Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализм




ПСИХОЗ

(от древнегр. psuche - душа) - психическое нарушение,связанное с серьезной деформацией восприятия внешнего мира. П.проявляется в бреде, помутнении сознания, в расстройствахпамяти, галлюцинациях, в бессмысленных, с точки зренияздорового сознания, поступках. П. делятся на органические,связанные с мозговой патологией, и функциональные, когдаорганическое поражение отсутствует. Наиболее распространен маниакально-депрессивный П., сутькоторого заключается в том, что личность в течение жизнипретерпевает две чередующиеся стадии сознания: депрессивную,связанную с душевным страданием, страхом, тревогой и отчаянием,и маниакальную, которая у тяжелых психотиков выражается бредомпаранойи, манией, а у легких (так называемая гипоманиакальнаястадия) - повышенным настроением, ажитированным поведением,решительными и часто успешными действиями. Впрочем, успешностьможет сопутствовать и тяжелому психотику, если томублагоприятствует социальное окружение (случаи Гитлера иСталина). В отличие от невроза, когда больной, как правило,понимает, что он больной, для психоза характерна утратаспособности критически осознавать свою личность, в частностисвою оторванность от реальности, болезненный конфликт междусобой и внешним миром, вернее, своим представлением внешнегомира, на который спроецированы враждебное отношение и страхперед ним. Психотик поэтому очень трудно поддается лечению: онне понимает, от чего ему лечиться. Он скорее станет утверждать,что лечить надо окружающее, ибо враждебность окружающего (ввоображении психотика) по отношению к нему ненормальна. В отечественной психиатрической практике известенинтереснейший случай, когда психотическая больная и ее лечащийврач - доктор Волков составили своеобразную ролевую пару. Потомврач описал этот случай в замечательной статье. У больной был тяжелый параноидальный психоз с устойчивымбредом преследования. Ей казалось, что против нее действуетогромный заговор, в который вовлечена вся планета, что ее всевремя преследуют, пытаются убить, навредить ей, унизить вглазах людей. Врач описывает, как под руку с больной он шел поулице (часто она боялась идти одна). Эта прогулка по"психотической улице" чрезвычайно интересна для пониманиякультуры ХХ в. тем, что в измененном состоянии сознания реальность с удивительной легкостью превращается в виртуальную реальность. Если из-за угла выезжала машина,больная торжествующе (ведь с врачом ей было не страшно)говорила: "Вот видите, следят!" Не посыпанные песком ледяныедорожки на тротуаре вызывали у нее убежденную реакцию: "Всеподстроено - хотят, чтобы я поскользнулась и сломала ногу".Проходящий мужчина как-то странно посмотрел - ясно, и этотследит. Что же сделал врач? У больной отсутствовала какая бы то нибыло критика. Разубедить ее в том, что против нее готовитсязаговор, было невозможно. Тогда врач пошел на рискованныйэксперимент. Он решит "поверить" больной. Вести себя так, какбудто он полностью разделяет ее болезнные убеждения и, болеетого, готов вместе с ней вести решительную борьбу против ееврагов. Постепенно, приняв эту болезненную реальность (для чеготребовалось не только мужество, но известная доля искренности),врач уже изнутри этой болезненной картины стал потихонькурасшатывать параноидальную систему убеждений. Вместе спациенткой они побеждали мнимых, виртуальных врагов и тем самымпросветляли ее сознание, ведь побежденные враги улетучивалисьиз ее сознания и она чувствовала большую уверенность в себе; ипо мере того как росла эта уверенность, потихоньку уходилаболезненная привязанность к психотическим фантомам. Случай доктора Волкова закончился хорошо, больнаявыздоровела. Гораздо более печальную историю рассказал ХорхеЛуис Борхес в новелле "Евангелие от Марка", где миссионер натуземном острове пытается внушить аборигенам идеи христианства.Туземцы настолько преуспели в этом, что психологическиотождествили миссионера с самим мессией, что он понял только втот момент, когда его торжественно повели на распятие. Сложный случай П., усугубленный Эдиповым комплексом (см.), представлен в фильме Альфреда Хичкока, который так иназывается - "Психоз". Герой фильма из болезненной ревности ксвоей матери отравил ее любовника и ее заодно, но в смертьматери не поверил, вырыл ее труп из могилы, набальзамировалего, и мать в таком странном облике прожила с ним многие годы вмаленьком отеле. Когда там появлялись красивые женщины, которыевызывали у него сексуальное желание, он убивал их, так какрасценивал свои чувства как предательство по отношению кматери. Постепенно он стал вести диалоги с трупом матери,говоря поочередно то ее, то своим голосом; когда же егоразоблачили, он полностью отождествил себя с матерью, искреннене понимая, почему такую безобидную старушку, которая и мухи необидит, засадили в тюрьму. П. настолько характерен для патологических явленийкультуры ХХ в., что, проявляясь в виде массового П., тесносвязан с политикой, особенно с тоталитарным сознанием.Совершенно очевидным массовым П. характеризуется ситуацияприхода к власти Гитлера. Безусловной разновидностью массовогоП. было обожание Сталина советскими людьми - Сталина,отнимавшего у них отцов, матерей, мужей и детей. Но если психотический характер попадает на неагрессивную(дефизивную) характерологическую почву, он может даватьгениальные произведения искусства и даже науки, ибо психотикимыслят совершенно особым образом. Психотическим сознаниемпроникнуты картины Дали, да и весь сюрреализм в целом;психотичен мир Кафки, где герой, превратившись в насекомое,заботится более всего о том, как же он теперь пойдет на службу;психотично творчество М. А. Булгакова, мозаично-полифоническийхарактер которого давал такие удивительные сюжеты, как "Роковыеяйца", "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита". Гениальным психотиком в русской науке был НиколайЯковлевич Марр, считавший, что все языки мира произошли изчетырех основ sal, ber, jon, roch, и только из них, чтоудивительным образом напоминает учение о генетическом коде, ивопреки здравому смыслу утверждавший, что не все языки восходятк одному, а, наоборот, из многих языков произошел один язык,который потом разделился на современные языки (см. новое учениео языке). Лит.: Додельцев Р. Ф., Панфилова Т.Р. Психоз // Фрейд 3.Художник и фантазирование. - М., 1996. Волков П.В. Рессентимент, резиньяция и психоз //Московский психотерапевтический журнал, 1993. - No 2.

* Р *

. В ХХ в. этот термин употребляется в трех значениях. Первое - историко-философское. Р. - это направление всредневековой философии, признававшее реальным существованиеуниверсальных понятий, и только их (то есть не конкретногостола, а стола-идеи). В этом значении понятию Р. былопротивопоставлено понятие номинализма, считавшего, чтосуществуют только единичные предметы. Второе значение - психологическое. Р., реалистический -это такая установка сознания, которая за исходную точкупринимает внешнюю реальность, а свой внутренний мирсчитает производным от нее. Противоположность реалистическомумышлению представляет аутистическое мышление (см.) илиидеализм в широком смысле. Третье значение - историко-культурное. Р. - этонаправление в искусстве, которое наиболее близко изображаетреальность. Нас интересует прежде всего это последнее значение.Необходимо сразу отметить, что многозначность - это крайнеотрицательная черта термина, ведущая к путанице (см. логический позитивизм, аналитическая философии). В каком-то смысле Р. - это антитермин, или терминтоталитарного мышления. Этим он и интересен для исследованиякультуры ХХ в., ибо Р., как ни крути, для ХХ в. сам по себе нехарактерен. Вся культура ХХ в. сделана аутистами и мозаиками(см. характерология). Вообще, Р. в третьем значении настолько нелепый термин,что данная статья написана лишь для того, чтобы убедитьчитателя никогда им не пользоваться; даже в ХIХ веке не былотакого художественного направления, как Р. Конечно, следуетосознавать, что это взгляд человека ХХ в., переписывающегоисторию, что весьма характерно для культуры в целом. Как можно утверждать, что какое-то художественноенаправление более близко, чем другие, отображает реальность (см.), если мы, по сути, не знаем, что такоереальность? Ю. М. Лотман писал, что для того чтобы утверждать очем-либо, что ты это знаешь, надо знать три вещи: как этоустроено, как им пользоваться и что с ним будет дальше. Ниодному из этих критериев наше "знание" о реальности неудовлетворяет. Каждое направление в искусстве стремится изобразитьреальность такой, какой оно его видит. "Я так вижу" - говоритабстракционист, и возразить ему нечего. При этом то, чтоназывают Р. в третьем значении, очень часто не является Р. вовтором значении. Например: "Он подумал, что лучше всего будетуйти". Это самая обычная "реалистическая" фраза. Но она исходитиз условной и нереалистической установки, что один человекможет знать, что подумал другой. Но почему же в таком случае вся вторая половина ХIХ в.сама называла себя реализмом? Потому что, говоря "Р. иреалисты", употребляли второе значение термина Р. как синонимсловам "материализм" и "позитивизм" (в ХIХ в. эти слова ещебыли синонимами). Когда Писарев называет людей типа Базарова реалистами (такозаглавлена его статья, посвященная "Отцам и детям", -"Реалисты"), то, во-первых, это не значит, что Тургенев - этописатель-реалист, это означает, что люди склада Базароваисповедовали материализм и занимались естественными,позитивными науками (реальными - отсюда понятие ХIХ в."реальное образование", то есть естественнонаучное, впротивоположность "классическому", то есть гуманитарному). Когда Достоевский писал: "Меня называют психологом -неправда, я - реалист в высшем смысле, то есть изображаюглубины души человеческой", то он подразумевал, что не хочетничего общего иметь с эмпирической, "бездушной", позитивистскойпсихологией ХIХ в. То есть здесь опять-таки термин Р.употребляется в психологическом значении, а не вхудожественном. (Можно сказать, что Достоевский был реалистом впервом значении, средневековом; для того чтобы написать:"Красота спасет мир", надо как минимум допускать, что такаяуниверсалия реально существует.) Р. в художественном значении противопоставлен, с однойстороны, романтизму, а с другой - модернизму. Чешскийкультуролог Дмитрий Чижевский показал, что начиная сВозрождения великие художественные стили чередуются в Европечерез один. То есть барокко отрицает Ренессанс и отрицаетсяклассицизмом. Классицизм отрицается романтизмом, романтизм -реализмом. Таким образом, Ренессанс, классицизм, реализм, содной стороны, барокко, романтизм и модернизм - с другойсближаются между собой. Но здесь, в этой стройной "парадигме"Чижевского есть одна серьезная неувязка. Почему первые тристиля живут примерно по 150 лет каждый, а последние три толькопо пятьдесят? Тут очевидная, как любил писать Л. Н. Гумилев,"аберрация близости". Если бы Чижевский не был завороженпонятием Р., он увидел бы, что с начала ХIХ века и до серединыХХ века существует в каком-то смысле одно направление, назовемего Романтизмом с большой буквы, - направление, по своему150-летнему периоду сопоставимое с Ренессансом, барокко иклассицизмом. Можно называть Р. в третьем значении, например,поздним романтизмом, а модернизм - постромантизмом. Это будетгораздо менее противоречивым, чем Р. Так переписывается историякультуры. Однако если термин Р. все же употребляется, значит, он всеже что-то означает. Если принять, что литература отображает нереальность, а прежде всего обыденный язык (см. философиявымысла), то Р. - это та литература, которая пользуетсяязыком средней нормы. Так, когда спрашивают про роман илифильм, является ли он реалистическим, то подразумевают, сделанли он просто и понятно, доступно для восприятия среднегоносителя языка или он полон непонятных и, с точки зрениячитателя-обывателя, ненужных "изысков" литературногомодернизма: "приемов выразительности", кадров с двойнойэкспозицией, сложных синтаксических построений - в общем,активного стилистического художественного наполнения (см. принципы прозы ХХ в., модернизм, неомифологизм). В этом смысле никоим образом нельзя назвать реалистамиПушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и Чехова,которые не подчинялись средней языковой норме, а, скорее,формировали новую. Даже роман Н. Г. Чернышевского нельзяназвать реалистическим, скорее это авангардное искусство (см.). Но в каком-то смысле можно назвать реалистом именно И.С. Тургенева, искусство которого состояло в том, что он владелсредней языковой нормой в совершенстве. Но это исключение, а неправило, что такой писатель, тем не менее, не забыт. Хотя,строго говоря, по своим художественно-идеологическим установкамТургенев был типичным романтиком. Его Базаров - эторомантический герой, так же как Печорин и Онегин (налицо чистои с романтическая коллизия: эгоцентрический герой и толпа, всеостальные). Лит.: Якобсон Р.О. О художественном реализме // Якобсон Р. О.Работы по поэтике. - М., 1987. Лотман Ю.И., Цивъян Ю.Г. Диалог с экраном. - Таллинн,1994. Руднев В. Культура и реализм // Даугава,,1992. - No 6. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по"философии текста". - М., 1996.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.