Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕКСТ 5. Языковое существование человека и народа




Из кн.: Рождественский Ю.В. Теория риторики. Изд. 2-е, исправленное. - М.: Добросвет, 1999, - С. 66-67.

Роль речевой деятельности как ведущего начала общественного развития была утверждена в теории и на практике в Японии, где соединение теории речевой деятельности и практики получили название "языковое существование" (человека и народа). Речевая деятельность была истолкована как естественная среда бытия общественного человека. Развитие этой среды в целом, нахождение в этой среде и успешное пользование ею рассматривается как критерий успеха человека и общества.

Практика "языкового существования" показала, что речевые действия - основной ресурс социального и экономического развития. "Языковое существование" включает в себя следующие части:

1. Развитие этикетных форм общения, которые позволяют

создать благоприятный эмоциональный климат в обществе.

2. Развитие образования на основе образовательных стандартов, построенных на словарной основе, позволяющих сформировать высокий уровень знаний, при котором научные знания слиты с языковыми.

3. Усовершенствование языка общения, его словарного состава на основе широких статистических обследований лексики и лексикостилистики и создание рекомендаций пользования словарём речедеятелей, принадлежащих к разным профессиям.

4. Регулярные статистические обследования времени, затрачиваемого на речь: говорение, письмо, слушание, чтение - разными категориями людей, различаемыми по их занятиям.

5. Регулирование массивов речи по суткам, неделям и месяцам так, чтобы каждый вид речевого общения имел наибольшую эффективность. Особенно это относится к массовой информации.

6. Создание легко читаемых и легко исполняемых форм документов, стандартных личных и деловых писем.

7. Поощрение массового непрофессионального литературного творчества, создание предпосылок для речевого искусства всей массы речедеятелей.

8. Статистические обследования, учёт и систематизация распределения времени на речевые действия в их отношении к неречевым действиям: труд, отдых, сон, гигиена тела и т.п.

Всё это вместе образует картину речевой деятельности общества и возможность управлять этой деятельностью в интересах прогресса общества в целом (образование, здоровье, оптимистическое самочувствие, успехи в трудовой деятельности). Это достигается регулированием объёма каждого вида словесности общества в целом и в его отношении к отдельным категориям людей, различаемых по полу, возрасту и профессии, построением содержания образования на историко-культурной основе, с распределением тематики речи в зависимости от запросов общественной жизни и производства.

Всесторонний охват аспектов речевой деятельности, их обследование и регулирование в конечном счёте привели к процветанию японского народа после разрушительных войн и застоя, сложившегося в предвоенные годы…

 

Задания:

1. Прочитайте приведенный параграф этой книги вслух для своих соклассников.

2. Выделите в отрывке его части (введение, основная часть, заключение).

3. Определите, какие положения основной части представляются вам самыми значительными?

4. Попытайтесь найти в библиотеке или Интернете какую-то другую информацию по этой теме.

 

ТЕКСТ 6. Конец смутного времени. Из кн.: Александра Ишимова. История России для детей. М. - Мн., - 1992. - С. 140.

Во всё продолжение смут нижегородцы стояли за правое дело, не нарушали присяги, отбивались от поляков и изменников и храбро сражались под начальством Скопина-Шуйского, Шереметева и Ляпунова. После смерти Ляпунова они не хотели покориться ни полякам, ни самозванцам. Был в то время в Нижнем богатый мясник Козьма Минич Сухорукий. Чаще его называют Мининым. Когда нижегородцы совещались на площади о делах государства, Минин со слезами на глазах сказал им: "Братья! Постоим за Русскую землю, ополчимся поголовно: отдадим всё наше имущество, если нужно, заложим жён и детей, но выкупим отечество". Минин не только говорил, но и делал: продал всё своё имущество, принёс деньги и сказал, что жертвует их для спасения России. Нижегородцы единодушно поклялись или умереть все до единого, или избавить Россию от чужеземцев, отдали своё имущество на содержание войска. К ним пристали и другие верные города. Минин был назначен выборным человеком всего Московского государства, хранил общую казну, распоряжался устройством войска и начальствовал отборной трёхсотенной дружиной. Главное же начальство предложили князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Он едва оправился от ран, полученных в Москве, но не уклонился от святого дела. Однако нескоро русские дружины подступили к Москве: надо было собраться, вооружиться, уничтожить разные шайки на дорогах, уговорить Трубецкого, чтобы он отстал от Исидора.

Сделав всё это, Пожарский подступил к Москве, не переставая, бился три дня с гетманом Хоткевичем и победил его. При этом особенно отличился Минин с отборной дружиной. Польский воевода Струсь заперся в Кремле и очень храбро оборонялся. На беду начались у русских разногласия: князь Трубецкой, хотя со своим войском присоединился к Пожарскому, но считал себя выше его, потому что был боярином, а Пожарский стольником, значит ниже чином. Казаки даже совсем не хотели сражаться за русских, если не дадут им денег, а денег не было. Тогда келарь Авраамий Палицын предложил им вместо денег золотые и серебряные святые сосуды лавры. Казаки устыдились, не взяли обещанного им и помогли русским. Авраамий и Минин уговаривали воевод помириться и действовать заодно. Кремль окружили со всех сторон и не пропускали туда ничего съестного. Там сделался страшный голод, поляки ели кошек, мышей, наконец изнемогли и сдались.

Велика была радость русского воинства, когда оно вступило в Кремль и поклонилось русской святыне. Со слезами благодарили Бога и славили избавителей России: Минина и Пожарского. Но дело было кончено только в половину: следовало избрать царя. Выборные люди со всего государства собрались в Москве, стали совещаться, вспомнили, кого желал возвести на царство Гермоген, и все единодушно провозгласили царём Михаила Романова. Он был ещё очень молод, всего 16 лет, но имел больше других право на престол, потому что был родной племянник Фёдора Иоанновича. И потому ещё любили его русские, что все помнили Анастасию, и как была счастлива Русская земля, пока она была царицей. Никто из Романовых не запятнал себя никаким худым делом, не был изменником; все они служили верой и правдой царям, которым присягали...

 

Задания к тексту:

1. Прочитайте и обсудите, что нового вы узнали о "смутном времени". Какие имена и события для вас были неизвестны и, может быть, удивили вас? Обратите внимание на стиль изложения. Прочтите по этому поводу отрывок из предисловия к книге А.О. Ишимовой "История россии для детей".

 

Вот отрывок из письма Пушкина к Александре Осиповне, волею судеб оказавшимся последним в его жизни. В этот день он был смертельно ранен на дуэли.

" Сегодня я нечаянно открыл вашу "Историю в рассказах" и поневоле зачитался.

Вот как надобно писать!

С глубочайшим почтением и совершеннейшей преданностью честь имею быть, милостивая государыня, вашим покорнейшим слугою.

27 янв. 1837. А. Пушкин"

2. Подумайте, где можно подобрать дополнительный материал о Смутном времени в России? Соберите эти данные и сделайте доклад на материале, который вы собрали самостоятельно.

 

 

ТЕКСТ 7. Э. А. Рязанов. Желение нравиться. Из кн.: Купина Наталия. Риторика в играх и упражнениях. Учебное пособие. М., - Флинта, Наука - 2002. С. - 110.

Желание понравиться другим естественно для человека. В особенности если его снимают и будут показывать миллионам. Недаром перед тем, как идти в кадр, мужчины причёсываются и оправляют пиджаки, а о приготовлении к съёмкам женщин можно было бы создать поэму. Но речь в данном случае идёт не о внешней привлекательности, а, если так можно выразиться, о "косметике внутренней" - о намерении произвести на зрителей выгодное впечатление. Желание понравиться у разных людей принимает различные формы и влияет на их поведение перед телекамерой. Один много и беспричинно улыбается. Другой (или другая) заискивает перед зрителем. Третий якобы взволнован, элементарные вещи он рассказывает приподнятым тоном, впадая в пафос там, где требуется простая констатация фактов. Разновидностей кокетства много. Все не перечислить. Иной упивается собственным красноречием - круглые фразы, иностранные, малопонятные термины, велеречивость. Смысла доискаться нелегко. Да его, как правило, и нет. Главное, чтобы гладко журчали привычные и непривычные словосочетания, идущие мимо сознания, создавалась видимость глубокомыслия и наукообразия.

Но телеэкран обладает удивительным качеством - он как бы раздевает человека, обнажая его глубинную сущность. Если ты злюка, то как ни прикидывайся добреньким, ничего не выйдет. Твоё притворство будет видно всем. И если ты глуп, то какие мудрёные слова ты ни станешь "загибать", за них всё равно не спрячешься. И если ты самодоволен и надменен, то никакая игра в застенчивость и скромность не поможет. Объектив телекамеры беспощаден. Он вытаскивает наружу то, что человек пытается скрыть. Единственное средство спасения - оставаться самим собой, какой уж ты есть. По крайней мере, телеэкран не уличит тебя в двуличии, лицемерии. Нет ничего хуже, чем, обманывая, казаться лучше. Если телекомментатор не старается приукрасить себя, а думает только о существе события, о котором идёт речь, он всегда выигрывает в мнении зрителя. Понимая это, я всегда стараюсь оставаться самим собой. Другое дело, насколько мне это удаётся и как меня воспринимают люди.

 

Задания к тексту.

1. Внимательно прочитайте текст. По-своему озаглавьте его.

2. Вспомните из вашей "зрительской практики" подобные примеры. Расскажите о них.

3. Подумайте о том, какой вывод следует из этого отрывка. Как, по вашему мнению, нужно себя вести перед теле - или видеокамерой. Попробуйте придумать и разыграть сценку "Интервью".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.