Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кемерово 2006




Учебное пособие

РИТОРИКА

для студентов гуманитарных факультетов

 

ББК Ш70я73

Р 55

УДК 82.085

 

 

Рецензенты:

кафедра общего языкознания и риторики Красноярского государственного университета (зав. кафедрой доктор филологических наук,

профессор А. П. Сковородников)

доктор филологических наук, профессор М. П. Котюрова

доктор филологических наук, профессор З. И. Резанова

 

Научный редактор:

доктор филологических наук, доцент П. А. Катышев

 

Араева Л. А., Катышев П. А., Малахова Н. Е., Князькова Т. В., Оленев С. В., Паули Ю. С., Стрыгина О. В. Риторика: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов / Под ред. П. А. Катышева. Кемерово: КемГУ, 2006.

 

ISBN

 

Учебное пособие по риторике включает рабочую программу курса, тематический обзор, вопросы для самопроверки, глоссарий, практикумы, хрестоматию. Его основу составил учебно-методический комплекс по риторике, выполненный в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» в 2002 г. Издание отражает опыт ведения дисциплины на гуманитарных факультетах Кемеровского государственного университета и знакомит читателя с теоретическим и прикладным направлениями неориторики. Книга предназначена для студентов вузов, а также всех, кто интересуется проблематикой риторики.

 

ББК Ш70я73

 

ISBN © Коллектив авторов, 2006 © Кемеровский государственный университет, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................................   7
Рабочая программа курса «Риторика» для студентов гуманитарных факультетов........................................... 9
Раздел 1. Риторика как дисциплина........................... 23
§ 1.1. К предварительному определению дисциплины (этапы становления риторической проблематики) П.А. Катышев. 23
§ 1.2. О предмете современной риторики в связи с категорией эффективности П. А. Катышев...................................... 25
§ 1.3. Дисциплинарная схема риторики П. А. Катышев............ 33
§ 1.4. Методы современной риторики П. А. Катышев.............. 37
§ 1.5. Риторика в контексте гуманитарных дисциплин: на примере взаимодействия культуры речи и риторики П. А. Катышев.......... 52
1.5.1. Классическая риторика и классическая грамматика...... 53
1.5.2. Классическая риторика и современная ортология........ 54
1.5.3. Культура речи и неориторика........................ 56
Термины раздела........... 59
Вопросы для самопроверки.................................... 62
Литература................................................ 62
Раздел 2. Базовые категории современной риторики............. 66
§ 2.1. Риторизованное восприятие речевого сообщения: к постановке проблемы П. А. Катышев..................................... 66
2.1.1. Психолингвистическое моделирование смыслового восприятия речи. 67
2.1.2. Логический аспект понимания речевого поведения...... 69
2.1.3. Контекстуальная модель понимания речевого акта...... 71
2.1.4. Макростратегическая модель понимания сообщения.... 76
2.1.5. Модель индивидуального понимания................. 87
Термины параграфа........... 93
Вопросы для самопроверки.................................... 94
Литература................................................ 95
§ 2.2. Риторизованное речепорождение.......................... 96
2.2.1. Речепорождение как процесс формирования и формулирования мысли П. А. Катышев................................. 97
2.2.2. О топическом способе формирования мысли Л. А. Араева... 102
2.2.3. Классическая модель речепроизводства: на материале «Краткого руководства к риторике…» и «Краткого руководства к красноречию…» М. В. Ломоносова Т. В. Князькова................ 2.2.4. Речевое воздействие как речепорождение П. А. Катышев... 109 122
2.2.5. Риторическая форма речевого акта П. А. Катышев...... 127
Термины параграфа.......................................... 142
Вопросы для самопроверки.................................... 145
Литература................................................ 146
§ 2.3. Риторизованное взаимодействие П. А. Катышев............. 148
2.3.1. Конвенциональные правила, реализующие принцип кооперации.................................................... 156
2.3.2. Конвенциональные правила, реализующие принцип конверсии...................................................... 157
2.3.3. Конвенциональные правила, реализующие принцип транспорта референта......................................... 159
2.3.4. Конвенциональные правила, реализующие принцип ориентации на адресата и принцип адекватности..................... 161
2.3.5. Конвенциональные правила, реализующие принцип ориентации на адресанта......................................... 164
2.3.6. Конвенциональные правила, реализующие принцип оптимального кодирования сообщения............................. 166
Термины параграфа.......................................... 168
Вопросы для самопроверки.................................... 170
Литература................................................ 170
Раздел 3. Аспекты риторизованной коммуникации (на примере этнориторики)............................................. 172
§ 3.1. Национально-культурные различия речевого поведения Ю. С. Паули., О. В. Стрыгина.............................................................. 172
3.1.1. Методологические основы изучения духа народов в концепции В. фон Гумбольдта.................................... 174
3.1.2. Определение категорий этноса и этнической идентичности в концепции Г. Г. Шпета................................... 177
3.1.3. О современном подходе в изучении национально-культурных различий......................................... 180
3.1.4. Психологическое измерение культур.................. 185
3.1.5. Культурно обусловленные типы общения.............. 192
3.1.6. Межкультурная коммуникация....................... 198
§ 3.2. Оптимизационное моделирование в этнориторике Ю. С. Паули., О. В. Стрыгина...................................................... 200
Термины раздела............................................. 207
Вопросы для самопроверки.................................... 209
Литература................................................ 210
Раздел 4. Образцы риторической оптимизации................. 213
§ 4.0. Вводные замечания П.А. Катышев......................... 213
§ 4.1. Риторика импровизации: на материале монографии В. Н. Харькина «Импровизация… Импровизация? Импровизация!» (М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997) С. В. Оленев..................... 214
4.1.1. Творческая составляющая импровизации.............. 214
4.1.2. О сущности педагогической импровизации............ 216
4.1.3. Моделирование педагогической импровизации......... 218
4.1.4. Классификация вариантов импровизации.............. 220
4.1.5. Образ импровизатора............................... 220
4.1.6. Условия эффективности применения педагогической импровизации.. 221
4.1.7. Практикум........................................ 222
Термины параграфа.......................................... 225
Вопросы для самопроверки.................................... 225
Дополнительная литература.................................. 225
§ 4.2. Риторическая мнемоника Н. Е. Малахова................... 226
4.2.1. Психологические принципы устройства человеческой памяти. 226
4.2.2. Моделирование процесса произвольного запоминания... 230
4.2.3. Тренинг по улучшению запоминания текстовой информации. 231
Термины параграфа.......................................... 236
Вопросы для самопроверки.................................... 237
Литература................................................ 237
§ 4.3. Ортология судебной речи: на материале речей по уголовным делам П. А. Катышев, Т. В. Князькова........................... 238
4.3.1. Правило места..................................... 238
4.3.2. Правило порядка следования......................... 239
4.3.3. Правило функции.................................. 239
4.3.4. Правило речевого портрета говорящего................ 239
4.3.5. Правило речевого портрета слушающего............... 240
4.3.6. Правило предмета речи.............................. 240
4.3.7. Правило содержания................................ 240
4.3.8. Правило способа выражения ближней коммуникативной функции. 242
4.3.9. Правило тональности............................... 242
4.3.10. Правило «монолога»............................... 242
4.3.11. Правило «диалога»................................ 243
4.3.12. Правило отбора и сочетания языковых средств......... 244
4.3.13. Система практических занятий...................... 245
Термины параграфа.......................................... 259
Вопросы для самопроверки.................................... 268
Вариант контрольного задания по теме «Ортология судебной речи». 269
Основная и дополнительная литература......................... 282
Хрестоматия............................................... 283
Обвинительная речь по делу Н. А. Кулаева........................ 283
Выступление адвоката Генри Резника в защиту Григория Пасько в Военной коллегии Верховного суда РФ 25 июня 2002 года........... 306
Речь адвоката А. Куприянова по делу о дорожно-транспортном происшествии, повлекшем смерть потерпевшего................. 313
Речь по делу А. С. Шулеги, рассмотренному с участием присяжных заседателей................................................. 326
Речь по делу Н. А. Чуфенева.................................... 329
Речь по делу А. М. Алексеева.................................... 335
Обвинительная речь по делу С.А. Дмитриева..................... 339

предисловие

 

В основу этого учебно-методического комплекса положен опыт ведения курса «Риторика» на гуманитарных факультетах Кемеровского государственного университета (1997 – 2006 гг.). Несмотря на многочисленные монографические исследования и практические руководства по риторике, а также развитие областей, контактирующих с учением о речевом воздействии, данный курс пока не обеспечен необходимыми пособиями, создающими целостное представление о таком «свободном – онтологически неотторжимым от человека! – искусстве», как риторика. Имеющиеся издания либо посвящены прикладным аспектам дисциплины, либо ориентируются на классическую (античную – по существу) концепцию общей риторики, либо имеют дело с сугубо теоретическими и философскими проблемами конативного общения, что не дает возможности целостно представить контуры неориторики, взглянуть на риторическое знание и с позиции обощающих описаний, и с точки зрения его приложений.

Исходная установка, направляющая изложение материала в данной книге, предполагает расширенное понимание предмета риторики, который принципиально не сводится только к описанию проблем речепорождения и ортологии аргументативного текста. Сфера риторики рассматривается достаточно широко (в единстве теоретического, процедурного и прикладного направлений, с точки зрения «диалогичности» и «монологичности» речевого воздействия), что и позволяет раскрыть многогранный образ «риторического».

Тем не менее, не все проблемы риторики описаны в книге с одинаковой степенью подробности (а некоторые – например теория тропов и фигур – только упоминаются). Основной акцент сделан на темы, которые либо на сегодняшний день рассматриваются преимущественно в рамках парариторических концепций, либо не освещается достаточно подробно, либо существуют исключительно в декларативном виде. Разумеется, на степень детализированности и проработанности учебного материала повлияли научные интересы, а также опыт работы членов авторского коллектива.

Структурно учебное пособие организовано таким образом, что в начале предлагается программа дисциплины, демонстрирующая цели и задачи курса, раскрывающая его содержательные компоненты, отражающая требования к уровню освоения материала, предоставляющая необходимую информацию о литературе по данной области человеческого знания и дающая советы по освоению учебной информации. Затем реферативно излагаются те положения, которые связаны с проблематикой риторики, а в конце каждой обзорной части (раздела / параграфа) помещаются (в зависимости от направления риторики) те или иные приемы и формы работы, позволяющие организовать аудиторную и самостоятельную работу студентов, облегчающие запоминание материала, систематизирующие его и обеспечивающие выработку риторически значимых навыков.

Междисциплинарный статус предопределяет экстенсивное и интенсивное развитие риторики, что, естественно, требует постоянной корректировки и обновления содержания курса. Исходная посылка учебного пособия заключается в том, чтобы, постулируя эффективность в качестве основного внутридисциплинарного принципа риторики, показать, насколько разнообразными, разнородными и, вместе с тем, гармоничными, соразмерными могут быть те категории, которые формируют сферу речевого воздействия.

В заключение хотелось бы отметить, что книга создавалась коллективом единомышленников и только такое объединение творческих усилий позволило полнее передать тот синтезирующий «пафос» современный риторики, который вселяет надежду на перспективность подобных научных изысканий.

 

Научный редактор

 

Рабочая программа курса «Риторика»:

для студентов гуманитарных факультетов

 

Пояснительная записка

Цели и задачи учебной дисциплины. Риторика, несмотря на свое 25-вековое существование, стала преподаваться в современном российском вузе совсем недавно. Ее реабилитация не случайна и обусловлена необходимостью совершенствовать коммуникативные способности, связанные с эффективным (воздействующим) общением. Тот факт, что указанные навыки составляют основу профессиональной (и шире дискурсивной) компетенции любого человека, в полной мере объясняет актуальность учения о конативной коммуникации. Однако успешное изучение основ результативной речи невозможно без серьезной теоретической подготовки, предполагающей знакомство с природой речевого воздействия, условиями его осуществления, механизмами его реализации. Все вышеизложенное позволяет сформулировать цель курса, которая состоит в том, чтобы содействовать формированию риторической компетенции студента-гуманитария. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать системные знания в области теории речевого воздействия;

2) сформировать представление о прикладной составляющей риторики;

3) выработать определенный минимум умений, которые позволят воспользоваться речемыслительными стандартами, улучшающими эффективность коммуникации («оптимизирующий минимум» представлен типами импровизации, способами результативного запоминания текста, а также коммуникативными нормами речи, произносимой в ситуации судебных прений).

Структура программы. Программа состоит из четырех разделов, предполагающих знакомство с основными направлениями современной риторики.

Первый раздел «Риторика как дисциплина» носит пропедевтический характер и формирует общее представление о специфике риторического знания, в связи с чем значимыми становятся такие методологические категории, как предмет, объект современной риторики, методы и процедуры риторической критики, содержательный состав дисциплины и ее место в системе гуманитарного знания.

Второй раздел «Базовые категории современной риторики» нацелен на рассмотрение тех коммуникативно-когнитивных категорий, которые воплощают феномен речевого воздействия. Акцент здесь поставлен на таких способностях языковой личности, как речепорождение, речевосприятие и взаимодействие. Все они, осуществляясь в норме с установкой коммуникантов друг на друга (а также на себя как на другого), создают «позитивную среду» для эффективного общения.

Третий раздел «Аспекты риторизованной коммуникации (на материале этнориторики)» направлен на то, чтобы связать эффективность общения с категорией этоса (уместности), и раскрывает образ ритора как носителя определенного национально-культурного самосознания, как личность, способную познать и выразить свою этническую (социальную) идентичность и готовую проявить этническую (социальную) толерантность и компетентность в условиях межкультурного взаимодействия.

Четвертый раздел «Образцы риторической оптимизации» знакомит с основными процедурами и формами оптимизирующего моделирования на материале отдельных речемыслительной стандартов (риторика импровизации, риторическая мнемоника) и такого социально значимого жанра профессионального общения, как судебная речь (речь, произносимая в ситуации судебных прений).

Содержание программы

Первый раздел «Риторика как дисциплина».

Предварительное определение дисциплины: «многоликость» риторики, исторически сложившиеся группы дефиниций риторики (риторика как учение об убеждающей публичной речи, риторика какars bene dicendi, «орнаменталистская» риторика, риторика как искусство письменной речи, риторика как учение о «диалогичности» воздействия), рабочее определение риторики.

Предмет современной риторики в связи с категорией эффективности: предмет и объект современной риторики, эффективность как частный (внутридисциплинарный) функциональный принцип риторики, содержательная неоднородность предмета риторики, плюралистичность риторической методологии.

Дисциплинарная схема риторики: классическая структура риторического знания (общая и частная риторика); современные риторические и парариторические направления; аспекты, категории и единицы современной «описательной» риторики; современные риторические приложения; риторическая критика.

Методы современной риторики: категория метода в неориторике, теоретическое и прикладное моделирование как специальные методы неориторики, процедуры риторического анализа.

Риторика в контексте гуманитарных дисциплин: на примере взаимодействия культуры речи и риторики: междисциплинарный статус современной риторики, классическая риторика и классическая грамматика, классическая риторика и современная ортология, культура речи и неориторика

 

Второй раздел «Базовые категории современной риторики».

Риторизованное восприятие речевого сообщения: риторическая герменевтика как учение о восприятии, ориентированном на понимание замысла продуцента, его речевых поступков; психолингвистическое моделирование смыслового восприятия речи (побуждающий, формирующий, реализующий уровни); логический аспект понимания речевого поведения (рациональное понимание поведения, целевое понимание поведения); контекстуальная модель понимания речевого акта; факторы, создающие условия для успешного понимания речевого акта; макростратегическая модель понимания сообщения (контекстуальные и текстовые макростратегии); модель индивидуального понимания; эвристики риторизованного восприятия; перцептивно значимые стратегические и оперативные единицы речевого акта.

Риторизованное речепорождение: риторизованное речепорождение как частная проблема риторической герменевтики; речепорождение как процесс формирования и формулирования мысли (мотивационно-побуждающий, формирующий, реализующий уровни); топический метод формирования мысли; топос как типичный способ апперцепции; классическая модель речепроизводства М. В. Ломоносова (изобретение, украшение, расположение, произношение как части риторического канона); речевое воздействие как речепорождение (стадии ориентировки, осуществления и коррекции); риторическая форма речевого акта (локутивный, иллокутивный и перлокутивный аспекты); принципы понятности и выразительности.

Риторизованное взаимодействие: ценностное моделирование риторизованного взаимодействия; коммуникативная атрибуция; многомерность, глобальность и динамизм коммуникативной атрибуции; параметры, структурирующие риторизованное взаимодействие (тип речевого воздействия – конвенционально регулируемые компоненты прагматического контекста – «естественная логика» в актуализации и смене типов речевого воздействия, а также в иерархии коммуникативных переменных); конвенциональные правила, реализующие принцип кооперации; конвенциональные правила, реализующие принцип конверсии; конвенциональные правила, реализующие принцип транспорта референта; конвенциональные правила, реализующие принцип ориентации на адресата и принцип адекватности; конвенциональные правила, реализующие принцип ориентации на адресанта; конвенциональные правила, реализующие принцип оптимального кодирования сообщения; риторическая форма речевого взаимодействия.

 

Третий раздел «Аспекты риторизованной коммуникации (на материале этнориторики)».

Национально-культурные различия речевого поведения: методологические основы изучения духа народов в концепции В. фон Гумбольдта; определение категорий этноса и этнической идентичности в концепции Г. Г. Шпета; современный подход в изучении национально-культурных различий; психологическое измерение культур (простота – сложность, индивидуализм – коллективизм, открытость – закрытость, избегание неопределенности, дистанция власти, маскулинность – фемининность); культурно обусловленные типы общения; условиякультуры, определяющие стили общения; зависимость коммуникации от культурного контекста; стили общения (прямой – непрямой, искусный – точный – сжатый, личностный – ситуационный, инструментальный – аффективный); межкультурная коммуникация и ее сферы.

Оптимизационное моделирование в этнориторике: категория национального риторического идеала, дискуссионность его методологических оснований и реальный оптимизационный потенциал.

Четвертый раздел «Образцы риторической оптимизации».

Оптимизационный эталон учения об эффективной коммуникации: культивирование стандартов речемыслительной деятельности и речевого поведения; применение знаний о воздействующей функции в различных сферах практической деятельности человека; разработка риторических тренингов и обучающих алгоритмов.

Риторика импровизации: категории творчества, импровизации, импровизационности; сущность педагогической импровизации; моделирование педагогической импровизации; классификация вариантов импровизации; образ импровизатора; условия эффективности применения педагогической импровизации; тренинг импровизации (упражнения, направленные на тренировку аудиального внимания, а также способностей к незамедлительному словесному действию и импровизационному высказыванию).

Риторическая мнемоника: психологические принципы устройства человеческой памяти; сенсорная, кратковременная и долговременная память; произвольное запоминание как усложненная мнемоническая обработка материала; моделирование процесса произвольного запоминания; тренинг по улучшению запоминания текстовой информации (приемы, помогающие сформировать устойчивые мнемосхемы текста, а также комплекс упражнений, развивающих «фоновые» навыки мнемонической деятельности: внимание, наблюдательность, рациональное повторение)

Ортология судебной речи: юридическая риторика и ортология речи, произносимой в ситуации судебных прений; судебная речь как система коммуникативных норм; правило места; правило порядка следования; правило функции; правило речевого портрета говорящего; правило речевого портрета слушающего; правило предмета речи; правило содержания; правило способа выражения ближней коммуникативной функции; правило тональности; правило «монолога»; правило «диалога»; правило отбора и сочетания языковых средств; система практических занятий, направленная на формирование умения создавать рационально корректную и суггестивно усиленную судебную речь; композиция судебной речи; рациональность убеждения; правильное рассуждение; ценностный регрессивный силлогизм; некорректное рассуждение; языковые средства, усиливающие рациональность убеждения; статус установления (аргумент к очевидному – аргумент к <фактическому> составу – аргумент к <фактической> вине – аргумент к <фактическому> мотиву – аргумент к <фактическим> обстоятельствам, приводящим к индивидуализации наказания); статус определения и способы его обоснования (аргумент к норме – аргумент к совместимости); квалификационный силлогизм как универсальная операция статуса определения; статус оценки и способ его обоснования (аргумент к санкции); санкциональный силлогизм как универсальная операция в статусе оценки; опровержение (назначение и структура); суггестивность судебной речи; признаки суггестивного воздействия; суггестивно значимые аргументы (аргумент к смыслу, к традиции, к авторитету, к здравому смыслу, к вере); общие и специальные средства суггестивного воздействия; разновидности общих средств эмоционального воздействия (адресация, авторская оценка, атрибутизация, гипонимизация, синонимизация); фигура речи как специальное средство суггестивного воздействия; фигуры прибавления (анафора, эпифора, полисиндетон, эпанод, анадиплозис); фигуры убавления (асиндетон, умолчание, эллипсис); фигуры размещения (парцелляция, инверсия, пояснение); фигурная амплификация как средство суггестивного воздействия (сравнение, антитеза, диафора); грамматические тропы как средства суггестивного воздействия (объективация, риторический вопрос, включенное наблюдение, сослагательное наклонение вместо повелительного, риторическое восклицание как грамматический троп и как структурный элемент именительного лекторского и именительного представления); лексический троп как средство суггестивного воздействия (эвфемизм, метонимия, метафора, антифразис); выдающиеся судебные ораторы.

Перечень вопросов для итогового контроля

1. Какие типичные формулировки, устанавливающие дисциплинарное содержание риторики, вам известны?

2. Определите предмет и объект риторики. Существуют ли в современной риторике другие точки зрения на предмет риторики?

3. Что такое эффективность как основная категория риторики? В чем заключается ее неоднородность?

4. Охарактеризуйте современную дисциплинарную схему риторики. В чем состоят ее отличия от традиционной структуры представления риторического знания?

5. Какие методы значимы для современной риторики? В чем отличия между оптимизирующим и теоретическим моделированием? Что эти способы познания конативной коммуникации объединяет?

6. Что влечет за собой интегративный характер современной риторики? Расскажите об «истории» отношений, сложившихся между культурой речи и риторикой.

7. Что представляет собой риторическая герменевтика, рассматриваемая в аспекте риторизованного восприятия?

8. Расскажите о психолингвистической модели смыслового восприятия речи.

9. В чем суть логической модели понимания речевого поведения? Каковы логические формы актов рационального и целевого понимания поведения? Какие этапы смыслового восприятия речи эти логические формы моделируют?

10. Расскажите о контекстуальной модели понимания речевого акта. Какие факторы создают условия для успешного понимания речевого акта?

11. Какие перцептивные процессы описывает макростратегическая модель понимания сообщения? Что представляют собой контекстуальные макростратегии? В чем заключается своеобразие текстовых макростратегий?

12. Охарактеризуйте модель индивидуального понимания. Какие следствия, полезные для риторики, можно сделать из этой герменевтической модели?

13. Как определяется процесс риторизованного речепорождения? Что объединяет его с процессом речевосприятия?

14. Дайте характеристику речепорождению как процессу формирования и формулирования мысли.

15. Что представляет собой топический способ формирования мысли?

16. Какие работы М. В. Ломоносов посвящает проблеме построения речи? В чем их своеобразие? Почему принцип организации речи, предложенный М. В. Ломоносовым не теряет своей актуальности до сих пор?

17. Опишите речевое воздействие как процесс речепорождения.

18. Дайте определение понятию риторической формы. По каким аспектам можно охарактеризовать составляющие риторической формы?

19. Расскажите о принципах понятности и выразительности. На организацию какого аспекта риторической формы они направлены?

20. Что изучает прагмалингвистика? Почему продуктивно сотрудничество риторики с прагмалингвистикой?

21. Что такое риторизованное взаимодействие?

22. Как можно моделировать риторизованное взамодействие?

23. Прокомментируйте систему правил, реализующих: а) принцип кооперации; б) принцип конверсии; в) принцип транспорта референта; г) принцип ориентации на адресата и принцип адекватности; д) принцип ориентации на адресанта; е) принцип оптимального кодирования.

24. Что такое риторическая форма диалога? Почему она не дает представления о содержании конкретной деятельности, осуществляемой в процессе взаимодействия?

25. Объясните, как проблематика этнориторики раскрывает категорию этоса?

26. Раскройте содержание категории духа народа. По каким параметрам его предлагается изучать в сравнительной антропологии?

27. Что изучает этническая психология? Охарактеризуйте категории этноса и этнической идентичности с позиций этнопсихологии.

28. Охарактеризуйте соотношения понятий «народный дух» и «национальный характер», «национальный характер» и «национальный стереотип», «народный дух» и «ментальность». Что такое стереотипизация? В чем заключается феномен этноцентризма?

29. Какие психологические измерения культур вы знаете? Какие основные факторы культуры определяют процесс общения? В чем проявляется зависимость коммуникации от культурного контекста?

30. Охарактеризуйте основные стили общения. Как они связаны с психологическими измерениями культуры? Какие параметры измерения культур, на ваш взгляд, отличают русскую культуру?

31. Дайте определение понятию межкультурная коммуникация. Какие виды межкультурной коммуникации вам известны знаете?

32. Какие приложения этнориторика демонстрирует? Раскройте содержание понятия риторический идеал, а также его реальные оптимизационные возможности.

33. В чем отличия импровизации и импровизационности? Какое понятие шире? Каково соотношение понятий «импровизация» и «творчество»?

34. Каковы основные этапы импровизации, в чем их суть? Расскажите о вариантах импровизации (классической, с домашней заготовкой, смешанной).

35. Что представляет собой риторическая мнемоника? Расскажите о принципах организации памяти?

36. Как организован процесс произвольного запоминания? Какие факторы эту деятельность оптимизируют?

37. Охарактеризуйте основные риторически значимые мнемотехники. Без каких «фоновых» условий невозможен процесс сознательного усвоения материала?

38. Что рассматривает ортология судебной речи? Почему она входит в состав юридической риторики?

39. Расскажите о правилах судебной речи. Дайте характеристику каждому из них.

40. Какова композиция судебной речи?

41. В чем состоит рациональность убеждения?

42. Какая система аргументов поддерживает рациональность убеждения? Почему юридический анализ дела предполагает рассмотрение казуса по статусам?

43. В чем заключается суггестивный эффект судебной речи?

44. Каковы аргументы, усиливающие суггестивность судебной речи?

45. Что представляют собой общие и специальные средства, усиливающие суггестивное воздействие? Дайте характеристику общим и специальным средствам суггестивного воздействия.

46. Расскажите об одном из выдающихся судебных ораторов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.