- в литературе модернизма ХХ в. стиль,претендующий на непосредственное воспроизведение ментальнойжизни сознания посредством сцепления ассоциаций, нелинейности,оборванности синтаксиса. Понятие П. с. принадлежитамериканскому философу, одному из основателей прагматизма Уильяму Джеймсу. Он считал, что сознаниеподобно потоку или ручью, в котором мысли, ощущения,переживания, ассоциации постоянно перебивают друг друга ипричудливо переплетаются подобно тому, как это происходит всновидении (см. также психоанализ). П. с. предстюляет собой форму, имитирующую устную речь(см. лингвистика устной речи), внутренний монолог (ср. индивидуальный язык). У истоков стиля П. с. были Ф. М. Достоевский ("Кроткая") иЛ. Н. Толстой. Предсмертный монолог Анны Карениной, находящейсяв измененном состоянии сознания под влиянием постоянногоупотребления морфия, представляет собой несомненный П. с.:"Всем нам хочется сладкого, вкусного. Нет конфет, то грязногомороженого. И Кити так же: не Вронский, то Левин. И оназавидует мне. И ненавидит меня. И все мы ненавидим друг друга.Я Кити, Кити меня. Вот это правда. Тютькин, соiffeur.. Je mefais coiffer par Тютькин... [парикмахер. Я причесываюсь уТютькина... (фр.) - прим. Л. Толстого - В.Р.] Я это скажу ему,когда он приедет [...] В начале ХХ в. первыми и главными представителями стиля П.с. были, несомненно, Джеймс Джойс и Марсель Пруст. Фактически весь роман "Улисс" представляет собойнесколько П. с., организованных как интертекст, когдаречь идет о Блуме и Дедале, и чистоесознание- бессознательное, когда речь идет о Молли.Приводим заключительный фрагмент знаменитого финальногомонолога Молли. "Ах тот ужасный поток кипящий внизу Ах и море море алоекак огонь и роскошные закаты и фиговые деревья в садах Аламедыда и все причудливые улочки и розовые желтые голубые домикиаллеи роз и жасмин герань кактусы и Гибралтар где я быладевушкой и Горным цветком да когда я приколола в волосы розукак делают андалузские девушки или алую мне приколоть да и какон целовал меня под Мавританской стеной и я подумала не все лиравно он или другой и тогда Я сказала ему глазами чтобы онснова спросил да и тогда он спросил меня не хочу ли я дасказать да мой горный цветок и сначала я обвила его руками да ипривлекла к себе так что он почувствовал мои груди их аромат даи сердце у него колотилось безумно и да я сказала да я хочуДа". В отличие от Джойса П. с. у Пруста носит болееаналитический характер, он в меньшей степени стремитсяпередавать внутренний монолог с его нелинейностью иэлиптичностью. Да и философской основой П. с. у Пруста был неДжеймс, а Анри Бергсон с его учением о внутреннем временисознания как постоянного "дления". Приводим фрагмент из романа"По направлению к Свану" первого из цикла романов "В поискахутраченного времени": "Но ведь даже если подойти к нам с точки зрения житейскихмелочей, и то мы не представляем себе чего-то внешне цельного,неизменного, с чем каждый волен познакомиться как с торговымдоговором или с завещанием; наружный облик человека естьпорождение наших мыслей о нем. Даже такой простой акт, как"увидеть знакомого", есть в известной мере актинтеллектуальный. Мы дополняем его обличье темипредставлениями, какие у нас уже сложились, и в том общем егопочерке какой мы набрасываем, представления эти несомненноиграют важнейшую роль". Более умеренно использовали П. с. другие писатели ХХ в. -в их числе Уильям Фолкнер и даже Томас Манн (внутренний монологпросыпающегося Гете в романе "Лотта в Веймаре", монологменеджера Саула Фительберга, пришедшего соблазнить Леверкюнапрелестями концертной деятельности в романе "ДокторФаустус". Вся первая часть романа Фолкнера "Шум и ярость" построена как регистрация сознанием идиота Бенджи Компсонавсего подряд, что он слышит и видит, это был по тем временамсугубо экспериментальный П. с. - поток "редуцированногосознания": "Я не плачу, но не могу остановиться. Я не плачу, но земляне стоит на месте, и я заплакал. Земля все лезет кверху, икоровы убегают вверх. Ти-Пи хочет встать. Опять упал, коровыбегут вниз. Квентин держит мою руку, мы идем к сараю. Но тугсарай ушел, и пришлось нам ждать, пока вернется. Я не видел,как сарай вернулся. Он вернулся сзади нас, и Квентин усадилменя в корыто, где дают коровам. Я держусь за корыто. Оно тожеуходит, а я держусь. Опять коровы побежали - вниз, мимо двери.Я не могу остановиться Квентин и Ти-Пи качнулись вверх,дерутся. Ти-Пи поехал вниз. Квентин тащит его кверху. Квентинударил Ти-Пи. Я не могу остановиться". П. с. использовала также проза нового романа (см.).Замечательные образцы интертекстового П. с. находим в прозеСаши Соколова, в частности в его "Школе дли дураков" (см. также пример в статье интертекст). П. с. был несомненно связан с достижениями в психологии, с психоанализом, утверждавшим важность свободныхассоциаций (ср. также парасемантика). Но лингвистическисоответствующие явления были осмыслены лишь в 1970-е гг. (см. лингвнстика устной речи, изменениые состояния сознании).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление