КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада 9 страница
В подобных произведениях признается и используется все, что количественно и качественно составляет предмет математической оптики (трактованной Евклидом, Гемином, Дамианом, Гелиодором из Лариссы и другими). Что касается количества, то принцип «сокращения» применяется не только к индивидуальным объектам (колеса и круглые щиты, искаженные в форме эллипсов, так же как отдельные постройки, видимые с угла, встречаются уже в V веке до нашей эры), но и к живописному пространству вообще: почва или мостовая, стены и потолки кажутся уходящими вглубь, параллельные линии, не параллельные к плоскости картины, сходятся; предметы, видимые на расстоянии, уменьшаются в размере. Что же касается качественной стороны, то эллинистические и римские живописцы словно предвосхищают эффекты импрессионистов XIX века: уплощение, размыв и растворение твердой формы под действием диффузии и дифракции света в воздушной среде; перемена цвета, согласно закону о дополнительных цветах (особенно очевидная в моделировке человеческого тела при помощи зеленоватых или голубоватых тонов); рефлексы и преломление цвета, а главное — цветные тени как наиболее очевидное проявление того, что между осязаемыми и видимыми «предметами» существуют промежутки неосязаемые и сами по себе невидимые. Все же — и поэтому следует быть очень осторожными в определениях, когда переносится такой тер-Мин, как «импрессионизм», из одного исторического контекста в другой, — стиль «Ландшафтов Одиссея» и им подобных существенно отличается от стиля Мане, Моне или Синьяка. Вместо того чтобы вызывать впечатление устойчивого и упорядоченного мира, мерцающего и вибрирующего в зависимости от того, каким он «видится», они производят впечатление неустойчивого и неупорядоченного мира. Скалы, деревья, корабли и крохотные фигурки свободно расставлены на обширных поверхностях суши и моря, но пространство и предметы не объединены в единое целое, и не создается впечатления, что пространство простирается за пределы нашего зрения. Размер, объем и цвет предметов меняются в зависимости от расстояния и от воздействия на них света и атмосферы, но эти перемены нельзя выразить в терминах постоянных отношений. «Ортогонали» (то есть параллельные линии, уводящие в глубины) «сходятся», но они вряд ли где-либо сойдутся в одной точке и чаще образуют форму «в елочку», чем пучок сходящихся лучей, как этот оптический эффект называют математики. Там есть преломление цвета, его рефлексы и падающие тени, но ничего похожего на единое освещение. В результате все приобретает какое-то нереальное, призрачное свойство, как если бы через сверхматериальность пространство утверждало себя ценой твердых тел и, подобно вампиру, питалось их сущностью16. Словом, пространство, предполагаемое и изображаемое в эллинистической и римской живописи, не обладает двумя качествами, которые характеризуют пространство, предполагаемое и изображаемое в «современном» искусстве до Пикассо, — непрерывностью (отсюда измеримость) и бесконечностью. Пространство воспринималось как сочетание конечных твердых тел и пустот, а не как однородная система, в которой каждая точка, вне зависимости от того, помещается ли она в твердом теле или в пустоте, определяется исключительно тремя перпендикулярными координатами, которые существуют in infinitum' от данной «начальной точки». В философской и математической теории «современное» представление о пространстве как об измеримой бесконечности (quantum continuum) было предвосхищено Николаем Кузанским, окончательно развито и закреплено в учении Декарта о протяженной субстанции (substance etendue), которую его ирландский последователь Арнольд Хёлинкс предпочитал называть вообще материей (corpus generaliter sumptum). Однако в изобразительной практике оно реализовыва-лось посредством того, что мы называем точной геометрической перспективой. В своем сравнении с окном Альберти определяет картину не только как впечатление от непосредственного зрительного опыта, но и в более определенном смысле, как «перспективное» изображение. «Perspecti-va, — говорит Дюрер, — это латинское слово, которое означает „взгляд через что-либо" (Durchsehung)»17; Альберти вводит свое сравнение для того, чтобы подвести к наиболее раннему из описаний того метода, при помощи которого этот Durchsehung можно построить на строго геометрической основе. Подобное точное геометрическое построение, изобретенное скорее всего Филиппо Брунеллески около 1420 года (рис. 3) и изложенное Альберти более с формальными, чем сущностными изменениями (рис.4)18, до сих пор основывается на двух предпосылках, при- * В бесконечности (лат.).
Рис. 3. Перспективное построение параллелепипеда согласно Constru-zione Legittima (возможно, открытого Брунеллески около 1420 г.)
Рис. 4. Перспективное построение шахматной разбивки пола по методу, впервые сформулированному Л. Б. Альберти около 1435 года нимаемых в качестве аксиом как классической, так и средневековой оптикой: первая — это та, что зрительный образ создается с помощью прямых линий («зрительных лучей»), связывающих глаз с видимыми предметами (несущественно, мыслятся ли эти лучи исходящими от глаза, от предмета или от того и другого), причем получаемая таким образом конфигурация образует то, что называется «зрительной пирамидой» или «зрительным конусом»; вторая — это та, что величина и форма предметов, как они воспринимаются в зрительном образе, определяются относительным положением «зрительных лучей». Принципиально новым было допущение, чуждое, как мы увидим, всем теоретикам до Брунеллески, что все точки, составляющие зрительный образ, помещаются Рис. 5. Перспективное построение шахматной разбивки пола согласно методу дистанционной точки (Distanzpunktverfahren), впервые разработанному Джакомо Бароцци да Виньолой в трактате «Le Due regole», опубликованном в 1583 году
не на кривой поверхности, а на плоскости, иными словами, что правильное перспективное изображение получается проекцией предметов на плоскость, пересекающую зрительную пирамиду или конус («inter-sega2ione della piramide visiva», как говорил Альберти). Эта проекция, по определению — центральная и аналогичная проекции, получаемой в фотокамере, может быть построена при помощи элементарных геометрических приемов (рис. 3—5). Изображение, основанное на этом построении, если взять такой классический пример, как знаменитое «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи в Уффици, можно определить как точную проекционную трансформацию пространственной системы, которая характеризуется как раз теми двумя качествами, которыми quantum continuum отличается от quantum discretum. Бесконечность подразумевается, вернее, зрительно символизи В греко-римской живописи, которая, хотя и стремилась к перспективному способу изображения и в конечном счете его достигла, перспективное постро- <Как бы в бесконечности» (ит.). руется тем, что любые объективно параллельные линии, вне зависимости от их местоположения и направления, сходятся в единственной «точке схода», которая, таким образом, представляет собой точку схода параллелей, иными словами, точку, помещающуюся в бесконечности. То, что ошибочно называется «точкой схода» на картине, имеет лишь ту отличительную особенность, что помещается прямо напротив глаза, служит фокусом лишь тех параллельных линий, которые объективно перпендикулярны к плоскости картины. Со всей определенностью Альберти утверждал, что схождение в одной точке этих «ортогоналей» указывает на последовательность и изменение количеств «quasi рег-sino in infinite*'. Целостность, с другой стороны, подразумевается или, вернее, зрительно символизируется тем, что каждая точка в перспективном образе, так же как в картезианском corpus generaliter sumptum, определяется исключительно тремя координатами и что если объективно равные и равно удаленные друг от друга величины уходят в глубину, то этот ряд превращается в ряд сокращающихся величин, отделенных друг от друга сокращающимися интервалами, а само сокращение есть величина постоянная, которую можно выразить периодической формулой19. гое ение тем не менее не было осознанным актом. Оно выражало, как мы видели, представление о пространстве скорее непрерывном и бесконечном, чем прерывистом и конечном, и в целом противоречило одному из основных положений классической оптики. Перспективное построение, как центральная проекция на плоскости, изобретенное Брунеллески и усовершенствованное его последователями, подразумевало, что объективно равные величины обратно пропорциональны их расстояниям от глаза. Если, например, две равные вертикальные линии а и b видны на расстоянии d и 2d, то b покажется в перспективе ровно наполовину короче, чем а. Согласно законам классической оптики, видимые размеры не обратно пропорциональны расстояниям, а прямо пропорциональны зрительным углам аиД так что (раз /3 больше а/2) видимый размер b будет больше, чем а/2 (рис. 6). Восьмая теорема «Оптики» Евклида, буквально утверждающая, что «кажущееся различие между равными величинами, видимыми с неравных расстояний, не пропорционально этим расстояниям», настолько явно противоречила перспективе Брунеллески, что переводчики эпохи Возрождения не задумываясь исправляли текст Евклида, чтобы сгладить вопиющее несогласие между двумя одинаково уважаемыми авторитетами20. Классическая оптика рассматривала сферу нашего видения буквально как «сферу» — допущение, которое гораздо более согласуется с физиологической и психологической реальностью, чем то, которое положено в основу прямолинейного построения Брунеллески. Уже в 1624 году немецкий математик по имени Вильгельм Шикардт имел смелость объявить в дру- ■ 6. Разница между «аксиомой угла» (Angle Axiom) и «аксиомой расстояния» при перспективном сокращении жеской беседе с Кеплером, что вопреки практике живописцев наш зрительный опыт постоянно трансформирует прямые линии и плоские поверхности в кривые; это утверждение было не только принято самим Кеплером21, но и экспериментально подтверждено в течение XIX и XX столетий. До тех пор, пока считалось, что простейшая криволинейная поверхность не может быть развернута на плоскости, не могло быть и речи о развитии и даже внимании к точному перспективному построению, пока потребность в таком построении не оказалась мощнее притягательной силы, исходящей из «аксиомы утла», на которой построена классическая оптика. Однако эта потребность была чужда как Византии, так и средневековому Западу. С разложением греко-римского иллюзионизма в позднеантичном и раннехристианском искусстве «вид
через окно» начал снова закрываться, но он был закрыт, да будет мне позволено цитировать самого себя, «скорее легкой, прозрачной занавеской, чем прочной, непроницаемой стеной». Византийская традиция, наследница поздней античности и раннего христианства, удержала и при случае пыталась возродить, передавая поборникам maniera greca то, что можно было бы назвать пережитками греко-римского иллюзионизма. Почва и растительность продолжали передаваться скорее в живописной, чем в графической манере. Полосы света и затененные углубления, служившие для изображения складок, образовывали плотные полосы, которые никогда не превращались в чисто графические линии. И, что важнее всего, пересечения и сокращения (включая наклонные плоскости полов и скошенные стены и потолки) продолжали намекать, хотя и рудиментарно, на глубину. Если эллинистические и римские живописцы не могли систематизировать свои оптические наблюдения в строгом перспективном построении, то эти идеи были еще более чужды их византийским потомкам. С другой стороны, искусство западного Средневековья вообще отказалось от каких-либо претензий на перспективу. Каролингское renovatio и в меньшей степени «Ренессанс около 1000 года», верные своим общим тенденциям, восприняли некоторые перспективные приемы позднеантичного и раннехристианского искусства. Мы видим результаты этих попыток, например, в балдахинах или сенях, поддерживаемых четырьмя колоннами и перекрытых небольшими сегментированными куполами, которые увенчивают троны королей или императоров; или в сокращающихся консолях на разорванных фасадах, восходящих к классическим scaenae frons; или в восьмигранных храмиках (tem-pietti), напоминавших римские macella, которые ограждали «фонтаны жизни»; или в редко встречающихся интерьерах, ограниченных стенами и кессониро-ванными потолками (ил. 94)22■ Все эти старания оживить греко-римскую перспективу (или, шире, греко-римское живописное пространство), включая даже великолепные и почти «классические» ландшафты и постройки Утрехтской псалтири, можно сравнить с попыткой бороться с опасностью огнестрельного оружия путем изготовления пуленепроницаемых панцирей и кольчуг23, вместо того чтобы, выкинув их, развить совершенно иную технику тактики и стратегии. Такой решительный отход от эллинистического толкования пространства был делом следующего, порожденного зрелым Средневековьем этапа западноевропейского искусства. Романская скульптура, как мы помним, развивалась скорее под знаком «массы» (неорганической и сплошной материи), чем «структуры» (материи, организованной в отдельные части и состоящей из комбинации этих частей)24, и потому она могла легко сочетаться с восточной архитектурой (месопотамской, сасанид-ской или армянской), совершенно чуждой классическому мышлению: в то время как классические метопы, статуи в нишах или кариатиды были скорее добавками или вставками по отношению к архитектуре, романский рельеф, статуя на косяке, фигура на архивольте или на сюжетной капители (chapiteau historic) словно вырастали непосредственно из самих стен, амбразур, арок и капителей. * В истоках (лат.). «Консолидация массы» в скульптуре и архитектуре была параллельна «консолидации поверхности». Этот процесс in vitro" можно наблюдать, сравнив Утрехтскую псалтирь, выполненную в Отвилье около Реймса между 820 и 830 годами, с ее копией или, вернее, с последней из трех ее последовательных версий, возникшей в конце XII столетия25. Лишенные обрамления, каролингские рисунки пером, непринужденные по композиции и эскизные по выполнению, вызывавшие впечатление воздушности, превратились в плотно закрашенные миниатюры, окруженные рамкой, которая строго ограничивает миниатюрную поверхность. Уменьшенные в числе, но увеличенные в масштабе, фигуры становятся более плотными и композиционно организованными. Перистая листва деревьев уплотняется, образуя строго определенные формы, не напоминающие цветы или грибы, подобно тому, как постройки больше не стремятся к клас-сицизирующему стилю, словно прибавляя в весе и прочности. Порывистые росчерки пера и размывы уступили место крепким, отчетливым контурам. Словом, фон затвердел, превратившись в плотную, рабочую плоскость, рисунок застыл и стал системой двухмерных поверхностей, разграниченных одномерными линиями. Такая «картографическая» тенденция в романской книжной иллюстрации заметна также в двух новых формах живописи, возникших именно в то время, — в витраже и геральдике. Эта тенденция подчеркивается не только бессмысленным введением множества свитков, которые, лишенные надписей, служат лишь средством обогащения планиметрического узора, но и превращением кривых линий, передающих холмистую местность, в ярко раскрашенные и четко очерченные ленты, которые потеряли связь с трехмерным ландшафтным пространством и служат для разделения отдельных частей. Так впервые в истории европейского искусства отдельные предметы (фигуры и вещи) и их окружение образовали некое единство. Это единство продолжало существовать даже тогда (об этом было вкратце рассказано в предыдущей главе), когда готический стиль порвал с гипнозом массы в трехмерных искусствах, а в живописи — с гипнозом плоскости. Готическая скульптура и архитектура отличаются, как мы уже говорили, от романских тем, что они зависимы от «осевого принципа», в силу которого фигуры в притолоках и архивольтах соединялись с колонками, или располагались в полуцилиндрических углублениях, в то время как «фигуры в композиции рельефа двигаются и действуют перед воображаемым задником, напоминая актеров на подмостках небольшой театральной сцены»26. Но даже тогда закон единства оставался в силе. Готическая статуя, как бы она ни была самостоятельна, состоит из того же материала, что и ее окружение27, от которого ее нельзя отделить. Украсить фасад бронзовыми фигурами, поставленными в ниши, было столь же невозможно для готического вкуса, насколько это отвечало вкусу классической древности и Ренессанса. Пространственное содержание готического рельефа, сколько бы свободы оно ни предоставляло своим составным элементам, никогда не превышало объема, определяемого куском камня или дерева, из которог этот рельеф был высечен. Статуя не может сущее вать без сени или навеса над головой, которые, вмес с плинтом или консолью под ногами, обеспечивав жизненное пространство (Lebensraum) фигуры, включая ее в пределы точных границ всей структуры в целом. В рельефе сцена, как правило, ограничена рядо* арок или условными облаками, которые, наподобие занавеса, определяют переднюю плоскость трехмерного углубления, в то же время фиксируют идеалы глубину сцены, сводя ее к реальному расстоянию между передней плоскостью и фоном, то есть, иными словами, к реальной толщине первоначального кус* камня или дерева. То, что верно для скульптуры, верно для живопис и для книжной иллюстрации. Здесь часто встречаютс приемы обрамления, аналогичные тем, которые употребляются в рельефе28, при отсутствии таких приемов трехмерное поле действия фигур обеспечивается новой трактовкой фона. Он должен был отличаться того, что находилось «перед ним», сначала благодаря применению червленого золота, к которому в романском стиле испытывали определенную антипатию (не случайно стиль книжных иллюстраций XIII века назывался «style a fonds d'or»"), а позднее благодаря использованию мелкого сплошного орнамента пальметок, ромбов, квадров и т.п., создающих впечатление скорее ковра, раскинутого за фигурами, чем плотной стены, их замыкающей. Здесь, как и в рельефе, пространство ограничено и сводится к тому, что можно было бы назвать «объемной плитой», находящейс ' «Стиль золотых фонов» (фр). между передней плоскостью и фоном, хотя и отодвинутым, но остающимся непроницаемым и все еще мыслимым как материальная рабочая поверхность. Действие, если оно есть, разворачивается параллельно как передней плоскости, так и фону, проходя как бы вдоль поля нашего зрения, а не двигаясь вперед или назад, и, что еще более важно, фигуры и предметы, размеры которых от расстояния не меняются, продолжают выстраиваться вдоль горизонтально направленной линии, как бы пересекающей картину слева направо, вместо того чтобы располагаться на горизонтальной поверхности, зрительно уходящей в глубину. Словом, искусство высокой готики, включая его конечную фазу (а готика длилась, в зависимости от района, с конца XIII до середины XIV века), не использовало перспективу; и даже в тех случаях, когда такой архитектор, как Виллар де Оннекур, чувствовал необходимость передать различие между выпуклым и вогнутым, как, например, между внешней и внутренней стороной апсиды, он делал это чисто идеографическим способом, передавая выпуклость кривыми линиями, восходящими к «точке схода», а вогнутость — нисходящими к нижней «точке схода» кривыми, вне зависимости от того, находятся ли горизонтальные членения, изображаемые этими кривыми и «уходящими» линиями, ниже или выше уровня нашего зрения (ил. 95, 9б)29. Стиль высокой готики никогда не отказывался от дополняющих друг ДРуга принципов «консолидации масс» и «консолидации поверхности», и нетрудно убедиться в том, что «современное», то есть непрерывное и бесконечное, пространство могло возникнуть лишь тогда, когда чувство плотности и связанности, свойственное зрелому Средневековью и воспитанное архитектурой и скульптурой, начало взаимодействовать с тем немногим, что на протяжении веков уцелело от иллюзионистических традиций, господствовавших в греко-римской живописи. Подобное слияние имело место и могло иметь место только в Италии Каваллини, Дуччо и Джотто. Здесь архитектура и скульптура подчинились северному влиянию до такой степени, что историографы XV и XVI веков были правы, называя этот стиль манерой (modo), унаследованной от северян (tramontani), или попросту «немецкой манерой» (la maniera tedes-са)30, так же как правы были их современные потомки, называя его «итальянской готикой». Однако эта — небезусловная — податливость (за очень немногими исключениями, итальянская готика никогда не доходила до того, чтобы превратить все здание в «стеклянный дом») никогда не отражалась на живописной практике в той же степени, в какой это имело место по ту сторону Альп. Если Север, отменив — пусть не полностью — стену в пользу окон, все же стремился скрыть ее за слепым узором, облицовкой или коврами, Италия сохраняла традицию мозаики (считавшейся «немодной» во Франции уже в 1140 году)31 и стенной росписи, техника которой как раз на рубеже XIII века перешла от общепринятой до того манеры «по сухому» (al secco) к тому, что называлось «настоящая фреска» (buon fresco), — переход не менее зна * «Искусстве, именуемом в Париже искусством иллюстрации» (ит). менательный, чем наступивший более чем на сто лет позднее переход от темперы к маслу32. Алтари стали украшаться написанными иконами (апсопе) вместо скульптур или ювелирных изделий, и живопись на дереве, фактически не встречавшаяся на готическом Севере33, перекинулась даже на обычные работы из дерева, создавая такие специфически итальянские изделия, как cassoni, spallieri и deschi da parto34. Примерно к 1300 году Италия впервые после падения Римской империи оказалась в положении силы, удерживающей равновесие в мире искусства, и можно сказать, что консерватизм — или даже ретроспектив-ность — итальянской живописи сделал ее ведущей в то время, когда эпоха высокой готики стала близиться к концу. С одной стороны, итальянский живописец, выросший в последние десятилетия XIII века, не мог избегнуть влияния готического или, во всяком случае, го-тизирующего стиля, скульптурные и архитектурные проявления которого, не говоря о книжных иллюстрациях, «quell'arte che alluminare ё chiamata in Parisi»\ окружали его со всех сторон и с практическими представителями которого ему нередко приходилось сотрудничать. В творениях Каваллини и Джотто (или Якопо Торрити, автора «Коронования Богоматери» в апсиде Санта-Мария-Маджоре) готическое влияние, широко передаваемое через итальянскую скульптуру и потому более или менее заметно окрашенное классицизмом Никколо Пизано, ясно чувствуется как в стиле, так и в иконографии35. Дуччо, более глубоко, чем Джотто и Каваллини, связанный с византийской традицией и потому не склонный принимать на вооружение тот тип красоты, который развился во Франции XIII века, не только склонялся перед готической модой в области архитектурных и декоративных деталей и в применении такого, уже упомянутого, нововведения, как прикрепление распятого Христа к кресту не четырьмя, а тремя гвоздями36, но также научился у Пизано, как сообщить своим фигурам ту вещественность и ту свободу движений, которые отличают их от произведений «греческой манеры»37; показательно, что он ограничил изображения складок одежды филигранью золотых линий, применявшихся в живописи XIII века ко всяким проявлениям сверхчувственного мира, будь то явление преображенного или воскресшего Спасителя. С другой стороны, итальянский живописец такого рода был наследником долгой традиции живописи на дереве и настенной живописи (включая мозаику), не порывавшей связи с раннехристианским и византийским искусством; эти связи фактически возобновились или усилились в то самое время, когда последняя волна византинизма прокатилась по северу Европы, то есть начиная примерно с середины XIII века. В то время как готический стиль по ту сторону Альп весьма неохотно сливался с византийским (даже в тех своеобразных школах книжной миниатюры, которые благодаря крестоносцам установились на Святой земле и которые в силу внешних обстоятельств были подвержены византийским влияниям, мы сталкиваемся скорее со смешением, чем со слиянием этих элементов)38, византизирующий или, если можно так выразиться, неораннехристианский стили в Италии XIII века охотно смешивались с готическим. Так, отдельные составные части (disjecta membra) классической перспективы, сохранившиеся или вновь ожившие в итальянской живописи дученто, вполне могли подвергнуться нивелировке со стороны тех самых принципов «консолидации масс» и «консолидации поверхности», которые искоренили классическую перспективу на Севере. Таким образом и родилась «современная» концепция пространства. Так, например, в «Сне фараона» во Флорентийском баптистерии карниз и кессонированный потолок опочивальни фараона сокращаются согласно схеме «елочка», унаследованной от классической античности (ил. 97). На одной из мозаик в Монреале Тайная вечеря происходит в пространстве, напоминающем двор, обрамленный уходящими в глубину стенами (ил. 98); а другая мозаика того же цикла, изображающая «Исцеление паралитика», имеет сильно сокращающийся мощеный пол, в котором «схема рыбьего хребта» нарушена в угоду более точному построению линий, устремленных в «точку схода». Однако ни одно из этих построений не задумано как единое целое и, еще меньше, как рационально построенный интерьер. «Сон фараона» имеет сокращающийся вглубь свод, но не имеет ни стен, ни пола, а в «Исцелении паралитика» сокращающийся пол упирается в несокраща-ющийся фасад постройки, с крыши которой двое слуг спускают ложе больного. Входя в мир Дуччо и Джотто, мы чувствуем себя выходящими из лодки и ступающими на твердую почву. Архитектурное окружение (и это же mutatis mutandis относится и к ландшафтам) создает впечатление последовательности и устойчивости, недоступных всей предшествующей живописи, включая эллинисти * «Увиденное через готическое мироощущение» (фр). ческую и римскую. В «Маэста» Дуччо (созданной между 1308 и 13П годами; ил. 92, 99, 118, 120), во фресках Джотто в падуанской капелле дель Арена (около 1305 года) и, лишь как попытка, в некоторых сценах из Ветхого Завета в Верхней церкви в Ассизи (приписывавшихся в свое время великому анониму «Мастеру Исаака», но теперь считающихся ранними творениями Джотто)39 мы встречаем вполне последовательное «ящикообразное» построение интерьеров, с их «добротно слаженными», как сказал бы Апостол, потолками, полами и боковыми стенками. Это интерьеры, которые поддаются измерению по ту сторону ясно обозначенной живописной поверхности и в пределах которых определенный объем отвечает определенному пространственному заполнению и определенной пустоте. Таким образом, мы становимся здесь свидетелями зарождения «современного пространства» — пространства, которое можно было бы описать как греко-римское, «vu a travers le temperament gothique*' несогласованный и фрагментарный материал в таких незначительных и непоследовательных, но все же перспективных изображениях, как «Сон фараона» во Флорентийском баптистерии и мозаики в Монреале, подвергся реорганизации и регламентации согласно принципам, представленным в таких безусловно неперспективных, но в пределах своего стиля абсолютно устойчивых и последовательных готических рельефах, как, например, «Тайная вечеря» в Наумбургском соборе, созданная около 1260 года (ил. 34). Безусловное воздействие позднеантичного и раннехристианского искусства на Якопо Торрити, Каваллини и Джотто40 кажется мне одним из аспектов, хотя и очень существенным, этого процесса, но не его причиной. Конечно, не подлежит сомнению, что позднеантичные и раннехристианские памятники были и до сих пор являются более многочисленными в Риме, чем в Венеции или в Тоскане41. Но то, что Каваллини и Джотто могли «заметить» эти памятники, точно так же как на два поколения раньше рейнские скульпторы «заметили» свои римские саркофаги, объясняется их положением на гребне волны, образовавшейся при встрече двух наиболее влиятельных течений средневекового искусства: Византии и французской готики; не следует забывать, что Дуччо, разделявший с ними опыт этих двух течений, но, насколько я знаю, не знавший скрещения позднеантичного и раннехристианского искусства, был тем не менее в состоянии распознать и разрешить проблему «современного пространства». Но все это, разумеется, было только началом. Если сравнивать со стандартами, установленными в XV веке, то интерьеры в произведениях «отцов-основателей» окажутся не только ограниченными в своей протяженности и неточными в построении, но их вообще можно назвать интерьерами лишь в сугубо специальном и крайне ограниченном смысле этого слова. «Интерьер» постройки виден не изнутри, а сна-Ружи: живописец далек от того, чтобы вводить нас в стРуктуру пространства, он лишь удаляет переднюю ^ену, превращая интерьер в нечто похожее на увеличенный кукольный дом. И все же преобладает впечатление устойчивости и последовательности. При всех технических несообразностях творения Дуччо Джотто обнаруживают уже не прерываемое и конечное пространство, но (по крайней мере потенциаль но) непрерывное и бесконечное; впечатление же обусловлено тем, что живописная поверхность, не являясь более глухой и непроницаемой, сохраняет тем не менее плоскостную прочность, которую приобрела в романский период и не утратила на протяжен!-высокой готики. Картина снова стала «окном». Но это «окно» перестало быть тем, чем оно было до того, его «закрыли». Вместо того чтобы быть простым верстием, вырезанным в стене или разделяющим дв пилястра, оно оказалось снабженным тем, что Альбер ти должен был назвать «прозрачным стеклом» (vetrc tralucente) — воображаемым листом стекла, в кс ром прочность и плоскостность сочетаются с щ зрачностью, что впервые в истории позволяет ему вь полнять роль проекционной поверхности. Это, ее можно так выразиться, «чувство оконного стекла» создало условие, отсутствие которого помешало гр ко-римской живописи отказаться от «аксиомы угла зрения» классической оптики. В Средние века существовала своеобразная дихотомия между оптическое теорией и художественной практикой — лишни* пример той крайней специализации, которая мешала, например, противникам аристотелевской теории свободно падающих тел когда-либо ради чисто логических доводов попытаться разрешить этот вопрос опытным путем42. Через таких арабских посредников, Аль-Хазен или Аль-Кинди (первый из них часто и с большим уважением цитировался Лоренцо Гибер-ти), латинский Запад весьма основательно познакс милея с классической оптикой уже в XII и XIII веках.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |