КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мозг, психика и поведение человека
Первоначально поведение человека пытались объяснить ис- ключительно влиянием психики. Человек захотел и по своей воле совершил определенное действие или поступок, соответствую- щий его желанию. Так продолжалось до тех пор, пока не обрати- ли внимание на непроизвольные реакции человека. Изучая по- ведение новорожденных детей, Уотсон дал описание основных из них. Это - чихание, икание, сосание, улыбка, плач, хаотические дви- жения конечностей, головы, туловища и др. Все эти реакции возника- ют при действии раздражителей из внешней и из внутренней среды на органы чувств. Физиологами был описан и нервный путь, лежащий в основе этих реакций. Он включал прохождение нервных импульсов от рецепторов по афферентным волокнам к нервным центрам, рас- положенным в спинном мозге и в столовой части головного мозга, а от них по эфферентным волокнам к мышцам и другим органам. Наряду с врожденными элементарными реакциями у человека в процессе его развития появляется множество более сложных актов поведения. Для объяснения их возникновения была использована ус- ловно-рефлекторная теория И.П. Павлова. Согласно этой теории, если действие стимула, вызывающего врожденную реакцию, сочетать с дей- ствием нейтрального стимула, то в дальнейшем это стимул вызывает сам такую же реакцию. Этот рефлекс был назван условным. В его основе лежит образование временной связи в коре больших полуша- рий, благодаря которой появляется возможность реагировать на но- вые раздражители. Однако, объяснить появление новых форм поведения у животных и способность человека к саморегулированию эта теория не могла, так как все формы поведения замыкались на врожденных реакци- ях. Поэтому возникла необходимость или существенным образом допол- нить условно-рефлекторную теорию, или отказаться от нее. Идея использования условного рефлекса, как основного спо- соба приобретения новых форм поведения, была применена в оте- чественной психофизиологии. Так в работах психофизиологов Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова была разработана теория кон- цептуальной рефлекторной дуги, в структуре которой относи- тельно самостоятельно функционируют три взаимосвязанных нейронных системы: афферентная (чувствительная), эфферент- ная (исполнительная) и моделирующая (управляющая совмест- ной деятельностью первых двух систем). В афферентную систему входят нейроны-детекторы, обра- батывающие информацию, поступающую от рецепторов, и ней- роны-детекторы, избирательно реагирующие только на стиму- лы определенного рода. Эффекторная состоит из командных ней- 1 Шарапов Б. И. К вопросу о взаимоотношениях двух корковых сигнальных систем после выключения многих периферических анализаторов. Журнал высшей нервной деятельности, 1954 г., т. 4, вып. 1, с. 80-84. ронов, посылающим импульсы от центра к исполнительным частям организма. В моделирующую систему входят нейроны, перерабаты- вающие информацию, циркулирующую в нейронах афферентной и эф- ферентной систем, которая затем поступает на командные нейроны. Предложенная Е.Н. Соколовым и Ч.А. Измайловым теория концептуальной рефлекторной дуги раскрывает чисто физиологичес- кие механизмы поведения, не касаясь роли психических процессов в его осуществлении. Это, очевидно, объясняется тем, что основ- ные элементы концептуальной дуги были выделены в результате обобщения имеющихся данных о нейронных механизмах рефлек- сов у животных. Наиболее правильное решение проблемы о роли нервных и психических процессов в поведении человека было сделано Н.А. Бернштейном, который создал теорию уровней построения дви- жений. Он сделал объектом изучения естественные движения че- ловека не в лабораторных, а в нормальных условиях осуществ- ления деятельности. Для этого он разработал специальные мето- ды регистрации управления и осуществления движений. Вместо классической рефлекторной дуги Бернштейн предложил схему рефлекторного кольца, где наряду с “вхо- дом” (рецептор) и “выходом” (движение) имеется несколько центральных блоков, обеспечивающих перешифровку сигна- лов, создание программ и сличение осуществляемых движе- ний с программой по принципу сенсорных коррекций. Любое более или менее сложное движение, считал он, строится по принципу рефлекторного кольца. Причем, процесс построе- ния движений имеет несколько уровней. Им подробно изуче- ны и описаны пять основных уровней. На первом уровне создается необходимый для движения то- нус мышц. На втором уровне перерабатываются сигналы, по- ступающие от мышц, на основе чего оценивается пространствен- ное положение тела. На этом же уровне осуществляется также координация сложных движений, таких как вольные движения, потягивание, мимика, пантомимика и др. На третьем уровне про- исходит построение переместительных движений: ходьба, лаза- ние, бег, прыжки, движения рук и т. д. На четвертом уровне обес- печивается осуществление предметных действий, которые свой- ственны только человеку. К ним относятся все орудийные дей- ствия, совершаемые человеком. На пятом высшем уровне осуществля- ются интеллектуальные действия: речевые (чтение, письмо), символи- ческие (счет и др.). Все уровни построения движения взаимно связаны и совме- стно функционируют. Вместе с тем существуют ведущие уров- ни, которым подчинена работа нижележащих “фоновых” уров- ней. Высшие уровени управления сложными движениями, свой- ственными человеку, всегда связаны с сознанием. Все осталь- ные движения на нижележащих уровнях осуществляется бессоз- нательно. Каждое движение может быть связано с разным ведущим уровнем. Это зависит в каждом конкретном случае от смысла или задачи движения. “Смысл” или “задача” и есть тот психологический механизм, который направляет и регулирует систему движений. Построение движений на каждом уровне связано с функциониро- ванием двигательной области коры головного мозга, где имеется пред- ставительство всех групп мышц, при сокращении которых возникает движение. В то же время все участки двигательной зоны коры связа- ны с сенсорными и речевыми центрами и управляются ими. А с рече- выми центрами, как известно, связана сознательная психическая дея- тельность человека. Исследование, проведенное Х. Дельгадо методом вживлен- ных электродов в различные отделы двигательной области коры, показывает, что при раздражении определенной группы клеток, пациент осуществляет определенное движение. Если одновремен- но с раздражением двигательных клеток подается словесная ко- манда совершить какое-либо предметное действие, например, взять лежащий на столе кошелек, то пациент выполняет ее. Если же одновременно с раздражением этих клеток подается команда “украсть кошелек”, то морально воспитанный человек не вы- полняет ее. Это доказывает, что нравственное поведение связано не только с определенными структурами мозга, но и с механизма- ми, находящимися за пределами нервной организации человека.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |