КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ортология речемыслительных способностей 2 страница
Систематизация правил по принципам и, соответственно, по типам воздействия и коммуникативным переменным позволяет понять своеобразие каждой разновидности риторизованного взаимодействия. Так, с точки зрения максим Г. П. Грайса, информирование должно осуществляться говорящим при (а) достоверной, (б) достаточной, (в) непротиворечивой и (г) некосвенной подаче сообщения, в то время как убеждение, если следовать максимам Г. Ляйтнера, требует от говорящего (а) очевидности аргументов, (б) объективности, беспристрастности в подаче своего и чужого мнения, (в) соблюдения единства темы, (г) нейтральности, нетенденциозности при формулировке чужого мнения и, кроме того, корректного представления оппонента, а также однозначности, конкретности, точности аргументов. Правила вежливости (максимы великодушия, одобрения, такта, симпатии, согласия и скромности), описывают поведение индивида со стороны безопасности последнего для окружающих, что вообще уводит рассмотрение коммуникативной манеры в совершенно иную (этико-фатическую) плоскость. Правила реализации харизматических принципов указывают на то, что суггестия опирается на психологические приемы, усиливающие притягательность образа адресанта. (3) «Естественная логика», устанавливающаяся при упорядочении типов воздействия и коммуникативных переменных, раскрывает, с одной стороны, место риторизованных атрибуций в общей динамической картине общения, а с другой – такую последовательность правил и принципов, которая (в тенденции) носит расширяющий, а также уточняющий и детализирующий характер при переходе от одного прагмакомпонента к другому. К примеру, принцип, согласованный с понятием «апперцепционных баз коммуникантов», будет находиться «выше» принципа, моделирующего направленность сообщения, поскольку первый так относятся ко второму, как условие к средству (если принцип, регламентирующий состояние апперцепционных баз коммуникантов, задает определенные предпосылки для осуществления и развития риторизованного взаимодействия, то принцип, устанавливающий направленность сообщения, заставляет активизировать смену коммуникативных ролей). Наконец, каждая из систем риторизованных атрибуций порядок следования типов речевого воздействия, исходя из чего фатическая атрибуция будет либо предшествовать, либо сопровождать информативную, убеждающую и суггестивную, информативная атрибуция будет предшествовать убеждающей и суггестивной, суггестивная атрибуция будет сопровождать информативную, убеждающую и, возможно, фатическую. Приводимыми ниже принципами кооперативного взаимодействия и реализующим их набором правил попытаемся ответить на вопрос о том, что представляет собой риторическая форма диалога и какие конвенциональные стратегии могут управлять ей.
2.3.1. Конвенциональные правила, реализующие принцип кооперации.
Из таблицы следует, что принцип кооперации выполняет во взаимодействии конститутивную функцию, поскольку устанавливает стадиальность каждого типа воздействия: фатика создает предпосылки для психологической близости, духовного контакта партнеров по общению, а остальные типы воздействия уже предполагают кооперативный фон, опираясь, правда, на различные психологические сферы субъектов: информирование – на обоюдное желание получить (и соответственно передать) нечто новое, убеждение – на имеющийся общий фонд знаний и осмысленное расхождение во взглядах, суггестия – на совместимость черт личности общающихся. Правила наглядно демонстрируют тот факт, что принцип сотрудничества является главным для риторизованного взаимодействия, поскольку раскрывает его «надличностный» характер (взаимодействие – это то, что предполагает общность индивидов в чем-то), а также его функциональное назначение (риторизованное взаимодействие должно приводить к объединению, поддерживать его, пользоваться завоеванным консенсусом). Таким образом, кооперативная форма взаимодействия указывает на тот статус, который занимают типы воздействия по отношению к конвенциальной апперцепции (фатика ориентирует на близость баз, остальные типы воздействия эту близость предполагают и культивируют).
2.3.2. Конвенциональные правила, реализующие принцип конверсии.
Принцип конверсии, являясь одним из частных способов, детализирующих возможность реализации принципа сотрудничества, представляет собой такую стратегию установления и поддержания консенсуса, согласно которой ответственность за ролевую динамику должна быть возложена на фатическую составляющую риторизованного взаимодействия. Именно фатическое воздействие, постулируя мену коммуникативных ролей, способно задавать обратимость вектору общения и, находя себе место в среде информирования, убеждения и суггестии, провоцирует коммуникантов на поведение, проникнутое стремлением к контакту, а также к созданию комфортных условий для интеракции. 2.3.3. Конвенциональные правила, реализующие принцип транспо́рта референта.
Если принцип обратимости сообщения устанавливает возможности для кооперации режимом смены ролей (т.е. сугубо фатической интеракцией), то принцип транспорта референта видит предпосылки объединения в особом отношении коммуникантов к референту сообщения, который открыт для познания сразу двум сторонам. То, что составной частью интеракции является предмет речи (о нем говорят или пишут), объясняет нагруженность референтными конвенциями таких типов интерактивного воздействия, как информирование, убеждение, суггестия: именно эти конативные типы предполагают передачу представлений о референте. Из представленных правил следует, что при информировании и убеждении коммуниканты должны стремиться к логической тождественности предмета речи, т.е. стараться передавать реципиенту истинное положение вещей о мире – при информировании – и демонстрировать свою понятийную корректность и объективность – при убеждении. Суггестия, напротив, усиливает прагматический фон предмета речи, желание окрасить его в экспрессивные (эмоционально-этические) тона.
2.3.4. Конвенциональные правила, реализующие принцип ориентации на адресата и принцип адекватности.
Правила, реализующие принцип ориентации на адресата, свидетельствуют о том, что консенсус способно создать и поддержать такое поведение продуцента, которое, учитывая фактор другого, вызывает чувство безопасности (максимы вежливости), рационального унисона (правила обстоятельности для информирования и убеждения), притягательности для реципиента (максимы харизмы).
Принцип адекватности, по существу расширяющий предыдущую стратегию (принцип ориентации на адресата) до уяснения того, насколько согласованность поведения адресанта с собственными коммуникативными интенциями может приближать взаимодействие к позитивному итогу, однозначно указывает на то, что гарантией взаимопонимания между партнерами может выступать гармоничность, целостность продуцента, т.е. такое состояние, которое характеризуются единством слова и мысли, слова и чувства, слова и желания, и не вносит в «образ автора» деструктивного начала. Иными словами, риторизованное, кооперативное взаимодействие не возможно без подлинности в выражении настроя на общение (см. правила фатического воздействия), без достоверности (см. правила информирования) и объективности (см. правила убеждения) в демонстрации мыслей, без создания собственного позитивного имиджа (см. правила суггестии).
2.3.5. Конвенциональные правила, реализующие принцип ориентации на адресанта.
Конвенциональные правила, реализующие установку на адресанта, свидетельствуют о том, что стабильность интеракции напрямую зависит как от поведения реципиента, так и от тех усилий, которые он затрачивает на смысловое восприятие речевого сообщения. Если интерактивные правила, действующие в области фатического и суггестивного воздействия, с одной стороны направлены на создание «магии» его образа, то для сфер воздействия, строящихся из расчета на сознание адресата, на его навыки принимать решения, исходя из осмысления поступающего сигнала (т.е. для информирования и убеждения), особое значение приобретают деятельностные максимы, постулирующие «объективные» стандарты перцепции. Любопытно, что для суггестии мы не смогли найти деятельностных образцов, устанавливающих социально значимый способ понимания. Вероятно, это связано с неконтролируемым характером данного конативного процесса (суггестия воздействует на сознание собеседников незаметно). Вместе с тем, не вызывает сомнений и тот факт, что на имидж в рамках кооперативной суггестии опирается не только отправитель сообщения, но и реципиент, пытающийся своей симпатией и почтительным отношением к позиции адресанта вызвать его доверие. В этом, быть может, и намечается едва уловимая разница между суггестивным и фатическим восприятием? Видимо, суть последнего действительно стоит свести к такому метакоммуникативному поведению, которое продляет адресанту сроки его полномочий?
2.3.6. Конвенциональные правила, реализующие принцип оптимального кодирования сообщения.
Конвенциональное кодирование кооперативной интеракции устанавливает границы для использования прямых и косвенных правил речевого воздействия. Если фатическая интеракция требует от коммуникантов таких способов применения языковых выражений, которые упреждают ролевую монополию, сдерживают метакоммуникативный диссонанс, предрасполагают к открытости позитивных установок на общение, т.е. предполагают разнообразные (непосредственные и опосредованные) стилистические способы для воплощения коммуникабельности индивидов, то другие режимы кооперативного взаимодействия в тенденции стремятся избежать подобной стилистической нерасчлененности. Информирование и убеждение (понимаемое в узком, неаристотелевском, смысле) делают ставку на прямые тактики речевого воздействия, суггестия как социально позитивный феномен признает значимость иррационального начала в человеке и в качестве образцовых предлагает квазилогические (или непрямые, нестрого относящиеся к законам логики) способы аргументации, структурируемые с учетом аудитории, а также предрасположенности адресанта.
* * * Анализ принципов взаимодействия и реализующих их правил позволяет сформулировать дискурсивную суть кооперации как риторически значимого аспекта совместной жизнедеятельности индивидов. Кооперативное (риторизованное) взаимодействие исходит из желаемой, имеющейся и культивируемой общности опыта коммуникантов и использует для своего становления такие социально признанные стратегии объединения как сменяемость коммуникативных ролей, двусторонняя открытость референта для познающих субъектов, взаимная ориентация партнеров по общению, их согласованность со своими коммуникативными намерениями и их оптимальность при использовании языкового кода. Вне всякого сомнения, данные принципы составляют только «диалогический» план рассмотрения кооперации и не раскрывают проблему содержания той конкретной деятельности, которая может регламентироваться принципами риторизованного взаимодействия. В этом можно усмотреть некое препятствие, затрудняющее целостное понимание феномена кооперативного взаимодействия, но именно такой подход дает возможность взглянуть на различного рода объединения людей с сугубо риторической точки зрения, т. е. с точки зрения тех коммуникативных форм (принципов и правил), которые способствуют возникновению союза (но вместе с тем и его поддержанию, переходу в новое качество, исчезновению, расторжению) и, как следствие, вводят риторическую проблематику в область реального диалога.
Термины параграфа: Адресант – в контексте данного параграфа: социальный субъект, носитель конвенциональных (двусторонних) ценностей. Как категория научного описания, адресант представляет собой компонент интеракции, позволяющий вывести инструментальные принципы риторизованного взаимодействия – принцип ориентации на адресата и принцип адекватности. С точки зрения первого принципа, риторизованное взаимодействие должно предполагать поведение, учитывающее фактор адресата, согласно второму принципу, речевая активность продуцента должна характеризоваться целесообразностью. Адресат – в данном контексте: социальный субъект, представляющий собой такой компонент интеракции, который позволяет вывести инструментальный принцип риторизованного взаимодействия – принцип ориентации на адресанта, моделирующий образ «активного» реципиента. Апперцепционная база коммуникантов – категория личностного опыта общающихся, способная выступать в интеракции в качестве основного компонента, позволяющего вывести основной (образующий) принцип риторизованного взаимодействия – принцип кооперации. С точки зрения принципа кооперации, риторизованное взаимодействие должно стремится с консенсусу, опираться на последний и поддерживать его. Информирование – в контексте данного параграфа: тип социально значимого воздействия, направленный на то, чтобы изменять «предметную картину мира» общающихся, наполнять их новыми знаниями. Код – компонент риторизованного взаимодействия, моделирующий принцип оптимального кодирования. Этот принцип устанавливает правила, необходимые для оформления речевого акта, передающего тот или иной тип воздействия. Коммуникативная атрибуция – процесс активации дискурсивных правил, позволяющий рассматривать коммуникативное событие с точки зрения возникновения, отмены, перестройки и стагнации стратегий общения. Коммуникативная неудача – характеристика, позволяющая рассматривать коммуникативное событие с точки зрения его негативного результата. Конвенция (в контексте данного параграфа: конвенциональный, диалогический принцип) – «двусторонняя ценность», учитываемая при общении (а именно – интеракции) адресатом и адресантом. Направленность сообщения – категория, описывающая вектор общения. Она способна выступать в интеракции в качестве компонента, позволяющего вывести инструментальный принцип риторизованного взаимодействия – принцип конверсии. С точки зрения принципа конверсии, риторизованное взаимодействие должно быть обратимым, т.е. стремиться к постоянной смене коммуникативных ролей. Прагмалингвистика – область языкознания, изучающая язык как средство коммуникации. Предмет речи – компонент риторизованного взаимодействия, моделирующий принцип транспорта референта. С точки зрения этого принципа, «диалогичность» общения предполагает открытость предмета речи для познающих и, вместе с тем, общающихся субъектов. Принцип конативной (риторизованной) интеракции – некая ценность, задающая кооперативную форму взаимодействия. Риторическая форма диалога – в контексте данного параграфа: система принципов и правил интеракции, способствующая возникновению коммуникативного союза между людьми. Суггестия – в контексте данного параграфа: тип социально значимого воздействия, который намечает трансформацию модальности сознания коммуникантов преимущественно иррациональными способами. Убеждение – в контексте данного параграфа: тип социально значимого воздействия, который намечает трансформацию модальности сознания коммуникантов преимущественно рациональными способами. Фатика – в контексте данного параграфа: тип социально значимого воздействия, нацеленный на то чтобы коммуникативным способом создать «узы общности» между общающимися. Энциклопедические знания – система знаний о мире. Эффективное (риторизованное, конативное) взаимодействие – составляющая речевого общения, которая позволяет рассматривать коммуникативное событие с точки зрения соблюдаемых диалогических, конвенциональных, ценностей, приводящих относительно от того или иного типа воздействия к возникновению союза между людьми.
Вопросы для самопроверки:
1. Что изучает прагмалингвистика? 2. Почему продуктивно сотрудничество риторики с прагмалингвистикой? 3. Что такое риторизованное взаимодействие? 4. Как можно моделировать риторизованное взамодействие? 5. Прокомментируйте систему правил, реализующих: а) принцип кооперации; б) принцип конверсии; в) принцип транспорта референта; г) принцип ориентации на адресата и принцип адекватности; д) принцип ориентации на адресанта; е) принцип оптимального кодирования. 6. Что такое риторическая форма диалога? Почему она не дает представления о содержании конкретной деятельности, осуществляемой в процессе взаимодействия?
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |