Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности риторики для юристов




Все наши мысли выражаются посредством языка, языковых единиц. Язык как система реализуется только в речи и только через нее вы­полняет свое коммуникативное назначение — быть средством обще­ния. Речь— это последовательность единиц языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями передаваемой инфор­мации.

Но речь — это не только средство выражения мыслей и чувств. Это постоянная реклама наших способностей, нашей работы над собой. По тому, как мы говорим, наши собеседники делают вывод, кто, мы такие, так как речь независимо от воли говорящего создает его портрет, рас­крывает его личность. Речь — это своеобразный паспорт человека, ко­торый точно указывает, в какой среде общается говорящий, как он относится к людям и родному языку, каков его культурный уровень. К. Паустовский даже писал, что «по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его куль­турном уровне, но и о его гражданской ценности».

От степени владения нормами и богатствами языка зависит, на­сколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное влияние на слушателей. Ведь речь может быть доходчивой — неясной, правильной — небрежной, уместной — неуместной, логичной — нело­гичной, выразительной — сухой, богатой —бедной, самобытной—штампованной, убедительной — неубедительной.

В. Шекспир предупреждал молодых: «Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее». Действительно, если человек владеет речью, если умеет говорить доходчиво, логично и убедительно, — он легко устанавливает контакты с людьми, уверенно чувствует себя во всех жизненных ситуациях; у него удачно складывается карьера; он добивается успехов во всех своих делах. Он всегда лидер, всегда — ведущий.

Человеку же, не умеющему говорить грамотно и убедительно, суж­дено быть во всем только ведомым. Жить ему намного труднее: он чувствует себя скованным, ущербным; почти всегда терпит пораже­ния; у него намного меньше друзей, да и карьера складывается гораздо хуже.

Поэтому юристу важно владеть культурой речи, навыками публичной речи, культурой публичного выступления.

Культура речи понимается как умение использовать в конкретной ситуации такие языковые средства, которые позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении коммуникативных задач. Это употребление единственно нужных слов и грамматических конструкций в каждом конкретном случае.

Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления, сознательной любовью к языку и уважением к себе как к личности. Однажды писатель Корней Иванович Чуковский на коряво сформулированный вопрос, «как повысить качество своего языка», ответил: «Нет ничего проще. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта».

Для юриста умение хорошо говорить — это прямая профессиональная необходимость. Почему?

Прежде всего, потому, что профессия юриста требует не только профессионального мастерства, но и широкого общего образования. По глубокому убеждению А.Ф. Кони, «юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального». И независимо от его коммуникативной роли — составляет ли он законопроекты, ведет дознание, оформляет гражданские сделки, выносит пригово­ры, защищает права подсудимых, следит за законностью судебных ре­шений, занимается научной работой — он правовед, разъясняющий гражданам нормы права.

Юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явления­ми жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить обращающихся к нему людей в правильности своей точки зрения.

Кроме того, юристу приходится сталкиваться с людьми разных профессий и различного культурного уровня. И в каждом случае не­обходимо находить нужный тон и слова, аргументирующие и грамот­но выражающие мысли. Нарушение юристом языковых норм (напри­мер, употребление просторечных форм не ложи, хотишъ и др.) может вызвать отрицательную реакцию или недоверие со стороны слушате­лей; пропадает уважение к юристу, появляется неуверенность в его знаниях.

Формулируя и оберегая нормы права, юрист не может не ох­ранять нормы родного языка. Этого требует и высокий статус права.

Крайне важно, чтобы общение в правовой сфере соответствовало требованиям правовой культуры, одной из составных частей которой ученые-юристы считают культуру речи. От уровня культуры речи во многом зависит престиж органов правосудия, выполнение юристом его высокой общественной функции.

Кроме того, большинству юристов приходится читать лекции на правовые темы или выступать в суде в качестве обвинителя или защит­ника, представителя гражданского истца или ответчика. А для этого важно владеть навыками публичной речи. А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Ц.А. Александров, В.Д. Спасович, В.И. Жуковский, Н.И. Холев, К.Ф. Хартулари, С.А. Андреевский, А.И. Урусов, М.Г. Казаринов оставили нам прекрасные образцы ораторского мастерства. Вы­сокий рейтинг многих современных судебных ораторов определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое создают их выступления, безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить мысль. Это обязательное условие успешной самопрезентации судебного оратора.

Но можно ли говорить о культуре речи юриста, если его профессиональная речь звучит в сугубо официальной обстановке, если язык права довольно специфичен? В нем, например, много терминов, имеющих особое юридическое значение, таких, как кодекс, контрабанда, сделка, показания, приговор, алиби, улика, мотивы преступления, конфискация и др. В качестве терминов используются некоторые разговорные слова, напр.: промотание, попрошайничество, оговор; устаревшие: деяние, сокрытие; отглагольные существительные, не характерные для общего употребления: оставление, отобрание, недонесение, вменение, приискание. Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия. Так, возбудить — начать производство уголовного дела; склонить — за­ставить совершить преступление; смягчить — сделать наказание менее суровым и строгим; статья — определенный раздел, параграф в юридическом документе; организатор — инициатор преступления; погашение — прекращение срока судимости; привод — принудительное доставление кого-либо в органы расследования; мотив — побудительная причина, основание преступных действий; показать — дать показания при допросе; эпизод — часть преступных действий и др. Наблюдаются своеобразные словосочетания, не употребляющиеся за пределами правовой сферы общения, напр.: применить меры, противная сторона, виновная связь, добросовестное заблуждение, применение давности, увольнение от должности, осудить к лишению свободы и др.

В речи юриста много готовых стандартных выражений — «юридических формул»: рассмотрев материалы дела, вменить в вину, за­ключить сделку, возместить ущерб, в установленном законом порядке, положения настоящего договора, из хулиганских побужде­ний и многие другие.

Следует помнить, что речь имеет две формы: письменную и уст­ную. Письменная речь осуществляется, как правило, в официаль­ных ситуациях; она рассчитана на предварительное обдумывание, значит, требует предельной точности, строгого соблюдения норм литературного языка. С учетом задач уголовного судопроизводства культуру письменной речи юриста можно определить как выбор и организацию языковых средств, которые соответствуют официаль­ной ситуации и требованиям УПК РФ и адекватно отражают уста­навливаемые по делу фактические данные. В процессуальных актах оптимальными являются средства официально-делового стиля, в котором используется большое количество готовых, стандартных вы­ражений — клише.

Культура речи юриста предполагает также знание норм устных публичных выступлений. В выступлениях прокурора и адвоката на суде отражаются те же факты, что и в процессуальных документах по конкретному делу, поэтому судебные ораторы нередко использу­ют конструкции, уместные лишь в письменной официально-дело­вой речи. А публичная речь требует богатства словаря, художест­венной выразительности! Ведь она обращена непосредственно к живым людям! Поэтому культура публичной речи — это такое мо­тивированное использование языкового материала, которое являет­ся оптимальным для данной ситуации и содержания речи. Речь должна быть такой, чтобы она привлекала внимание, наилучшим образом содействовала убеждению.

О культуре устной судебной речи следует говорить и потому, что на суде каждое слово не только несет информацию, но и оказывает большое психологическое воздействие, напр.: Наказание — это не только кара, это возможность искупить вину, исправиться, перевоспитаться. Часто Вам приходилось наблюдать, как под воздействи­ем убедительной речи прокурора, анализирующего и оценивающего преступные действия подсудимого, подсудимый все ниже и ниже: опускает голову, иногда плачет. И наоборот, слушая речь адвоката, выражающего мысль, что его подзащитный еще не потерянный чело­век, что у него много положительных качеств, подсудимый поднимает голову, лицо его светлеет. Он понимает, что ему верят.

Допущенная судебным оратором речевая ошибка дискредитирует его как представителя органов правосудия. Если ошибка осталась незамеченной, то юрист, человек с высшим образованием, консультант граждан, оказывается проводником речевого бескультурья. Таким образом, речевая культура не личное дело каждого юриста. Вопросы культуры речи поднимаются самой жизнью, практической необходимостью. Уважительное отношение к языку, чистая, правильная, богатая речь юриста — это в определенной мере показатель его уважения к нашим законам.

Грамотный оратор не скажет: Читая дело / у меня / в общем-то / никаких сомнений / не вызвало в том / что в действиях Сазонова /будем так говорить / есть состав преступления //. Действительно гра­мотного судебного оратора отличает глубина и ясность мысли, логичность и аргументированность речи, умение находить в каждом конкретном случае нужные, точные слова для передачи мыслей, умение грамотно оформлять высказывания. Мастер слова сможет передать психическое состояние подсудимого, сумеет вызвать у судей сочувствие или справедливое негативное отношение к нему, точно раскрыть сложные мотивы преступления [19].

Таким образом, юристу важно владеть нормами публичной речи, ораторским мастерством, для того, чтобы ясно, точно, логично, уверенно и убедительно, экспрессивно выражать мысли. Это одно из решающих условий повышения эффективности судебных прений.

Ораторское мастерство юристов, выступающих в судебных прениях, нередко называют судебным красноречием. Почему?

Вдумаемся в значение слова «красноречие»: красная речь, красивая, образная, яркая. М.В. Ломоносов писал, что «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить». Но может ли говорить «крас­но» прокурор, поддерживающий обвинение в убийстве? Уместна ли кра­сивая, образная речь при изложении результатов судебно-медицинской экспертизы? или, например, при юридической квалификации преступ­ления? при определении меры наказания подсудимому?

М.М. Сперанский определял красноречие как «дар потрясать души». Но как может потрясать души судебный оратор?

Обратимся к словарям.

Откроем Словарь живого великорусского языка В.И. Даля: Красноречие, краснословие, наука и уменье говорить и писать красно, убе­дительно и увлекательно; витийство.

Посмотрим в Словарь русского языка С.И. Ожегова: Красноречие. 1. Дар слова, ораторский талант. 2. Ораторское искусство (устар.).

Читаем Словарь русского языка (в 4 томах): Красноречие. 1. Спо­собность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант. 2. Ораторское искусство.

Проверим по Словарю современного русского литературного языка (в 17 томах): Красноречие. 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант. // Искусная речь, построен­ная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

Значит, красноречие — это умение говорить не только красиво, но и убедительно, это сочетание таланта и определенных знаний и уме­ний.

Ораторское искусство понимается как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи: это умение подбирать материал, искусство построения речи и публичного говоре­ния с целью оказать определенное воздействие на слушателей; это умение доказывать и опровергать, умение убеждать; это речевое мас­терство.

Судебное красноречие, основное назначение которого — способствовать установлению истины по делу, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами Уголовно-процессуального кодекса и предпола­гает оценочно-правовой характер речи. Эту специфику охарактеризо­вал Н.П. Карабчевский: «Судебное красноречие — красноречие особо­го рода. На него нельзя смотреть лишь с точки зрения эстетики. Вся деятельность судебного оратора — деятельность боевая. Это вечный турнир перед возвышенной и недосягаемой «дамой с повязкой на гла­зах». Она слышит и считает удары, которые наносят друг другу про­тивники, угадывает и каким орудием они наносятся». Так­тика речи, ораторские приемы и речевые средства у каждого оратора свои, проверенные, отработанные. Одни покоряют судебную аудито­рию силою своего вдохновения, другие — глубиной мысли и ясностью изложения. Но каждому судебному оратору важно уметь говорить до­ступно, грамотно, аргументированно. Это главное.

Значит, судебное ораторское искусство следует понимать как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями уголовно-процессуального закона; как умение построить объективно аргументиро­ванное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

Судебное ораторское искусство связано с требованием логичнос­ти, убедительности. Доказательность — важнейшая черта рассужде­ний в судоговорении. Все положения в речи должны быть обоснова­ны, аргументированы.

Искусство судебного оратора проявляется в умении построить су­дебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно про­анализировать обстоятельства преступления и причины его соверше­ния, дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сде­лать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом судей и аудиторию. Проявляется оно и в умении оказать психо­логическое воздействие, в умении найти точные языковые средства для выражения мыслей, так как содержательная, ценная мысль нуж­дается в совершенной форме. Совершенство речи создает в судебной аудитории атмосферу доверия оратору.

Говорить хорошо в суде — это говорить по существу, тщательно анализируя материалы дела, опираясь на нормы права; говорить до­ходчиво, логично, убедительно, в соответствии, с нормами литератур­ного языка.

Красноречие же как «умение говорить красиво» является со­ставной частью судебного ораторского искусства — эффективным средством эмоционального воздействия. Изобразительно-выразитель­ные средства языка помогают судебному оратору акцентировать вни­мание суда на тех или иных деталях дела.

Раскрывая картину преступления, объективно анализируя и оце­нивая действия подсудимого, мотивы преступления, его последствия, создавая психологическую характеристику подсудимого, судебный оратор тем самым «потрясает души слушателей». Безусловно, способ­ствуют этому правильно выбранные языковые средства.

Требования к языку судебной речи в определенные эпохи претер­певают изменения. Если в дореволюционной России судебные орато­ры, как правило, не употребляли речевых юридических стандартов, а многие адвокаты говорили с присяжными заседателями, «как говорят писатели с публикой», то в советский период считалось, что «всякие излишества, преследующие цель украшательства речи ради ее внеш­него эффекта, могут только повредить делу и помешать достижению цели». Говорить рекомендовалось языком закона. Речь судебных ораторов стала клишированной, стандартизованной. В на­стоящее время в соответствии с судебными реформами ощущается не­обходимость яркого, образного судоговорения.

Мастерство судебного оратора основывается на постоянном упорном, целенаправленном труде. Ведь оратор не только чело­век, который произносит речь; оратор— тот, кто обладает умением произносить речь, умением излагать свои мысли сразу перед мно­жеством людей, кто владеет законами и приемами ораторского ис­кусства. Судебный оратор — это человек, обязанный уметь гово­рить! Что значит «уметь»? В искусстве судоговорения «уметь» — значит свободно владеть всеми материалами дела, всеми доказа­тельствами, ощущать форму своей речи, понимать ее значение. Четкое, ясное, безупречно аргу­ментированное изложение своей позиции — важный признак культу­ры ораторского труда.

Чтобы приобрести умения, чтобы стать хорошим судебным орато­ром, нужно овладеть логикой рассуждения и изложения, методами убеждения, ораторскими приемами, методикой подготовки и произне­сения убедительной, воздействующей речи. Для этого необходи­мо изучать теорию красноречия, опыт известных судебных ораторов, учиться на лучших образцах судебного ораторского мастерства. Кроме того, важно постоянно работать над совершенствованием речевых на­выков. Хочется напомнить знаменитые слова Марка Туллия Цице­рона: «Поэтом рождаются, а оратором становятся» [19].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 12240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.