Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семиосфера




(см. также семиотика) - понятие, разработанное всемиотической культурологии Ю. М. Лотмана. С. - это семиотическое пространство, по своему объекту, всущности, равное культуре; С. - необходимая предпосылкаязыковой коммуникации. Устройство, состоящее из отправителя, адресата и каналаинформации, само по себе еще не будет работать. Для этого онодолжно быть погружено в семиотическое пространство. То естьучастники коммуникации должны иметь предшествующийсемиотический культурный опыт. В этом отношении язык - сгусток семиотическогопространства с размытыми границами семиотической реальности. Границы размыты потому, что нечто,являющееся сообщением для одного, не является таковым длядругого (например, не знающего язык, на котором передаетсясообщение). Обязательными законами построения С. являются бинарность(см. бинарная оппозиция) и асимметрия (см. функциональная асимметрия полушарий головного мозга). С. отличается также неоднородностью. Заполняющиесемиотическое пространство языки, различные по своей природе,относятся друг к другу в диапазоне от полной взаимнойпереводимости до столь же полной взаимной непереводимости. При этом разные семиотические языки имеют разные периодыжизни: язык моды, например, гораздо короче, чем литературныйязык. Метафорически определяя С., Ю. М. Лотман пишет: "Представим себе в качестве некоего единого мира, взятогов синхронном срезе, зал музея, где в разных витринах выставленыэкспонаты разных эпох, надписи на известных и неизвестныхязыках, инструкции по дешифровке, составленные методистамипояснительные тексты к выставке, схемы маршрутов экскурсий иправила поведения посетителей, и представим все это как единыймеханизм. [...] Мы получим образ семиосферы. При этом неследует упускать из виду, что все элементы семиосферы находятсяне в статическом, а подвижном состоянии, постоянно меняяформулы отношения друг к другу". По сути, все это совпадает с нашим пониманием реальности (см.). Лотман не сделал решающего шага и неотождествил культуру с реальностью. Для него характернопротивопоставление культуры и природы. Но ведь и природаявляется частью культуры, потому что мы можем именоватьпредметы природы и тем самым различать их лишь благодаря тому,что у нас есть язык (см. гипотеза лингвистическойотносительности). Скорее, внутри С. можно условно разделитьпонятия культуры и природы, реальности и текста,сознавая при этом прагматическую текучесть границ между ними. Лотман оставался в рамках классической схемыструктуралистского метаязыка. Тот шаг, о котором мысказали, после него сделали представители философского постструктурализма и постмодернизма. Конечно,Лотман понимал, что реальность, так же как и С., имеет многоразных несводимых друг к другу "форм жизни" (выражение ЛюдвигаВитгенштейна), то есть языковых игр (см.), или, каксейчас говорят, речевых действий (см. теория речевыхактов). В сущности, С. Лотмана в определенном смысле то же самое,что биосфера Вернадского, только взятое под другимпрагматическим углом зрения (см. прагматика). Лит.: Лотман Ю.М. Семиотическое пространство // Лотман Ю.И. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера.История. - М., 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.