КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология в России
В дореволюционной России существовали психологические теории как идеалистического, так и материалистического на- правления. В государственных учебных учреждениях господство- вала субъективная идеалистическая психология. В то же время сильными были и материалистические традиции в психологии, заложенные в работах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бех- терева. Этими учёными были открыты новые механизмы не- рвной деятельности, лежащие в основе поведения животных и человека. В своих работах они отстаивали объективный прин- цип изучения психической деятельности, отвергая субъектив- ный подход как не научный. В послереволюционной период возникли новые психологи- ческие теории, в основе которых лежали идеи рефлекторной те- ории. Так, К.Н. Корнилов разрабатывал “реактологию”, М.Я. Басов - теорию поведения, В.М. Бехтерев - “рефлексологию”. В работах других ученых использовались элементы бихевиориз- ма, гештальтизма и психоанализа. В 1936 г. после постановления ЦК ВКПБ “О педологичес- ких извращениях в системе Наркомпроса” все существовавшие психологические теории были объявлены ненаучными, буржу- азными. С этого времени советская психология стала развиваться ис- ключительно только на основе Марксизма-Ленинизма и филосо- фии диалектического материализма. Это обстоятельство оказало как положительное, так и отрицательное влияние на развитие со- ветской психологии. Это повлияло на разработку тех теоретичес- ких положений, которые легли в основу всех психологических ис- следований в последующее время. Первое основополагающее теоретическое положение заключалось в том, что психика рассматривалась как свойство высокоорганизован- ной материи - мозга, заключающееся в отражении окружающей дей- ствительности. Такое понимание сущности психики, с одной стороны, давало возможность правильно объяснять назначение психики, а с дру- гой стороны, исключало даже возможность постановки вопроса о су- ществовании психики независимо от человека. Второе положение заключалось в том, что формы проявления психической деятельности причинно обусловлены. Принцип детерми- низма, который был провозглашен философами-материалистами, да- вал возможность научно объяснить психику и поведение человека и животных в зависимости от условий существования: у животных - био- логическими условиями, у человека - социальными. Однако при конк- ретном объяснении психики человека, в соответствии с идеологичес- кими установками, приоритет отдавался не общечеловеческим, а клас- совым условиям существования, в связи с чем считалось, что психология господствующих классов не совместима с психологией угнетенных, и что между ними существуют непримиримые противоречия. Третье положение гласило, что развитие психики происхо- дит не спонтанно (самопроизвольно), а в результате деятельнос- ти человека. В соответствии с этим положением считалось, что психика человека не может быть врожденной, она целиком и пол- ностью зависит от обучения и воспитания. Отсюда доказыва- лась необходимость воспитания человека с новыми психичес- кими свойствами и качествами, которые должны формиро- ваться в процессе построения коммунистического общества. Но жизнь не подтвердила этих прогнозов. Благодаря работам многих психологов, психология в нашей стране достигла немалых успехов и заняла достойное место в мировой психологической науке. Л.С. Выготский создал теорию культурно-исторического развития высших психических функ- ций, получившую признание в мировой психологии. С.Л. Рубин- штейн создал капитальный труд “Основы общей психологии”, обобщивший достижения отечественной и мировой психологии. В.Г. Ананьев внес существенный вклад в исследование чувствен- ных познавательных процессов и в разработку вопросов психо- логии человекознания. А.Н. Леонтьев является автором теории разви- тия психики в фило- и онтогенезе. А.Р. Лурия известен как нейропсихо- лог, исследовавший многие анатомо-физиологические механизмы выс- ших психических функций. А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин внесли большой вклад в разработку детской психологии. А.А. Смирнов и П. И. Зинченко являются авторами трудов по проблемам памяти. Б.Ф. Ломов впервые в отечественной психологии стал известен как автор работ по инженерной психологии. Можно было бы назвать еще много психологов, внесших большой вклад в развитие отечественной психо- логии. В настоящее время в отечественной психологии происходит критическая переоценка методологических и теоретических ус- тановок, идет поиск новых способов организации исследований по психологии, создания условий для сближения теоретической и практической психологии, уделяется большое внимание орга- низации психологической службы на производстве, в учебных заведениях и в клинических учреждениях. Литература Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1988. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974. Глава 3. Состояние, методология и методы
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |