Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология в России




В дореволюционной России существовали психологические

теории как идеалистического, так и материалистического на-

правления. В государственных учебных учреждениях господство-

вала субъективная идеалистическая психология. В то же время

сильными были и материалистические традиции в психологии,

заложенные в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бех-

терева. Этими учёными были открыты новые механизмы не-

рвной деятельности, лежащие в основе поведения животных и

человека. В своих работах они отстаивали объективный прин-

цип изучения психической деятельности, отвергая субъектив-

ный подход как не научный.

В послереволюционной период возникли новые психологи-

ческие теории, в основе которых лежали идеи рефлекторной те-

ории. Так, К.Н. Корнилов разрабатывал “реактологию”, М.Я.

Басов - теорию поведения, В.М. Бехтерев - “рефлексологию”. В

работах других ученых использовались элементы бихевиориз-

ма, гештальтизма и психоанализа.

В 1936 г. после постановления ЦК ВКПБ “О педологичес-

ких извращениях в системе Наркомпроса” все существовавшие

психологические теории были объявлены ненаучными, буржу-

азными.

С этого времени советская психология стала развиваться ис-

ключительно только на основе Марксизма-Ленинизма и филосо-

фии диалектического материализма. Это обстоятельство оказало

как положительное, так и отрицательное влияние на развитие со-

ветской психологии. Это повлияло на разработку тех теоретичес-

ких положений, которые легли в основу всех психологических ис-

следований в последующее время.

Первое основополагающее теоретическое положение заключалось

в том, что психика рассматривалась как свойство высокоорганизован-

ной материи - мозга, заключающееся в отражении окружающей дей-

ствительности. Такое понимание сущности психики, с одной стороны,

давало возможность правильно объяснять назначение психики, а с дру-

гой стороны, исключало даже возможность постановки вопроса о су-

ществовании психики независимо от человека.

Второе положение заключалось в том, что формы проявления

психической деятельности причинно обусловлены. Принцип детерми-

низма, который был провозглашен философами-материалистами, да-

вал возможность научно объяснить психику и поведение человека и

животных в зависимости от условий существования: у животных - био-

логическими условиями, у человека - социальными. Однако при конк-

ретном объяснении психики человека, в соответствии с идеологичес-

кими установками, приоритет отдавался не общечеловеческим, а клас-

совым условиям существования, в связи с чем считалось, что психология

господствующих классов не совместима с психологией угнетенных, и что

между ними существуют непримиримые противоречия.

Третье положение гласило, что развитие психики происхо-

дит не спонтанно (самопроизвольно), а в результате деятельнос-

ти человека. В соответствии с этим положением считалось, что

психика человека не может быть врожденной, она целиком и пол-

ностью зависит от обучения и воспитания. Отсюда доказыва-

лась необходимость воспитания человека с новыми психичес-

кими свойствами и качествами, которые должны формиро-

ваться в процессе построения коммунистического общества.

Но жизнь не подтвердила этих прогнозов.

Благодаря работам многих психологов, психология в нашей

стране достигла немалых успехов и заняла достойное место в

мировой психологической науке. Л.С. Выготский создал теорию

культурно-исторического развития высших психических функ-

ций, получившую признание в мировой психологии. С.Л. Рубин-

штейн создал капитальный труд “Основы общей психологии”,

обобщивший достижения отечественной и мировой психологии.

В.Г. Ананьев внес существенный вклад в исследование чувствен-

ных познавательных процессов и в разработку вопросов психо-

логии человекознания. А.Н. Леонтьев является автором теории разви-

тия психики в фило- и онтогенезе. А.Р. Лурия известен как нейропсихо-

лог, исследовавший многие анатомо-физиологические механизмы выс-

ших психических функций. А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин внесли

большой вклад в разработку детской психологии. А.А. Смирнов и П.

И. Зинченко являются авторами трудов по проблемам памяти. Б.Ф.

Ломов впервые в отечественной психологии стал известен как автор

работ по инженерной психологии. Можно было бы назвать еще много

психологов, внесших большой вклад в развитие отечественной психо-

логии.

В настоящее время в отечественной психологии происходит

критическая переоценка методологических и теоретических ус-

тановок, идет поиск новых способов организации исследований

по психологии, создания условий для сближения теоретической

и практической психологии, уделяется большое внимание орга-

низации психологической службы на производстве, в учебных

заведениях и в клинических учреждениях.

Литература

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.

Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967.

Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в

СССР. М., 1975.

Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.

Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние

зарубежной психологии. М., 1974.

Глава 3. Состояние, методология и методы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.