Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения древнегреческой риторики




История риторики

Считается, что риторика, которая уже два с половиной тысячелетия служит развитию европейской культуры, вызывая то преклонение, то не­приятие, возникла приблизительно в V в. до н. э. на Сицилии, когда была свергнута сиракузская тирания и люди столкнулись с необходимостью вести множество споров и тяжб, которые требовали умения убеждать.

Возникновение риторики тесно связано с греческой цивилизацией. Риторика считалась в Древней Греции царицей всех наук. С самого начала риторика в Древней Греции развивалась и как искусство, и как наука. Создание книг по риторике было необходимо в образова­тельных целях: лидерами здесь были риторические школы (Сира­кузы, Аттика, Афины), в них принимали мальчиков 7 лет и обу­чали до 21 года. Преподавались философия, логика, литература, язык, математика, причем риторика была ведущим предметом, и не удивительно, что первые риторические трактаты были написа­ны ораторами, возглавлявшими такие школы.

Эллинская традиция расценивала риторику как науку убеждать словом, мастерством речи. По мнению эллинов-риторов, у риторики триединая основа: нравственность, мудрость (истина) и артистизм; ценились также образованность, культура и талант оратора.

В V в. до н. э. в Греции появляются первые платные учителя риторики – софисты (от sophistes – мудрец, искусник). Софисты были очень популярны, разъезжали по всей стране и учили граждан искусству выступать, спорить, составлять по заявкам людей речи. Самому знаменитому из софистов – Горгию (V-IV вв. до н. э.) – была поставлена статуя за его речь в Олимпии, в которой он призывал греков к объединению в борьбе против их врагов. Также Горгий считается основоположником теории риторической науки.

Софисты создали в Древней Греции культ слова. Именно они заложили основы риторической теории, начали разрабатывать приемы ораторской речи, обосновали необходимость краткости в выступлении и сжатости изложения мысли, изучали воздействие речи на чувства. Вместе с тем, софисты считали целью оратора не раскрытие истины, а убедительность, победу в споре. Софисты обучали приемам полемики, спора с целью победы в споре любой ценой. Это приводило к сознательному использованию в речи ошибочных или выдуманных положений, предположений и рассуждений. За это софистов впоследствии критиковали многие риторы.

Чтобы лучше понять, в чем состояла эта установка ранних риторов, приведем в качестве примера известный силлогизм «Рога», который приписывается одному из софистов:

Все, что ты не потерял, ты имеешь.

Ты не потерял рога.

Следовательно, у тебя есть рога.

Ошибочность этого рассуждения очевидна, однако опровергнуть его не так просто: оно построено в соответствии с логическими законами (хотя и

нарушает другие законы логики).

Тем не менее роль софистов была достаточно важной. А все дело в том, что они первыми решились поставить под сомнение то, что все остальные принимали на веру. С этой точки зрения их влияние на культуру в целом было огромным.

Против софистов выступал древнегреческий философ Сократ (469 – 399 до н. э.). Он обвинял их в отсутствии заботы об истине, нравственности, осуждал их за стремление к богатству, за их готовность убедить публику в чем угодно.

Сократ вел на улицах и площадях Афин беседы со всеми желающими о том, что такое благо, добродетель, справедливость и т. д. Он – изобретатель особого убеждающего диалога, которым сам владел в совершенстве. Сократ вел диалог с собеседником и своими вопросами показывал ошибочность его взглядов и подводил к пониманию истины. Сократ обладал огромным даром красноречия, железной логикой и мог доказать любому человеку ошибочность его точки зрения. За это Сократа часто били, а он переносил побои спокойно, как и подобает великому человеку. Рассказывают, как один из оппонентов, разбитый Сократом в пух и прах, публично пнул его ногой, на что Сократ никак не среагировал. Знакомый спросил Сократа: «Почему ты позволил ему так с тобой обращаться?», на что Сократ спокойно ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве я стал бы подавать на него в суд?».

В конце жизни Сократа осудили на смерть – «за вольнодумство, неуважение к богам и развращение юношества своими беседами» - и заставили выпить чашу с ядом.

Важную роль в становлении риторики сыграл древнегреческий философ Платон (ок. 427 – ок. 347 до н. э.). В отличие традиционного понимания риторики как искусства убеждать, идеал Платона состоял не только в убеждении, то есть одностороннем процессе воздействия на слушающего, но и в поиске истины. Платон считал, надо доказывать истину с учетом психологических особенностей тех людей, которым ты эту истину пытаешься доказать. Утверждение Платона о том, что нельзя овладеть искусством красноречия, не познав истины, очень важно для риторики – и не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

Известным оратором был Демосфен, который утверждал, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь.

Старую, или каноническую, риторику делили на пять частей:

а) инвенция — в русском переводе «изобретение мыслей»,или подготовка содержания речи;

б) диспозиция, или композиция, — расположение (обычно связывалось с речевым жанром);

в) элокуция и орнамента — выражение и украшение; последняя — самая объемная часть — впоследствии приобрела ведущую роль (выбор средств языка, стили, культура речи, поэтика);

г) мемориа — запоминание подготовленного текста, тренировка памяти, ее высокой готовности;

д) акция, или исполнение, — безупречное владение речью, мастерство устной выразительности, умение держаться, жесты и пр.

Прослеживались связи с другими науками:

с логикой — рассуждение, доказательство, аргументация, за­коны тождества, достаточного обоснования;

с философией — мораль, нравственные проблемы: добро и зло, счастье и страдание, мировоззренческие проблемы;

с политикой — проблемы власти и свободы, собственности, общественных отношений, войны и мира;

с юриспруденцией — права человека, судебная практика;

с филологией — язык, его средства, стили, выразительность речи, литература, поэтика, жанры, театр.

Остро ставился вопрос убежденности в истине — эллины были твер­ды в своей позиции: как известно, Сократ, Демосфен предпочли смерть отказу от своих убеждений.

Особый этап развития риторики связан с именем Аристотеля (384 – 322 до н.э.) – древнегреческого философа, логика и ритора. Среди его работ, имеющих непосредственное отношение к риторике, следует назвать трактаты «Риторика», «Топика» и «О софистических опровержениях».

Цель науки красноречияАристотель видит в служении добру и людскому счастью, последнему он отводит особенно много ме­ста, расценивает его как «благополучие, окрыленное доброде­телью». Критерии счастья — уважение среди людей, успех люби­мого дела, дружная семья, наконец, главное — «иметь хорошего, близкого друга».

Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору; это — высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи, безупречная честность.

Само государство он рассматривает как систему речевого взаи­модействия, в этом смысле семья и государство идентичны. Спо­собность речи, по Аристотелю, отличает человека «от прочих жи­вотных», речь создает и семью и государство, следовательно, риторика — учение об обществе и управлении им.

Собственно красноречие у Аристотеля подразделялось на совещательные речи (их цель — одобрять или отклонять что- либо), судебные (их цель — обвинять или оправдывать), эпидейктические (их задача — хвалить или порицать). Внут­ри этого членения выделялись и другие области применения ри­торики.

В «Риторике» Аристотеля немалое внимание уделено дружеской беседе, обогащающей соучастников, приносящей радость. Вни­мание к интимному общению намечает отход от традиций офи­циальной атмосферы риторического действия. Не обойдена вни­манием и деловая речь, связанная с составлением документов, текстов законов, договоров, с торговыми отношениями и пр.

Аристотель создал учение об этосе, логосе и пафосе — основ­ных категориях научной риторики.

Этос — это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиями слушателей, которые могут принять эту речь или отвергнуть. В этом тезисе подразумевается уважение к слушате­лям, обращение к адресату, сказали бы мы сегодня.

Пафос — это замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями. В этом тезисе сосредоточена позиция говорящего, его убеждения.

Логос — словесные, языковые средства, а также логика, их оратор использует для достижения цели, для убеждения.

Всякий вид речи (судебная, совещательная, эпидейктическая) есть неизбежное единство этоса, пафоса и логоса.

Аристотель разграничивал нетехнические способы убеждения («которые не нами изобретены») и технические («которые могут быть созданы нами с помощью метода и наших собственных средств). Под нетехническими способами убеждения Аристотель понимал фактические аргументы - свидетельства, письменные договоры, клятвы и даже показания, полученные под пыткой. Нетехнические способы – это рассуждения, заключения, логические выводы. Практически технические способы убеждения – это факты, а нетехнические – их преподнесение. Данное разграничение является для риторики весьма важным и плодотворным.

Заметим, что Аристотель и сам был блестящим мастером слова: он в «Логике» и «Метафи­зике» достиг таких, едва различимых, нюансов мысли и речевых конструкций, какие сделали бы честь любому современному мыс­лителю. Неслучаен его афоризм: «Риторика — искусство, соответ­ствующее диалектике».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.