Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пространство




Гуманитарное восприятие общей теории относительностипоказало ХХ веку важность для культуры категории П. М. М. Бахтин под влиянием идей Эйнштейна ввел влитературоведческий обиход понятие "хронотоп"(время-пространство) и показал, что хронотопы разных авторов иразных жанров существенно отличаются друг от друга. Известнаработа Бахтина о греческом романе периода упадка эллинизма("Дафнис и Хлоя", "Эфиопика" Гелиодора), где за очень долгийпериод времени герои попадают в разные П. (их похищают пираты,они разлучаются, их продают в рабство и т. п.), но к концуромана, когда, по естественнонаучным представлениям, они должныбыть стариками, они встречаются как ни в чем не бывало такимиже юными и полными любви, как в начале романа. Художественное П. активно изучалось представителями формальной школы (см.) и структурной поэтики. Заметный вклад в изучение художественного П. внес исследовательморфологии сказки (см. сюжет) В. Я. Пропп. В книге"Исторические корни волшебной сказки" (1946) он доказал, чтосказка восходит к обряду инициации (посвящение юноши в зрелыемужчины). Этот обряд связан с резким изменением П. Юноша уходитиз семьи в особый лес и живет там в особом доме, с однимимужчинами, где его подвергают различным мучительным испытаниямвплоть до символической смерти - по логике мифа, чтобыродиться вновь, нужно предварительно умереть. Поэтому героязашивают в узкое П. шкуры животного-тотема, символизирующеематеринское лоно и одновременно могилу. В волшебной сказке лес,избушка на курьих ножках - пограничные П. между жизнью исмертью - реликты П. обряда инициации. Такое активное отношение к П. сохранилось у писателей,которые первыми восприняли неомифологическую идеологию (см. неомифоложческое сознание), прежде всего у Достоевского. В частности, как показал В: Н. Топоров, семантикаэкстремального П. играет важную роль в романе "Преступление инаказание". Тот, кто хорошо представляет себе географиюПетербурга в тех местах, где происходит действие романа (врайоне Сенной площади и Подъяческих улиц), знает, как петляеттам Екатерининский (в советское время названный Грибоедовским)канал. Раскольников как будто и хочет свернуть с намеченногопути, повернуть направо, но изгиб "канавы" не позволяет емусделать это, подталкивая к тому, что идти по направлевию к домустарухи. Экстремальным пространством в романах Достоевскогоявляется лестница - вход в замкнутое П. дома и выход из него вразомкнутое враждебное П. города. Здесь, на лестнице, приходятна ум неожиданные решения, решаются мучительные вопросы. Впрочем, в том, что касается, в частности, лестницы,нельзя не учитывать психоаналитического толкования этогосимвола. Фрейд считал, что в сновидении лестница однозначноиграет роль субститута полового акта. Известны такжефрейдовские интерпретации всех выпуклых предметов каксубститутов фаллоса, а всех полых, вогнутых - как субститутоввагины, что также проявляется в сновидении. В отличие от экстремальных П. имеются также медиативные,т. е. посреднические П., например дверь или окно, объединяющиезамкнутый мир комнаты с разомкнутым миром внешним. Поэтика сюрреализма (см.) - особенно это характерно для РенеМагрита - очень любит играть на стыке между иллюзией иреальностью именно образом окна: кажется, что окно ведет вреальный мир, а оказывается, что оно ведет в мир очереднойиллюзии или оказывается зеркалом, другим посредником междумиром живых и мертвых (в фильме Жана Кокто "Орфей" (1958)герои, надев специальные перчатки, проходят сквозь зеркало ипопадают в загробное мистическое П.). Релятивизм как следствие теории относительности проявилсяи в изучении П. в живописи. Так, Павел Флоренский показалусловность казавшейся безусловной прямой перспективы Ренессансаи продемонстрировал возможности обратной перспективы виконографии. Три параметра П.: замкнутость/разомкнутость,прямизна/кривизна, великость/малость - также объясняются впсихоаналитических терминах, но не во фрейдовских, а в теории травмы рождения Отто Ранка. При рождении происходитмучительный переход из замкнутого, маленького, кривого П.материнского чрева в огромное прямое и разомкнутое П. внешнегомира. Подробно эту тему в 1960 - 1970-е гг. развивала трансперсональная психологии С. Грофа (см.). Релятивизм как одна из универсальных культурных идей ХХ в.сыграл свою роль и в понимании П. как одной из шести модальностей (см.), при помощи которых мы описываемотношение высказывания к реальности П. здесь тестосвязано с прагматикой, то есть взаимоотношениямиговорящего, слушающего и контекста высказывания. Например, релятивность понятий "маленький" и "большой"показал Свифт в романе о Гулливере: в стране лилипутов Гулливербыл великаном, в стране великанов - лилипутом. Весьма тщательно проработана идеология П. в романеТолстого "Война и мир", где само разделение на П. войны и П.мира опосредует дальнейшее разделение: в салоне Шерер нельзяделать то, что можно в Павлоградском полку; у Ростовыхпозволено то, что запрещено у Волконских (см. также норма). В прагматике П. наиболее важную роль играют понятия"здесь" и "там": они моделируют положение говорящего ислушающего друг по отношению к другу я по отношению к внешнемумиру. Следует разделять здесь, там и нигде с маленькой и большой буквы. Иначе будет путаница. Можносказать: "Он здесь, в Москве", а на вопрос: "Где именно вМоскве" - сказать: "Да там, на Тверской". При этом вроде быинтуитивно ясно, что здесь должно быть всегда ближе, чем там.Но это не так. Слово "здесь" с маленькой буквы означает П., котороенаходится в отношении сенсорной достижимости со стороныговорящего, то есть находящиеся "здесь" предметы он можетувидеть, услышать или потрогать. Слово "там" с маленькой буквы означает П. "находящееся заграницей или на границе сенсорной достижимости со стороныговорящего. Границей можно считать такое положение вещей, когдаобъект может быть воспринят лишь одним органом чувств, напримерего можно видеть, но не слышать (он находится там, на другомконце комнаты) или, наоборот, слышать, но не видеть (оннаходится там, за перегородкой). Слово "Здесь" с большой буквы означает П., объединяющееговорящего с объектом, о котором идет речь. Это может бытьреально очень далеко. "Он здесь, в Америке" (при этом говорящийможет находиться в Калифорнии, а тот, о ком идет речь, воФлориде или Висконсине). С прагматикой П. связан чрезвычайно интересный парадокс.Естественно предположить, что если объект находится здесь, тоон не находится где-то там (или нигде). Но если эту логикусделать модальной, то есть приписать обеим частям высказыванияоператор "возможно", то получится следующее. Возможно, что объект находится здесь, но, возможно, и нездесь. На этом парадоксе построены все сюжеты, связанные с П.Например, Гамлет в трагедии Шекспира убивает Полония по ошибке.Ошибка эта таится в структуре прагматического П. Гамлет думает,что там, за портьерой, скрывается король, которого он исобирался убить. П. там - место неопределенности. Но и здесьможет быть местом неопределенности, например когда к вамявляется двойник того, кого вы ждете, и вы думаете, что Хнаходится здесь, а на самом деле он где-то там или его вовсеубили (Нигде). (О структуре П. как модальности в совокупности с другими модальностями см. сюжет.) Лит.: Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1976. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика иструктура. - М., 1983. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования вобласти мифопоэтического: Избранное. - М., 1996. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.,1986. Фрейд З. Толковавие сновидений. - Ереван, 1991. Флоренский П. Обратная перспектива // Учен. зап.Тартуского ун-та, 1969. Вып. 236. Руднев В. Визуальные стратегии во враждебном пространстве// Художественный журнал, 1995. - М 8. Руднев В. "Здесь" - "там" - "нигде" (Пространство и сюжетв драматургии) // Московский наблюдатель, 1994. - No 3/4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.