КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада 12 страница
Со всеми оговорками, необходимыми для такого рода общих суждений, можно сказать, что до середины кватроченто классические мотивы проникали в итальянскую живопись главным образом через архитектуру или скульптуру или через то и другое. Если сила клас-сицизирующих тенденций говорит об интенсивности «ренессанского» импульса как такового, то действие мутационного процесса в первой четверти XV века как в Италии, так и в Нидерландах проще всего было бы выразить в следующей перекрестной схеме:
Глава ТУ. Rinascimento deU'antichita: кватроченто В картинах типа лондонской «Мадонны» Мазаччо можно видеть любопытное противоречие между классическим по стилю окружением и неклассическими или по крайней мере менее классическими фигурами. Это противоречие — почти незаметное тогда, когда, как в фреске Паоло Уччелло в память Джона Хоквуда (Джованни Акуто) во Флорентийском соборе или в изображении Фарината дельи Уберти Кастаньо в церкви монастыря Санта-Аполлониа, живописец создавал как бы имитацию скульптурного произведения13, — было свойственно итальянской живописи кватроченто в течение нескольких десятилетий, причем не только религиозным, но и светским изображениям, последним в гораздо большей степени. Даже Донателло, этот grande imitatore degli antichi*, предпочитал использовать классические мотивы в христианской иконографии. За исключением памятника кондотьеру Гаттамелате и «Амура-Аттиса», которого я назвал бы «Время в образе игривого ребенка, мечущего кости» (ил. 131)14, он воздерживался от иллюстрирования сюжетов из языческой мифологии ради них самих (довольно скучные медальоны во дворе палаццо Медичи-Риккарди, большинство из которых являются буквальными копиями с камей из коллекции Медичи, имеют мало общего с его индивидуальной манерой). Еще меньше внимания он, как и его ученик Бертольдо ди Джованни, уделял свободным вариациям all antica. Его наиболее классическая обнаженная фигура — не Аполлон, а Давид, а его наиболее классические *Великий подражатель древним (ит). Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада профили принадлежат не языческим богиням, а Деве Марии. Танцующие путти, оживляющие канторию Флорентийского собора и кафедру, украшающую собор в Прато, играют на своих дудках и литаврах не во славу Диониса, а во славу Христа. И если на пьедестале его «Юдифи» находятся такие же путти, отчасти непосредственно навеянные классическими образцами и по-настоящему занятые вакхическими ритуалами и действиями, то эти ритуалы и действия лишь подчеркивают то, что Юдифь олицетворяет Умеренность и Целомудрие, а ее жертва, Олоферн, — порок Прелюбодеяния и Невоздержанности15. Однако не имеет значения, были ли фигуры Донателло свободной выдумкой или точной копией с натуры, или вдохновлялись какими-нибудь классическими образцами (в последнем случае не важно, подвергались ли они interpretatio Christiana), они были исполнены в достаточно классическом духе, чтобы не противоречить архитектурному и декоративному окружению в стиле all'antica (ил. 132). Такое «равновесие между возвратом к классике и возвратом к природе», которое было достигнуто в тосканской скульптуре в первой половине XV века, дало возможность героям Донателло и его современников без сопротивления войти в окружение, соответствующее стандартам Брунеллески или Альберти, в то время как с другой стороны, не было никакого вопиющего противоречия в том, что Гиберти изобразил «Посещение царицы Сав-ской» перед фасадом храма, в котором, возможно, для того, чтобы подчеркнуть его значение «прообраза», коринфские капители и наличники окон в стиле а 1а Брунеллески сочетались со стрельчатыми арками и готическими сводами16. Глава IV. Rinascimento dell'antichita: кватроченто Иначе обстояло дело в живописи. Если «Давид» Донателло напоминает Аполлона, то его «Чудесное исцеление непокорного сына» похоже на «Растерзание Пенфея»17, а его Марии в «Распятиях» и «Снятиях с креста» напоминают Менад, то Энеи и Дидоны, Сципионы и Александры, Венеры и Психеи на современных (или более поздних) росписях кассоне, в станковых картинах, книжных миниатюрах и фресках выглядят так «как будто Донателло никогда и не существовало»18. За исключением таких аполлоновских фигур, как Иоанн Креститель, сбрасывающий одежды, чтобы облачиться «в ризы из верблюжей власяницы», в вашингтонской пределле Доменико Венециано19, они либо продолжали следовать правилам «интернационального стиля» (ил. 133), либо смахивали на дам и кавалеров, расхаживающих по улицам Флоренции или Сиены того времени, дам и кавалеров, наряды которых при всем различии в деталях мало чем отличались от тех, что носили равные им по социальному положению жители Брюгге или Гента; фламандские шерстяные ткани были столь же модны в Италии, как итальянские шелка, атласы и бархаты — в Нидерландах или во Франции. Под непосредственным впечатлением от фламандцев — в противоположность все еще тлеющей традиции «интернационального стиля» — облик Париса и Елены стал неотличим от облика Филиппа Доброго и Изабеллы Португальской на портретах Рогира ван дер Вейдена (ил. 136)20. Вместе с тем все эти неклассические фигуры (за исключением таких слабых попыток создания «подлинной» атмосферы, как подмена маленькими «крыльями Медузы» дамских головных повязок и hennins или греческими, то есть византийски- Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада ми, шляпами мужских chaperons21) естественно существуют, как существовали сами художники и их заказчики, в архитектурной среде, задуманной, украшенной и обставленной в стиле alFantica. Поскольку разрыв между стилем фигур и средой, их окружающей, наблюдается как в светской, так и в религиозной живописи (где он, правда, менее заметен благодаря тому, что костюм часто встречающихся и наиболее важных персонажей, в особенности Христа, апостолов и Девы Марии, едва ли когда-либо отличался от классических, по существу, традиций, установленных раннехристианским искусством), его нельзя объяснить устойчивостью средневекового «принципа разделения». Этим принципом еще можно объяснить относительную устойчивость тенденции, при которой классическим мотивам путем контраста или параллели придавалось христианское значение, особенно в связи с такими «языческими» темами, как изображение богов и ритуалов22; но этого недостаточно для объяснения, почему неклассический стиль в изображении фигур возобладал в живописи раннего кватроченто в целом. С другой стороны, однако, не только кассоне, deschi da parto* и книжные иллюстрации, но также большие алтари и фрески свидетельствовали об этом разрыве (таковы, к примеру, росписи Франческо Косса в палаццо Скифанойя в Ферраре23 или «Легенда о Животворящем Кресте» Пьеро делла Франческа в Сан-Франческо в Ареццо, где только столпообразное величие фигур мешает нам осознать, что они, говоря морфологически, — «современные», в то время как архитектурный фон классический). Поэтому едва ли можно ссылаться * Стойки для рожениц (ит.). Глава IV. Rinascimento deU'antichita: кватроченто на «независимость традиции живописи кассоне по сравнению с достижениями монументального искусства», что, как верно подчеркивает автор этой удачной фразы, «по меньшей мере относительно»24. По моему мнению, обсуждаемый здесь разрыв с особой ясностью отражает ту общую и существенную разницу, которая отличает живопись от архитектуры (плюс «декоративные искусства») и скульптуры как видов искусства. Примирение этого противоречия стало основной проблемой для многих выдающихся итальянских живописцев начиная с третьей четверти XV века. Однако ее решение началось со своего рода «инкубационного» периода, в течение которого отдельные классические фигуры или целые группы жадно зарисовывались, а затем получали образное воплощение в так называемых записных книжках у таких любителей древностей, как Чириако д'Анкона25, Феличе Феличиа-но или Джованни Марканова26, и у таких археологически увлеченных художников, как Пизанелло27, Микеле ди Джованни да Фьезоле28 или Якопо Беллини29. Однако постепенно эти мотивы проникли в стенную и алтарную живопись, позднее в гравюру, с тем чтобы влиться в кровеносную систему живого искусства. Процесс расширения того, что Варбург называл “klassischer Idealstil*”, начиная от сценической площадки и кончая «действующими лицами» драмы, бе-Рет свое начало не во Флоренции, где наиболее суще- *Идеальный классический стиль» (нем.). Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада ственные изменения наступят только после того, как Лоренцо и Джулиано Медичи достаточно подрастут, чтобы утвердиться как законодатели вкусов; еще менее того — в Риме, который — пусть на нас не сердится Антониаццо Романо — в течение всего XV века имел так мало значения как художественный центр, что ни один житель Вечного города не был способен участвовать в росписи стен1 Сикстинской капеллы. Скорее всего именно на севере Италии были сделаны первые шаги в сторону объединения классического окружения с классическими по стилю фигурами. Университеты в Падуе, Павии, Болонье и Ферраре были в течение столетий теми очагами светской науки, где большинство великих итальянских поэтов, начиная от Данте и Петрарки и кончая Ариосто и Тассо, начинали свою карьеру в качестве студентов юриспруденции и где аристократический и светский дух, преобладавший при дворах Скалигеров, Эсте, Висконти, Гонзага и Малатесты, а также в венецианском олигархическом обществе, обеспечивал лучшие условия для антикварных увлечений, чем в буржуазной и менее устойчивой атмосфере, часто разрушаемой социальными и религиозными волнениями, которые охватывали тосканские города-коммуны. Именно там более чем где бы то ни было получило широкое распространение увлечение древностями, при котором живописцы, ученые антиквары и гуманисты работали и жили как бы в унисон. В одно прекрасное утро, в сентябре 1464 года, три друга — к которым потом присоединился и четвертый — выехали за город, чтобы «освежить свои мысли», на экскурсию к Гардскому озеру. Они наслаждались красотой благоухающих садов и волшеб- Глава N. Rinascimento dell'antichita: кватроченто ными островами, находили время, чтобы списать красивую надпись на классической мраморной колонне; а когда они плыли домой на своей маленькой лодке, один из участников исполнял роль римского императора, увенчанного лаврами, распевал песни и играл на лире, в то время как двое других изображали консулов30. Подобный классицистический розыгрыш, хотя и был шуткой, содержал в себе искреннее чувство, о чем свидетельствует благодарственная молитва, обращенная к Мадонне и ее Сыну, за то, что они одарили участников «мудростью и желанием найти столь очаровательные места и столь почтенные древние памятники». Все это не вызывало удивления во времена, когда Марсилио Фичино вновь возродил празднование дня рождения Платона (предположительно 7 ноября), ознаменовав его торжественным провозглашением «Пира»31, и когда члены римской «Академии» испортили стены катакомб подписями, в которых называли себя «sacerdotes»', а своего председателя, Помпония Лета, — «pontifex maximus»32. Показательно, что компания, посетившая Гардское озеро, вовсе не состояла только из философов и litterateurs. Рядом с почти что забытым мантуанским гуманистом Самуэле да Трада-те, игравшим роль «императора», в нее входили двое из только что упомянутых любителей древности, а именно Джованни Марканова и Феличе Феличиано (рассказчик игравший роль одного из «консулов»), и в Довершение всего — «несравненный друг» последнего живописец Андреа Мантенья (в роли второго «консула»). Это тот самый Мантенья (1431-1506), ко- «Жрецы» (лат.). Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада торый, что касается возрождения классической античности, сделал для итальянской живописи второй половины XV века то, что Брунеллески и Донателло сделали для итальянской скульптуры и архитектуры около 1420 года. Во Флоренции одним из самых ранних живописных произведений, изображающих не просто срисованную, а самостоятельно написанную классическую фигуру, является картина, которую сейчас считают поздним произведением Андреа дель Кастаньо (умер в 1457 году), где испуганный Педагог из группы Нио-бид передал весь пафос своей позы и взволнованное движение драпировок победоносному Давиду (ил. 134)33. Это произведение, однако (несмотря на то, что его автор был в Венеции в 1442 году и, возможно, вплоть до 1445 года), является исключением, во-первых, потому, что это не обычная картина или фреска, а церемониальный щит, написанный на коже, а во-вторых, потому, что фигура, выделяющаяся на фоне пейзажа, не согласована с архитектурным или декоративным окружением в классическом духе. Последнее и было как раз той проблемой, которую в это же время (около 1455 года) решал Мантенья во фресках, посвященных святому Иакову в падуанской капелле Эремитани. Так, например, в «Суде над св. Иаковом» (ил. 135) классическое окружение, в котором господствует на редкость соразмерная триумфальная арка с изображением не только языческого жертвоприношения и двух медальонов с римскими императорами, но и подлинной, записанной Маркановой34 надписью, в совершенстве гармонирует с не менее классическими фигурами, частично восходящими к образцам, каждый из которых можно установить35. Глава N. Rinascimento dell'antichita: кватроченто Было бы упрощением назвать Мантенью просто «классицистом». В его, возможно, наиболее «антикварной» картине, в венском «Мученичестве св. Себастьяна», изобилующей римскими фрагментами и подписанной по-гречески (ТО 'EPTON TOY ANAPEOY*), одно из облаков фантастически напоминает всадника. Нельзя отрицать того, что он был многим обязан Яко-по Беллини и еще больше — Донателло, два наиболее знаменитых произведения которого — алтарь в Сан-то и памятник Гаттамелате — были еще in statu nas-cendi", когда молодой, семнадцатилетний живописец приехал в Падую36. Однако его обязательства перед Якопо Беллини, который стал его тестем в 1454 году, не сделали из него венецианца, так же как его обязательства перед Донателло и близким ему по духу Кас-таньо и Уччелло не сделали из него тосканца. Остается фактом, что klassischer Idealstil, достигнутый им во фресках Эремитани, не имел реальной параллели в тогдашней Флоренции, так же как что-либо подобное его «античным» литерам появится здесь не ранее чем через десять лет37. Изменение стиля фигур в соответствии с классическими представлениями наступило во Флоренции только после 1450—1460 годов, и вполне возможно, что влияние великих нидерландцев, как раз в это время38 заменившее тлеющую традицию «интернационального стиля», еще более ускорило этот процесс; как говорил Фома Аквинский, «все, что познается, познается либо путем сходства, либо путем различия». Когда Парис и Елена, уже более не бестелесные двух- м Произведение Андрея. в стадии рождения (лат.). Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада мерные абстракции, а натуралистически изображенные в трех измерениях, стали, как я уже говорил, неотличимыми от Филиппа Доброго и Изабеллы Португальской и продолжали красоваться в своих жестких бургундских костюмах и при своем несгибаемом бургундском чувстве собственного достоинства, расхаживая под фризом, где донателловские путти, крещенные во флорентийской кантории и на кафедре в Пра-то, а здесь опять обращенные в язычество, справляют свою вакханалию (ил. 136), то противоречие между стилем главных фигур и их окружением оказалось настолько вопиющим, что необходимо было что-то предпринять: живописцы стремились наполнить жизнью свои образы, сделать их столь же непринужденными, как современная им скульптура, в особенности если они были плодом их воображения. Как показал Варбург, одним из наиболее действенных средств выявить одушевленность была особого рода выразительность, даже сверхвыразительность того, что он назвал «bewegtes Beiwerk»", как то: развеваемые ветром волосы, вздувшиеся ткани, ленты, волнуемые дуновением39, — словом, мотивы, характерные для Побед, Ор и особенно Менад. Следует, однако, отметить, что эти заманчивые мотивы, постоянно присутствующие в классических памятниках, любовно описываемые в классической литературе, недвусмысленно рекомендованные живописцам Леоном Баттистой Альберти уже около 1435 года, лет десять и пятнадцать спустя стали навязчивой идеей скульптора Агостино ди Дуччо, однако вплоть до шестого и седьмого десятилетия XV столетия не приобрели пра- * «Подвижные околичности» (нем.). Глава N. Rinascimento deU'antichita: кватроченто ва гражданства в живописи. В христианской иконографии они охотнее всего ограничивались, с одной стороны, изображением ангелов, а с другой — изображением сугубо светских или второстепенных действующих лиц. Таковы танцующая Саломея Фра Филиппе в соборе в Прато и хорошенькие служанки Гирландайо в Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Итак, в живописи кватроченто мода на «bewegtes Beiwerk» появилась как раз тогда, когда нидерландское влияние как в стиле, так и в технике приближалось к зениту, а это уже нечто большее, чем простое совпадение во времени. Возможно, заинтересованность северных мастеров в проблеме соотношения света и цвета, в передаче фактуры поверхности заставила итальянских живописцев острее воспринимать пластическую форму и линейный рисунок, органическую функциональность движения и именно «благочестивость» и ин-троспективизм ранних нидерландцев, восхищавшие «светских дам» и вызывавшие неприязнь у Микеланд-жело, обострили зрение итальянских живописцев, сделав их более восприимчивыми к языческому компоненту классического искусства. Мантенья, этот пионер классицизирующего стиля в Северной Италии, не только поддался нидерландскому влиянию в отдельных случаях, но и до такой степени впитал его в себя, что его произведения «время от времени напоминали Яна ван Эйка»40. Это же относится mutatis mutandis к мастеру, который, несмотря на созданный Кастаньо кожаный Щит и на поздние фрески Фра Филиппо, сыграл аналогичную роль во Флоренции: к Антонио Поллайоло. Для того чтобы передавать обнаженную человеческую фигуру в движении, он стал первым pittore anatomista; 18 Ренессанс 273 Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада он рассказал (видимо, уже около 1460—1465 годов) историю Геркулеса скорее на языке классики, чем Средних веков, и в этом отношении, вероятно, потому, что флорентийский неоплатонизм создал атмосферу всеобщей терпимости, немного опередил Ман-тенью, который вплоть до 70-х годов создавал свою buona maniera moderna в рамках христианской иконографии. Поллайоло изображал героически обнаженными римских царей и полководцев, перенес вакхические пляски на стены виллы в окрестностях Флоренции и, создавая все это, обращался не только к римским статуям, но даже к греческим вазам41. Он настолько подчеркивал выразительность линейных контуров, что великий историк искусства нашел возможным назвать его «токарем рококо»; и все же он облачил юного Давида, образ которого использовали скульпторы, чтобы продемонстрировать свое мастерство в передаче обнаженного тела, в кокетливый костюм, на меха и бархат которого он не пожалел всех великолепий «фламандской манеры», и располагал обнаженные фигуры (которые он, в отличие от Ман-теньи, никогда не помещал на фоне архитектуры) на нейтральном фоне или на фоне наполненного светом ландшафта, немыслимого без тщательного изучения великих нидерландцев (ил. 137). Как бы то ни было, но не ранее 1460-х годов и в соревновании с возрастающим нидерландским влиянием klassischer Idealstil стал в живописи кватроченто господствующим как в изображении фигур, так и в их Глава N. Rinascimento dell'antichita: кватроченто окружении. Этот шаг совпал с тем, что я назвал реинтеграцией классической формы и классического сюжета, проявившейся не только в том, что хорошо известные темы, особенно сцены, отмеченные «дыханием человеческих страстей»42, были переосмыслены в стиле all'antica, но также в том, что неизвестные или, как «Фасты» Овидия, забытые в течение Средних веков литературные источники были проиллюстрированы de novo; а также в том, что классические картины «реконструировались» на основе описаний Лукиана и Филострата43, а художники предавались свободным вариациям, чаще всего тяжеловесным аллегориям, которые предъявлялись северным путешественникам как образцы andkische Art. Общеизвестно, что не только отдельные тексты, но и целые авторы «проспали» все Средние века, пока их торжественно не «открыли» (греческих авторов — в Византии, а латинских — в каролингских рукописях) ранние гуманисты: сначала Петрарка и петраркисты, а затем такие «ищейки», как Гварино Гварини из Вероны и Поджо Браччолини, иногда дважды подряд. Однако менее известно, что большинство из этих «открытий», подобно бомбе замедленного действия, не произвели сколько-нибудь заметного воздействия на изобразительные искусства, особенно живопись, вплоть до последней трети XV столетия. «Клевета Апеллеса» Лукиана была переведена на латинский язык в 1408 году, этот сюжет был рекомендован Альберти живописцам уже около 1435 года, но, насколько нам известно, его совет оставался без внимания до того, как Боттичелли написал свою знаменитую картину (ил. 149), спустя почти пятьдесят лет. История Геркулеса на распутье была сжато рассказана Петраркой и немного позднее, на исходе XIV ве Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада ка, подробно пересказана Колюччо Салютати45, однако в произведениях искусства она не появлялась до 1463 года. Исключение составляла книжная иллюстрация, а не картина или фреска, и, что особенно характерно, это было propria manu (творение) Фели-че Феличиано46. Так, «О природе вещей» Лукреция, столь же откровенно используемое, сколь и опровергаемое Отцами Церкви, было настолько забыто в конце Средних веков, что даже Данте ни разу на него не сослался; оно было вновь «открыто» Поджо Брач-чолини и напечатано в 1473 году; однако это «ново-открытие», имеющее принципиальное значение для натурфилософии, науки и поэзии, не произвело никакого впечатления на искусство вплоть до самого конца кватроченто47. То же самое случилось с «Иеро-глификой» Гораполлона, этой fons et origo того, что называется эмблематикой, рукопись которой была найдена на острове Андрос в 1419 году и привезена во Флоренцию спустя несколько лет. Ее появление в этом городе — на этот раз настоящее открытие — было восторженно встречено гуманистами, но не заинтересовало ни одного художника в течение более чем двух поколений48. «Десять книг об архитектуре» Витрувия, которые неоднократно переписывались, начиная с каролингского времени, никогда не забывались и спорадически использовались на протяжении всех Средних веков, были вновь «открыты» на пороге Ренессанса, причем дважды: впервые Витрувия «открыл» Боккаччо, который из-за отсутствия рукописей XIV века был вынужден заказать за собственный счет переписку Мон-текассинского кодекса, а второй раз — Поджо Брач-чолини почти полстолетия спустя, в 1414 году49. Толь- Глава N. Rinascimento deU'antichita: кватроченто ко спустя тридцать или сорок лет после второго «открытия» в трактате «Об архитектуре» Альберти теория Витрувия стала составной частью архитектурной мысли, и еще больше времени потребовалось, чтобы от нее остался какой-нибудь след в изобразительных искусствах. Боккаччо ограничился тем, что цитировал несколько отрывков в чисто мифографическом контексте, причем самым длинным и существенным из этих отрывков были рассуждения Витрувия о происхождении человеческой цивилизации, которые он приводит в подкрепление тезиса, в котором речь идет о том, что Вулкан, бог огня, был вскормлен обезьянами50. Это место из Витрувия стало влиять на иллюстрации архитектурных трактатов51 не раньше 1460 года и не раньше конца столетия вдохновило воображение живописца. Этим живописцем был очаровательный и эксцентричный Пьеро ди Козимо, который, хотя и был человеком «хорошим и старательным», не допустил священника к своему смертному одру; он ненавидел докторов и сиделок не меньше, чем поющих монахов, но любил слушать звук сильного дождя, «до сумасшествия обожал животных» и был полон удивления перед всем тем, что создавала природа «либо по прихоти, либо случайно»; высшую радость он получал от долгих одиноких прогулок и даже отказывался иметь в своем саду стриженые деревья, поскольку «природе надо предоставить право самой о себе позаботиться». Хотя он и изображал из себя «примитива», Пьеро Ди Козимо был далек от того, чтобы воображать первобытное состояние человека как ничем не нарушаемое блаженство — либо в смысле «золотого века» Ге-сиода, либо как библейское «состояние невинности». Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада Он воспринимал время, в котором жил, как развращенное, но не из-за сознательного отхода от состояния первобытного блаженства и не из-за грехопадения, а из-за чрезмерной утонченности культурного развития, забывшего, где ему надлежало остановиться. Стремясь показать, как человек не благодаря божественному вмешательству, а только благодаря собственным, врожденным способностям научился преодолевать трудности и невзгоды каменного века, оставаясь при этом свободным от принуждения и искусственности, он использовал не только «Libellus de imagini-bus deorum»*, «Энеиду» Вергилия и «Фасты» Овидия, но также двух классических авторов, у которых смог найти наиболее ясное подтверждение того, что мы назвали бы эволюционным толкованием истории: Лукреция и Витрувия. В конце 80-х годов XV столетия он украсил дом богатого, оригинально мыслящего торговца шерстью Франческо дель Пульезе замечательной серией картин (из которых пять сохранилось), описывающих первые шаги человеческой цивилизации как переход от aera ante Vulcanum к аега sub Vulcano": они изображают развитие человечества от того времени, когда оно на равных сражалось со зверями и жило с ними в такой близости, что производило на свет таких, например, чудищ, как свинья с человечьим лицом, до того, как человечество пришло к ранней фазе цивилизации, основанной на- владении огнем. Pris-corum hominum vita*" — до появления Вулкана — по- * «Книжицу об изображении богов» (лат.). " Эры до Вулкана к эре при Вулкане (лат). "' Жизни первобытных людей (лат). Глава N. Rinascimento aeU'antichita: кватроченто священы три продолговатые доски, возможно предназначавшиеся для чего-то вроде приемной; последняя из них изображает бегство людей и зверей от лесного пожара, того самого лесного пожара, который, по словам Витрувия и других классических авторов, дал людям возможность побороть свою первоначальную звериную природу, научив их ловить убегающих зверей и использовать пылающие поленья для первого «очага». Последующие события разворачиваются на двух больших полотнах, примерно равных квадрату. На первом (ил. 138) изображен юный Вулкан, низвер-женный с Олимпа на остров Лемнос, и сердобольные нимфы, которые помогают ему, еще оглушенному падением, подняться на ноги. На втором (ил. 139, 140) уже взрослый Вулкан изображен как первый наставник человечества: пока другие спят, бог огня Вулкан с помощью бога ветров Эола производит и показывает небольшое, но новое и весьма полезное металлическое изделие — подкову, в то время как некоторые из его особо энергичных последователей воздвигают постройки, которые, как говорит Витрувий, могут быть сооружены из «неотесанных бревен, переплетенных ветвями»52. Спустя десять или двенадцать лет, возможно в 1498 году или немного позднее, Пьеро ди Козимо выполнил для другого, менее вольнодумного заказчика, Джованни Веспуччи, по крайней мере две картины, которые изображают прогресс человечества, достигшего следующей, по мнению живописца, возможно, самой желательной ступени развития, от aera sub Vulkano к aera sub Baccho, которая добавила к удовлетворению элементарных жизненных потребностей наиболее простые и естественные радости: вино и мед. Конечно, Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада и то и другое — дары Вакха; одна из картин Пьеро посвящена «Обретению меда» (ил. 141, 142), в точности соответствуя тексту «Фаст» Овидия (III, 737—744): «В сопровождении сатиров и посвященных Вакх проходит по Фракии, и, когда его спутники ударяют в кимвалы, молодой рой пчел, привлеченных шумом, собирается и следует туда, куда бы ни поманила его звонкая медь. Бог собирает отставших, заключает их в дупло и как приз подбирает мед, который находит»53. В этих и в других мифологических или, если возможно так выразиться, домифологических картинах Пьеро ди Козимо приближается к области sacrosancta vetustas' в таком духе, который поражает современного зрителя либо как нечто средневековое, либо как сверхсовременное. Когда живописец изображает Вулкана как здоровенного кузнеца, кующего подкову, а Эола как седого подмастерья, с энтузиазмом раздувающего мехи, Вакха как улыбающегося сельского парня, а Ариадну как простоватую девицу, рассматривающую венок своего возлюбленного, указывая на него кокетливо загнутным пальцем, когда он живописует сатиров и вакханок в виде кочующего племени, нагруженного ребятишками и домашним скарбом и гипнотизирующего пчел звуком сковородок, горшков и ухватов, но отнюдь не звуками «свирелей и бубнов», он либо снова впадает в наивность того северного книжного иллюстратора, чей Пигмалион наряжает статую в платье фламандской горожанки (ил. 55), либо предвосхищает дерзости Домье или, более того, Оффенбаха.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |