Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какое правило ответа нарушено в приведенных примерах 3 страница




Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ

 

1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. – М., 2007.

2. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2004.

4. Кириллов В.И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. –М., 2002.

5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. –М., 1987.

6. Солодухин О.А. Логика. – Ростов н/Д., 2000.

 

Вариант 10

 

Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос:

Операции над понятиями.

Задание 2. Раскройте следующие понятия:

Аргументация; аргумент – к авторитету, к верности, к выгоде, к здравому смыслу, к невежеству, к силе, к состраданию; демонстрация, довод, доказательство, критика, обоснование тезиса, тезис, спор, эристика.

Задание 3. Ответьте на вопросы:

Что представляет собой закон противоречия? Объясните, почему этот закон не действует, если речь идет о разных объектах, в разное время и в различных отношениях?

Задание 4. Решите тесты:

А) К какому виду суждений относится рассуждение?

1. Если не контролируешь себя, то тебя контролирует кто-то другой 2. Лишь при условии добросовестного отношения к учебе вы можете стать от­личником 3. Предложение и спрос идентично взаимодействуют на всех видах рынка 4. Люди получают друг от друга необхо­димые потребительские блага или услуги 5. Среди косвенных налогов главные поступления в бюджет обеспечиваются налогом на добавленную стоимость, таможенными пошлинами, акцизами 1.Соединительное 3. Разделительное 3. Условное

 

Б) По какой фигуре силлогизма построено умозаключение

1. Все экономисты знают логику. Зайцев не знает логики. Зайцев не экономист. 2. Осмотр места происшествия имеет одной из задач обнаружение следов преступление. Осмотр места происшествия следственное действие. Некоторые следственные действия — обнаружение следов преступления. 3. Мышление — психический процесс. Психические процессы имеются у животных. Следовательно, мышление имеется и у животных. 4. Растрата — хозяйственное преступление. Хозяйственное преступление — опасное деяние, предусмотренное УК. Некоторые опасные деяния, предусмотренные УК, являются растратой. 1. По первой 2. По второй 3. По третьей 4. По четвертой

 

Задание 5. Решите задачу и упражнения

 

А) Определите логические отношения между следующими понятиям
и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

—российский рынок — мировой рынок;

—гуманитарный факультет — институт;

—ученый — историк — доктор исторических наук;

—мужчина — сын — отец;

—деньга — кредитные деньги — чек — вексель;

—фактор — фактор, влияющий на конъюнктуру рынка, — временный фактор — сезонный фактор — постоянный фактор — циклический
фактор;

—самолет — реактивный самолет — реактивный двигатель;

—корреспондент — журналист;

—вуз — институт — техникум.

Б) Из записок инспектора Лосева.Произошла кража, и было задержано трое подозреваемых. Один из них вор - лжет систематически, другой соучастник - иногда лжет, а иногда говорит правду, последний, подозреваемый напрасно, - вообще никогда не лжет. Лосев начал дознание с вопросов о профессии каждого из задержанных. Их ответы были такими:

Борис: Я маляр. Алексей - настройщик роялей. Шура - декоратор.

Алексей: Я врач. Шура - страховой агент. Что касается Бориса, то если вы его спросите, он ответит, что он маляр.

Шура: Алексей настраивает рояли. Борис - декоратор, а я - страховой агент.

Лосев, ведущий допрос, хотел бы знать профессию соучастника. Помогите ему.

 

В) Определите посылки, заключение и вид сложного дедуктивного умозаключения.

— Все научные законы имеют объективное содержание. Все законы общества — научные законы. Все экономические законы — законы общества. Все законы микроэкономики — экономические законы. Значит, все законы микроэкономики имеют объективное содержание.

— Бригада строителей не выполнила дневное задание, потому что или не работал подъемный кран, или не был вовремя доставлен раствор бетона. Установлено, что раствор бетона был доставлен вовремя. Следовательно, бригада не выполнила дневное задание потому, что не работал подъемный кран.

—Если реформирование всех сфер общественной жизни проводить энергично и целеустремленно, то наше общество через определенное время достигнет уровня развитых стран в социально-экономической сфере. Если же ограничиться косметическими полумерами, то отстава­ние России в этой сфере будет неуклонно возрастать. Но в настоящее время существуют лишь две возможности — либо энергично и целеуст­ремленно реформировать все сферы общественной жизни, либо огра­ничиться косметическими полумерами. Следовательно, либо Россия через определенное время выйдет на уровень развитых стран в соци­ально-экономической сфере, либо ее отставание будет неуклонно воз­растать.

 

Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ

 

1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. – М., 2007.

2. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2004.

4. Кириллов В.И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. –М., 2002.

5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. –М., 1987.

6. Солодухин О.А. Логика. – Ростов н/Д., 2000.

При составлении практической части контрольных работ использовались материалы книг:

Блажевич Н.В. Селиванов Ф.А. Лекции по эристике. – Тюмень, 2002.

Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М., 1999.

Каверин Б.И. Демидов И.В. Логика и теория аргументации. – М., 2005.

Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Что такое логика? Предмет логики как науки.

2. Основные этапы развития логики.

3. Основные законы логики.

4. Софизмы и паралогизмы. Логические парадоксы.

5. Что такое понятие? Понятие и слово, их отношение.

6. Содержание и объем понятия. Виды понятий по их содержанию и объему.

7. Понятия сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые.

8. Понятия соотносительные и безотносительные, собирательные и несобирательные.

9. Понятия пустые и непустые, единичные и общие.

10. Определение понятия, виды определений. Род и вид.

11. Правила определения понятия. Ошибки в определении.

12. Деление понятия. Правила деления. Ошибки в делении.

13. Обобщение и ограничение понятий. Что такое плеоназм?

14. Что такое суждение? Суждение и предложение. Структура суждения. Что такое термин суждения?

15. Простые суждения, их виды по качеству и количеству. Что такое квантор (кванторное слово)

16. Выделяющие и исключающие суждения.

17. Распределенные и нераспределенные термины суждений.

18. Объединенная классификация суждений по количеству качеству. Логический квадрат.

19. Отношение суждений по значениям и истинности в логическом квадрате.

20. Сложные суждения, их виды. Конъюкция.

21. Разделительные суждения (дизъюнкция), их виды.

22. Условные суждения (импликация), их виды.

23. Суждения категорические и модальные. Виды модальности.

24. Что такое умозаключение? Виды умозаключений, их роль в познании.

25. непосредственные умозаключения: обращение, превращение, противопоставление предикату.

26. Простой категорический силлогизм, его структура. Общие правила простого силлогизма (правила терминов и посылок).

27. Четыре фигуры простого силлогизма: сравнительная характеристика. Частные правила силлогизмов.

28. Модусы четырех фигур силлогизма (назвать несколько правильных модусов разных фигур).

29. Энтимема, ее виды. Полисиллогизм.

30. Сорит и эпихейрема.

31. Условные умозаключения, его виды. Правила условно-категорического силлогизма.

32. Разделительное умозаключение, его виды. Правила разделительно-категорического силлогизма.

33. Условно-разделительное умозаключение. Дилемма, его виды.

34. Индуктивное умозаключение, его роль и структура. Полная и неполная индукция. Виды неполной индукции.

35. Научные методы индуктивного установления причинных связей.

36. Умозаключение по аналогии: сущность и логическая структура. Виды аналогии.

37. Гипотеза как форма развития знания. Виды гипотез. Доказательство и опровержение гипотезы.

38. Логическая сущность вопроса и ответа. Виды вопросов и ответов. Основные правила вопросно-ответного диалога.

39. Что такое аргументация, доказательство и опровержение? Структура и способы аргументации.

40. Что такое тезис? Основные правила тезиса в аргументации.

41. Что такое аргументы (или основания, доводы)? Основные правила аргументов.

42. Что такое демонстрация в доказательстве (опровержении)? Основные правила демонстрации.

43. Диалог как вид общения. Соотношение понятий о беседе, дискуссии и споре. Пропонент, оппонент и слушатели.

44. Что такое эристика? Общие и частные приемы спора. Допустимые приемы спора.

45. Грубые непозволительные приемы спора. «Утонченные» непозволительные приемы в споре.

46. С.И. Поварнин о стратегии эриста в искусстве противостояния софизмам и уловкам в споре.

47. Что такое риторика? Основные этапы развития риторики.

48. Риторический канон. Общая структура публичной речи.

49. Основной закон современной неориторики. Доводы к логосу, пафосу, эпосу.

50. Что такое риторические тропы и фигуры? Что такое метафора?

51. Что такое эпитет? Для чего нужны образные определения, сравнения?

52. Что такое метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола?

53. Что такое антитеза, повтор и период как риторические фигуры?

54. Риторический вопрос и восклицание. Вопросно-ответный ход.

55. Цицерон об идеальном ораторе. Логика и риторика в их единстве.

Часть П. Риторика

Семинарские занятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.