КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взгляды философов нового времени о сущности психики
Эпоха возрождения (XVI-XVII вв.) изменила взгляды фило- софов на психику и поведение человека. Машины стали облег- чать и даже заменять трудовые действия человека. Создавались роботы-машины, имитирующие действия и поведение человека. В связи с этим возникла мысль о возможности объяснить дей- ствия человека по аналогии с машиной. Впервые такие взгляды высказал французский философ Рене Декарт (1596-1650 гг.). Он полагал, что можно естественно-на- учным путем объяснить простейшие движения человека. Декарт доказал, что, благодаря устройству нервной системы, мышеч- ные движения могут возникнуть без непосредственного участия души. В то время было известно, что от органов чувств, находя- щихся, например, в коже, идут нервы к спинному мозгу, а от него к мышцам, благодаря чему раздражение органов чувств вызывает непроизвольную реакцию мышц. Так возникла идея о рефлексе. Декарт, конечно, не знал, какие процессы возникают в нервах и как они вызывают движение мышц. Он полагал, что по нервам движутся животные духи, которые и побуждают сокращаться мышцы. Но движение животных духов по нервам возможно не только при раздра- жении органов чувств, но и под влиянием души. Поэтому сложные формы поведения человека, связанные с моральными нормами, осуществляют- ся при участии души, сидалище которой, как полагал Декарт, находится в центральной части головного мозга, в его шишковидном образовании. Поскольку у животных нет души, то их поведение полностью обусловлено внешними воздействиями и ничем не отличается от работы машины. Эти идеи положили начало для механического понимания не только поведения животных, но и человека. Человек, по мнению Декарта, способен разумно действо- вать и познавать мир. Знания человек приобретает с детства, принимая их на веру. Но наряду с истинными знаниями он при- обретает и ложные. Как же добраться до истины? Для того, что- бы понять истину, утверждал Декарт, надо подвергнуть все со- мнению. В своих сомнениях человек может дойти до отрицания окружающего мира и самого себя. Но что-то все же должно ос- таться? Реально существующим в таком случае останется только само сомнение. А сомнение есть результат деятельности мыш- ления человека. Значит истинно то, что сам человек существует, так как если я мыслю, то, следовательно, существую. Что же такое мышление? По мнению Декарта, мышление - это процесс познания истины, который происходит внутри нас и который непосредственно воспринимается нами. Эти идеи Де- карта явились основой для появления в философии и психологии нового направления, которое получило название интроспекцио- низма, то есть внутреннего познания психики человека. Все последующие философы и психологи или поддерживали первую точку зрения Декарта, отрицая вторую, или наоборот. Так английский философ Гоббс (1588-1679 гг.) считал, что поведение человека, как и его психика, подчиняются законом ме- ханического движения. Психика не влияет непосредственно на действия человека, а лишь сопровождает телесные процессы. Ду- шевные явления могут рассматриваться только как придаток к ним, т. е. как эпифеномен. Такой взгляд на природу психики и ее назначение получил название эпифеноменализма. Нидерландский философ Спиноза (1632-1677 гг.) также утверждал, что все материальные и душевные явления подчиняются одним и тем же законам материального мира, что возникновение психических явлений также причинно обусловлено, как и появление материальных явлений. Так впервые возникла идея о принципе детерминизма в психологии. Материалистические взгляды на поведение и психику человека этих философов оказали большое влияние на развитие теорий о про- цессе познания. Если до 18 века считалось, что все знания человек получает рациональным путем, т. е. путем логических рассуждений, то затем возникло учение о том, что все знания имеют чувственное происхождение и приобретаются опытным, эмпирическим путем. Наиболее последовательным защитником этих взглядов был ан- глийский философ Дж. Локк (1632-1704 гг.), который считал, что в уме не может быть никаких врожденных знаний, что душа ребенка “чис- тая доска”, на которой опыт записывает свои письмена. Причем опыт по Локку может иметь два источника: один - внешний, другой - внут- ренний. Внешний опыт связан с деятельностью органов чувств, на ко- торые воздействуют предметы и явления материального мира, порож- дая ощущения. Внутренний опыт приобретается в результате дея- тельности ума, на основе его непосредственного восприятия (реф- лексии), т.е. интроспективным путем. Эти взгляды Локка оказали решающее влияние на становление эмпирической (опытной) психо- логии, родоначальником которой он являлся. Окончательное оформление психологии, как самостоятельной науки, произошло в середине XIX века, когда стали возникать пер- вые научные психологические лаборатории: Вебера (1795 - 1878 гг.), Фефнера (1801 - 1880 гг.), Гельмгольца (1825 - 1924 гг.), Вунда (1832 - 1920 гг.) и др. В этих лабораториях экспериментально изучались ос- новные психологические явления, связанные с деятельностью созна- ния, которое рассматривалось как целостное интегральное явление. В результате этих исследований были описаны основные свой- ства сознания. Сознание имеет подвижный, динамический характер. Поток сознания является непрерывным, его нельзя ни остановить, ни повторить. Поле сознания неоднородно. В фокусе сознания возникают четкие, ясные образы, мысли, воспоминания и желания. На периферии - они неотчетливы, расплывчаты, смутные и неопределенные. Явления сознания могут возникать или сами по себе непреднамеренно, или, на- оборот, целенаправленно, преднамеренно и произвольно по желанию субъекта. Были изучены также простейшие элементы сознания - впе- чатления или ощущения. Они характеризуются качеством, интенсив- ностью и протяженностью. Из этих простейших элементов путем их соединения (ассоциации) возникают более сложные элементы созна- ния: образы, мысли, представления, воспоминания, чувства. В связи с этим психология, занимавшаяся изучением законов образования ассо- циаций между элементами сознания, стала называться ассоциативной. Почему становление психологии как науки было связано именно с изучением сознания? Ответ очень прост. Потому, что сознание это то, что реально непосредственно представлено субъекту, то, что не- посредственно доступно для познания человеку - это его внутренний мир, о котором он может отдавать отчет. Как же следовало изучать явления сознания? В любой науке изучение явлений производится опыт- ным путем при помощи применения приборов и аппаратов. Результаты их изучения фиксируются органами чувств и обрабатываются мыш- лением. Психология как наука стала развиваться тоже опытным, эмпири- ческим путем, но ее объект и результаты его изучения не могли быть зафиксированы органами чувств, так как психические явления по сво- ей природе не материальные, а идеальные явления. Оставался только один путь познания явлений сознания - это интроспективный путь. Но этот способ познания психики весьма ограничен и он быстро исчерпал самого себя. Ведь кроме осознаваемых психических явлений имеет место множество других: бессознательных, интуитивных, иррациональ- ных, импульсивных, автоматических явлений, которые непосредственно не представлены субъекту и о существовании которых он даже не по- дозревает. Кроме того интроспективный способ познания психики мо- жет быть применен только по отношению к взрослому человеку, спе- циально подготовленному к этому. Ведь чаще всего испытуемыми были сами психологи, хорошо разбирающиеся в своих психических со- стояниях. Дети же и животные не могли принимать участия экспери- ментах, так как не могли давать субъективные показания интроспек- тивного толка. Все это привело к тому, что должен был измениться объект психологических исследований и должны были появиться но- вые принципы психологических исследований, а в связи с этим и новые психологические теории, что и произошло в конце XIX в. и в начале XX в.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |