Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление древних философов о душе




История психологии - это история возникновения и изменения

взглядов ученых о сущности психики, о ее связи с внешним миром

и поведением человека. Психология, как и все науки, первоначаль-

но зародились в недрах философии. Все древние философы связы-

1 Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Екатеринбург, 1992.

2 Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.

вали психику человека с представлением о душе. Зародилось такое пред-

ставление еще у первобытного человека, который с появлением разума

стал выделять себя из окружающего мира и различать объективные и

субъективные явления. Пытаясь объяснить такие явления, как сновиде-

ния, обморок, смерть, первобытный человек пришел к мысли, что наряду

с телом существует еще оболочка, которая может отделяться от него и

существовать самостоятельно. Эту оболочку он называл “душой”. Душа

в отличие от тела является бессмертной. После смерти душа отправля-

ется в загробный мир, где вместе с другими душами ведет такую же

материальную жизнь, как и живые люди. Душа, вселяясь в человека, яв-

ляется источником жизни. Когда она покидает тело, а потом возвращает-

ся, то возникает обморок или человек видит сновидения во сне. Таким

образом, первоначально представление о душе как об источнике жизни,

было материалистическим.

В дальнейшем с появлением философии одни ученые стали

придерживаться материалистических представлений о душе и

развивать их, другие придерживались иной точки зрения, поло-

гая, что душа не материальное, а идеальное явление.

Большое влияние на развитие материалистических представ-

лений о душе оказали философы атомисты Демокрит и Эпикур

(V-III в. до н. э.). Так, согласно учению Демокрита, все предме-

ты и явления, в том числе и душа, состоят из мельчайших неде-

лимых и невидимых частиц-атомов. Душа, как носитель духа и

разума, является оживотворяющим началом тела. Она управля-

ет всеми функциями организма и состоит из очень легких и под-

вижных атомов, способных быстро перемещаться по телу. Атомы души

приводятся в движение “истекающими” от других предметов и явлений

атомами, вследствие чего душа получает впечатления от внешнего мира.

Каким же образом функционирует разум и как возникает духовный мир

человека, представители материалистического понимания души объяс-

нить не могли.

Это попытались сделать философы идеалисты Сократ и Пла-

тон, жившие в это же время. Сократ не оставил в письменном

виде описание своих представлений о душе. Он занимался тем,

что устно проповедовал свои взгляды, беседуя со своими учени-

ками и окружающими людьми. Платон был учеником Сократа.

Он подробно записывал содержание этих бесед, развивал его

взгляды и впоследствии все это изложил в своих произведениях,

которые были написаны в форме диалогов с Сократом.

Развивая свои философские воззрения, Сократ и Платон пы-

тались проникнуть в тайны бытия, понять, что собой представляют

предметы и явления, как они возникают и исчезают, как у человека

появляются представления и понятия о мире, как возникают мораль-

ные взгляды и почему они разные у людей.

Пытаясь ответить на все эти многочисленные вопросы Сократ

и Платон полагали, что человек и весь окружающий его мир, явля-

ются составной частью вселенной, что они связаны невидимыми

нитями с космосом. Космос же согласно существующим тогда пред-

ставлениям, является обиталищем всемогущих бессмертных богов,

которые создали весь мир и человека, наделив его бессмертной

душой. Душа, в силу своего божественного происхождения, долж-

на управлять телом, направлять духовную жизнь человека. Душа,

в отличие от материального тела, бесплотна, сверхъестественна и

после смерти переселяется в иной мир. Между возвышенной, бес-

смертной душой и бренным телом, считал Сократ, возникают про-

тиворечия. Материальное тело, его плоть раздираема страстями.

Для поддержания жизни оно должно есть, пить, одеваться и удов-

летворять другие плотские потребности. У человека, с нестойкой

душой, тело берет верх. Из-за этого возникают ссоры, войны, со-

вершаются преступления. Под влиянием плотских желаний душа

черствеет, становится завистливой, злобной, невежественной и же-

стокой. Все это, считал Сократ, недостойно человека. Человек, на-

деленный божественной душой и разумом, должен заботиться о по-

знании истины, о чистоте своих помыслов и желаний. Только тогда

его душа будет достойна бессмертия.

Слушатели и ученики Сократа нередко спрашивали у него:

«Может ли он доказать, что душа бессмертна». Он отвечал, что может.

Доказывал Сократ бессмертие души путем логических рассуждений и

умозаключений, которые он делал вместе со слушателями. Он спраши-

вал: «Согласны ли Вы, что человек имеет тело и душу, что душа одухот-

воряет тело и является источником жизни, что без души тело становит-

ся мертвым? Согласны ли Вы, что смерть отрицает жизнь, а жизнь от-

рицает смерть? Но жизнь, которая отрицает смерть, является вечной

т.е. бессмертием. Согласны ли Вы, что человеку свойственны три со-

стояния: жизнь, смерть и бессмертие? Что же у человека может быть

бессмертным: тело или душа? Тело, как всем известно, живет и умира-

ет. Значит бессмертной у человека может быть только душа».

Как душа приобретает знания о мире, и как у человека возника-

ют моральные взгляды, которыми он руководствуется в своей жизни?

На эти вопросы Платон отвечал следующим образом. В природе су-

ществует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей существует на

земле, мир идей, куда относится и душа, на небе. Идеи - это сосредо-

точение абстрактной сущности вещей. Есть идеи добра и зла вообще,

добродетели и справедливости вообще и т. д. Каждый предмет или

явление на земле есть лишь копия этих идей, их отражение. Познание

человеком мира представляет собой процесс проникновения в мир идей,

который возможен только в том случае, если душа полностью осво-

бождается от власти тела.

Проповедуя такие взгляды, Сократ нажил себе много врагов, об-

личая несправедливость властей, недостойный образ жизни именитых

людей, лживость политиков. Афинский суд, в составе которого были

обличаемые Сократом люди, приговорил его к смертной казни, за то

что он, якобы подрывал устои афинского общества, неуважительно

относился к властям, порицал жизнь и действия наиболее уважаемых

граждан. Сократ должен был выпить яд или отправиться в изгнание.

Он предпочел смерть. В ответ на просьбы учеников и друзей отпра-

виться в изгнание Сократ отвечал, что смерть его не пугает, наоборот,

он считает, что наконец наступит самый счастливый день в его жизни,

к которому он стремился всю жизнь, его душа освободится от оков

тела и приобретет полую свободу и бессмертие.

Несколько столетий спустя другой великий гуманист Иисус

Христос, как и Сократ, был предан смертной казни за то, что

призывал людей, погрязших в пороках, спасать свою бессмерт-

ную душу, вести чистый и непорочный образ жизни. Как и Со-

крат он не оставил никаких письменных произведений. Все его

проповеди записывали ученики и их содержание сделали достоянием

для людей всего мира. Всем известны заповеди И. Христа: возлюби

ближнего как самого себя, отдай все людям, не убий, не укради, не

лги, не богохульствуй, не прелюбодействуй и т.д.

Взгляды И. Христа и Сократа оказали огромное влияние на

развитие мировой культуры и искусства, они стали неотъемлемой

частью христианской религии, вошли в историю философии и пси-

хологии, нашли отражение в мировой литературе. Основные поло-

жения учений И. Христа, Сократа, Платона и других философов и

просветителей и составляют тот мир идей, под влиянием которых

формируется психика человека, его душа. Находится этот мир идей

среди людей, определяя общественное и индивидуальное сознание

человека. Теперь всем известно, что ребенок, выросший вне чело-

веческого общества, не приобщенный к общественному сознанию,

не приобретает общечеловеческих свойств психики, не становится

полноценной личностью. Носителем идей являются слова, которы-

ми человек обозначает предметы и явления окружающего мира, а

также свои мысли, взгляды и убеждения.

Ученик Платона Аристотель внес существенный вклад в разви-

тие учения о душе. Его трактат “О душе” стал основным источником

знаний по психологии в дальнейшем. Аристотель являлся, по суще-

ству, родоначальником психологии, как и других наук. Его взгляды о

душе носили не только теологический, но и естественно-научный ха-

рактер. Хотя он отрицал понимание души как материального веще-

ства, но в то же время считал, что душа и тело едины.

Душа, считал Аристотель, является сущностью или, как он пи-

сал, “энтелехией” тела, его оживотворяющей силой. Функция души зак-

лючается в ее способности обеспечивать различные виды деятельно-

сти. Душа присуща всем живым организмам, она обеспечивает их жиз-

недеятельность. У растений душа - питающая. У животных она - чув-

ствующая движущая. У человека душа - разумная.

Для того, чтобы душа разумно управляла телом, она должна позна-

вать мир и накапливать опыт. Познание мира считал Аристотель, проис-

ходит на основе ощущений, благодаря которым в душе возникают формы

чувственно воспринимаемых предметов без их материи, как, например,

на воске возникает оттиск печати без железа или без золота, из которых

она изготовлена. Опыт накапливается благодаря тому, что после ощуще-

ний остаются следы, на основе которых возникают представления, как

вторичные образы тех предметов, которые когда-то действовали на орга-

ны чувств. Представления связываются между собой на основе сход-

ства, смежности и контраста образов, создавая возможность для сохра-

нения и применения их в практической деятельности. Поведение и прак-

тическая деятельность являются, по мнению Аристотеля, основными

условиями формирования характера человека. Справедливость, как

черта характера, будет проявляться у человека только тогда, когда он

будет совершать справедливые действия.

Представления древних философов о душе и ее связи с те-

лом заложили фундамент для развития психологических взгля-

дов в будущем. Причем, понятие о душе стало применяться толь-

ко к человеку, который способен, в отличие от животных, ра-

зумно действовать и осознавать самого себя. Так зародилось

понятие о сознании, как наиболее важной особенности психики

человека.

В средние века господствовало идеалистическое понятие о

душе, а сознание рассматривалось как способность души позна-

вать свои состояния, независимо от показания органов чувств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.