КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Какое правило ответа нарушено в приведенных примерах 2 страница
Б) Отношения между суждениями как способ логической аргументации
Задание 5. Решите задачу и выполните упражнения:
А) Найти и охарактеризовать логические ошибки в делении понятий. 1. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные, каждое из них может быть восклицательным и невосклицательным. 2. Пушкин уважает и любит Татьяну за то, что она видит в окружающей её среде всю пошлость и пустоту не только помещичьего, но и московского дворянства. 3. Это произведение помогло мне лучше понять жизнь казахского народа и поставило на новую ступень исторического развития казахскую литературу. 4. Леса бывают хвойные, смешанные, сосновые и лиственные. 5. Войны бывают справедливые, несправедливые и освободительные. 6. Грамматические предложения бывают простыми, сложными, сложноподчинёнными и бессоюзными. 7. На семинар были приглашены учителя разных специальностей: химики, биологи, филологи, иностранного языка, организаторы внеклассной работы, завучи по учебной работе. Б) Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении понятий в приведенных ниже примерах? – Конституция. Основной закон государства. – Нравоучение. Проповедь. – Прибыльность. Рентабельность. – Ложь. Неправда. – Бизнесмен. Делец. – Эффектный. Эффективный. –Неправовая норма. Моральная норма. – Персона. Персонаж. Персоналии. – Дельный. Деловой. Деловитый. – Героика. Героизм. Геройство
В) Проверьте по правилам категорического силлогизма, являются ли приведённые ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение — истинным суждением. 1. Ни один скряга не пьёт много пепси. Никто, кроме скряг, не станет собирать скорлупу от яиц. Ни один человек, пьющий много пепси, не станет собирать скорлупу от яиц. 2. Некоторые здоровые люди прожорливы. Ни один нездоровый человек не силён. Некоторые прожорливые люди не сильны. 3. Все ослы злы. Ни один щенок не зол. Щенки не ослы. 4. Ни одна ящерица не ходит в парикмахерскую. Все вы посещаете парикмахерскую. Некоторые из вас не ящерицы. 5. Некоторые нелюбезные замечания вызывают раздражение. Ни одно критическое замечание не любезно. Все критические замечания вызывают раздражение. 6. Золото тяжёлое. Ничто, кроме золота, не сможет заставить его замолчать. Ничто лёгкое не сможет заставить его замолчать. 7. Я - человек. Ты - не я. Ты не человек. 8. Жизнь - борьба. Дзюдо - борьба. Жизнь -дзюдо. 9. Все педагоги воспитаны. Он не педагог. Он не воспитан. 10. Все кошки смертны. Сократ смертен. Сократ -кошка. 11.Закон исключённого третьего - закон мышления. Закон исключённого третьего впервые сформулирован Аристотелем. Некоторые законы мышления впервые сформулированы Аристотелем. 12. Ни одна захватническая война не может быть справедливой. Освободительные войны не могут быть захватническими. Освободительные войны являются справедливыми. 13. Все рабовладельческие государства являются диктатурой рабовладельцев. Государство Древнего Рима было рабовладельческим. Государство Древнего Рима являлось диктатурой рабовладельцев. 14. Книги - источник поучения и развлечения. Таблица логарифмов - книга. Таблица логарифмов - источник поучения и развлечения. Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ 1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. – М., 2007. 2. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2004. 3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2004. 4. Кириллов В.И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. –М., 2002. 5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. –М., 1987. 6. Солодухин О.А. Логика. – Ростов н/Д., 2000. Вариант 6
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос: Логика вопросов и ответов. Задание 2. Раскройте следующие понятия: Аргументация, дискуссия, доказательство, критика, круг в доказательстве, обоснование тезиса, опровержение, ошибка в доказательстве, пропонент, оппонент, тезис доказательства, подтверждение. Задание 3. Ответьте на вопрос: Почему частоутвердительные суждения (I) не поддаются преобразованию путем противопоставления предикату? Задание 4. Решите тесты: А) Укажите, в каких случаях для логического доказательства следует использовать деление понятия, а в каких — расчленение целого на части
Б) К какому виду сложных умозаключений относится данное рассуждение.
Задание 5. Решите задачу и выполните упражнения А) Проверьте правильность следующих определений: —адвокат — специалист права, защищающий в суде обвиняемых; —менеджер — специалист по управлению; —специалист по связям с общественностью — это человек, который управляет общественными связями; — правоисполнение означает строгое и точное следование юридическим законам; —физика — это наука, не изучающая экономические явления; —рынок — наихудший способ организации хозяйства, за исключением всех остальных; — обмен — не акт производства; — дилер — посредник, осуществляющий продажу товара непосредственно потребителю; — жизнелюб — это человек, который любит сам пожить и окружающим дать жизни; — экономист — человек, занимающийся экономической деятельностью; — маркировка — индексация технических документов или товара; —счет — документ, в котором указана причитающаяся за что-либо денежная сумма. Б) Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата, и укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чём они заключаются. 1. Истинно, что некоторые мероприятия Наполеона были прогрессивны, значит истинно, что некоторые мероприятия Наполеона не были прогрессивными. 2. Ложно, что некоторые сражения не принесли Суворову победы; значит истинно, что некоторые сражения принесли Суворову победу. 3. Ложно, что некоторые мысли невыразимы; значит истинно, что все мысли невыразимы. 4. Истинно, что некоторые мысли можно выразить жестами; значит истинно также, что некоторые мысли нельзя выразить жестами. 5. Истинно, что некоторые болезни пока не излечимы; значит, истинно, что некоторые болезни излечимы. 6. Истинно, что Юрий Гагарин — первый космонавт; значит истинно также, что ни один человек до Гагарина не летал в космос. 7. Истинно, что некоторые государства являются унитарными, значит ложно, что ни одно государство не является унитарным. 8. Ложно, что все французские энциклопедисты XVIII в. были идеалистами; значит ложно, что некоторые французские энциклопедисты XVIII в. были идеалистами. В) Переход через пустыню. Какое наименьшее число носильщиков следует нанять путешественнику, чтобы совершить шестидневный переход через бесплодную пустыню, если он сам и каждый из носильщиков могут нести лишь четырехдневный запас пищи и воды для одного человека? Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ
1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. – М., 2007. 2. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2004. 3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2004. 4. Кириллов В.И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. –М., 2002. 5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. –М., 1987. 6. Солодухин О.А. Логика. – Ростов н/Д., 2000.
Вариант 7
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос: Аналогия как форма умозаключения. Задание 2. Раскройте следующие понятия: Умозаключение, дедуктивное умозаключение, силлогизм, простой категорический силлогизм, термины силлогизма, посылка, вывод силлогизма, фигура силлогизма, модус, сложный силлогизм, разделительный силлогизм, условный силлогизм, дилемма, правил посылок, правила терминов. Задание 3. Ответьте на вопросы: На каком основании выделяются виды сложных суждений? Какие есть виды сложных суждений? Задание 4. Решите тесты: А) Определите виды ответов
Б) Исключите лишнее слово: а) дебаты, монолог, диалог, полилог; б) острая полемика, спокойная полемика, умеренная полемика, неразборчивая полемика; в) спор из-за тезиса, спор из-за аргумента, спор с оппонентами, спор из-за демонстрации; г) спор при слушателях, спор для слушателей, спор без слушателей; д) дебаты, дрязги, свара, перебранка, дискуссия. Задание 5. Решите задачу и выполните упражнения А) 1) О каких уловках идет речь в следующем тексте: Известный современный философ Й. Хёйзинга в книге «Homo Ludens. В тени завтрашнего дня» пишет: «В Древнем Риме долгое время любые средства были хороши, чтобы одолеть в суде противную сторону. Истец обличался в траурные одежды, вздыхал и стенал, громогласно ссылался на благо государства, приводил с собой в суд как можно больше клиентов, дабы усугубить впечатление, одним словом, делал все то, что еще делается порой и в наше время». 2) Исключите лишнее слово: А) Аргумент к авторитету, довод к публике, условное принятие аргумента, чтение в сердцах. Б) Оттягивание возражения, объявление довода произвольным, подставление противоречивой мысли, обращение к состраданию. В) Слово в конце спора, бойцовское поведение, возложение бремени доказывания на противника, эффект внезапности. Г) Логическая диверсия, аргумент к невежеству, обращение к здравому смыслу, довод к выгоде. Д) Наведение на ложный след, доводы в разброс, выведение из равновесия, отвлечение. Б) 1. Правильно ли поставлены следующие вопросы: А) Когда ты бросил курить? Б) Кто ваши родители? В) Какое преступление является уголовно наказуемым? Г) Какие детективы следует читать, чтобы стать юристом? Д) Полезен или вреден алкоголь? Е) Кто из твоих друзей оскорбил этого человека? Ж) Занимались ли вы когда-нибудь общественной работой? З) Почему падающие тела теряют вес? И) Что первично - слово или дело? К) Может ли бог создать такой камень, который сам не смог бы поднять? Л) Почему мёртвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой? В) Перетягивание каната.Однажды в минуту отдыха друзья-мушкетеры Атос, Портос, Арамис и Д, Артаньян решили немного поразвлечься в перетягивании каната. Портос с Д, Артаньяном легко перетянули Атоса с Арамисом. Но когда Портос стал в паре с Атосом, то победа против Арамиса с Д, Артаньяном досталась им уже не так легко. А когда Портос с Арамисом оказались против Атоса с Д, Артаньяном, то никакая из этих пар не смогла одолеть другую. Определите, как мушкетеры распределяются по силе. Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ
1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. – М., 2007. 2. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2004. 3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2004. 4. Кириллов В.И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. –М., 2002. 5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. –М., 1987. 6. Солодухин О.А. Логика. – Ростов н/Д., 2000.
Вариант 8 Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос: Общая характеристика суждений и их классификация. Задание 2. Раскройте следующие понятия: Признак предмета, содержание понятия, объем понятия, класс (логический), элемент класса, универсальный класс, единичный класс, пустой класс, понятие, регистрирующее понятие, сравнимые понятия, несравнимые понятия, совместимые понятия, несовместимые понятия, контрарные понятия, контрадикторные понятия. Задание 3. Ответьте на вопросы: Можно ли рассматривать понятия доказательство и подтверждение как равнозначные? Если нельзя, то почему? Задание 4. Решите тесты: А) Логика как наука
Б) Какая ошибка допущена в данных утверждениях?
Задание 5. Решите задачу и упражнения
А) Дайте объединенную классификацию суждений, отобразите отношения терминов с помощью «кругов Эйлера», установите распределенностъ субъекта и предиката. — Честный ученый не может устраниться от решения нравственных проблем научной деятельности; — некоторые соглашения не являются выгодными для обеих сторон; — многие виды преобразующей деятельности человека негативно изменяют условия развития естественных систем; — по некоторым делам предусматривается законом обязательное проведение экспертиз; — критическая публикация в газете не проходит бесследно; — современный этап в развитии нашей страны характеризуется ростом демократических тенденций; — несколько лет М.Ю. Лермонтов жил на Кавказе; — в архивах хранятся и закрытые дела; —человек осваивает космическое пространство. Б) Используя материал данных ниже ситуаций, постройте различные виды умозаключений. Проверьте их логическую состоятельность. 1. „Не было гвоздя - подкова пропала. Подкова пропала - лошадь захромала - командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя". (С. Маршак) 2. В рассказе Конан Дойла „Берилловая диадема" банкир Александр Холдер, в доме которого произошла кража драгоценности - берилловой диадемы, - обратился к помощи Шерлока Холмса. Холдер был уверен, что в краже виновен его сын Артур, так как ночью, когда была совершена кража, в его руках он видел диадему, у которой не хватало одного из золотых углов с тремя бериллами. Однако Холмс установил, что к краже диадемы причастна племянница Холдера, которая передала диадему через окно своему любовнику. Рассказывая Холдеру о результатах расследования, Холмс сказал, в частности, следующее: „Мой старый принцип расследования состоит в том, чтобы исключить все явно невозможные предположения. Тогда то, что остаётся, является истиной, какой бы неправдоподобной Она ни казалась. Рассуждал я примерно так: естественно, не вы отдали диадему. Значит, осталась только ваша племянница или горничные. Но если в похищении замешаны горничные, то ради чего ваш сын согласился принять вину на себя? Для такого предположения нет оснований. Вы говорили, что Артур любит свою двоюродную сестру. И мне стала понятна причина его молчания: не хотел выдавать Мэри. Тогда я вспомнил, что вы застали её у окна и что она упала в обморок, увидев диадему в руках Артура. Мои предположения превратились в уверенность". 3. На вопрос доктора Ватсона, каким образом Холмс узнал, что он утром был на почте и отправил телеграмму, последний сказал следующее: „Мне известно, что утром вы не писали никаких писем, ведь я всё утро сидел напротив вас. В открытом ящике вашего бюро я заметил толстую пачку почтовых открыток и целый блок марок. Для чего же тогда идти на почту, как не за тем, чтобы послать телеграмму? Отбросьте всё, что не могло иметь места, и останется один-единственный факт, который и есть истина". 4. Внимательно осмотрев комнату, в которой было совершено преступление, Шерлок Холмс сказал доктору Ватсону следующее: „Нам известно, что преступник не мог попасть в комнату ни через дверь, ни через окно, ни через дымовой ход. Мы знаем также, что он не мог спрятаться в комнате, поскольку в ней прятаться негде. Как же тогда он проник сюда? - Через крышу! - воскликнул я. - Без сомнения. Он мог проникнуть в эту комнату только через крышу". 5. В одном из номеров газеты „Известия" сообщалось о любопытном случае, происшедшем на складе одного из магазинов Саратова. На складе внезапно начался пожар. Как утверждали продавцы, ничего особо огнеопасного на складе не было. Электропроводка оказалась исправной. В склад никто не входил не только с горящей папиросой, даже со спичками в кармане. Изучили список товаров, хранящихся на складе. Оказалось, что наряду с другими товарами там хранился ящик с бумажными пистонами для детских хлопушек. Но как могли загореться пистоны? Возникла версия: искра могла возникнуть от трения мышиных зубов о взрывчатую начинку пистонов. Решили проверить. Отловили мышей, „нагуляли" им аппетит, затем подпустили к коробке с пистонами. Проголодавшиеся мыши стали грызть пистоны, в которых, как оказалось, их привлёк клей, склеивающий полоски бумаги с положенными между ними крупицами зарядов. В) Осуществите все возможные выводы по логическому квадрату 1. Некоторые правонарушения не являются преступлениями. 2. Все преступления являются правонарушениями. 3. Среди преступлений есть преступления против личности. 4. Некоторые правонарушения являются преступлениями. 5. Большинство преступлений успешно раскрывается. 6. Ни одно из преступлений не остается безнаказанным. Основная литература из фондов библиотеки Тюм ГАСУ
1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. – М., 2007. 2. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2004. 3. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. – М., 2004. 4. Кириллов В.И Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. –М., 2002. 5. Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. –М., 1987. 6. Солодухин О.А. Логика. – Ростов н/Д., 2000.
Вариант 9
Задание 1. Законспектируйте следующий вопрос: Простой категорический силлогизм, его структура, фигуры и модусы. Задание 2. Раскройте следующие понятия: Вопрос, неизвестное, известное, базис вопроса, предпосылка вопроса, контекст вопроса, ареал вопроса, проблемное поле, ответ, позитивный ответ, негативный ответ, прямой ответ, косвенный ответ, краткий ответ, развернутый ответ, исчерпывающий ответ, частичный ответ, ответ по существу. Задание 3. Ответьте на вопросы: Возможно ли представить экзистенциальные и релятивные суждения как атрибутивные? Если возможно, то почему? Задание 4. Решите тесты: А) Определите, какой вид аналогии применен в каждом рассуждении в качестве логического основания
Б) Закон противоречия как средство логической аргументации
Задание 5 Решите задачу и упражнения А) Установите, какие из приведенных ниже выражений естественного языка имеют одинаковую логическую форму. — Некоторые работники нарушают трудовую дисциплину. —Все аудиторы — экономисты. —Каждый человек имеет право на труд. —Среди ПР-специалистов есть женщины. —Иванов окончил гуманитарный факультет МГЭИ и стал специалистом-международником. —Москва — столица России. —Если у человека есть деньги, то он может купить товар. —В библиотеке есть интересные книги. —Ни один студент нашей группы не имеет академической задолженности. —Все социальные разногласия между партнерами были урегулированы в результате переговоров. —Фирма вправе принимать любые решения, если это не противоречит действующему законодательству. —Михайлов с отличием окончил МГУ и получил диплом экономиста. —Ни один продавец не имеет права нарушать права покупателя. —Если потребители получают общественные товары в равных объемах, то и платить за них налоги они должны в равной мере. —Каждая страна имеет свой гимн. Б) Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям: —полезность; —сборная команда России; —Международный союз металлургов; —связь с общественностью; —экономический рост; —производительность; —журналист. В) Сограждане. Джон, Сэм и Том живут в одном городе. Один из них журналист, один физик и один главный редактор городской газеты. Кто чем занимается, если известно, что недавно физик сделал открытие и решил попросить знакомого журналиста написать об открытии статью? Когда физик позвонил журналисту, то ему ответили, что тот сдаёт материал главному редактору городской газеты. Также известно, что Том никогда не слышал о Сэме.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |