Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные психологические теории




Наибольшее влияние на развитие психологии в ХХ столетии в

основном оказали две теории: “бихевиоризм” и “фрейдизм”. Пер-

вая возникла в Америке, вторая - в западной Европе. Не видя даль-

нейших перспектив для развития психологии в рамках интроспек-

тивного исследования явлений сознания, некоторые американские

психологи переключили свое внимание на исследование поведения

животных и человека. Этому также способствовало то обстоя-

тельство, что к этому времени оформилась рефлекторная тео-

рия нервной деятельности, в рамках которой ученые пытались

объяснить поведение животных и человека.

Основателем нового направления в психологии считается Д.

Уотсон, книга которого под названием “Психология с точки зре-

ния бихевиориста” вышла в 1913 г. Название новой теории “би-

хевиоризм” происходит от английского слова “бихевиор”, что в

переводе на русский язык означает “поведение”.

Уотсон считал, что психология должна стать естественно-

научной дисциплиной, что ее предметом должно стать только

то, что непосредственно воспринимается, т. е. поведение, что

сознание не может быть предметом науки, так как оно недоступно для

объективного изучения.

Он писал: “...психология должна... отказаться от субъектив-

ного предмета изучения, интроспективного метода исследова-

ния и прежней терминологии. Сознание с его структурными эле-

ментами, неразложимыми ощущениями и чувственными тона-

ми, с его процессами, вниманием, восприятием, воображением -

все это только фразы, не поддающиеся определению”1.

Цель науки - выявить причины появления и функционирования

поведения человека и животных. Основной причиной поведения, пола-

гал Уотсон, являются внешние стимулы, при действии которых орга-

низм отвечает определенными двигательными реакциями. Связь между

стимулом и реакцией может быть как врожденной, так и приобретенной.

Особенно большое значение бихевиористы придавали изучению законов

образования новых связей между стимулом и реакцией, так как это дава-

ло бы возможность объяснить усвоение новых форм поведения.

В основном бихевиористы проводили эксперименты на животных,

используя методику “проблемного ящика”. Животное, посаженное в

“проблемный ящик”, могло выйти из него, только нажав на запираю-

щее устройство. Появление новых форм поведения происходило пу-

тем проб и ошибок. Сначала животное случайно нажимало на рычаг,

закрывающий дверцу, затем, при многократном повторении движения,

приводящего к успеху, закреплялось, в результате чего между стиму-

лом и реакцией устанавливалась прочная связь. Так упрощенно объяс-

няли бихевиористы процесс научения новым формам поведения как

животных, так и человека, не видя между ними никакой принципиаль-

ной разницы. Все отличия между животным и человеком они ус-

матривали только в том, что количество стимулов и реакций у че-

ловека значительно больше, чем у животных, так как наряду с при-

родными стимулами человек подвергается воздействию соци-

альных, в том числе и речевых стимулов.

Главная задача ученого, считали бихевиористы, научиться

по стимулу определять реакцию, а по реакции - действующий

стимул. В действительности это оказалось невозможным, так

как один и тот же стимул может вызвать разные реакции, а одну

и ту же реакцию - разные стимулы. Это происходит потому, что

1 Утсон Дж. Психология как наука о поведении. Госиздат Украины, 1926, с. 3.

связь между стимулом и реакцией устанавливается посредством пси-

хики. Стимул вызывает ту или иную реакцию, только отражаясь в пси-

хике.

Это обстоятельство должны были признать впоследствии

“необихевиористы”. Так Э. Толмен писал, что связи между сти-

мулами и реакциями являются не прямыми, а опосредствуются

“промежуточными переменными”, под которыми он понимал пси-

хологические факторы, такие как цели, ожидания, намерения, гипоте-

зы, когнитивные карты (образы). О их наличии в поведении свидетель-

ствуют такие признаки как: возникновение поведения без внешних

стимулов, длительное поведение без новых стимулов, изменение по-

ведения до того как стимулы начинают действовать или продолжа-

ют действовать, улучшение результатов поведения в процессе по-

вторения.

Появление кибернетики, информатики, компьютеров приве-

ло к возникновению так называемой когнитивной психологии.

Стало ясно, что объяснение поведения посредством только сти-

мулов и реакций является недостаточным. Результаты, полу-

ченные при действии вычислительной машины, зависят не толь-

ко от исходных данных, введенных в машину, но и от того, ка-

кая программа была заложена в нее. То же самое и по отноше-

нию к человеку. Его поведение зависит не только от того, какие

стимулы действуют на него, но и от того, как они обрабатыва-

ются посредством когнитивных (познавательных) процессов, на

базе которых функционирует сознание человека.

В Западной Европе развитие психологии в ХХ веке пошло по

иному пути. В Германии возникло новое направление в психоло-

гии, получившее название “гештальтизм”. Сторонники этого на-

правления М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка и др. подошли кри-

тически как к ассоциативной, так и к поведенческой психологии.

Они доказывали, основываясь на своих исследованиях, что невоз-

можно объяснить психику и поведение, расчленив их на простей-

шие элементы: ощущения и реакции.

Психика и поведение, утверждали они, не могут быть све-

дены к изолированным элементам, так как они имеют целост-

ный характер. Целостные структуры в психике и в поведении

существуют изначально и они не разложимы на отдельные эле-

менты. Психические явления (образы, мысли, чувства) и акты пове-

дения (действия и поступки) не могут быть сведены к отдельным впе-

чатлениям и механическим движениям типа проб и ошибок, а харак-

теризуются целостностью и охватом всей ситуации, в которой нахо-

дится животное или человек.

Исследования гештальтпсихологов внесли много ценного в

разработку проблем восприятия, памяти, мышления, личности и

межличностных отношений. Но гештальтистов критиковали за то, что

они неправомерно свели психику и поведение только к целостным

структурам, отбросив отдельные элементы, несмотря на то, что они

существуют в действительности.

Одновременно с этими направлениями в Западной Европе

возникла еще одна теория, которая получила название “фрей-

дизм” или “психоанализ”. Создатель этой теории З. Фрейд вы-

делил в структуре психики человека три сферы: сознание, пред-

сознание и бессознательную психику. Основное внимание он

уделил последней сфере, создав теорию и практику использо-

вания бессознательных психических явлений в целях психоте-

рапии. Так как Фрейд назвал свой метод лечения неврозов пси-

хоаналитическим, то его учение получило второе название -

“психоанализ”.

В основе его теории лежит аналитический подход к струк-

туре психики и к возникновению и взаимодействию психических

явлений разного уровня. Содержание всех сфер зависит от той

информации, которая идет из внешнего мира и внутренних со-

стояний организма. Сначала вся информация поступает в древ-

нюю бессознательную психику, которая отражает и регулирует

врожденные реакции организма. Информация, отражающая и

регулирующая более сложные акты поведения, поступает в бо-

лее позднюю - предсознательную психику. И, наконец, инфор-

мация, имеющая социальный характер, поступает в самое по-

зднее образование психики - сознание.

Каждая сфера характеризуется своими особенностями. Ос-

новным свойством бессознательной психики является ее боль-

шой энергетический заряд, определяющий действенный харак-

тер ее влияния на поведение человека. Второй особенностью этой

сферы является то, что информация, накапливаемая в ней, с тру-

дом поступает в сферу сознания, в связи с работой двух меха-

низмов: сопротивления и вытеснения. Это объясняется тем, что меж-

ду сознанием и бессознательной психикой существуют бескомпромисс-

ные противоречия. Содержанием бессознательной психики, по Фрей-

ду, являются желания и влечения, главными из которых являются сек-

суальные влечения, содержанием же сознания являются моральные

принципы и другие социальные установки, с точки зрения которых ин-

стинктивные влечения являются постыдными и не должны пропускать-

ся в сознание. Но они, обладая большой энергетической силой, все же

прорываются в сознание, которое хотя и старается вытеснить их в сферу

бессознательного, но они остаются там, принимая искаженную форму.

Они-то и являются, по Фрейду, причиной невротических симптомов,

которые должны быть подвергнуты анализу и устранены посредством

специальных терапевтических приемов: свободных ассоциаций, ана-

лиза сновидений, создания мифов, путем отстранения и т. д.

Методы психоанализа широко используются в психотерапии, но

теоретические положения Фрейдизма подвергаются критике за био-

логизацию психики человека, за недооценку роли сознания, которое, по

меткому замечанию критиков, стало полем битвы, где в смертельной

схватке сошлись старая дева и сексуально помешенная обезьяна.

Последователи Фрейда “неофрейдисты” Адлер, Фромм и др., со-

хранив веру в особую роль бессознательного в психике человека и в

наличие у него отрицательных комплексов, все же должны были при-

знать решающее влияние социальных факторов на психику и поведе-

ние человека. Так Фромм считал, что там, где подавляется личность,

возникают патологические явления в психике: мазохизм, некрофилия

(стремление к разрушению), садизм, конформизм и др.

Особое место в психотерапии занимает система Р. Хаббарда1,

создавшего “Дианетику” - современную науку, как он пишет, душевно-

го здоровья. Хотя сам Хаббард нигде не упоминает, что его теорети-

ческие положения и методы восстановления душевного здоровья свя-

заны с Фрейдом, но вся теория и практика воздействия на психику

построена на приоритете бессознательного.

Книга Хаббарда “Дианетика” была опубликована в 1950 г. и сра-

зу завоевала широкую известность в мире, за исключением нашей стра-

ны. У нас она появилась только в 1993 г. Очевидно, по идеологическим

причинам, его книга раньше не только не издавалась, но и нигде не

упоминалась и не рецензировалась. Характерной особенностью “Ди-

анетики” является широкий охват проблем, связанных с психикой

человека, стремление связать теоретические вопросы с практикой

восстановления душевного здоровья без физического вмешатель-

ства, исключительно только средствами психотерапии.

Главная цель психотерапии Хаббарда, как он пишет, - это клир.

Клир - это человек в его оптимальном душевном состоянии. Клир об-

ладает в полном объеме всеми теми психическими свойствами и ка-

чествами, которые обеспечивают ему наиболее благоприятное суще-

ствование в обществе. Не - клир - это аберрированный человек с ис-

каженной психикой. Он может стать клиром посредством дианетичес-

кой терапии. В основе аберрации, искажающей психику, лежат инграм-

мы - записи в клетке всех тех воздействий, которые пагубно влияют

на психическое развитие человека. Инграммы возникают, начиная с

пренатального периода, в течение всей последующей жизни. Они вво-

дят в ум человека искаженную информацию, которая вызывает рас-

стройство нормальной психической деятельности. Для того, чтобы

вернуть душевное здоровье человеку, необходимо стереть инграмму

посредством специальных терапевтических воздействий. К ним отно-

сятся: ревери - готовность пациента воспроизвести травмирующие

события прошлого с закрытыми глазами, релиз - отключение челове-

ка от трудностей и болезненных эмоций, рестимуляция - восстановле-

ние в памяти событий прошлого, напоминающих настоящее, рикол -

повторное воскрешение ощущений из прошлого, драматизация - дуб-

лирование содержания информации в инграмме в настоящее время,

метод репитера - возвращение пациента назад по траку времени для

повторного контакта с инграммой и др.

В теоретическом плане Хаббард считал, что главной целью жиз-

ни человека является выживание. Он описал четыре динамики выжи-

вания. Первая динамика - это стремление к выживанию ради самого

себя. Вторая динамика связана с сексуальной деятельностью, рожде-

нием и воспитанием детей. Третья динамика направлена на выжива-

ние больших групп людей, народов, наций. Четвертая динамика связа-

на с выживанием всего человеческого рода. Абсолютная цель выжи-

вания - это стремление к бессмертию или к бесконечному выживанию

человека как организма, его духа, продолжение себя в своих детях и

во всем человечестве.

Хотя Хаббард считает, что “Дианетика” - это наука, однако в

1 Хаббард Л. РОН. Дианетика. М., 1993.

ней имеет место много неясных и спорных положений. Так, напри-

мер, Хаббард утверждает, что человек подвергается аберрации с

момента зачатия и пациент может восстановить травмирующие

события с этого момента. Как же это возможно? Ведь он был тог-

да клеткой. На это Хаббард отвечает, что “человеческая душа все-

ляется в сперматозоид и яйцеклетку в момент зачатия” и клетка

является разумной. Как же “разумная” клетка может воспринимать

травмирующие воздействия? Ведь у нее нет органов чувств и она

не обладает экстрасенсорными ощущениями! Не найдя ответа на

эти вопросы Хаббард приходит к выводу, что ответы пациента это

результат работы “фабрики лжи”, которым подсказывали окружа-

ющие о тех событиях, которые имели место в то время. Таким об-

разом, научная достоверность показаний пациентов является сомни-

тельной.

Проблема бессмертия человека стала привлекать в после-

днее время внимание ученых как в Америке, так и в других стра-

нах. Изучением вопроса о возможности жизни после смерти на-

чали заниматься в 70-х годах такие ученые как: Р.А. Муди,

Э.Кублер-Росс, и К. Гроф, Л. Уотсон, К. Ринг, Р.В. Аманьян,

Р. Альмедер, Ч. Фиоре, А. Ландсберг. В 1990 г. в нашей стране

была напечатана книга “Жизнь после смерти”, где были опуб-

ликованы фрагменты из работ этих авторов.

Возможность существования души человека после смерти

сторонники этой теории доказывают на основе многочисленных

фактов. О бессмертии души существуют верования с древних

времен у всех народов. В некоторых странах, как, например, в

Индии, существует вера в переселение душ после смерти. При-

водятся множество свидетельств о фактах такого переселения.

Описано много фактов о перемещении людей из того места, где

они находятся в данный момент, в другое. Существует много

фактов об отделении души от тела во время реанимации в кли-

нике и возвращение ее назад. Удалось сфотографировать при

помощи высокочувствительного аппарата прозрачное тело шаровид-

ной формы, отделившееся от тела человека. Были записаны на магни-

тофоне голоса людей после их смерти.

Таким образом, представления древних философов о бес-

смертной душе снова появились в научных исследованиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.