Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторический анализ текста




Ри­торический анализ отличается своей многогранностью, так как охватывает целое произведение, устное или письменное, от анализа дискурса (потока жизни, ситуации, породившей данное выс­казывание) до выбора слов. Примерный план анализа следую­щий.

1. Общая характеристика текста: устный или письменный, вид красноречия — политическое, судебное, деловой документ, по­этическое произведение.

2. Жанр и предметное воплощение: письмо, лекция, надпись на стене, речь на митинге, телеграмма, спектакль, монолог в спек­такле и т. п.

3. Характеристика содержания: жизнеописание, текст закона, разговор друзей, рассказ о событиях, картина ландшафта (описа­ние) и пр.

4. Анализ дискурса: ситуация жизни, события до и, возможно, после, кто говорит, кому, с какой целью, при каких обстоятель­ствах и пр.

5. Что известно об авторе, уровень его интеллекта, духовного склада?

6. Кто предполагаемый адресат, на какой уровень восприятия и понимания ориентировано высказывание и т.п.?

7. В каком стилистическом ключе построен текст (стиль, его разновидность), какими средствами выражена стилистическая принадлежность?

8. Композиция, построение речевого произведения, сюжетные линии и пр.

9. Характеристика риторических средств: фигуры, тропы, фра­зеология, афоризмы, монологи и диалоги, архаизмы, диалектиз­мы и пр.

10. Соблюдение нормы культуры речи, требований литератур­ного языка. Особенности авторского стиля речи.

11. Если возможно — сведения о восприятии текста, степени его воздействия на читателей и слушателей, разночтениях, оцен­ках, влиянии произведения на развитие науки, искусств, культу­ры (театральные и кинематографические интерпретации, созда­ние произведений живописи, использование сюжета или образов другими авторами и пр.).

12. Ответ на три вопроса: что хотел сказать автор; что сказал; что сказал ненамеренно? (Н. А. Ипполитова).

13. Подберите десять разных текстов. Устно потренируйтесь в их рито­рическом анализе. Затем выберите один из текстов и выполните его пол­ный анализ в письменном виде: получится связное сочинение типа ана­лиза, или аннотации, или рецензии. Возможно, вам удастся озаглавить его, отработать внутренние связи, ввести выразительные средства.

14. Представьте себя журналистом, оратором, адвокатом, премьер-министром, театральным критиком, клоуном в цирке... Войдите в роль, постарайтесь выполнить свои функции, как в ролевой игре. Повторяйте это упражнение как можно чаще, сначала без свидетелей.

 

Ш. Инвенция (изобретение содержания речи)

В процессе выбора темы и определения целевой установки П. Сопер рекомендует ораторам для контроля ставить перед собой следу­ющие вопросы:

1. Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать
интересной для меня?

2. Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться
достаточными данными?

3. Смогу ли я уложиться в отведенное время?

4. Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?

5. Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?

В первом разделе (каноне) классической риторики — инвен­ции (в русских переводах — «изобретение») такая последова­тельность: выбор темы -^ сбор материала —> мысленная основа речи —» позиция автора.

Деление тем: широкая тема —> узкая —» подтема —» микротема (дальнейшему делению не подлежит). Пример сужения и суборди­нации тем:

Подтема — «Смутное время»; уже — «Минин и Пожарский».

Микротема — «Подвиг Сусанина», еще уже — «Опера "Жизнь за царя"».

Соотнесение темы и заглавия:

Тема Заглавие

Будни войны «Дни и ночи» К. Симонова

Респрессии 30-х годов «Реквием» А.А.Ахматовой

Победа над собой «Прекрасная Адыгене»

Крестьянские дети В. Солоухина

«Крестьянские дети»

Н. А. Некрасова

Жестокость подавления Поль- «За что?» Л.Н.Толстого

ского восстания в 1830 г.

 

 

Примеры мотивов и критериев выбора темы:

1. Учебные мотивы студента: логика изучаемого предмета, что студент считает важным, задание профессора и т. п.

2. Мотивы, идущие от ситуации и цели предстоящего сочине­ния: чисто информационные цели; цель — заинтересовать слуша­телей; цель — агитационная, цель убеждения; цель — побуждение собеседников к поступку, действию.

3. Мотивы личные: духовные запросы личности, «духовная жаж­да», «стяжание духа»; планы жизни, мечты, увлечения.

4. Ниже дан перечень тем по разным предметам знания. Вам пред­лагается: 1) осмыслить эти темы, оценить их с точки зрения своих возможностей, готовности к выступлению с докладом, к сочинению; 2) из каждого раздела выбрать по одной теме для углубленной работы над нею; 3) по одной из тем, по вашему свободному выбору, подгото­вить доклад или сочинение, выступить с ним публично, затем дать са­моанализ и сделать самооценку (мотивированную, разумеется, по кри­териям).

 

Примеры для выбора (они ориентированы на возможности сту­дентов):

История

1. Распространение христианства на Руси (до 988 г. и после).

2. Афины, Аттика, Спарта.

3. Александр Македонский как личность.

4. Россия и Америка, XIX в.

5. Варфоломеевская ночь, причина и последствия.

6. Роль Новгорода в становлении государственности Руси.

7. Рим и Европа, 1-е тысячелетие.

8. В.О. Ключевский как историк.

Народы мира

1. Современная Россия как многонациональное государство.

2. Русско-германские культурные связи.

3. Призвание варяжских князей: исторический парадокс или обычное явление в истории?

4. Народы Индии.

5. Нивхи.

6. Жизнь Арапа Петра Великого.

7. Судьбы народов Поволжья.

Путешествия

1. Восхождение на Фудзияму.

2. Из Петербурга в Москву — из Москвы в Петербург.

3. Русская литература «хожений».

4. Путешествия Николая Рериха.

5. Космические путешествия — наше будущее?

6. В глубины океана.

7. Туризм на рубеже веков.

Человек

1. Человек прошлого — человек будущего.

2. Гуманизм как философское учение и как социальная прак­тика.

3. Что я понимаю под богатством духовного мира человека?

4. Действительно ли человек — венец природы?

Психология

1. Психология личности.

2. Л. С. Выготский: воображение и творчество.

3. Современные теории бессознательного.

4. Психология нравственности.

Язык

1. Языки мира: судьбы языков.

2. Язык и речь — две стороны единого предмета.

3. Теория билингвизма.

4. Очерк семиотики.

5. Русский язык в славянском мире.

6. Стилистика.

7. Механизмы восприятия и понимания речи.

Логика

1. Аристотель — автор «Логики».

2. Структура доказательства, ошибки в доказательстве.

3. Культура мышления.

4. Логика и грамматика.

Жизнь выдающихся людей

1. Трагедия Жанны д'Арк.. 2. Владимир Соловьев — мыслитель и поэт.

3. Императрица Екатерина II.

4. Альберт Швейцер.

5. Семья Цветаевых в русской культуре.

6. Жизнь и смерть Иоанна Крестителя.

7. Леонардо да Винчи.

Литература и искусство

1. Архитектура — «застывшая музыка».

2. Споры о телевидении.

3. Литература эллинского периода.

4. Лев Толстой.

5. Волшебный мир балета (Майя Плисецкая).

6. Роль литературы в становлении норм языка (на примере Рос­сии).

7. «Гомер был слеп, но даль времен ясней, чем зрячий, ви­дел он».

8. Музыка и язык.

Образование и наука

1. Образовательная система Великобритании.

2. Перспективы генетики.

3. Проблемы одаренных детей.

4. Какое обучение можно считать развивающим?

5. Рентабельность образования в широком социальном смысле.

6. Гуманитарные науки в высшей школе.

7. Крупнейшие университеты Европы.

Закон

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Законы нравственные и юридические.

3. Русский юрист А. Ф. Кони.

4. Первые юридические акты на Руси.

5. Преступление и наказание — «Преступление и наказание».

Деловой мир

1. Рентабельность наукоемкого производства.

2. Есть ли предел роста урожайности сельхозкультур?

3. Современный аэропорт.

4. Торговые пути Древней Руси.

5. Что такое Единая энергетическая система?

6. Экологические перспективы Европы.

Политика

1. Политическая партия — ее статус, права, функции.

2. Экономика и политика.

3. У. Черчилль.

4. Монархии современной Европы.

5. Роль СМИ в современном обществе.

6. Мир и война.

Семья

1. Предки и потомки А. С. Пушкина.

2. Проблема отцов и детей.

3. Мемуарная литература XIX в.

4. Портрет конкретной современной семьи в России.

Духовный мир личности

1. Нравственность: социальный и личностный аспекты.

2. А. Ф. Лосев: жизнь и мировоззрение.

3. Нагорная проповедь Иисуса Христа.

4. Н. Бердяев «Царство Кесаря».

5. Ценностные ориентации молодежи в России на рубеже веков.

6. К. Д. Ушинский о роли родного языка в духовном мире чело­века.

 

5. Самостоятельно составьте подобную тематику по вашим личным интересам, увлечениям (не более 10 тем).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 7877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.