КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология психологических исследований
Сложность и своеобразие психических явлений требует от ис- следователя знания основных принципов и методов их изучения. Тео- ретические установки, которыми руководствуется исследователь при изучении каких-либо предметов и явлений, называются принципами. Методы - это приемы, и средства, применяемые учеными для иссле- дования предметов и явленийй с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и суще- ствования. Учение о принципах и методах организации и осуществле- ния исследовательской и практической деятельности, которыми руко- водствуются ученые называют методологией. Термин “методология” происходит от древнегреческого слова “методос”, что значит “путь”, “дорога”. Методология дает возможность ученому и практику найти более правильный путь для того, чтобы получить нужные результаты в исследовательской и практической деятельности. Применяемые уче- ными общие принципы, стандарты и эталоны при решении исследова- тельских задач в конкретный исторический период называют парадиг- мой. Парадигма может быть философской, естественнонаучной и гу- манитарной. Философская парадигма основана на применении всеобщих принципов и методов познания мира и духовной жизни людей. Каждая философская система имеет свою методологию, свои подходы к объяснению мира, свои методы познания, свои спосо- бы преобразования мира. Естественнонаучная парадигма предполагает соблюдение в процессе познания двух основных принципов: объективности и новизны полученных знаний. Принцип объективности требует построения истинной картины мира на основе познания объек- тивных законов его существования. Принцип новизны требует открытия новых фактов и новых знаний о предметах и явлени- ях, о их сущности и закономерности. Гуманитарная парадигма основана на методологии познания че- ловека, его внутреннего духовного субъективного мира, его личности и индивидуальности. Особенностью гуманитарной парадигмы являет- ся то, что субъект познает не объект, а другого субъекта. Исследова- тель, воспринимая субъекта, внедряется в его сознание, становится его соучастником и в силу этого начинает понимать его духовный мир, его желания, намерения и стремления. При познании психики человека сталкиваются две парадигмы: 1 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, с. 33. естественнонаучная и гуманитарная. Первая требует познать пси- хику естественнонаучными средствами, расчленить ее на состав- ные элементы, измерить и объяснить ее объективно, как и другие явления. При таком подходе психология становится наукой лишен- ной “души” и неспособной понять духовную сущность человека, ее уникальность. Такая психология, имея объяснительный характер, приводит к редукционизму, т.е. к сведению сложных душевных яв- лений к элементарным процессам и состояниям. Познание психики на основе второй парадигмы требует целост- ного понимания духовного мира человека, непосредственного его вос- приятия, сопереживания и соучастия. Такая психология имеет описа- тельный характер, она соединяет восприятие и самонаблюдение, изу- чение поведения и продуктов деятельности человека. В результате столкновения в научном исследовании этих двух парадигм психолог попадает в довольно трудное положение. С одной стороны, он стремится формализовать и измерить психику человека, а с другой стороны, он упрощает ее вследствие этого теряет объект своего исследования. Если же он ограничивается описанием духовно- го мира человека, то его начинают обвинять в субъективизме и в не- научном объяснении психических явлений. Кроме того трудность в изучении психики человека заключается также и в том, что человек - это многомерное все усложняющееся существо и ему свойственны самые разнообразные качества и формы их проявления. Поэтому познание духовного субъективного мира че- ловека возможно только на основе применения самых разнообраз- ных методов как объяснительной, так и описательной психологии.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |