КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исследования психических явлений
Методы, применяемые в психологии, - это приемы и спосо- бы, которые дают возможность получить новые факты для на- учного понимания закономерностей психической деятельности и механизмов функционирования интересующих исследователя психических явлений. Для научного исследования психических явлений широко применяются следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент. Наблюдение представляет собой такой способ изучения психики, когда исследователь непосредственно воспринимает поведение и дея- тельность личности, не вмешиваясь в их протекание. Наблюдение может быть внешним и внутренним. Внешнее наблюдение проводится за другими людьми, ког- да исследователь может без особых затруднений собрать дан- ные о психической деятельности человека, следя за его пове- дением в естественных условиях со стороны. Если же человек замечает, что за ним наблюдают, то он начинает вести себя скованно и неестественно. Такое наблюдение является мало- эффективным и нерезультативным. Для того, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не могли догадаться об этом, применяется так называемое вклю- ченное наблюдение. С этой целью исследователь, осуществля- ющий такое наблюдение, становится членом группы и занима- ется такой же деятельностью, как и они, или ведет одинаковый с ними образ жизни. В этом случае открываются такие стороны поведения и психики людей которые имеют сугубо интимный характер. Так, например, известный американский писатель Джек Лондон направился в Англию для того, чтобы изучить жизнь людей в наиболее бедных кварталах Лондона. Там он снял у одной женщины комнату, переоделся в платье малообеспечен- ного человека и исчез на несколько месяцев. В течение этого времени он жил среди людей, опустившихся на дно общества. Затем, на основе своих наблюдений, он написал потрясающую книгу “Люди Бездны”. Наблюдение может быть свободным и специально организован- ным. Свободное наблюдение имеет место в обычной обстановке и имеет чаще всего житейский характер. Это необходимо делать для того, чтобы осуществлять совместную деятельность, правильно стро- ить поведение в сложившейся ситуации и, в конечном итоге, достичь нужных результатов. Такое наблюдение дает возможность в общем плане понять желания и стремления людей, их мысли, взгляды и пси- хические особенности личности. Однако неорганизованное наблюде- ние является бессистемным, поверхностным, а отсюда и малорезуль- тативным. Специально организованное наблюдение является всегда це- ленаправленным и заранее спланированным. В процессе наблюде- ния ведутся подробные протокольные записи, которые потом обрабаты- ваются и интерпретируются. На основе полученных посредством наблю- дения данных у исследователя возникает гипотеза о психологических осо- бенностях личности человека. Для того, чтобы избежать субъективизма, наблюдение может вестись несколькими исследователями в различных жизненных ситуациях, при осуществлении личностью разнообразных ви- дов деятельности. Полученный таким образом материал дает возмож- ность составить обобщенную независимую характеристику. Наряду с внешним наблюдением за другими людьми возможно наблюдение и за собственной личностью. Такого рода самонаблюде- ние не следует смешивать с интроспекцией, так как человек, в данном случае, не заглядывает внутрь себя, а лишь констатирует те психи- ческие явления, которые у него возникают. Причем, он может дать о них отчет только после того, как они проявятся. Если же он попытает- ся наблюдать их в момент возникновения, то они исчезают, так как появляется новая цель - не проявлять психическую деятельность, а наблюдать за ней. Самонаблюдение дает лишь первичный, сырой ма- териал для анализа присущих личности психических явлений, дает лишь пищу для размышления по поводу своеобразия их протекания в дан- ный момент. Эту способность человека размышлять о своей собствен- ной психической деятельности в современной психологии называют - рефлексией. Благодаря рефлексии человек получает возможность более рационально организовывать и осуществлять как практическую, так и познавательную теоретическую деятельность. Особенно большое значение это имеет при обучении и воспитании учащихся. На основе рефлексии ученик способен не только понять самого себя, оце- нить свои положительные и отрицательные качества, но и осуществ- лять саморегулирование и самовоспитание своей личности. Одним из своеобразных методов психологического исследования является оп- рос. Он применяется с целью получения предварительных данных о психических явлениях, имеющих место как у отдельных лиц, так и у групп людей. Опрос может быть устным и письменным. Устный опрос осуществляется в форме беседы и с отдельным человеком или с группой людей. Для того, чтобы беседа дала нужные результаты, исследователь должен овладеть искусством собеседова- ния. Прежде всего он должен уметь создать атмосферу непринужден- ности и вызвать доверие у собеседников. Большое значение имеет также умение поддержать беседу, варьируя вопросы, но не отклоняясь от основной темы. На ход беседы оказывает большое влияние не толь- ко содержание ответов, но и их подтекст, а также интонация, мимика и пантомимика участвующих в беседе. Беседа должна быть заранее спланирована и подготовлена, продуманы способы и средства, помо- гающие понять психическое состояние собеседника. Письменный опрос проводится чаще всего при помощи ан- кет. К нему прибегают в тех случаях, когда необходимо изу- чить психические явления у большого количества людей. Недо- статком этого вида опроса является отсутствие прямого кон- такта с обследуемыми, а также невысокая достоверность отве- тов, так как невозможно убедиться, насколько откровенно от- вечает опрашиваемый человек на поставленные вопросы. В современной психологии широкое применение находит ме- тод - тестов. Тесты имеют преимущество диагностический ха- рактер. Они дают возможность объективно установить наличие или отсутствие психических свойств и качеств у субъекта и дать им количественную и качественную характеристику. Тесты при- меняются для изучения уровня развития психических процессов, способностей, наличия знаний и умений, проявления черт харак- тера и свойств темперамента. Тесты представляют собой набор стандартизированных, вы- веренных испытаний, результаты которых определенным обра- зом интерпретируются. В зависимости от того, какие свойства личности изучаются, применяется и соответствующий набор те- стов. Для изучения способностей и наличия знаний, навыков и умений применяются тесты-задания, по результатам выполнения ко- торых судят об уровне развития перцептивных, мнемических, интел- лектуальных и других качеств личности и о степени ее готовности выполнить ту или иную деятельность. При изучении психических свойств личности используются тесты-опросники, отвечая на которые испытуемые обнаруживают присущие им особенности темперамента и характера. С целью определения отрицательных психических свойств, которые по мнению испытуемых им не присущи, применятся проек- тивные тесты. Посредством этих тестов создается неопределенная ситуация, в которой может оказаться человек, и для выхода из которой он должен проявить определенные положительные или отрицательные качества. Решая за этого человека задачу, испытуемый наделяет его такими качествами, которые присущи ему самому, т. е. проецирует свои качества на другого человека и тем самым обнаруживает их у себя. Наиболее важное значение в психологических исследовани- ях имеет эксперимент. Применяя этот метод, исследовать сам созда- ет условия, при которых начинает проявляться интересующее его пси- хическое явление. Кроме того в ходе эксперимента он может вно- сить коррективы и изменения в создаваемую им ситуацию, варьи- ровать и неоднократно повторять его для получения надежных дан- ных. Изменяя условия эксперимента, исследовать получает возмож- ность установить причины, вызвавшие функционирование изучае- мого явления. Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Лабораторный эксперимент дает воз- можность получить точно фиксируемые данные, так как при его проведении широко применяется специальная аппаратура. Экс- перимент этого типа применяется при изучении психических про- цессов, состояний и свойств для определения их интенсивности, устойчивости и скорости их возникновения. Отрицательным моментом этого вида эксперимента является то, что он про- водится в искусственных лабораторных условиях и вызыва- ет неестественное поведение испытуемых. В естественном эксперименте этот недостаток устраняет- ся, так как здесь исследование проводится в привычной обста- новке в процессе выполнения какой-либо деятельности, которой зани- мается обычно испытуемый. Естественный эксперимент применяется во всех отраслях психологии. Но особенно широкое применение он получил в педагогической психологии. Впервые этот вид эксперимента был предложен А.Ф. Лазурским, который использовал его для изучения личности школьника. Если такой эксперимент про- водится в условиях педагогического процесса и решает зада- чи психологического исследования, то он тогда называется психолого-педагогическим экспериментом. Такой эксперимент не только констатирует наличие у учащихся определенных психологических особенностей, но и является условием фор- мирования новых психических свойств и качеств, необходи- мых для осуществления более сложных видов учебных дей- ствий. Каждый учитель должен уметь проводить психолого- педагогический эксперимент как с отдельными учащимися, так и со всем классом, особенно в тех случаях, когда он применя- ет новые методы обучения и воспитания. Наиболее результативным является комплексное исследо- вание, проведенное не одним, а несколькими методами. Сначала проводится наблюдение или опрос с целью сбора первоначаль- ной предварительной информации, на основе которой выдвига- ется гипотеза о возможном наличии интересующего исследова- теля психического явления. Затем, чтобы убедиться в правиль- ности гипотезы, применяется тестирование, которое дает воз- можность установить степень выраженности психического яв- ления и дать ему количественную и качественную характерис- тику. При слабой выраженности психического явления, необхо- димого для осуществления какой-либо деятельности, проводит- ся формирующий эксперимент. Поскольку формирование нуж- ного качества является сложным и длительным процессом, то для этого применяется многосерийный всеусложняющийся экс- перимент. Успех эксперимента зависит от эффективности при- меняемой методики, которая должна моделировать основные параметры деятельности и те качества, которые должны прояв- ляться при ее выполнении. Когда результаты эксперимента удов- летворяют исследователя, делается новый срез при помощи тес- тирования. Результаты исследования тщательно анализируются, сравнива- ются и обобщаются, и на основе количественной и качественной оцен- ки делаются выводы теоретического и практического характера. Дос- товерность выводов во многом зависит от методов обработки полу- ченных данных посредством математического анализа и технических средств, применяемых в науке. Литература Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1, 2. М., 1982. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. М., 1988. Немов Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994. Общая психология. М., 1986. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. М., 1989. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1966. Глава 4. Физиологические и биоэнергетические
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |