Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тропы и фигуры как средства создания выразительности




Тропы как средство речевой выразительности является одной из частей судебного красноречия. Эту часть, со времен Квинтилиана и до наших дней, принято называть украшением. Считается, украшенная речь должна вызывать у слушателей чувство удовольствия, но здесь нет прямой зависимости: чем больше украшений, тем больше удовольствия. Красиво лишь то, что вытекает из сути обсуждаемой темы. Ненужные украшения портят речь. Укра­шать речь нужно только тогда, когда вы хотите сделать какую-то мысль более яркой и очевидной для слушателей. Слово троп в переводе с древне­греческого значит превращение, при котором слова приобре­тают другое, не свойственное им значение, но так, что речь при этом не только не теряет в ясности, но даже увеличивает ее. Все тропы, по классификации Ю. М. Скребнева, делятся на количественные и качественные. В первую группу могут быть занесены все случаи, когда различие между традиционным именованием объекта и фактически употребленным словом должно рассматриваться как количественное: оратор преуве­личивает или преуменьшает какие-то свойства называемого объекта. Тропы количества подразделяются на две противопо­ложные разновидности: гиперболу (преувеличение) и мейозис (преуменьшение).

Гипербола — это преувеличение каких-либо свойств или качеств описываемого предмета. В гиперболе различают два вида: один употребляется при описании, другой — для выражения чувств и пережива­ний. Второй считается предпочтительнее первого, поскольку чувства и страсти, волнующие человека (любовь, страх, удив­ление, ненависть, гнев, печаль и т. д.), предполагают увеличе­ние предмета, а когда вызывают у слушателей соответствую­щие реакции, то гиперболические выражения кажутся более естественными.

Широко известны описательные гиперболы Н. В. Гоголя: «шаровары шириною с Черное море»; «Редкая птица долетит до середины Днепра». В современной судебной речи к гипербо­лам прибегают редко, прежде всего, потому, что это трудно, но русские мастера судебного красноречия широко использовали данный троп:

«Чтобы предположить этот мотив, нужно думать, что чело­веческая природа так гадка, что люди не делают преступлений только потому, что руки их и каждый палец закованы цепями закона, и цепи эти, в лице урядников и полицейских, охраня­ют Русскую империю моралью своей во веки веков» (Плевако Ф. Н. Речь в защиту Лебедева и других обвиняемых). Здесь гипербола соединяется с метафорой и иронией. При этом оратору не следует начинать речь с гиперболы. Слушателя к ней надо подготовить.

Мейозис представляет собой логическую и психологиче­скую противоположность гиперболы. Сущность мейозиса со­стоит в намеренном преуменьшении свойств объекта речи («мужичок с ноготок», «мальчик с пальчик»). Однако психо­логическая структура мейозиса более сложна и утонченна. Го­ворящий доверяет способности слушателей понять намеренно скромную сдержанность оценок и учесть несоответствие меж­ду тем, что говорится о предмете, и тем, что этот предмет представляет собой в действительности. Например, когда о предстоящих больших затратах кто-нибудь скажет, что «дело влетит в копеечку», то здесь использован мейозис.

Иногда мейозис путают с гиперболой. Поэтому подчеркнем: мейозисом является преуменьшение нормального или боль­шего, чем нормальное. Назвать хорошее или отличное терпи­мым — значит, употребить мейозис.

Если же объект действительно невелик, незначителен, не­удовлетворителен и его языковая характеристика усиливает и подчеркивает эту незначительность — в подобных случаях пе­ред нами гипербола. Например, когда говорящий хочет ска­зать, что расстояние невелико, и использует выражение «ру­кой подать», он употребляет гиперболу.

В судебной речи мейозис может оказаться очень эффек­тивным средством воздействия на слушателей. Вот как, на­пример, его использовал
А. Ф. Кони для того, чтобы вызвать у присяжных недоверие к показаниям убийцы, зарезавшего отца Иллариона, иеромонаха Александро-Невской Лавры. Подсудимый утверждал, что совершил убийство, не имея зара­нее обдуманного намерения.

«По его словам, он взял отца Иллариона, человека здоро­вого и высокого роста, за ворот. Тот его оттолкнул. Тогда подсудимый взял "ножичек", как он выразился весьма неж­но, и стал его колоть!» (Кони А. Ф. Речь по делу об убийстве иеромонаха Иллариона).

Мейозис может быть выражен любыми языковыми средст­вами. Исключение составляет специфическая разновидность мейозиса — литота, имеющая строго определенную логико-грамматическую форму. В основе литоты лежит логическая операция двойного отрицания: небесполезный, небезопасный, не без повода. В соответствии с логическим толкованием двой­ное отрицание равняется утверждению (полезный, опасный и т. д.), однако очевидно, что выражения-литоты имеют более слабое значение по сравнению с утверждениями. К литоте от­носят и случаи, когда отрицание добавляется к слову, имею­щему нежелательные, с точки зрения говорящего, признаки (плохой — неплохой), а также при замене какого-либо выра­жения на противоположное, к которому добавляют отрицание, например, вместо «согласен» говорят «не возражаю». Литота часто используется в обыденной речи. Так, в последнее время распространилось выражение «мало не покажется».

Приведем пример литоты, взятый из речи Ф. Н. Плевако: «Ребенок сохранил и другую черту материнскую — нелюбовь к блеску и роскоши» (Речь гражданского истца в защиту инте­ресов опеки А. В. Мазуриной). Здесь слово «отвращение» заме­няется противоположным с отрицанием «не».

Немаловажное значение в судоговорении являются качественные переименования.

Прежде чем анализировать различные изобразительные средства языка, следует уточнить, какими свойствами обла­дает слово, главное орудие говорящего, основной строитель­ный материал, какие возможности оно заключает в себе?

Слова служат названиями предметов, явлений, действий, т. е. всего, что окружает человека. Однако слово обладает и эстетической функцией, оно способно не просто назвать предмет, действие, качество, но и создать образное пред­ставление о них.

Понятие образности слова связано с явлением много­значности. Известно, что слова, называющие только один какой-либо предмет, считаются однозначными (мостовая, тротуар, троллейбус, трамвай), а слова, обозначающие не­сколько предметов, явлений действительности, — много­значными. Многозначность в какой-то степени отражает те сложные отношения, которые существуют в действительно­сти. Так, если между предметами обнаруживается внешнее сходство или им присущ какой-то скрытый общий признак, если они занимают одинаковое положение по отношению к чему-то, то название одного предмета может стать назва­нием и другого. Например: игла — швейная, у ели, у ежа; лисичка — зверек и гриб; гибкий тростник — гибкий чело­век — гибкий ум.

Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующие переносными.

Прямые значения непосредственно связаны с опреде­ленными предметами, названиями которых они являются. Переносные значения, в отличие от прямых, обозначают факты действительности не непосредственно, а через отно­шение к соответствующим прямым.

Например, слово лакировать имеет два значения: пря­мое — «покрывать лаком» и переносное — «приукрашивать, представлять что-либо в лучшем виде, чем есть на самом деле». С понятием переносного значения слова чаще всего связано его образное употребление. Например, в слове за­ноза выделяется прямое значение — «тонкий, острый, ма­ленький кусочек дерева, вонзившийся в тело», и перенос­ное — «вредный, въедливый человек». Образный характер переносного значения слова очевиден. Говоря о большом количестве чего-либо, можно употребить слово много в пря­мом значении, а можно использовать другие слова в пере­носном значении — лес труб, град ударов, бездна книг, туча комаров, пропасть денег и т. д.

С понятием переносного употребления слов связаны такие художественные средства, как метонимия, метафора, синекдоха, широко используемые в любых ораторских вы­ступлениях, устном общении.

Метонимия в переводе с древнегреческого означает пере­именование. Суть этого тропа заключается в следующем. Если какие-либо предметы связаны между собой некоторым образом, то имя каждого из них может быть использовано вместо имени другого. Так, могут переименовываться явления и процессы, связанные причинной зависимостью, содержащее вместо содержимого. Читать Лермонтова, говорится вместо чтения произведений, написанных Лермонтовым. Выпить чашку — вместо напитка в чашке. Подобным образом назва­ние страны может быть использовано вместо названия жите­лей этой страны, или герб страны вместо ее названия: двугла­вый орел вместо России.

Итак, для метонимии характерно использование:

• предыдущего вместо последующего, и наоборот;

• действия вместо причины, и наоборот;

• создателя вместо созданного, и наоборот;

• знака вместо значения, и наоборот;

• содержимого вместо содержащего, и наоборот;

• свойства вместо вещи, и наоборот;

•места вместо вещи, и наоборот;

• владельца вместо собственности, и наоборот;

• времени вместо вещи, и наоборот.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.