КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Символизм
- первое литературно-художественное направлениеевропейского модернизма, возникшее в конце ХIХ в. воФранции в связи с кризисом позитивистской художественнойидеологии натурализма. Основы эстетики С. заложили Поль Верлен,Артюр Рембо, Стефан Малларме. С. был связан с современными емуидеалистическими философскими течениями, основу которыхсоставляло представление о двух мирах - кажущемся миреповседневной реальности и трансцендентном мире истинныхценностей (ср. абсолютный идеализм). В соответствии сэтим С. занимается поисками высшей реальности, находящейся запределами чувственного восприятия. Здесь наиболее действенныморудием творчества оказывается поэтический символ, позволяющийпрорваться сквозь пелену повседневности к трансцендентнойКрасоте. Наиболее общая доктрина С. заключалась в том, чтоискусство является интуитивным постижением мирового единствачерез обнаружение символических аналогий между земным итравсцендентным мирами (ср. семантика возможных миров). Таким образом, философская идеология С. - это всегдаплатонизм в широком смысле, двоемирие, а эстетическая идеология- панэстетизм (ср. "Портрет Дориана Грея" ОскараУайльда). Русский С. начался на рубеже веков, впитав философиюрусского мыслителя и поэта Владимира Сергеевича Соловьева оДуше Мира, Вечной Женственности, Красоте, которая спасет мир(эта мифологема взята из романа Достоевского "Идиот"). Русские символисты традиционно делятся на "старших" и"младших". Старшие - их также называли декадентами - Д. С.Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, Ж. Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб - отразили в своем творчестве черты общеевропейскогопанэстетизма. Младшие символисты - Александр Блок, Андрей Белый,Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский - помимо эстетизмавоплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисковмистической Вечной Женственности. Для русского С. особенно характерен феноменжизнестроительства(см. биография), стирания границ междутекстом и реальностью, проживания жизни как текста. Символистыбыли первыми в русской культуре, кто построил концепцию интертекста. В их творчестве представление о Тексте сбольшой буквы вообще играет определяющую роль. С. не воспринимал текст как отображение реальности. Длянего дело обстояло противоположным образом. Свойствахудожественного текста приписывались ими самой реальности. Мирпредставал как иерархия текстов. Стремясь воссоздатьрасполагающийся на вершине мира Текст- Миф, символистыосмысляют этот Текст как глобальный миф о мире. Такая иерархиямиров-текстов создавалась при помощи поэтики цитат иреминисценций, то есть поэтики нео мифологизма, такжевпервые примененной в русской культуре символистами. Мы покажем кратко особенности русского С. на примерепоэзии его выдающегося представителя Александра АлександровичаБлока. Блок пришел в литературу под непосредственным влияниемпроизведений Владимира Соловьева. Его ранние "Стихи оПрекрасной Даме" непосредственно отражают идеологию соловьевскиокрашенного двоемирия, поисков женского идеала, которогоневозможно достичь. Героиня ранних блоковских стихов,спроецированная на образ жены поэта Любови ДмитриевныМенделеевой, предстает в виде смутного облика ВечнойЖенственности, Царевны, Невесты, Девы. Любовь поэта кПрекрасной Даме не только платонична и окрашена чертамисредневековой куртуазности, что в наибольшей степени проявилосьв драме "Роза и Крест", но она является чем-то большим, чемпросто любовь в обыденном смысле - это некое мистическоеискательство Божества под покровом эротического начала. Поскольку мир удвоен, то облик Прекрасной Дамы можноискать лишь в соответствиях и аналогиях, которые предоставляетсимволистская идеология. Сам облик Прекрасной Дамы если ивидится, то непонятно, подлинный ли это облик или ложный, аесли подлинный, то не изменится ли он под влиянием пошлойатмосферы земного восприятия - и это для поэта самое страшное: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. В сущности, именно так и происходит в дальнейшем развитиилирики Блока. Но прежде несколько слов о композиционнойструктуре его поэзии в целом. В зрелые годы поэт разделил веськорпус своих стихов на три тома. Это было нечто вродегегелевской триады - тезис, антитезис, синтез. Тезисом былпервый том - "Стихи о Прекрасной Даме". Антитезисом - второй.Это инобытие героини, спустившейся на землю и готовой вот-вот"изменить облик". Она является среди пошлой ресторанной суеты в видепрекрасной Незнакомки. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Гляжу за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. В дальнейшем происходит наихудшее - поэт разочаровываетсяв самой идее платонической любви - поиске идеала. Особенно этовидно в стихотворении "Над озером" из цикла "Вольные мысли".Поэт стоит на кладбище над вечерним озером и видит прекраснуюдевушку, которая, как обычно, кажется ему прекраснойнезнакомкой, Теклой, как он ее называет. Она совсем одна, новот навстречу ей идет какой-то пошлый офицер "с вихляющимсязадом и ногами, / Завернутыми в трубочки штанов". Поэт уверен,что незнакомка прогонит пошляка, но оказывается, что это простоее муж: Он подошел... он жмет ей руку!.. смотрят Его гляделки в ясные глаза!.. Я даже выдвинулся из-за склепа... И вдруг... протяжно чмокает ее, Дает ей руку и ведет на дачу! Я хохочу! Взбегаю вверх. Бросаю В них шишками, песком, визжу, пляшу Среди могил - незримый и высокий... Кричу "Эй, Фекла~ Фекла!"... Итак, Текла превращается в Феклу и на этом, в сущности,кончается негативная часть отрезвления поэта от соловьевскогомистицизма. Последний комплекс его лирики - это "Кармен", апоследнее расставание с "бывшей" Прекрасной Дамой - поэма"Соловьиный сад". Затем следует катастрофа - череда революций,на которую Блок отвечает гениальной поэмой "Двенадцать",одновременно являющейся апофеозом и концом русского С. Блокумирает в 1921 году, когда его наследники, представителирусского акмеизма (см.), заговорили о себе уже в полныйголос. Лит.: Гинзбург Л. О лирике. - Л., 1974. Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. - Л., 1975. Мияц 3. Г. Лирика Александра Блока. Вып. I - IV.- Тарту, 1964 - 1969.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |