Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание




Внимание не является самостоятельным познавательным процес-

сом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взя-

тое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание явля-

ется одним из важнейших компонентов познавательной деятельности

человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов,

организует и регулирует их функционирование. Поскольку познаватель-

ная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполня-

ет одну из функций сознания.

Внимание - это особое состояние сознания, благодаря которому

субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для бо-

лее полного и четкого отражения действительности. Внимание связано с

всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно

эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях. Как только человек

перестает проявлять внимание к раздражителю или объекту он перестает

ясно его видеть или слышать, впечатления и образы становятся неотчет-

ливыми и расплывчатыми. В связи с этим термин “внимание” широко

применяется для объяснения результатов учебной деятельности. Вы-

сокие результаты объясняют тем, что ученик проявил максимум

внимания, низкие - тем, что был невнимателен.

Проявление внимания к чему-либо обусловлено как внутренними, так

и внешними причинами. В качестве внутренних побуждений, заставляю-

щих проявить внимание могут быть: потребности, желания, чувства, уста-

новки, намерения и т.п. Внешними причинами внимания являются объек-

ты, их свойства и качества, структурные особенности и т.п. Таким обра-

зом, внимание представляет собой особое психическое явление, в кото-

ром выражается взаимоотношение между человеком и окружающей дей-

ствительностью. Это взаимоотношение проявляется в виде направленно-

сти и сосредоточенности сознания субъекта на объекте.

Направленность внимания дает возможность осуществить селек-

тивный отбор объектов и включить их в познавательную или в практи-

ческую деятельность. При этом осуществляется первичный, самый

общий сбор информации о воспринимаемом объекте.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате кон-

центрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной

информации о нем. Концентрация предлагает не т олько дли-

тельное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех

других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный

момент.

Изучением внимания занимались многие ученые. В связи с

тем, что оно представляет собой сложное психическое явление,

разные психологи с разных позиций объясняли возникновение и

функционирование внимания.

Т. Рибо, например, считал, что внимание связано с эмо-

циями и движениями человека. Эмоции вызывают внимание и

вместе с движениями сосредотачивают и удерживают его на

объекте.

Д.Н. Узнадзе связывал возникновение и устойчивость

внимания с формированием у субъекта установки, побужда-

ющей его проявить определенную деятельность по отношению

к объекту, руководствуясь прошлым опытом. Установка может быть

связана с ожиданием объекта или с готовностью воспринять его

или совершить какое-либо действие, направленное на достижение

поставленной цели.

П.Я. Гальперин рассматривал внимание как один из момен-

тов ориентировочно-исследовательской деятельности, направ-

ленный на содержание психических явлений, возникающих в про-

цессе познания. Основная функция внимания осуществлять кон-

троль за правильностью содержания психических явлений, обес-

печивающих осуществление деятельности на высоком уровне.

Большое значение для правильного понимания места вни-

мания в системе психических явлений и его роли в деятельно-

сти имеет изучение физиологических механизмов. Работы фи-

зиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского дают возможность

объяснить как возникает и функционирует внимание на основе

деятельности головного мозга.

Направленность внимания возникает на основе, откры-

того И.П. Павловым, ориентировочного рефлекса, который

дает возможность организму осведомиться о том, что проис-

ходит в окружающей среде. По современным данным в его

структуру входят как внешние движения, так и внутренние изменения

в деятельности всех органов, в том числе изменения в чувствительно-

сти анализаторов и в электрической активности головного мозга. Это

доказывает, что возникновение внимания связано с общей активизаци-

ей всех мозговых структур.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате

повышения возбудимости клеток коры под влиянием взаимо-

действия процессов возбуждения и торможения, благодаря ко-

торому в коре могут возникнуть оптимальный и доминирую-

щий очаги возбуждения.

Оптимальный очаг возникает по закону индукции не-

рвных процессов, согласно которому возбуждение может кон-

центрироваться в каком-либо участке коры под влиянием тор-

можения в других областях. Оптимальный очаг является са-

мым благоприятным для образования нервных связей, а сле-

довательно и для возникновения психических явлений (обра-

зов, мыслей и т.п.), которые находятся в центре внимания че-

ловека. Оптимальный очаг может все время перемещаться при

действии новых раздражителей, вследствие чего направленность

внимания тоже меняется.

Наряду с оптимальным очагом может появиться домини-

рующий очаг, который отличается повышенной возбудимос-

тью и устойчивостью. Доминанта, являясь господствующим

очагом, не только подавляет другие очаги, но способна уси-

ливаться, привлекая возбуждение из других очагов, становясь

еще более сильной и устойчивой. Этим объясняется повышен-

ная концентрация и сосредоточенность внимания субъекта, ув-

леченного чем-то, и отсутствие всяких реакций на построе-

ние воздействия. Оптимальный и доминирующий очаги воз-

буждения могут возникнуть в любом месте коры, поэтому про-

явление внимания может быть связано с любым нервным цент-

ром. Вместе с тем в последнее время были обнаружены особого

типа нейроны в структуре лобных долей, которые непосредствен-

но связаны с проявлением внимания. Это, так называемые, ней-

роны новизны и нейроны установки. Первые реагируют на но-

вые раздражители, вторые - на объекты, ожидаемые субъектом.

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с ин-

теллектуальными процессами, а также с практическими действи-

ями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют

следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное,

преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на

органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов

и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря

сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предме-

тов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание мо-

жет быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основ-

ном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание.

Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как

его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, со-

вершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно

осознавать приемы и способы, применяемые в практической де-

ятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует дви-

жения и действия, направленные на предмет, особенно в тех слу-

чаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Ис-

ключительно важное значение имеет это внимание в спортивной и хо-

реографической деятельности. Только проявляя максимум внимания

спортсмен может достигнуть высоких результатов, в том виде спорта,

которым он занимается.

Интеллектуальное внимание направлено на более эффек-

тивное функционирование таких познавательных процессов

как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вни-

манию человек лучше запоминает и воспроизводит информа-

цию, создает более четкие образы воображения, ясно и про-

дуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутрен-

ний характер и мало доступно для исследования, то оно менее

всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при на-

личии у субъекта цели или задачи быть внимательным к како-

му-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному

действию. Оно в основном направлено на регулирование вне-

шних сенсорных и моторных действий и внутренних познаватель-

ных процессов.

Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда

субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы

направить и сосредоточить внимание на объекте, который необ-

ходимо познавать или с которым надо действовать. Особенно

большое значение имеет произвольное внимание в учебной деятель-

ности, так как усвоение научных знаний требует от ученика больших

волевых усилий, направленных на осуществление сложных умствен-

ных действий.

В некоторых случаях произвольное внимание может стать,

по определению Н.Ф. Добрынина, послепроизвольным. Это мо-

жет иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание

остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начина-

ет проявляться, когда деятельность, требующая волевых уси-

лий, становится увлекательной и осуществляется без особых зат-

руднений. Послепроизвольное внимание в наибольшей степени

может обеспечить высокую продуктивность познавательной и

практической деятельности.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает

само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают

значимые для человека свойства и качества предметов и явле-

ний внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна

объекта. Новизна может быть абсолютной и относительной. Если

раздражить действует на органы чувств впервые, то ему свой-

ственна абсолютная новизна. Раздражитель ранее известный, но

имеющий какое-то новое качество, характеризуется относительной

новизной.

Непроизвольное внимание привлекают также все сильные

раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иног-

да внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители,

если они соответствуют потребностям, интересам и установкам

личности.

Немаловажное значение в познавательной и практической

деятельности имеют такие свойства внимания как: устойчивость,

концентрация, переключение, распределение и объем.

Устойчивость внимания характеризуется промежутком вре-

мени, в течение которого оно может быть направлено и сосредо-

точено на объектах или на деятельности. При наличии устойчи-

вого внимания человек может успешно заниматься длительное

время какой-либо деятельностью, а при отсутствии его он вы-

нужден прекратить свои действия, так как они не приведут к

нужным результатам.

Устойчивость внимания - это его временная характеристи-

ка, от которой во многом зависит продуктивность деятельности

человека. На сохранение устойчивого внимания оказывают вли-

яние многие факторы, среди которых немаловажное значение

имеет активность человека, которая может проявляться в фор-

ме внешних практических действий, направленных на объект, а также

в виде внутренних интеллектуальных действий, посредством которых

планируется и регулируется деятельность. Устойчивость внимания мо-

жет зависеть также и от особенностей самих объектов, которые вов-

лечены в деятельность. Если объект перемещается, изменяет форму,

цвет или другие какие-то свойства, то внимание к нему сохраняется в

течение длительного времени.

Концентрация внимания характеризуется степенью углубленнос-

ти человека в деятельность. Наибольшая концентрация внимания про-

является при увлеченности интересным занятием, в котором реализу-

ется возможности и способности человека. Концентрация внимания

имеет динамический характер. Она то повышается, то понижается в

зависимости от характера деятельности и от отношения к ней. От

концентрации внимания зависит степень проявления помехоустой-

чивости субъекта к отвлекающим раздражителям.

Переключение внимания представляет собой преднамеренное его

перемещение с одного предмета на другой, с одной деятельности на дру-

гую. Переключение внимания связано с новыми целями и задачами, кото-

рые возникают у человека в процессе осуществления познавательной де-

ятельности. Переключение может быть полным и неполным, завершен-

ным и незавершенным. При завершенном переключении внимание полно-

стью сосредотачивается на новом объекте или деятельности. При неза-

вершенном переключении оно отчасти еще направлено на предыдущую

деятельность. Это происходит в тех случаях, когда предыдущая деятель-

ность оказала большое впечатление на личность или, если она сомнева-

ется в правильности полученных результатов.

Показателем степени завершенности переключения внимания яв-

ляется интервал времени, связанный с переходом от одной деятельно-

сти к другой, объем, качество, точность работы и количество време-

ни, затраченное на ее выполнение.

Противоположным свойством переключению является от-

влечение внимания. Оно происходит в результате непреднаме-

ренного перемещения внимания с основной работы на предме-

ты, отвлекающе действующие на личность. Отвлечение снижа-

ет качество работы, является причиной ошибок по невниматель-

ности, не позволяет закончить работу в намеченный срок.

Распределение внимания дает возможность человеку одновре-

менно заниматься несколькими видами деятельности. Возможность

распределения внимания связана с приобретением личностью опы-

та в выполнении различных видов деятельности. При отсутствии

его внимание неизбежно сосредотачивается на одной деятельнос-

ти. На успешное распределение внимания также оказывает харак-

тер, выполняемых видов деятельности. Чем сложнее виды деятельности,

тем труднее распределить на них внимание. При наличии очень трудной

деятельности проявить одновременно внимание к другой почти невозмож-

но. Трудно совместить выполнение двух видов интеллектуальной деятель-

ности. Гораздо проще совместить умственную деятельность с практи-

ческой.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на

которые может направить и сосредоточить внимание субъект в

доли секунды. Определяется объем внимания посредством спе-

циальных приборов-тахистоскопов. Тахистоскопы бывают ме-

ханические и электронные. В одно мгновение человек может об-

ратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6). В то

же время многие виды деятельности требуют мгновенного про-

явления внимания к гораздо большему количеству объектов. Так,

при скоростном чтении человек способен охватить слова, в со-

ставе которых насчитывается до 14 букв. Расширение объема

внимания, в данном случае, происходит за счет того, что у

субъекта формируется умение объединять и группировать по смыслу

отдельные элементы текста.

Закрепившиеся особенности внимания накладывают отпе-

чаток на личность. Одни люди бывают внимательные, другие -

невнимательные, третьи - рассеянными. Внимательные люди от-

носятся к любой деятельности ответственно, сразу могут сосре-

доточить внимание на самом главном, быстро переключают и

распределяют внимание, способны к длительной и напряженной

работе. Они также отличаются большой помехоустойчивостью.

У невнимательных людей преобладает импульсивное внимание.

Они не могут сосредоточиться, на выполняемой работе, не в со-

стоянии распределить внимание на несколько объектов, легко

отвлекаются при наличии посторонних раздражителей. Рассеянные

люди ничего не замечают, что делается вокруг, делают все невпо-

пад, не могут задержать надолго свое внимание на каком-нибудь

объекте, часто отвлекаются. Такого рода рассеянность является

признаком невоспитанности внимания. Существует и, так называ-

емая, мнимая рассеянность. Она может иметь место у людей очень

занятых, углубившихся целиком в свою деятельность и, в силу это-

го, неадекватно реагирующих на отвлекающие их воздействия. Эта

рассеянность есть результат высокой концентрации внимания на

очень важной и ответственной деятельности. Возможны и другие

расстройства внимания: инертность и чрезмерная подвижность.

Инертность проявляется в навязчивой привязанности внимания к

одним и тем же объектам, а подвижность - в невозможности задер-

жать внимание на одном каком-то объекте.

Литература

Ананьев В.Г. Психология чувственного познания. - М., 1960.

Брунер Д.С. Психология познания. - М., 1977.

Величковский В.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. -

М., 1973.

Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование

внимания. - М., 1974.

Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.

Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. -

М., 1987.

Лонгвиненко А.Д. Психология восприятия. - М., 1987.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994.

Познавательные процессы и способности в обучении. - М., 1990.

Общая психология. - М., 1986.

Глава 9. Интеллектуальные процессы.

Основные понятия: интеллект, память, процессы памяти, виды

памяти, типы памяти, воображение, процессы воображения, виды

воображения, мышление, виды мышления, формы словесно-логи-

ческого мышления, умственные действия, индивидуальные осо-

бенности мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.