Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип дополнительности




- методологический принцип, сформулированный Нильсом Боромприменительно к квантовой физике, согласно которому, для тогочтобы наиболее адекватно описать физический объект, относящийсяк микромиру, его нужно описывать во взаимоисключающих,дополнительных системах описания, например одновременно и какволну, и как частицу (ср. многозначные логики). Вот как интерпретирует культурологическую значимость П. д.для ХХ в. русский лингвист и семиотик В. В. Налимов: "Классическая логика оказывается недостаточной дляописания внешнего мира. Пытаясь осмыслить это философски, Борсформулировал свой знаменитый принцип дополнительности (здесь и далее в цитатах курсив и разрядка авторские - В.Р),согласно которому для воспроизведения в знаковой системецелостного явления необходимы взаимоисключающие, дополнительные классы понятий. Это требование эквивалентно расширению логическойструктуры языка физики. Бор использует, казалось бы, оченьпростое средство: признается допустимым взаимоисключающееупотребление двух языков, каждый из которых базируется наобычной логике. Они описывают исключающие друг друга физическиеявления, например непрерывность и атомизм световых явлений.[...] Бор сам хорошо понимал методологическое значениесформулированного им принципа: "...целостность живых организмови характеристика людей, обладающих сознанием, а такжечеловеческих культур представляют черты целостности,отображение которых требует типично дополнительного способаописания". [...] Принцип дополнительности - это, собственно,признание того, что четко построенные логические системыдействуют как метафоры: они задают модели, которые ведут себя икак внешний мир, и не так. Одной логической конструкцииоказывается недостаточно для описания всей сложности микромира.Требование нарушить общепринятую логику при описании картинымира (см. - В. Р.) со всей очевидностью впервые появилось вквантовой механике - и в этом ее особое философское значение". Позднее Ю. М. Лотман применил расширенное понимание П. д.к описанию семиотики культуры. Вот что он пишет: "...механизм культуры может быть описан в следующем виде:недостаточность информации, находящейся в распоряжении мыслящейиндивидуальности, делает необходимым для нее обращение к другойтакой же единице. Если бы мы могли представить себе существо,действующее в условии п о л н о й информации, то естественнобыло бы предположить, что оно не нуждается в себе подобном дляпринятия решений. Нормальной для человека ситуацией являетсядеятельность в условиях недостаточной информации. Сколь нираспространяли бы мы круг наших сведений, потребность винформации будет развиваться, обгоняя темп нашего научногопрогресса. Следовательно, по мере роста знания незнание будетне уменьшаться, а возрастать, а деятельность, делаясь болееэффективной, - не облегчаться, а затрудняться. В этих условияхнедостаток информации компенсируется ее стереоскопичностью -возможностью получить совершенно иную проекцию той же реальности - (см. - В.Р.) перевод ее на совершеннодругой язык. Польза партнера по коммуникации заключается в том,что он д р у г о й. П. д. обусловлен и чисто физиологически - функциональной асимметрией полушарий головного мозга (см.) - это своего рода естественный механизм для осуществленияП. д. В определенном смысле Бор сформулировал П. д. благодарятому, что Куртом Геделем была доказана так называемая теорема онеполноте дедуктивных систем (1931). В соответствии с выводомГеделя - система либо непротиворечива, либо неполна. Вот что пишет по этому поводу В. В. Налимов: "Из результатов Геделя следует, что обычно используемыенепротиворечивые логические системы, на языке которыхвыражается арифметика, неполны. Существуют истинныеутверждения, выразимые на языке этих систем, которые в такихсистемах доказать нельзя. [...] Из этих результатов следуеттакже, что никакое строго фиксированное расширение аксиом этойсистемы не может сделать ее полной, - всегда найдутся новыеистины, не выразимые ее средствами, но невыводимые из нее.[...] Общий вывод из теоремы Геделя - вывод, имеющий громадноефилософское значение: мышление человека богаче его дедуктивныхформ. Другим физическим, но также имеющим философский смыслположением, непосредственно касающимся П. д., являетсясформулированное великим немецким физиком ХХ в. ВернеромГейзенбергом так называемое соотношение неопределенностей.Согласно этому положению невозможно равным образом точноописать два взаимозависимых объекта микромира, напримеркоординату и импульс частицы. Если мы имеем точность в одномизмерении, то она будет потеряна в другом. Философский аналог этого принципа был сформулирован впоследнем трактате Людвига Витгенштейна (см. аналитическаяфилософия, достоверность) "О достоверности". Для того чтобысомневаться в чем-бы то ни было, нечто должно оставатьсянесомненным. Мы назвали этот принцип Витгенштейна "принципомдверных петель". Витгенштейн писал: "В о п р о с ы, которые мы ставим, и наши с о м н е н и яосновываются на том, что определенные предложения освобожденыот сомнения, что они словно петли, на которых вращаются этивопросы и сомнения. [...] То есть это принадлежит логике нашихнаучных исследований, что определенные вещи и в с а м о м д е ле несомненны. [...] Если я хочу, чтобы дверь вращалась, петлидолжны быть неподвижны". Таким образом, П. д. имеет фундаментальное значение вметодологии культуры ХХ в., обосновывая релятивизм познания,что в культурной практике закономерно привело к появлениюфеномена постмодернизма, который идею стереоскопичности,дополнительности художественных языков возвел в главныйэстетический принцип. Лит.: Бор Н. Атомная физика и человеческое познание - М., 1960 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987. Налимов В. В. Вероятностная модель языка. - М., 1979. Лотман Ю. М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избр.статьи в 3 тт. - Таллинн, 1992. - Т. 1. Витгенштейн Л. О достоверности / Пер. А. Ф. Грязнова //Вопр. философии, 1984. - М 4. Руднев В. Текст и реальность: Направление времени вкультуре // Wiener slawisticher Almanach, 1987. - В. 17. Руднев В. О недостоверности // Логос, 1997. - Вып. 9.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.