Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика человека




В научных исследованиях духовные качества человека при-

нято называть психическими, а наука, которая занимается их изу-

чением, называется психологией. Естественно возникает вопрос

о том, каким образом эта наука получила свое название. Термин

“психология” произошел от двух греческих слов: “псюхе” - душа

и “логос” - учение. Таким образом, психология - это наука о душе.

Однако термин “душа” редко применяется в научной психоло-

гии. Зато он широко применяется в житейском обиходе. Оценивая

человека, люди прежде всего говорят о его душе: светлая душа,

честная душа, добрая душа, темная душа, низкая душа.

Вместо термина “душа” в научной психологии применяется

термин “психика”. Что же такое психика в научном понимании? В

психологии термином психика обозначают систему взаимно свя-

занных психических явлений, имеющих определенную структуру,

форму и содержание.

В структуру психики входят: психические процессы, пси-

хические состояния и психические свойства.

Психические процессы представляют собой динамичес-

кие образования психики, которые характеризуются большой

подвижностью, интенсивностью и неустойчивостью. К ним от-

носятся: ощущения, восприятие, память, воображение, мыш-

ление, воля, эмоции.

Психические состояния являются более устойчивыми, чем процес-

сы, но менее интенсивными и подвижными. К психическим состояниям

относят: внимание, чувства, влечения, желания, интересы и т.д.

Психические свойства являются не только устойчивыми трудно

изменяемыми образованиями, но и характеризуются более сложной

структурой, чем другие психические явления. К ним относятся: тем-

перамент, характер и способности.

Между всеми структурными элементами психики существует

неразрывная связь. В основе психической деятельности лежат пси-

хические процессы, которые отражают как внешний, так и внут-

ренний мир человека. На их основе возникают субъективные, внут-

ренние состояния, наполняющие духовный мир человека. Психи-

ческие свойства возникают на основе психических процессов и

состояний, которые закрепляются и имеют устойчивый постоян-

ный характер, свойственный конкретной личности.

Форма существования психических явлений также может

быть разнообразной. Это могут быть: впечатления, образы, пред-

ставления, мысли, взгляды, переживания, мечты и идеалы.

Содержание психических явлений имеет конкретный ха-

рактер и составляет духовный облик человека. Оно может

иметь динамический противоречивый характер, быть положи-

тельным или отрицательным, являться высоконравственным

или безнравственным. По содержанию психических явлений

мы и определяем душу человека.

Чем же отличаются психические явления от всех остальных

явлений? Какова их специфика? Первое отличие психических яв-

лений заключается в том, что если окружающие нас предметы

являются по свой природе материальными, то психические - это

идеальные явления. Например, представление о столе является

идеальной копией стола, тогда как сам стол - материальный пред-

мет, характеризующийся различными физическими свойствами.

Второе отличие заключается в том, что если материальные пред-

меты и явления существуют вне нас в окружающем простран-

стве, то психические явления существуют внутри нас и являют-

ся внутренними явлениями. Третье отличие состоит в том, что

материальные предметы сущестуют объективно, независимо

от нас, тогда как психические явления - это субъективные

явления, так как они принадлежат человеку, субъекту, и имеют у каж-

дого из нас индивидуальный характер.

Каково же назначение психических явлений? Зачем дана

душа человеку? Психические явления также естественны для

организма человека, как и любые другие. В силу этого они по-

чти не замечаются человеком. Обращают внимание на них только

в том случае, если нарушаются их функции. Например, если

спросить у кого-либо, как у него функционирует психика, то он

вряд ли даст вразумительный ответ. Зато если спросить у него,

что такое “псих”, то он скажет, что это ненормальный чело-

век, что он не может вести себя правильно в человеческом об-

ществе и не отдает отчет о своих поступках.

Какие же функции в данном случае нарушены? Психика вы-

полняет три основные функции: побудительную, познаватель-

ную и регулятивную. Эти функции обеспечивают нормальную

жизнедеятельность живого существа и его поведение в самых

разнообразных условиях существования. Причем, одни психи-

ческие явления выполняют преимущественно побудительную

функцию, другие познавательную, третьи - регулятивную.

Человек является активным, деятельным существом. Его одо-

левают самые разнообразные желания, стремления, эмоции, чув-

ства, интересы, убеждения, которые побуждают его совершать са-

мые разнообразные действия и поступки. Но прежде чем совершать

то или иное дело надо, как советует народная мудрость, подумать.

Подумать - это значит познать все, что происходит вокруг, оце-

нить обстановку, взвесить свои возможности, обдумать цели дей-

ствий и предвидеть их результаты, все это возможно только при

функционировании таких познавательных процессов, как ощуще-

ния, восприятие, память, мышление и воображение. Затем, в соот-

ветствии с результатами познавательной деятельности, человек пла-

нирует, осуществляет, регулирует и контролирует свои действия

и поступки. Все это обеспечивают такие психические явления, как

воля, характер, темперамент и способности.

Взять, например, поведение учеников на уроке и посмотреть,

что их побуждает осуществлять учебную деятельность. Можно

увидеть: одни из них стремятся получить хорошие отметки, дру-

гие - желают стать первыми в классе, третьи испытывают чув-

ство долга и ответственности перед родителями и учителями, чет-

вертые - испытывают интерес к учебному предмету, пятые убеждены в

том, что все, что они узнают в школе, пригодится в будущей жизни.

Поэтому ученики внимательно слушают объяснение учителя, воспри-

нимают наглядные пособия, запоминают полученную информацию, ста-

раются представить предметы и явления, которые они изучают, уста-

навливают связи и отношения между ними, пытаются понять их сущ-

ность и закономерность, анализируют, сравнивают, обобщают усвоен-

ную информацию и т. д. Для того, чтобы осуществлять все это, ученики

должны регулировать свое поведение: не отвлекаться, слушать внима-

тельно, своевременно переходить от одной учебной деятельности к дру-

гой, проявлять волевые усилия, чтобы преодолеть возникшие трудно-

сти, добиваться осуществления поставленных целей.

Психика присуща не только человеку, но и животным. В связи с

этим термин “психика” обозначает всю совокупность психических яв-

лений, присущих человеку и животным. Однако психика человека ка-

чественно отличается от психики животных. Психика может быть

сознательной и бессознательной. Бессознательная психика представ-

ляет собой низшую форму психической деятельности. Она присуща

как человеку, так и животным. Сознательная психика свойственна толь-

ко человеку. Она связана с переходом человека от чисто биологичес-

ких условий существования к общественно-историческим. Животные

живут в естественной среде. Природа сама создает необходимые для

их существования объекты. Поэтому строение организма животных и

функции их психики направлены на то, чтобы обнаружить эти объекты

и употребить для осуществления жизнедеятельности. Иное дело че-

ловек. Он не довольствуется тем, что находит в природе. Он должен

сам создавать необходимые для его жизни предметы и явления. Чело-

век сам готовит пищу, строит жилище, изготавливает одежду, создает

орудия труда, приборы, аппараты. Причем все это он создает совмес-

тно с другими людьми в определенных общественно-исторических ус-

ловиях существования. В связи с этим у человека появляется высшая

форма психики - сознание, благодаря которому функции психики при-

обретают осознанный, целенаправленный характер.

Сознание представляет собой сложное интегративное пси-

хическое явление. В структуру сознания входят как сенсорные,

так и интеллектуальные процессы, которые наряду с волей и чувства-

ми обеспечивают жизнь человека в сложных социальных условиях.

Таким образом, сознание представляет собой систему сенсорных, ин-

теллектуальных, волевых и эмоциональных процессов, направленных

на познание и преобразование человеком окружающего мира в соот-

ветствии со своими нуждами.

Содержанием сознания является совокупность знаний, по-

лученных на основе ощущений, восприятий, памяти, мышления

и воображения, закрепленных посредством языка и речи. Созна-

ние дает возможность человеку познать не только окружающий

мир, но и самого себя, выделить себя из окружающей среды,

стать субъектом деятельности, а следовательно - личностью.

С появление сознания у человека начинает функциониро-

вать разум как наиболее характерная особенность его психики,

как способность разумно т.е. целесобразно осуществлять как

практическую, так и умственную деятельность. Разум – это

высшая форма проявления сознания, это способность осознать и

понять сущность вещей, осмыслить суть всего происходящего,

понять свое место в жизни и смысл своего существования.

Характерной особенностью человеческой психики является

ее связь с языком и речью. Язык представляет собой особую си-

стему словесных сигналов, посредством которых человек обо-

значает окружающий мир и свои собственные состояния. При-

меняя язык в процессе речевого общения, человек получает воз-

можность закреплять свой личный и общественно-исторический

опыт, передавать его окружающим людям и использовать в свой

деятельности.

Язык и речь являются основными интеллектуальными ору-

диями сознательной деятельности человека, они объектируют его

внутренний душевный мир, делают его доступным для других

людей и для самого себя. Поэтому возникновение сознания у че-

ловека, как в общественно-историческом, так и в онтогенети-

ческом плане, неразрывно связано с усвоением языка и речи.

Психика человека является сложной и многообразной. В ее

структуру входят как сознательные, так и бессознательные пси-

хические явления. Сознательная психика обеспечивает связь че-

ловека с окружающей средой, дает ему возможность целенап-

равленно познавать внешний мир и самого себя, осуществлять

самые сложные формы поведения в постоянно меняющейся со-

циальной среде.

Бессознательная психика регулирует деятельность внутрен-

них органов, сигнализирует о состоянии внутренней среды, отражает

воздействия, находящиеся под порогом сознания, стимулирует реак-

тивные, непроизвольные движения и привычки.

Между сознательной и бессознательной психикой существу-

ет непрерывная связь. Бессознательные психические явления могут

стать сознательными и наоборот. Это происходит как естественным

путем, так и посредством специальной тренировки. Возможно, напри-

мер, накопление информации в бессознательной психике и ее порыв в

сферу сознания, в результате чего происходит стимулирование таких

движений и действий, которые не поддаются разумному объяснению.

Иногда человек действует интуитивно, или, как иногда говорят, инстин-

ктивно, что не совсем правильно, так как инстинктивные формы пове-

дения присущи только животным. Бессознательная психика человека

имеет не животное происхождение, а детерминирована общественно-

историческими, социальными условиями существования. Так, например,

агрессивность человека, будет ли она сознательной или бессознатель-

ной, не имеет ничего общего с инстинктивной агрессивностью живот-

ных. Последние, в отличие от людей, не истребляют, как правило, своих

сородичей. Даже хищные животные редко нападают на других особей

без особой нужды. Иное дело у людей. Война, убийства, терроризм уно-

сят жизни у миллионов людей, поражая своей бессмысленностью и же-

стокостью.

Сознательная психика человека очень ранима. Нарушение

нормальных функций сознания у человека происходит как под

влиянием социальных условий существования, так и в резуль-

тате заболеваний, имеющих как функциональный, так и орга-

нический характер. Так, резкое понижение социального статуса

человека, разрыв с близкими людьми, применение алкоголя и

наркотиков вызывают расстройства психики, вследствие чего

человек неадекватно осознает окружающий мир, самого себя,

не может правильно ориентироваться в пространстве и во вре-

мени, теряет способность сознательно регулировать свое пове-

дение, утрачивает профессиональные знания и навыки. Воз-

можны и патологические изменения в сознании, сопровожда-

ющиеся появлением таких явлений, как бред и галлюцинации.

Причиной их появления чаще всего бывают подпороговые,

субсенсорные раздражители, которые в нормальном состоя-

нии не отражаются, но при расстройствах психики они начи-

нают осознаваться. Так, подпороговые звуки начинают

осознаваться как звуки человеческой речи, прикосновение одежды

к телу начинает вызывать извращенные кожные ощущения: боль-

ному кажется что что-то ползает по его телу, что прикасаются ка-

кие-то колющиеся предметы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.