главном, быстро переключают и распределяют внимание, способны к длительной и напряженной работе. Они также отличаются большой помехоустойчивостью. У невнимательных людей преобладает импульсивное внимание. Они не могут сосредоточиться, на выполняемой работе, не в со- стоянии распределить внимание на несколько объектов, легко отвлекаются при наличии посторонних раздражителей. Рассеянные люди ничего не замечают, что делается вокруг, делают все невпо- пад, не могут задержать надолго свое внимание на каком-нибудь объекте, часто отвлекаются. Такого рода рассеянность является признаком невоспитанности внимания. Существует и, так называ- емая, мнимая рассеянность. Она может иметь место у людей очень занятых, углубившихся целиком в свою деятельность и, в силу это- го, неадекватно реагирующих на отвлекающие их воздействия. Эта рассеянность есть результат высокой концентрации внимания на очень важной и ответственной деятельности. Возможны и другие расстройства внимания: инертность и чрезмерная подвижность. Инертность проявляется в навязчивой привязанности внимания к одним и тем же объектам, а подвижность - в невозможности задер- жать внимание на одном каком-то объекте. Литература Ананьев В.Г. Психология чувственного познания. - М., 1960. Брунер Д.С. Психология познания. - М., 1977. Величковский В.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М., 1973. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М., 1987. Лонгвиненко А.Д. Психология восприятия. - М., 1987. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994. Познавательные процессы и способности в обучении. - М., 1990. Общая психология. - М., 1986. Глава 9. Интеллектуальные процессы. Основные понятия: интеллект, память, процессы памяти, виды памяти, типы памяти, воображение, процессы воображения, виды воображения, мышление, виды мышления, формы словесно-логи- ческого мышления, умственные действия, индивидуальные осо- бенности мышления.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |