Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неоплатонизм. Последней крупной и по-своему эпохальной философской системой западной античности является неоплатонизм




Последней крупной и по-своему эпохальной философской системой западной античности является неоплатонизм. Философия неоплатонизма возникает в III н. э. и развивается вплоть до начала VII в. Неоплатонизм связан, прежде всего, с именами Плотина, Порфирия, Прокла и Ямвлиха. Характерно, что возврат к идеям Платона и потребность в их переосмыслении возникают в период, когда античный способ философствования подходит к концу, постепенно уступая новому философствованию христианского Откровения.

Подобно тому, как стоицизм был характерен для теоретического мировоззрения Ранней Римской империи, так для Поздней Римской империи характерен неоплатонизм. Плотин (204/205 –270 гг.) родился в римской провинции Египта в городе Никополе. Он учился у Аммония Саккаса, пробыл его учеником одиннадцать лет, потом примкнул к войску Гордиана III. Военный поход, в котором участвовал Плотин, закончился разгромом римлян, но философу удалось спастись. Плотин оказался в Риме, где основал свою школу и возглавлял ее в течение четверти века, имея в числе учеников и сенаторов, и самого императора. Плотин написал 54 опуса на различные темы.

Плотин обосновывает свое идеалистическое учение через учение о разных типах людей. Обыденный человек погружен в чувственно-практическое существование. Он весь во внешнем и вещном бытии, потерян и самоунижен в нем. Для такого человека вещи важнее идей, материальное важнее идеального. Тело важнее души, и он тешит свое тело, нисколько о душе не беспокоясь, потому, что душа такого человека заужена, он сам сделал ее служанкой тела, и не больше того. Иной, возвышенный человек поднимается от низшего состояния существования к высшему. Он переносит центр тяжести своего бытия с телесного на душевное. Он развивает в себе способности к сверхчувственному интеллектуальному умосозерцанию, он обращается от внешнего мира в глубины своей души и находит там истину, покой и безмятежность, которые недоступны человеку низменному. Возвышенный человек отворачивается от чувственной красоты, презирает ее и ищет красоту истинную. Прежде всего, он способен красоту добродетели, благоразумных действий, добрых нравов, красоту величия характера, справедливости сердца и т.п. На этой ступени человеческого бытия душа в своей деятельности все еще пребывает в теле, но она от тела независима. Эту относительную независимость души от тела возвышенного человека Плотин обосновывает идеей о предсуществовании души. Эта душа созерцала и добродетель, и справедливость, и саму красоту в чистом виде как нечто совершенно идеальное, как идею. Оттого она и способна узнать все это в конкретной форме существования.

Мир в представлении Плотина строго иерархичен, он образует ступени нисходящего бытия, начинающегося в сверхбытии. Существование чувственного телесного мира самоочевидно, он дан нашим чувствам, наше тело – часть этого мира. Но относится Плотин к этому миру отрицательно и не считает его единственным, исчерпывающим все возможное бытие. Даже лучшее в этом мире, его несомненная красота природы, — лишь слабый и тусклый отблеск истинной, сверхтелесной и сверхприродной красоты. Источником красоты является объективный мировой разум. Ведь красота – это гармония и форма. Красота в природе, красота телесной вещи – в единстве ее частей, а это единство – от разума. Разум есть нечто иное, чем природа, высшее по отношению к ней начало. В природе есть как одушевленное, так и неодушевленное. Материальное не может породить душевное, следовательно, надо допустить иное, чем природа, начало, а именно, мировую душу. Мировая душа не тождественна мировому разуму, потому что душа равно одушевляет и прекрасное, и безобразное, душа равнодушна к красоте. Поскольку прекрасного меньше, чем одушевленного, то разум дальше от природы и выше, чем мировая душа, ведь его проявление в природе более избирательно. Один мировой разум не может быть источником единства вещей, сам по себе разум не содержит в себе единства. Поэтому Плотин выдвигает в качестве начала еще и единое. Таким образом, в философии неоплатонизма можно выделить четыре начала: природа, мировая душа, мировой разум и единое. Материя является конечным продуктом и антиподом Единого. Единство является важнейшей стороной мироздания и всего, что в нем. Без единства невозможны ни красота, ни жизнь, ни общества. Каждое человеческое общество потому и общество, что в нем есть какое-то единство и взаимное сочувствие.

Плотин возвышает единое над многим, делает его первичным по отношению ко многому. Единое для многого недоступно, многое не способно влиять на единое. По Плотину, единое, будучи вечным началом всего существующего, само по себе не существует. Во всяком случае, о нем нельзя сказать, что оно существует. Сказать, что Единое существует, – значит, его ограничить, поставить рамки, определить. Единое же беспредельно. Единое не познается через многое, потому что высшее не постигается через низшее, низшее не может быть ключом к пониманию высшего. Единое не содержит в себе и различия, и противоположности, и противоречия. Нет в едином и субъектно-объектного отношения, и саморефлексии, и самопознания. Единое ни к чему и не стремится. Ведь всякое стремление также предполагает исходную ущербность, которая должна быть восполнена достижением цели. Единое, ничего не желая и не к чему не стремясь, следовательно, абсолютно счастливо, если под счастьем понимать вечный покой. И в самом деле, в Едином нет времени, оно вневременно. Плотин сравнивает Единое с Солнцем как источником света и тепла.

Говоря о генезисе мира из Единого, Плотин отвергает идею творения мира богом из ничего. Ведь здесь опять-таки бог есть некий деятель, который к чему-то стремится, чего-то хочет, который как-то даже ограничен своим творением, которое ведь может восстать против своего творца. Плотин понимает творение мира Единым как абсолютно немотивированный объективный процесс. И называть этот процесс принято латинским словом эманация (от emanare – течь, литься). У Плотина текущее, вытекающее Единое не убывает. Оно, творя мир, ничего не утрачивает, остается неизбывно целостным, и этот процесс происходит вне времени, от вечности.

Первым, что с необходимостью происходит от Единого, есть Ум (Нус). В отличие от Единого Ум бытиен. Ум у Плотина — само себя мыслящее мышление. Ум имеет две стороны: ту, которая обращена к Единому, и ту, которая отвращена от Единого. Как обращенное к Единому Ум един. Как отвращенное от Единого Ум множествен. Ум, в отличие от Единого, делится на познающее и познаваемое. Ум познает самого себя. Как и Единое, Ум существует вне времени.

Распространяемый Единым свет весь не поглощается Умом, а распространяется и дальше. Его результатом является Душа, которая, в отличие от Единого и Ума, существует во времени. Время появляется благодаря Душе. Душа, как и Ум, имеет две стороны. Одной она обращена к Уму, а другой отвращена от Ума. Это различие в Душе столь существенно, что можно говорить о двух Душах: верхней и нижней. Верхняя Душа ближе к Уму (Нусу) и не имеет непосредственного контакта с чувственным миром. Нижняя Душа имеет такой контакт. В целом Душа является связующим звеном между сверхчувственным и чувственным мирами. Она сама по себе бестелесна и, в сущности, неделима.

Природа – это мир явлений, которые реальны настолько, насколько они отражают в себе идеи Ума. Природа у Плотина имеет две стороны. Своей лучшей стороной она есть не что иное, как низшая часть мировой души. Есть душа неба, души звезд, у Солнца, у Луны, у планет, у Земли есть свои души. Душа земли рождает души растений, животных, низшие части душ людей, через которые люди как раз и заземляются, тяжелеют, попадают в кабалу к телу. Итак, природа с лучшей своей стороны является затененной частью мировой Души. С худшей же стороны природа – порождение материи. Плотин понимал материю как небытие. Материя не есть какое-то самостоятельное начало: она и то, что противостоит Единому, и то, что производится им. Материя есть результат угасания света. Там, где свечение Единого угасает, там, где смыкается тьма, там и возникает материя. Противостоя свету, как тьма, материя противостоит Единому (Благу) как Зло.

У Плотина Единое не только нисходит во многое, но и многое восходит к нему, стремясь стать единым, преодолеть свою разобщенность и приобщиться к благу, ведь Единое есть еще и благо. Все, что ни есть, нуждается во благе и стремится к Благу. Наиболее осознанно это стремление проявляется у человека. Человек низменный никуда не стремится, но у каждого человека есть душа, часть мировой Души. Низший человек может стать более высоким. Есть интеллектуальная ступень в состоянии человеческой души, а именно жизнь в экстазе. Экстаз означает состояние, когда душа как бы исступает из тела, пребывает вне тела. Это состояние слияния души с Единым. Таким образом, Единое доступно человеку, но не как чувствующему и мыслящему существу, а как существу переживающему. А это внеинтеллектуальное, непосредственное слияние души с богом, высшее состояние, которое может достичь человек в своей жизни. Неоплатоники считали, что в этом слиянии с богом, и есть истинная жизнь.

Тема 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Переход от античности к средневековью. Утверждение новой парадигмы мышления.

2. Религиозно-философская мысль поздней античности и раннего средневековья. Августин Блаженный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.