Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Серийное мышление




Понятие серии (от лат. series - ряд) сыграло большую рольв культуре ХХ в. К С. м. почти одновременно и независимо другот друга обратились великий реформатор европейской музыкиАрнольд Шенберг и английский философ Джон Уильям Данн. Шенберг называл серией (подробно см. додекафония)ряд из двенадцати неповторяющихся звуков, которым он заменилтрадиционную тональность. В каком-то смысле серия вдодекафонической музыке стала неразложимым звуком, как ядроатома, а то, что происходило внутри серии, было подобночастицам, вращающимся вокруг атомного ядра. Как писал замечательный музыковед Филипп МоисеевичГершкович, "серия, состоящая из 12 звуков, является ватонической додекафонии тем, чем в тональности являетсяодин-единственный звук! То есть серия - это один, но"коллективный" звук. Серия - это единица, а ее 12 звуковсоставляют ее сущность. Теперь серия, а не звук предстюляютсобой "атом", неделимое в музыке". Совсем по-другому подходил к С. м. Данн (подробно о егофилософской теории см. время). Данн исходил из того, чтовремя многомерно, серийно. Если за событием наблюдает одинчеловек, то к четвертому измерению пространственно-временногоконтинуума Эйнштейна-Минковского добавляется пятое,пространственноподобное. А если за первым наблюдателемнаблюдает второй, то времяпространство становится ужешестимерным, и так до бесконечности, пределом которой являетсяабсолютный наблюдатель - Бог. Серийную концепцию Данна легче всего представить, приведяфрагмент из его книги "Серийное мироздание" (1930). Называетсяэтот фрагмент "Художник и картина": "Один художник, сбежав из сумасшедшего дома, где егосодержали (справедливо или нет, неизвестно), приобрелинструменты своего ремесла и сел за работу с целью воссоздатьобщую картину мироздания. Он начал с того, что нарисовал в центре огромного холстанебольшое, но с большим мастерством выполненное изображениеландшафта, простиравшегося перед ним [...]. Изучив свой рисунок, он тем не менее остался недоволен.Чего-то не хватало. После минутного размышления он понял, чегоне хватало. Он сам был частью мироздания, и этот факт еще небыл отражен в картине. Так возник вопрос: каким образомдобавить к картине самого себя? [...] Тогда он отодвинул свой мольберт немного назад,нанял деревенского парня, чтобы тот постоял в качестве натуры,и увеличил свою картину, изобразив на ней человека (себя),пишущего эту картину". Но и на сей раз (дальше мы пересказываем близко к тексту)художник не был удовлетворен. Опять чего-то не хватало: нехватало художника, наблюдающего за художником, пишущим картину.Тогда он опять отодвинул мольберт и нарисовал второгохудожника, наблюдающего за первым художником, пишущим картину.И вновь неудача. Не хватало художника, который наблюдает захудожником, наблюдающим за художником, который пишет картину. "Смысл этой параболы, - пишет Данн, - совершенно очевиден.Художник, пытающийся изобразить в своей картине существо,снабженное всеми знаниями, которыми обладает он сам, обозначаетэти звания посредством рисования того, что могло нарисоватьнарисованное существо. И совершенно очевидным становится, чтознания этого нарисованного существа должны быть заведомоменьшими, чем те, которыми обладает художник, создавший картину(ср. также философии вымысла). Другими словами, разум,который может быть описан какой-либо человеческой наукой,никогда не сможет стать адекватным представлением разума,который может сотворить это знание. И процесс корректировкиэтой неадекватности должен идти серийными шагами бесконечногорегресса". Хорхе Л. Борхес, на которого серийная концепция Даннапроизвела большое впечатление (см. время), писал поповоду схожих проблем в новелле "Скрытая магия в "Дон-Кихоте" отом, почему нас смущают сдвиги подобные тому, что персонажи"Дон-Кихота" во втором томе становятся читателями первого тома.Борхес приводит мысль американского философа Джосайи Ройса, чтоесли на территории Англии построить огромную карту Англии иесли она будет включать в себя все детали английской земли,даже самые мелкие, то в таком случае она должна будет включатьв себя и самое себя, карту карты, и так до бесконечности."Подобные сдвиги, -,. писал Борхес, - внушают нам, что есливымышленные персонажи могут стать читателями и зрителями, томы, по отношению к ним читатели и зрители, тоже, возможно,вымышлены". С. м. проявилось в литературе и особенно в кино ХХв. Оно присутствует в том риторическом построении, котороеназывается текст в тексте (см.), когда сюжетом романастановится писание или комментирование романа, а сюжетом фильма- съемка этого фильма. Ряд открытий и теорий ХХ в. - теория относительности,квантовая механика, кино, психоанализ, аналитическаяфилософия - предельно усложнил представление о реальности. Одним из способов постижения этой сложностистало С. м., которое подавало нечто, кажущееся сложной цепочкой(серией), как простое звено, элемент для построения единогоцелого. Лит.: Dunne J. W. The Serial universe - London, 1930 (рус. пер.: Художественный журнал. 1995. - No 8). Гершкович Ф. Тональные основы Шенберговой додекафонии // Гершкович Ф. О музыке. - М., 1991. Руднев В. Серийное мышление // Даугава, 1992. - No 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.