Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники материала и его накопление




Источники непосредственного опыта (познания): 1. Опыт текущей жизни. 2. Целенаправленные наблюдения, записи, ведение дневников и пр. 3. Научный эксперимент по методологии, принятой в той или иной науке. 4. Участие в экспедициях, научных и социальных программах. 5. Креативные источники: воображение, интуиция, творче­ство.     Источники опосредованного опыта: 1. Системы образования. 2. Печатное слово: книги, журналы, справочники, словари и пр 3. СМИ 4. Музеи, выставки, заповедн ки, памятники архитектуры и пр. 5. Информационные системы типа Интернета  

 

 

Приемы накопления и упорядочивания материала:

1.Знания накапливаются всегда, впрок, причем наиболее ин­тересное запоминается целенаправленно, записывается. Это от­носится не только к фактам и обобщениям, но и к датам, име­нам, числовым данным, афоризмам.

2. Выбор темы в какой-то мере определяется тем материалом, которым автор уже располагает. Когда же тема выбрана и осмыс­лена, автор «вживается» в нее, постоянно мысленно возвращает­ся к ней, иногда что-то записывает.

3. Успеху способствует предварительный набросок п л ан а, со­ставленный на ранних этапах подготовки выступления — докла­да, написания статьи и пр. В дальнейшем процессе план уточняет­ся и детализируется.

На начальных этапах сбора материала намечаются основные разделы и стержневые идеи замысла предстоящей речи.

4. Накопляемый материал всегда должен быть избыточен: лишнее отсекается на более поздних этапах.

5. При избытке материала успешнее протекает процесс его от­бора, систематизации, выделение главного и второстепенного, размещение фактов, примеров, аргументов, оживляющих текст и возбуждающих внимание аудитории.

6. Накопление материала рассчитывается так, чтобы иметь за­пас времени: не исключено, что на продвинутых этапах подго­товки доклада часть материала отметается по неубедительности, легковесности, тогда как нужны неопровержимые доказатель­ства.

 

 

IV. Материалы и задания по теме «Элокуция» (исполнение речи и цветы красноречия)

1. Самое необходимое умение — в сотую долю секунды из многих тысяч слов выбрать не только нужное слово, адекватное замыслу, но и самое лучшее.

Условия успешного выбора слов:

а) богатство лексического запаса в речевой памяти человека;

б) постоянная активизация словаря, преобладание активизи­рованного словаря над пассивным словарем;

в) натренированный механизм поиска слова, выбора и оцен­ки выбранного слова (необходимо приучать себя не использовать случайное слово);

г) критический самоанализ в итоге речи.

Каналы подготовки к этим умениям, сознательному выбору слова: психологическая установка, ясная, осознанная цель; создание дома библиотечки словарей, выработка потребности пользо­ваться ими постоянно, ежедневно; внимание к писательскому, авторскому выбору слова, умение при чтении следить не только за развитием сюжета, но и за выбором слов; наконец, выполне­ние специальных упражнений в выборе слов из ряда синонимов, редактирование текста — своего и чужого.

2. Для ознакомления со словарями ответьте на вопросы:

а). Что означает понятие «лексическая норма»?

б). Какие вы знаете словари, обеспечивающие лексическую норму (от академических толковых до словарей личных имен, названий жителей городов, регионов)?

в). Охарактеризуйте словари трудностей русского языка (напри­мер, словарь-справочник «Трудности употребления слов и вари­анты норм русского литературного языка» под ред. К. С. Горбаче-вича).

 

3. Подберите но несколько примеров и заполните графы таблицы.

Слова-омонимы Однозначные слова Многозначные слова Слова с фразеологически связанными значениями
       
       

 

4. Потренируйтесь в составлении тематических словников, опирай­тесь на оттенки значений слов. Тема «Ландшафт, пейзаж, простор полей».

В каждой группе даются примеры, но добавьте свои слова.

1. Архаичные: оратай, степь раздольная и пр.

2. Иноязычные: ландшафт, гербарий и пр.

3. Узкоспециальные: культиватор, кострика и пр.

4. Редкие: супески, в ночном и пр.

5. Из крестьянского быта: косовица, страда и пр.

6. Диалектные: супрядки; Айда на топанину по кряжики (В. Аста­фьев).

7. Поэтические: Колокольчики мои, цветики степные (В. К. Тол­стой).

8. Термины: перспектива, теодолит и пр.

9. Нейтральные: посевы, нива и пр.

Попытайтесь составить небольшой текст на тему «Просторы полей».

 

5. Паронимы — смешиваемые слова, разграничьте их значения, со­ставьте с ними предложения.

Будний—будничный, явно—явственно, обосновать (обосно­вывать—основать (основывать), надеть (надевать) — одеть (оде­вать), каменистый — каменный, желанный—желательный, факт — фактор, доверие —доверчивость, человеческий —человечный, романтический —романный, логический—логичный, царский — царственный, жизненный—житейский, дельный—деловой, гуман­ный—гуманистический, максимальный — максималистский, ры­бий — рыбный, черепичный — черепитчатый.

Подберите сами 10 пар паронимов, пользуйтесь словарями, пособи­ями.

Антонимы различаются: полные, симметричные, например любовьненависть, и неполные, квазиантонимы. В этих парах симметрия нарушена: любовьотвращение, антипатия.

Слова противопоставляются и по их переносным значениям: небоземля, свадьбапохороны.

 

 

6. Подберите антонимы к данным ниже словам, продолжив заполне­ние таблицы. Образец:

Полные Квазиантонимы Контекстуальные
утровечер утросумерки утро жизнисумерки жизни

Злоба, высоко, юность, тьма, юго-запад, легкомысленный, мудрый, упасть, спать, человек, жесткий, максимум, правда, жизнь, образование, найти, слабый, кричать, трезветь, нищий (сущ.).

 

7. Разграничьте слова, смешиваемые по оттенкам значения: это мо­гут быть синонимы, но не во всех случаях.

Пустословие — многословие — словоблудие — красноречие.

Говорливый — словоохотливый — многоречивый — болтли­вый.

Родина — отчизна — отечество.

Сверкает — сияет — блещет.

Рабство — неволя — несвобода — угнетение — гнет — плен.

Ложь — неправда — клевета — поклеп — лжесвидетельство.

Вестибюль — передняя — фойе — рекреация — предбанник.

Сравнение — сопоставление — параллель — аналогия — ассо­циация.

Образец — стандарт — модель — парадигма.

Клиника — поликлиника — амбулатория — лечебница.

Вокализ — вокализм — вокал — вокалист.

Мелодия — мелодика — мелодичность — меломания.

Образ — изображение — образность — изобразительность.

Изменник — предатель — перебежчик.

Коммуникация — коммуникативность — коммуникатор.

Компетенция — осведомленность — знание — образованность — ученость.

История — историография — историчность — историзм.

Роман — романтизм — романтичность.

Талант — талантливость — одаренность — способность — дар. Интеллигент — интеллигенция — интеллектуал — интеллект.

 

8. Раскройте многозначность слов по следующим их способностям:

Слово Его 2-е, 3-е и другие значения по нормативным словарям Переносные значения Фразеологические единицы

Золото, среда, печать, земля, рука, ручка, звено, летать, пол­зать, молчание, рыба, бык, рак, дом, кровь, стоять, мысль, во­ображение, рынок, стареть, тайна, время, влево, начерно, на­право, подниматься, белый, единица, перевести, взор.

 

 

9. Постройте антитезы объемом в одно предложение или в несколь­ко предложений: а) три с полными антонимическими парами; б) три с квазиантонимами; в) три с контекстуальными антонимами, когда про­тивопоставляются переносные значения.

Оцените их по критерию «логическая точность/оригинальность и выразительность», запишите свой вывод.

Далее предстоит работа с синонимами — словами, выражаю­щими одно и то же понятие, следовательно, тождественными или близкими по значению. Эти слова образуют синонимический ряд (или гнездо) с доминантой во главе. Она, как правило, стилисти­чески нейтральна, а члены синонимического ряда имеют семан­тические и стилистические оттенки, окраски, многие члены ряда экспрессивны, например фразеологические сочетания.

Пример синонимического ряда:

Небрежно, кое-как, халатно, наплевательски (разг.), неряшливо, недобросовестно, как попало, вкривь и вкось (разг.), шаляй-валяй (прост.), тяп-ляп (прост.), спустя рукава (разг.), нерачительно (стар.).

Синонимический ряд дает огромные возможности для выбора.

 

 

10. Подберите синонимы к данным словам-доминантам.

Банальный, ересь, загрязнять, много, неизбежный, словарь, фильм, язык (с учетом многозначности: три значения, следова­тельно, 3 ряда), огонь (3 значения), враг, жаловаться, языковед, лицемер, много, одежда, убить, горевать, сурово, шалить, хва­лить, частично, давно, печальный.

 

11. Выберите три синонимических ряда и составьте с каждым синони­мом предложение — такое, чтобы более или менее отчетливо выражался оттенок значения синонима, его экспрессия.

 

12. Определите, какие фразеологические единицы имеют значение:

1. Не говорить лишнего, молчать;

2. Достичь договоренности;

3. Становиться болтливым, разговорчивым;

4. Бояться, не хотеть, не мочь что-то сказать.

 

Язык не поворачивается; язык отнялся; Язык без костей; находить общий язык; держать язык за зубами; прикусить язык; распускать язык; болтать языком; проглотить язык; язык прилип к горлу; развязать язык; чесать языком; придержать язык; держать язык на привязи.

13. Прочитайте приведенные пословицы и поговорки со словом язык. Объясните, как вы понимаете содержание этих выражений. Какие еще пословицы с этим словом вы знаете?

 

Язык мой – враг мой, прежде ума глаголит. Языком мели, а рукам воли не давай. Язык до Киева доведет. Мал язык, да всем телом владеет. Шило и мыло гладило и катало, пряла и нашила, да все языком. Не спеши языком, торопись делом. Языком и лаптя не сплетешь. На языке мед, а под языком лед. Не ножа бойся, а языка.

14. Объясните смысл данных фразеологизмов, приведите примеры их употребления в речи.

Закрывать глаза на что-нибудь. Собираться с мыслями. Не за страх, а за совесть. Сам не свой. Кожа да кости. Быть на ножах с кем-нибудь. Как в воду опущенный. Скрепя сердцем. На худой конец. Быть в курсе дела. Держать порох сухим. Боевое крещение. Несолоно хлебавши.

 

V. Материалы и задания для повторения и укрепления навыков по всему курсу.

1. Афоризмы: мастерство речи

1. Конечная цель красноречия — убеждать людей.

(Честерфилд Филипп Дормер Стенхон,

английский писатель, XVIII в.)

 

2. Чтение — вот лучшее учение. Следить за мыслью великого человека есть наука самая занимательная.

(Пушкин Александр Сергеевич, великий

русский поэт, XIX в.)

3. Зачем ты выучил свой текст наизусть! Нам нужна свободно льющая­ся речь, живая, эмоциональная... Говори свободно, коротко, остроумно.

(Андроников Ираклий Луарсабович,

русский литературовед, писатель, импрови­затор)

4. Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страс­ти и сообщать им образ понятий.

(Сперанский Михаил Михайлович,

русский государственный деятель, XVIII— XIX вв.)

 

5. Обдумать надо мысль, а лишь потом писать!

Пока неясно вам, что вы сказать хотите,

Простых и ясных слов напрасно не ищите;

Но если замысел у вас в уме готов,

Вам нужные слова идут на первый зов.

(Б у а л о Никола. Французский теоретик

ли­тературы, поэт, XVII в.)

 

6. Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушате­ля, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, нако­нец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слуша­ющее сердце...

(Ключевский Василий Осипович,

рус­ский историк, XIX в.)

 

7. Только разработка предмета делает речь восхитительной... При­влечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить его к своим по­учениям, изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и наконец, замкнуть все это воспламеняющим или успокаивающим заключением.

(Цицерон М.Т.)

8. Если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжела­тельства к вам, то никакая логика, известная в подлунном мире, не сможет склонить его к вашей точке зрения.

(Карнеги Дэйл, философ, психолог,

ри­тор, США, XX в.)

 

9. Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями красноречия.

(Вольтер Мари Франсуа Аруэ, француз­ский писатель,

философ, просветитель, XVIII в.)

 

10. Стих, как монету, чекань

Строго, отчетливо, честно.

Правилу следуй упорно:

Чтобы словам было тесно,

Мыслям — просторно.

(Некрасов Николай Алексеевич, русский поэт, XIX в.)

 

 

11. Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у нее должно быть тело с головой и ногами, а туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому.

(Платон, древнегреческий мыслитель,

фи­лософ, ритор, V—IV вв. до н.э.)

 

12. Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, ис­кренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой и самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском.

(Кони Анатолий Федорович, русский юрист,

общественный деятель, XIX — XX вв.)

 

13. Сила мысли — творческая сила. Во вселенной нет другой такой творческой силы, и если бы люди знали и пользовались ею, их эволю­ция была бы гораздо более быстрой, чем она есть на самом деле... Чтобы хорошо жить, надо хорошо мыслить.

(Рерих Николай Константинович, русский художник,

археолог, мыслитель, XIX — XX вв.)

14. Речь удивительное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться ею.

(Гегель Георг Вильгельм Фридрих,

вели­кий немецкий философ, XVIII—XIX вв.)

 

15. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через него начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

(Евангелие от Иоанна)

16. Ржавеет золото и истлевает сталь.

Крошится мрамор.

К смерти все готово.

Всего сильнее на земле печаль,

И долговечней царственное слово.

(Ахматова Анна Андреевна, поэт, XX в.)

17. Для уразумения глубочайших и сокровеннейших истин нам не дано иных средств, кроме образов и сравнений.

(Шопенгауэр Артур, немецкий фило­соф, XIX в.)

 

 

18. При подготовке некоторых тем рекомендуется кое-что прочитать, выяснить, что делали и говорили другие по тому же вопросу. Но не начи­найте читать, прежде чем вы не исчерпали собственных мыслей. Это важно, очень важно. Подлинная подготовка состоит в том, чтобы из­влечь что-то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, оформить собственные убеждения.

(Карнеги Д.)

 

19. Высказывание формируется в сложном процессе, который начи­нается с общего замысла, проходит стадию внутренней речи (или свер­нутой схемы предложения) и кодируется (реализуется) в развернутом речевом высказывании. Доходя до слушающего, это высказывание про­делывает обратный путь, начинающийся с восприятия сообщения, про­должающийся в его декодировании — выделении его информативных узлов — и кончающийся общей смысловой схемой, переживаемой как понимание услышанного сообщения.

(Лурия Александр Романович, русский психолог, XX в.)

20. Лошадь узнают в езде, человека — в его речах.

Глухой слушает, как немой речи говорит.

Лиса знает сто сказок, и все про курицу.

Гнев шагает впереди, а ум сзади.

Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь.

Хочешь узнать человека — вслушайся в его речи.

Не любо — не слушай, а врать не мешай.

Слушать его можно, а верить нельзя.

(Даль В. И. Пословицы русского народа)

 

 

1. Перед вами изречения, имеющие отношение к красноречию, ри­торике, общению, культуре речи. Подберите сами 5—6 подобных афо­ризмов, запишите их в тетрадь и в дальнейшем продолжайте пополнять эту коллекцию.

2. Выберите 2—3 афоризма и подготовьтесь обосновать свой выбор: а) предельно кратко; б) развернуто, с тезисами; в) пись­менно, в виде связного текста (небольшого сочинения).

3. Создайте собственный афоризм на риторическую или любую дру­гую тему. Запишите; через несколько дней «пошлифуйте».

4. Распределите приведенные выше изречения по следующим тема­тическим рубрикам: 1) мастерство говорящего; 2) содержание речи; 3) требования к форме, языковое мастерство; 4) фактор адресата, на­правленность на слушающего; 5) весомость мысли, лежащей в основе высказывания; 6) главное в риторике, в мастерстве говорящего; 7) логика; 8) эстетика; 9) механизмы речи; 10) результат общения; 11) парадоксы; 12) изречения, с авторами которых вы хотели бы поспорить.

 

VI. Какие нормы беседы и их нарушения прослеживаются в размышлениях Л.Н. Толстого и А.Моруа.

 

- В «Истории вчерашнего дня» Л. Н. Толстой замечал:

а) «Не от недостатка ума нет разговора, а от эгоизма. Всякий хочет говорить о себе или о том, что его занимает; ежели же один говорит, другой слушает, то это не разговор, а преподавание...».

б) «Каждый говорит о том же (об одном предмете) по своей точке зрения, переходя всё на свою или меряя по своей мерке, и чем более продолжается разговор, тем более отдаляется один от другого, до тех пор пока каждый увидит, что он уже не разговаривает, а проповедует с недоступной никому, кроме него вольностью, выставляя себя примером, а другой его не слушает и делает то же».

 

- Знаменитый французский писатель Андре Моруа даёт характеристики следующим стратегиям осведомления в беседе:

а) «Мы никогда не наскучим женщине, коль станем говорить с нею о её нравах и красоте, коль будем расспрашивать её о детстве, о вкусах, о том, что её печалит. Вы также никогда не наскучите мужчине, если попросите его рассказать о себе самом» (Письма незнакомке).

б) «Он очень боится, что, кроме него, вдруг заговорит кто-то ещё, и, когда ему на мгновение приходится замолкать, он жестом уличного регулировщика протягивает властно руку, в корне пресекая фразы, готовые вырваться из других уст» (Искусство беседы).

Вопросы для подготовки к зачету

1. Когда и где возникла риторика как наука и мастерство? Назовите имена первых известных риторов античности.

2. Как и почему связаны риторика и демократия? Что имеют в виду, когда говорят, что риторика – дитя и условие демократии?

3. Что вы узнали о речи Сократа? Как проявлялась сила его слова? Как он определял красноречие? Почему особенности речи Сократа важны сейчас для нас?

4. Как относились к слову в древности и как относятся к речи наши современники?

5. Почему риторика Аристотеля – это риторика вероятного, возможного?

6. В чем состоит значение трактата Аристотеля «Риторика» для европейской риторической культуры? Когда он был создан?

7. Какая речь называется эффективной? Почему?

8. Что изучает современная общая риторика? Чем отличаются от нее риторики частные?

9. Назовите разделы современной общей риторики?

10. Что такое речевое событие? Каковы его важнейшие элементы? Из чего складывается речевое поведение человека?

11. Как вы понимаете термин «дискурс»? Каково его происхождение?

12. Дайте определение речевой ситуации. Каковы ее главные составляющие?

13. Какое определение риторики как науки можно предложить, используя понятия «речевая ситуация» и «дискурс»?

14. Какие роды красноречия («речей») выделял Аристотель в своей «риторике» и на каком основании?

15. Что такое речевой поступок (речевой акт)? Приведите совместные примеры речевого акта.

16. Что значит «понять собеседника»? Ответьте, пользуясь терминами современной риторики.

17. Что такое метасообщение? Приведите примеры. Назовите основные риторические формы метасообщений.

18. Почему мы называем гармонию речевого события основополагающим принципом общей риторики?

19. Как говорящий может влиять на гармонию речевого события? Может ли он активно создавать эту гармонию? Как? (Назовите черты личности и речевого поведения, которые особенно важны для этого).

20. Почему в ситуациях публичной речи говорящий нередко испытывает стресс? В чем проявляется это состояние?

21. Почему выполнение полезно для успеха речи, а страх вреден?

22. Как проявляется этика речевого поведения (в частности, ораторского) в соблюдении говорящем риторических требований искренности, дружелюбия, объективности, заинтересованности?

23. Какие принципы речевого поведения должен соблюдать говорящий, что бы «возбудить в слушателе его собственное внутреннее слово»?

24. Как составить «портрет» вашего будущего слушателя (адресата)?

25. Почему второй закон неориторики назван законом продвижения и ориентации адресата? Как его выполнять?

26. О чем гласит третий закон неориторики? Какими средствами достигается его выполнение?

27. Назовите и сформулируйте четвертый закон неориторики.

28. Какие элементы пути от мысли к слову отражены в классическом риторическом каноне?

29. Какую роль играет в этом каноне этап «изобретения»? В чем состоит деятельность говорящего (ритора) на этом этапе?

30. Какие различия существуют между риторикой и логикой?

31. Как «размножаются» идеи?

32. Что такое «общее место» в (классической и старой отечественной риторике)? Какое значение приобрело это понятие в риторике современной?

33. Как можно составить смысловую схему развития идеи (терминов) речи?

34. В чем суть риторического (смыслового) анализа речи (речевого произведения, текста)?

35. Что такое риторический смысловой эскиз речи? Как его разработать?

36. Каков порядок расположения содержания в описании «схематическом»? В каких речевых ситуациях используются такие описания? Каковы риторические требования к удачному «схематическому» описанию?

37. Почему работу ритора при создании описания можно назвать «режиссурой»?

38. Какие варианты начала повествования рекомендуют риторики? Какие из этих вариантов вы предпочитаете? В каких речевых ситуациях?

39. Каковы две основные «модели» режиссуры середины (основной части) повествовании?

40. Постарайтесь припомнить лучшего рассказчика, которого вам довелось слышать (из своих знакомых, из выступающих на радио, по телевидению). Чем вам запомнилась его речь? Как определить ее особенности, используя сведения и рекомендации о риторике повествования?

41. Что такое хрия? Почему она так важна? Каково происхождение термина?

42. Какие части строгой хрии, с вашей точки зрения, совершенно необходимы, а какие не обязательны?

43. Что такое риторический троп? Каково происхождение термина?

44. Почему можно сказать, что риторические тропы способствуют выполнению законов общей риторики? Какие особенности переносных значений обеспечивают это?

45. Что общего и что различного у метафоры, метонимии, иронии?

46. Какова структура метафоры? Чем она отличается от сравнения?

47. Каковы принципы создания хорошей метафоры? Каковы принципы развертывания метафоры речи?

48. Почему метафора может стать структурной основой («каркасом») содержания речи?

49. Какие типы метонимии важнее всего для создания выразительной речи?

50. Чем хороша ирония в качестве риторического средства? Умеете ли вы быть ироничным? Докажите?

51. Что такое парадокс? В чем его близость и отличие от иронии?

52. Почему намек – риторическое средство? В чем его выгоды и опасности?

53. Что такое риторические фигуры? Каково происхождение термина? Какие существуют группы риторических фигур? Какая группа риторических фигур представляется вам самой важной? Почему?

54. Как вы понимаете долг оратора? Каково, с вашей точки зрения, современное содержание этого понятия?

55. Назовите общие принципы выбора материала для публичного выступления.

56. Назовите общие принципы расположения материала публичной речи. Каковы две основные модели? В каких речевых ситуациях они используются?

57. Каковы задачи оратора во введении к речи? С помощью каких риторических средств они выполняются?

58. Как структурируется (организуется) основная часть речи? В чем значимость переходов («связок»)? Где они совершенно необходимы? Где желательны?

59. Каким образцом переходы («связки») служат для выполнения второго закона неориторики – закона ориентации и продвижения адресата?

60. Что такое общая и конкретная цель речи? Как их найти и определить?

61. Что такое риторический эскиз речи? Как его составить и как использовать для публичного выступления?

62. Каковы задачи оратора в заключении речи? С помощью каких риторических средств они выполняются?

63. Что такое эпидейктическая речь? Каковы ее подлинные темы? Что может служить ее предметом?

64. Что представляет собой аргументирующая речь? В каких ситуациях она выступает? Каковы ее разновидности в публичном выступлении?

65. Каковы тактики оратора в аргументирующей речи в зависимости от настроения аудитории?

66. Каковы характерные особенности введения и заключения аргументирующей речи? Убеждающей речи? Агитирующей речи?

67. Как должен работать оратор, готовя доводы к аргументирующей речи? Как располагать доводы «по силе»?

68. В чем особенности информирующего выступления?

69. Как сделать сообщение (доклад, лекцию) интересным?

70. Что такое внимание? Каковы виды внимания?

71. Как управлять вниманием слушателей, как использовать имеющие и создавать новые интересы? Как стимулировать слушателей? Что еще важно, чтобы владеть вниманием аудитории?

72. Как «квантовать» сообщение, чтобы не потерять внимание публики?

73. Нужно ли готовиться к речи? Каковы основные принципы подготовки? Что из них больше подходит лично вам?

74. Какие «ступени» сценического движения выделяют в актерской и ораторской практике? От чего зависит это деление?

75. В какие моменты речи движение необходимо?

76. Как ораторское движение служит выполнению законов общей риторики?

77. Назовите главный принцип, определяющий движение оратора в процессе речи. К чему приводит его нарушение? Что такое манеризмы?

78. Что может выражать жестикуляция? Как характер жестикуляции отражает характер эмоций?

79. Какие типы (группы) жестов вы знаете? Приведите примеры.

80. Охарактеризуйте различные типы беседы. Могли бы вы самостоятельно выделить другие типы? Какие?

81. Как формировалась и изменялась отечественная традиция беседы?

82. Чем отличается подлинная беседа – диалог от беседы мнимой (совокупности одновременных монологов)?

83. Какое из свойств и умений хорошего собеседника самое важное, определяющее?

84. В чем суть и в чем мастерство непринужденной дружеской беседы?

85. Назовите основные фазы «светской» беседы; определите главные задачи собеседников на каждом этапе.

86. Какие модели беседы зачастую используют собеседники, не получившие специальной риторической подготовки? Почему эти модели непродуктивны? Какая из моделей самая плодотворная? Как к ней перейти, если собеседник придерживается одной из непродуктивных моделей?

87. Как определить сущность деловой беседы? Как к ней готовиться?

88. Чем важна техника вопросов в деловой беседе? Почему уметь задавать вопросы выгодно?

89. Какие типы вопросов в деловой беседе вы знаете? На каких этапах деловой беседы употребляется каждый из типов вопросов?

90. Почему нельзя завершать деловую беседу на слове «нет»?

91. Назовите этапы беседы, разрешающей конфликт. Как определить задачи говорящего на каждом этапе? Что не следует допускать в беседе? Что не следует допускать в беседе такого типа (каких ошибок избегать)?

92. Что такое комплимент? В чем его особая значимость с точки зрения законов общей риторики?

93. Определите и раскройте основные принципы риторики комплимента.

94. Может ли человек существовать, не споря с другими? Почему? В чем значение пословицы: «В споре рождается истина»?

95. Как в споре проявляется национальный характер? В чем особенности русского спорщика?

96. На каком основании выделяют аргументы рациональные и иррациональные (психологические)?

97. Какие виды косвенных доказательств вы знаете? Чем они отличаются от прямых?

98. Охарактеризуйте как можно более полно и последовательно тот тип речевого поведения, который может помочь истине родиться в споре. Что нужно контролировать? Чего избежать? К чему стремиться?

 

Приложение А




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.155 сек.