Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, задачи курса. Особенности риторики для юристов




 

Построение в нашей стране правового государства, формирование гражданского общества значительно повысили роль права. Сегодня трудно найти сферу социальной жизни, которая могла бы обойтись без юристов. Они работают в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в прокуратуре и адвокатуре. На предприятиях, социально-культурных, научно-исследовательских, образовательных учреждениях, коммерческих структурах, общественных объединениях и других органах.

Юридическая работа – это очень сложная и многоплановая деятельность. Ее содержание определяются необходимостью, с одной стороны, охраны закрепленных Конституцией РФ прав граждан, а с другой стороны, обеспечения неукоснительного соблюдения каждым лицом правовых норм, решительной борьбы с преступностью, с любыми формами антиобщественного поведения и противоправными действиями.

Вся профессиональная деятельность юриста самым тесным образом связана с людьми, реализуется в процессе межличностных коммуникаций, относится к системе «человек-человек»

Например, следователь, устанавливая обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения уголовного дела, должен уметь получить от людей интересующие его достоверные сведения.

Прокурор принимает участие в судебных заседаниях. Он дает заключение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам; высказывает суду свои соображения о применении меры уголовного наказания; предъявляет иски; поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам; опротестовывает незаконные решения, приговоры, определения и постановления суда, неправовые действия судебного пристава-исполнителя и другие. Сотрудники прокуратуры ведут правовую пропаганду, выступают на собраниях граждан, в трудовых коллективах.

Важную функцию по осуществлению правосудия выполняет судья судов общей юрисдикции. Он председательствует в распорядительном и судебном заседаниях при рассмотрении гражданских, административных, уголовных и других дел, а также при рассмотрении жалоб на неправомерные действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Судья единолично рассматривает ряд дел об административных правонарушениях (неповиновение сотруднику милиции, военнослужащему при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, мелкое хулиганство и др.). Все это требует от него выдержки, самообладания, хорошего знания психологии людей, умения общаться с ними.

Таким образом, юристу по роду своей деятельности приходится не только оперировать законом, но и разъяснять, объяснять, доказывать, убеждать и переубеждать. Поэтому он должен быть «профессиональным коммуникантом», то есть уметь активно использовать специальные приемы воздействия на людей, позволяющие ему достигнуть коммуникативной цели с меньшими временными и энергетическими потерями. Чем выше уровень межличностного общения юриста, тем эффективнее решает он многие профессиональные задачи. Таким образом, чрезвычайно актуальным представляется обучение юристов такой дисциплине, как риторика.

Риторика - это дисциплина, предметом исследования которой являются общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, в сферах профессиональной деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Современная практическая риторика изучает основы знаний о речевом поведении человека, риторический канон, особенности поведения оратора в аудитории, форму и композицию, язык и стиль публичного выступления, традиции красноречия и их отражение в современной риторике.

В качестве учебной дисциплины «Риторика» играет важную роль в подготовке специалистов судебных органов, к которым предъявляются требования не только высокого профессионализма, но и глубокого понимания правовой культуры, включающей культуру публичной речи.

Основные цели учебного курса - дать основы современного риторического образования, приобщить к европейской риторической культуре - культуре мысли и слова, способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, а также формированию коммуникативной и юридической компетенции. Это значит, что курс современной риторики призван помочь лучше понимать других и самого себя в качестве человека говорящего.

Достижению данных целей служат следующие задачи:

1) формировать практические риторические умения и навыки, научиться конкретным разновидностям речевых действий: сделать доклад, прочитать лекцию, участвовать в деловой беседе, высказать публично и доказать свое мнение, убедить в своей правоте в выступлении;

2) научиться конструктивно решать возникающие конфликты, объединять участников общения:

3) овладеть теорией и мастерством эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи;

4) получить систематические знания в области теории современной общей русской риторики, а также комплекс теоретических знаний в области частной (профессионально-ориентированной) риторики.

Таким образом, риторика (от греч. rhetorike – ораторское искусство) – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить, как эффективно при помощи речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Базовым является понятие коммуникативной и профессиональной компетенции как высшего уровня риторического мастерства, поскольку конечная цель работы – это формирование языковой личности, обладающей способностью решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, в том числе в юридической сфере.

По данным исследователей человеческое общение на две трети состоит из речевого. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и наиболее распространенной, без нее невозможна никакая другая де­ятельность, она предшествует, сопровождает, составляет основу всякой деятельности человека (юридической, управ­ленческой, производственной, коммерческой, финансовой, научной и др.).

Специалист, выполняя работу, вынужден что-то обсуж­дать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит и успех профессионального дела.

Что же такое речевая деятельность? Как она протекает? Прежде всего, следует уяснить, при каких условиях возмож­на речевая деятельность, что для ее осуществления необхо­димо.

От природы человек наделен речемыслительным аппа­ратом, без которого невозможна была бы речевая деятель­ность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, должен испытывать желание реализовать свою мысль, передать ее другому лицу Механизм речевой деятельности челове­ка необыкновенно сложен и до настоящего времени не до конца изучен.

Речевая деятельность носит социальный характер, по­скольку она является частью общественной деятельности человека. Социальный характер речевой деятельности про­является и в том, что для ее осуществления требуется кол­лектив (самое меньшее два человека). В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память — речемыслительная, модальная (волевая), эмоциональная, интенциальная (намеренческая), когнитивная (понятийная) сферы.

Помимо непосредственных участников — говорящего и слушающего, обычно меняющих­ся ролями, необходим и предмет речи, то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией. При этом важнейшей составляющей обмена информацией является зна­ние языка, или коммуникативного кода, той системы, которая обеспечивает возможность перевода смыслов, зна­чений передаваемой информации в знаки, слова, единицы передаваемого сообщения. И, наконец, необходимо само высказывание, та коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего по поводу того, о чем он говорит для своего адреса­та при помощи языка, известного им обоим.

Высказывание оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все осталь­ные «участники» диалога.

Процессы порождения речи, ее восприятие, понимание, реагирование на нее обусловливают (и сами в свою очередь оказываются обусловленными, ибо явление взаимона­правленное и взаимообратное) соответствующие функции языковой системы и ее единиц.

Таким образом, речевая деятельность есть процесс, который складывается, формируется из деятельностных актов. Их характер, содержание зависят от различных си­туаций, в которые попадает человек. Например, необходи­мо устроиться на работу, реализовать изготовленную про­дукцию, принять участие в конференции. Эти и другие обстоятельства определяют характер речевой ситуации.

В первом случае необходимо подготовиться к собеседо­ванию, во втором — продумать агитационную речь (диалог), в третьем — написать доклад.

Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления речевой деятельности в основном одни и те же. В какой бы речевой ситуации ни оказался человек, если он стремится добиться успеха, достичь цели, обратить на себя внимание, то должен прежде всего сориентироваться в сложившейся обстановке, осознать, что может привести к успеху, чем следует руководствоваться. В русском языке есть глаголы обдумывать, продумывать, рассуждать, обмоз­говывать, соображать. Все они называют действие, характер­ное для начального этапа любой деятельности, в том числе и речевой. В результате обдумывания, рассуждений рожда­ется внутренний план высказывания. Это первый этап рече­вой деятельности. На втором этапе происходит порождение, структурирование высказывания. Из памяти извлекаются нужные слова, по синтаксическим моделям строятся пред­ложения. Механизм порождения речи, к сожалению, еще недостаточно изучен. Существуют различные точки зрения, многое пока строится на догадках и предположениях. Тре­тий этап — самый ответственный. Начинается говорение. Субъект речевого действия повествует, докладывает, рассуж­дает, иными словами, творит звучащую речь, использует вербальные средства общения.

Речь, высказывание — продукт речевой деятельности, ее порождение. По речи можно определить психологическое состояние говорящего (речь взволнованная, искренняя, льсти­вая, грубая, ласковая), ее целевое назначение (речь убеждаю­щая, информационная, агитационная); ее коммуникативную значимость (содержательная, бессмысленная, пустая, глубо­кая, осмысленная), отношение говорящего к собеседнику (презрительная, ироническая, хвалебная, угрожающая).

Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нем судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное, как на него реагируют.

Чтобы понять значение обратной связи, напомним, что в речевой деятельности принимают участие субъект (S) и адресат (А), первый порождает речь, а второй ее восприни­мает, поэтому следует рассматривать речевое действие не только в генеративном плане, с точки зрения его порожде­ния, воспроизведения, но и в перцептивном, с точки зре­ния его восприятия.

Для адресата, как и для субъекта, важно, в какую рече­вую ситуацию он попадает. Например, служащего вызыва­ет начальник, приглашают на лекцию по маркетингу, состо­ится производственное совещание, присутствие на котором обязательно. В первом случае стараются определить причи­ну вызова, если она неизвестна; обдумывают, как себя вес­ти, о чем будет говорить начальник, какие вопросы задаст, что может предложить. Во втором случае намечается круг вопросов, на которые адресат желал бы получить ответ. В третьей ситуации поведение приглашенного на совещание определяется его ролью на этом мероприятии. Если он на нем только присутствует, то дает себе установку: слушая выступающих, уяснить, что из сказанного непосредствен­но относится к его работе, что ему необходимо знать и ис­пользовать в своей деятельности.

Как видите, у адресата на первом этапе речевой деятель­ности, этапе прогнозирования, также рождается внутренний план высказывания (возможные реплики, ответы, вопросы, уточнения, возражения).

На втором этапе адресат воспринимает речь. Восприя­тие речи состоит из декодирования сказанного субъектом, понимания содержания и оценки полученной информации.

Третий этап — реагирование. Оно может быть выражено вербально. Адресат подхватывает разговор и высказывает свое понимание. В таком случае адресат становится субъек­том (субъект и адресат меняются ролями).

Оно может быть передано невербально: мимикой, жес­том (выражение на лице удивления, заинтересованности, предельного внимания; кивок головы в знак согласия, при несогласии качание головой влево-вправо; пожимание пле­чами как выражение сомнения и др.); может быть выраже­но поведением адресата/адресатов (аплодисменты как одобрение, благодарность; топанье ногами, свист как не­одобрение; демонстративный уход из зала и др.). Реакция на речь служит ее оценкой. Обратная связь — очень важ­ный компонент любого вида общения.

Исследование речевой деятельности органически связа­но с психологией, психофизиологией, социологией. В ре­чевом общении изучаются различные аспекты, соответ­ствующие поставленной говорящими цели: информативной, прескриптивной (предписывающей), экспрессивной (выра­жение эмоций, оценок), межличностной (регулирование от­ношений между собеседниками), игровой (апелляция к эсте­тическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др.

Предметом анализа являются средства речевого обще­ния — вербальные (словесные) и невербальные (позы, жесты, мимика, интонация, взгляд, территориальное расположе­ние и т. д.), его основные формы — монологические, диало­гические, полилогические, а также типология речевой комму­никации.

Проблемами речевого общения занимаются многие лин­гвистические дисциплины: когнитивная лингвистика, тео­рия речевого воздействия, теория речевых актов, прагмати­ка, психолингвистика, культура речи и др. [8].

Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка; речь – это язык в действии, это форма существования сознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.

Таким образом, речьособая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В речевом общении участвуют две стороны – говорящий и слушающий. Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. Ясно, что у обоих – говорящего и слушающего – должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правил является тот или иной национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения на протяжении многих поколений.

Язык – строго нормализованная система средств общения, а речь – его применение в процессе общения для передачи мысли и чувства. В языке нет мыслей – это набор разных средств для выражения мысли. Когда же из этого набора отобрана в речи некоторая определенная система языковых средств, - в ней будет высказана определенная мысль.

Функции речи. Речь выполняет две основные функции сигнификативную и коммуникативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания.

Сигнификативная функция речи. Любая речь состоит из слов – основным в слове является его значение, его семантическое содержание.

Наше внимание обычно сосредоточено на смысловом содержании речи. Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета; говоря какие-то слова, мы каждый раз обозначаем тот или иной предмет, то или иное явление. Это основная функция слова, которая называется сигнификативной. Обозначающая функция является важнейшей функцией слов, составляющих язык. Она позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Как говорят некоторые психологи, слово позволяет «удваивать» мир, иметь дело не только с наглядно воспринимаемыми образами предметов, но и с образами предметов, вызванными во внутреннем представлении с помощью слов.

Слово имеет и другую, более сложную функцию, оно дает возможность анализировать предметы, выделять их существенные свойства, относить предметы с определенной категории. Таким образом, слово является средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связи отношения, которые стоят за предметами внешнего мира. Эта вторая его функция обычно обозначается термином «значение слова». Овладевая словом, человек автоматически усваивает сложную систему связей и отношений, в которых состоит данный предмет, сложившихся в многовековой истории человечества. Эта способность анализировать предмет, выделять в нем существенные свойства и относить его к определенным категориям и называется значением слова.

Коммуникативная функция речи. Данная функция включает в себя средства выражения и средства воздействия. Выразительная функция сама по себе не определяет речи; речь не отождествима с любой выразительной реакцией, речь есть только там, где есть значение, имеющее материальный носитель. Всякая речь говорит о чем-то, т.е. имеет какой-то предмет; всякая речь вместе с тем обращена к кому-то. Стержнем смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Но живая речь обычно выражает неизмеримо больше, чем она собственно обозначает. Благодаря заключенным в речи выразительным моментам, она сплошь и рядом далеко выходит за пределы абстрактной системы значений.

Виды речевой деятельности. Итак, речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная – на монологическую и диалогическую:

 

       
   
Виды речевой деятельности
 
 

 

 


Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждый из видов речи имеет свои специфические особенности. Когда человек произносит что-то про себя (внутренняя речь), в речедвигательный анализатор от органов речи поступают кинестезические импульсы. Никакая мысль не может быть сформулирована без языка и без материальных речевых процессов. При подготовке к устной и, особенно, к письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь.

Внешняя речь, как уже было сказано, бывает устной и письменной. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь более концентрирована по содержанию, чем устная, разговорная. Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. В большинстве современных языков (кроме языков, в которых применяется идеографическое письмо), звуки речи обозначаются буквами. Письменная речь – процесс, в котором имеется образуемый из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человеком речедвижений (так как звуки языка не могут появиться без речедвижений). Отсюда понятно, что письменная речь появляется позже устной и формируется на ее основе. Это относится к развитию ее как в обществе, так и в индивидуальной жизни человека. Процессы анализа и синтеза видимого и слышимого слова различны. Отсюда следует, что переходы от одного к другому должны специально разрабатываться. В этом состоит задача обучения письменной речи.

Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например, при разговоре по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной и т.п.). Особенно значительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании, когда слушающий не имеет возможности подать реплику и получить на нее ответ.

Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь еще разговорной. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разговорной речи, как правило, требует естественный ответ на побуждение собеседника или существует как реакция на происходящее вокруг.

Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (например, лекция, доклад, выступление и т.п.). При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается (особенно ее отдельные места), перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности [8].

Существует довольно много классификаций публичных выступлений по разным параметрам. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее важным оказывается подразделение публичных выступлений на виды по их функции, то есть по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.