Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер речи зависит и от аудитории, перед которой приходится выступать




О предмете современной риторики в связи с категорией эффективности. При рассмотрении риторики, как и любой другой научной дисциплины, необходимо сначала разграничить понятия ее объекта и предмета. Объект – это то, что дано вне самого изучения и потому может быть освоено разными науками. Так, общение как сложный многоуровневый процесс может изучаться целым комплексом гуманитарных дисциплин (филологией, философией, логикой, психологией, социологией, этикой, эстетикой, педагогикой и др.) и, не исчерпываясь ни одной из них, способно оставаться открытым для других отраслей научного познания. Если объект стоит над индивидуальностью той или иной науки, то предмет – это то, что формирует облик дисциплины, вычленяя из целого какую-либо его часть. Предметом для риторики является общение, осмысленное с позиции эффективности, соответственно объектом – коммуникация как таковая.

В литературе можно встретить следующие характеристики предмета риторики:

I. По мнению А. К. Михальской, объектом риторики может служить «риторическая деятельность» [Михальская 1998: 39] как такая, при которой «мотив подчиняется (а иногда и вовсе подавляется) вербально осознанной целью», «цель диктует необходимость поисков соответствующих для ее реализации средств, предполагает знания о них, интегрирует речевые действия в систему, организует их в определенную последовательность» [Там же: 37]. Своеобразие же дисциплины проявляется в том, что она, оценивая риторическую деятельность (очевидно, образцы ораторского искусства) в терминах «хорошо / плохо», «должно / недолжно», «истинно / неистинно», вырабатывает систему предписаний. Иначе говоря, предмет риторики состоит в обобщении и культивировании правил диалогического, гармонизирующего, истинностного общения, поэтому «риторика является … деонтологией (т.е. учением о том, как должно быть; примечание моё. – П.К.) речи», поэтому «не вполне корректно было бы назвать риторику наукой – это скорее рекомендательная практически ориентированная (хотя и имеющая самостоятельную теорию) дисциплина» [Там же: 39]. Таким образом, в позиции А. К. Михальской обращает на себя внимание следующий ряд моментов: а) риторика представляет собой своеобразное этическое, мировоззренческое учение, для которого источником норм выступает риторическая деятельность, а кодексом – система правил диалогической, гармонизирующей, истинностной речи; б) риторика имеет практическую направленность; в) риторика строит свою систему при наблюдении за образцами речевого искусства.

II. О. Б. Сиротинина представляет предмет риторики в виде теории и методики мастерства речи. Для риторики (теории и методики) главное – «выяснить, что в общении является наиболее эффективным» (целесообразным, воздействующим, гармонизирующим) и «как лучше добиться эффективности речи» [Сиротинина 1998: 51]. В таком понимании риторика имеет следующие отличительные особенности: 1) риторика есть рекомендательная наука; 2) как рекомендательная наука, риторика имеет в качестве своего фундамента прежде всего культуру речи и стилистику [Там же: 52]; 3) самостоятельность риторики состоит в выработке нормативов относительно функционирования таких качеств речи, как целесообразность, действенность и гармоничность (бесконфликтность); 4) для обучения риторическому мастерству в дисциплине должна быть предусмотрена методическая часть.

III. А. А. Волков, устанавливая предмет риторики, ограничивает его, с одной стороны, аргументацией как аспектом словесного творчества (т.е. определенным типом речевого воздействия), а с другой – «филологической инженерией» речи (т.е. проектированием аргументации, созданием ее модели, ее виртуального образа, опираясь на который можно совершенствовать себя как ритора) [Волков 2001]. Ср.: «Во всем многообразии видов и родов произведений словесности риторика изучает определенный аспект словесного творчества – аргументацию (выделено мной. – П. К.)… Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство. Большинство наук о слове… ограничивают свой предмет фактами языка – они исследуют продукты речевой деятельности. Предмет риторики – произведение слова, которое еще не создано (выделено мной. – П. К.), но которое предстоит создать… риторика обобщает опыт искусства аргументации и отражает реальные нормы культуры слова, сложившиеся исторически» [Там же: 9]. Следовательно, самостоятельность риторики, по А. А. Волкову, предопределена созданием интегрированного образа аргументации, способного выступать в качестве системы правил, норм, предписаний, стандартов, идеалов и моделей, т.е. всего того, что должно составлять пласт культурной компетенции публичного человека – проповедника, преподавателя, философа, юриста, государственного деятеля, публициста, писателя [Там же: 11]. Риторика в этом смысле – профессионально ориентированная ортология публичного аргументирующего общения.

Даже этот, столь неполный, перечень формулировок позволяет выявить весьма характерные для сегодняшнего дня подходы, связанные с установлением предмета риторики. Эти подходы направлены на то, чтобы придать риторике прикладной характер, представить ее как продолжение тех дисциплин, которые имеют дело с формированием коммуникативной и языковой компетенции человека. Вместе с тем, установка на ограничение содержательного объема дисциплины никак не сказалась на проработке такой фундаментальной категории риторики, как эффективность. Зачастую контексты, в которых употребляются этот термин и связанные с ним однокоренные образования, создают впечатление, что эффективность – это:

а) понятие, имеющее отношение к оценке конкретной речи (ср. реплику: Речь Демосфена «За Ктесифонта о венке» эффективна),

б) критерий, исходя из которого эта оценка производится (ср. фразу: С точки зрения эффективности, речь Демосфена «За Ктесифонта о венке» является образцовой),

в) номинальная характеристика, функционирующая как предписание «под эффективностью следует понимать то-то и то-то» и употребляющаяся в значении, четко заданном специалистом; ср. два отрывка, в которых устанавливается смысл категории «эффективность»:

Михальская 1996: 36 Современная риторика, отражая наиболее актуальную проблему речевого общения в современном мире – проблему обеспечения наилучшего взаимопонимания между людьми, конструктивного решения возникающих конфликтов, прежде всего решает задачу объединения участников общения. Поэтому как непременное требование к успешной речи сегодня вводится еще одно условие (помимо двух первых – целесообразности и силы воздействия речи на адресата; примечание мое. – П.К.) – гармонизация отношений говорящего и адресата. Гармонизирующая речь – это, возможно, речь будущего; в настоящее время она представляет собой скорее идеал, к которому нужно стремиться, но идеал вполне осознанный и реально значимый. Потому в наше определение риторики мы и включаем это насущное для всех нас сегодня понятие – понятие гармонии… Итак, современная риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.
Рождественский 1997: 152-153 … речь может быть более или менее эффективной. Если речь неэффективна, то деятельность в обществе не развивается. Для того, чтобы речь была эффективна, она должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности… Сочетание новизны, уместности и правильности – основа эффективности речи и действия.  

На наш взгляд, под эффективностью перспективно понимать частный (внутридисциплинарный) принцип, позволяющий представлять категории языка, речи, речевой деятельности и речевого поведения в двух аспектах: с позиции осуществления ими функции воздействия и с точки зрения оптимизации конативной (воздействующей) коммуникации. Таким образом, если мы признаем за единицами речевого общения способность воплощать акт воздействия (ср. изречение Л. Витгенштейна «Слова суть дела» [Витгенштейн 1994: 232]), то предметом риторики можно считать все то, что эту возможность реализует. Признание же за категориями языка, речи, речевой деятельности и речевого поведения способности оптимизировать акт воздействия влечет за собой внесение в рамки риторики разнообразной прикладной проблематики. Это означает, что принцип эффективности – это методологическая установка, конкретизирующая общий гуманитарный принцип, согласно которому язык (в широком смысле этого понятия) есть «чистейший и тончайший medium социального общения» [Волошинов 1998: 307] и средство «расширения» (т.е. изменения) сознания индивида [Потебня 1958: 18].

Методологическое прочтение категории эффективности имеет для риторики и ее предмета два важных следствия: первое из них указывает на неоднородный характер знаний, постулирующих содержание предмета риторики, второе – на множественность тех подходов, которые применяются к изучению этой проблемной области.

Знания, которые кристаллизуются вокруг предмета риторики, в тенденции имеют склонность бытовать в разных ипостасях: то в виде описательных обобщений, полученных в ходе предметно-познавательной деятельности, то в виде ценностей, созданных в результате применения оптимизирующих процедур. Добытые такими путями знания способны:

(1) описывать закономерности речевого воздействия и, как следствие, объяснять, предсказывать некоторую совокупность фактов, имеющих отношение к результативному общению,

(2) регламентировать посредством целого инвентаря ценностей (номинальных определений, рекомендаций, предписаний, конвенций, стандартов, идеалов, норм, правил и т.д.) одобряемые, принимаемые и культивируемые обществом и / или профессиональным сообществом стили, формы и типы воздействующей коммуникации, а потому влиять на оценку реальных коммуникативных событий.

Мысль о синтетическом статусе риторических знаний достаточно наглядно иллюстрируется следующим фрагментом из книги «Умение говорить публично» известного методиста начала XX века А. В. Миртова [Миртов 2000: 26]:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.