КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психика человека
В научных исследованиях духовные качества человека при- нято называть психическими, а наука, которая занимается их изу- чением, называется психологией. Естественно возникает вопрос о том, каким образом эта наука получила свое название. Термин “психология” произошел от двух греческих слов: “псюхе” - душа и “логос” - учение. Таким образом, психология - это наука о душе. Однако термин “душа” редко применяется в научной психоло- гии. Зато он широко применяется в житейском обиходе. Оценивая человека, люди прежде всего говорят о его душе: светлая душа, честная душа, добрая душа, темная душа, низкая душа. Вместо термина “душа” в научной психологии применяется термин “психика”. Что же такое психика в научном понимании? В психологии термином психика обозначают систему взаимно свя- занных психических явлений, имеющих определенную структуру, форму и содержание. В структуру психики входят: психические процессы, пси- хические состояния и психические свойства. Психические процессы представляют собой динамичес- кие образования психики, которые характеризуются большой подвижностью, интенсивностью и неустойчивостью. К ним от- носятся: ощущения, восприятие, память, воображение, мыш- ление, воля, эмоции. Психические состояния являются более устойчивыми, чем процес- сы, но менее интенсивными и подвижными. К психическим состояниям относят: внимание, чувства, влечения, желания, интересы и т.д. Психические свойства являются не только устойчивыми трудно изменяемыми образованиями, но и характеризуются более сложной структурой, чем другие психические явления. К ним относятся: тем- перамент, характер и способности. Между всеми структурными элементами психики существует неразрывная связь. В основе психической деятельности лежат пси- хические процессы, которые отражают как внешний, так и внут- ренний мир человека. На их основе возникают субъективные, внут- ренние состояния, наполняющие духовный мир человека. Психи- ческие свойства возникают на основе психических процессов и состояний, которые закрепляются и имеют устойчивый постоян- ный характер, свойственный конкретной личности. Форма существования психических явлений также может быть разнообразной. Это могут быть: впечатления, образы, пред- ставления, мысли, взгляды, переживания, мечты и идеалы. Содержание психических явлений имеет конкретный ха- рактер и составляет духовный облик человека. Оно может иметь динамический противоречивый характер, быть положи- тельным или отрицательным, являться высоконравственным или безнравственным. По содержанию психических явлений мы и определяем душу человека. Чем же отличаются психические явления от всех остальных явлений? Какова их специфика? Первое отличие психических яв- лений заключается в том, что если окружающие нас предметы являются по свой природе материальными, то психические - это идеальные явления. Например, представление о столе является идеальной копией стола, тогда как сам стол - материальный пред- мет, характеризующийся различными физическими свойствами. Второе отличие заключается в том, что если материальные пред- меты и явления существуют вне нас в окружающем простран- стве, то психические явления существуют внутри нас и являют- ся внутренними явлениями. Третье отличие состоит в том, что материальные предметы сущестуют объективно, независимо от нас, тогда как психические явления - это субъективные явления, так как они принадлежат человеку, субъекту, и имеют у каж- дого из нас индивидуальный характер. Каково же назначение психических явлений? Зачем дана душа человеку? Психические явления также естественны для организма человека, как и любые другие. В силу этого они по- чти не замечаются человеком. Обращают внимание на них только в том случае, если нарушаются их функции. Например, если спросить у кого-либо, как у него функционирует психика, то он вряд ли даст вразумительный ответ. Зато если спросить у него, что такое “псих”, то он скажет, что это ненормальный чело- век, что он не может вести себя правильно в человеческом об- ществе и не отдает отчет о своих поступках. Какие же функции в данном случае нарушены? Психика вы- полняет три основные функции: побудительную, познаватель- ную и регулятивную. Эти функции обеспечивают нормальную жизнедеятельность живого существа и его поведение в самых разнообразных условиях существования. Причем, одни психи- ческие явления выполняют преимущественно побудительную функцию, другие познавательную, третьи - регулятивную. Человек является активным, деятельным существом. Его одо- левают самые разнообразные желания, стремления, эмоции, чув- ства, интересы, убеждения, которые побуждают его совершать са- мые разнообразные действия и поступки. Но прежде чем совершать то или иное дело надо, как советует народная мудрость, подумать. Подумать - это значит познать все, что происходит вокруг, оце- нить обстановку, взвесить свои возможности, обдумать цели дей- ствий и предвидеть их результаты, все это возможно только при функционировании таких познавательных процессов, как ощуще- ния, восприятие, память, мышление и воображение. Затем, в соот- ветствии с результатами познавательной деятельности, человек пла- нирует, осуществляет, регулирует и контролирует свои действия и поступки. Все это обеспечивают такие психические явления, как воля, характер, темперамент и способности. Взять, например, поведение учеников на уроке и посмотреть, что их побуждает осуществлять учебную деятельность. Можно увидеть: одни из них стремятся получить хорошие отметки, дру- гие - желают стать первыми в классе, третьи испытывают чув- ство долга и ответственности перед родителями и учителями, чет- вертые - испытывают интерес к учебному предмету, пятые убеждены в том, что все, что они узнают в школе, пригодится в будущей жизни. Поэтому ученики внимательно слушают объяснение учителя, воспри- нимают наглядные пособия, запоминают полученную информацию, ста- раются представить предметы и явления, которые они изучают, уста- навливают связи и отношения между ними, пытаются понять их сущ- ность и закономерность, анализируют, сравнивают, обобщают усвоен- ную информацию и т. д. Для того, чтобы осуществлять все это, ученики должны регулировать свое поведение: не отвлекаться, слушать внима- тельно, своевременно переходить от одной учебной деятельности к дру- гой, проявлять волевые усилия, чтобы преодолеть возникшие трудно- сти, добиваться осуществления поставленных целей. Психика присуща не только человеку, но и животным. В связи с этим термин “психика” обозначает всю совокупность психических яв- лений, присущих человеку и животным. Однако психика человека ка- чественно отличается от психики животных. Психика может быть сознательной и бессознательной. Бессознательная психика представ- ляет собой низшую форму психической деятельности. Она присуща как человеку, так и животным. Сознательная психика свойственна толь- ко человеку. Она связана с переходом человека от чисто биологичес- ких условий существования к общественно-историческим. Животные живут в естественной среде. Природа сама создает необходимые для их существования объекты. Поэтому строение организма животных и функции их психики направлены на то, чтобы обнаружить эти объекты и употребить для осуществления жизнедеятельности. Иное дело че- ловек. Он не довольствуется тем, что находит в природе. Он должен сам создавать необходимые для его жизни предметы и явления. Чело- век сам готовит пищу, строит жилище, изготавливает одежду, создает орудия труда, приборы, аппараты. Причем все это он создает совмес- тно с другими людьми в определенных общественно-исторических ус- ловиях существования. В связи с этим у человека появляется высшая форма психики - сознание, благодаря которому функции психики при- обретают осознанный, целенаправленный характер. Сознание представляет собой сложное интегративное пси- хическое явление. В структуру сознания входят как сенсорные, так и интеллектуальные процессы, которые наряду с волей и чувства- ми обеспечивают жизнь человека в сложных социальных условиях. Таким образом, сознание представляет собой систему сенсорных, ин- теллектуальных, волевых и эмоциональных процессов, направленных на познание и преобразование человеком окружающего мира в соот- ветствии со своими нуждами. Содержанием сознания является совокупность знаний, по- лученных на основе ощущений, восприятий, памяти, мышления и воображения, закрепленных посредством языка и речи. Созна- ние дает возможность человеку познать не только окружающий мир, но и самого себя, выделить себя из окружающей среды, стать субъектом деятельности, а следовательно - личностью. С появление сознания у человека начинает функциониро- вать разум как наиболее характерная особенность его психики, как способность разумно т.е. целесобразно осуществлять как практическую, так и умственную деятельность. Разум – это высшая форма проявления сознания, это способность осознать и понять сущность вещей, осмыслить суть всего происходящего, понять свое место в жизни и смысл своего существования. Характерной особенностью человеческой психики является ее связь с языком и речью. Язык представляет собой особую си- стему словесных сигналов, посредством которых человек обо- значает окружающий мир и свои собственные состояния. При- меняя язык в процессе речевого общения, человек получает воз- можность закреплять свой личный и общественно-исторический опыт, передавать его окружающим людям и использовать в свой деятельности. Язык и речь являются основными интеллектуальными ору- диями сознательной деятельности человека, они объектируют его внутренний душевный мир, делают его доступным для других людей и для самого себя. Поэтому возникновение сознания у че- ловека, как в общественно-историческом, так и в онтогенети- ческом плане, неразрывно связано с усвоением языка и речи. Психика человека является сложной и многообразной. В ее структуру входят как сознательные, так и бессознательные пси- хические явления. Сознательная психика обеспечивает связь че- ловека с окружающей средой, дает ему возможность целенап- равленно познавать внешний мир и самого себя, осуществлять самые сложные формы поведения в постоянно меняющейся со- циальной среде. Бессознательная психика регулирует деятельность внутрен- них органов, сигнализирует о состоянии внутренней среды, отражает воздействия, находящиеся под порогом сознания, стимулирует реак- тивные, непроизвольные движения и привычки. Между сознательной и бессознательной психикой существу- ет непрерывная связь. Бессознательные психические явления могут стать сознательными и наоборот. Это происходит как естественным путем, так и посредством специальной тренировки. Возможно, напри- мер, накопление информации в бессознательной психике и ее порыв в сферу сознания, в результате чего происходит стимулирование таких движений и действий, которые не поддаются разумному объяснению. Иногда человек действует интуитивно, или, как иногда говорят, инстин- ктивно, что не совсем правильно, так как инстинктивные формы пове- дения присущи только животным. Бессознательная психика человека имеет не животное происхождение, а детерминирована общественно- историческими, социальными условиями существования. Так, например, агрессивность человека, будет ли она сознательной или бессознатель- ной, не имеет ничего общего с инстинктивной агрессивностью живот- ных. Последние, в отличие от людей, не истребляют, как правило, своих сородичей. Даже хищные животные редко нападают на других особей без особой нужды. Иное дело у людей. Война, убийства, терроризм уно- сят жизни у миллионов людей, поражая своей бессмысленностью и же- стокостью. Сознательная психика человека очень ранима. Нарушение нормальных функций сознания у человека происходит как под влиянием социальных условий существования, так и в резуль- тате заболеваний, имеющих как функциональный, так и орга- нический характер. Так, резкое понижение социального статуса человека, разрыв с близкими людьми, применение алкоголя и наркотиков вызывают расстройства психики, вследствие чего человек неадекватно осознает окружающий мир, самого себя, не может правильно ориентироваться в пространстве и во вре- мени, теряет способность сознательно регулировать свое пове- дение, утрачивает профессиональные знания и навыки. Воз- можны и патологические изменения в сознании, сопровожда- ющиеся появлением таких явлений, как бред и галлюцинации. Причиной их появления чаще всего бывают подпороговые, субсенсорные раздражители, которые в нормальном состоя- нии не отражаются, но при расстройствах психики они начи- нают осознаваться. Так, подпороговые звуки начинают осознаваться как звуки человеческой речи, прикосновение одежды к телу начинает вызывать извращенные кожные ощущения: боль- ному кажется что что-то ползает по его телу, что прикасаются ка- кие-то колющиеся предметы.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |