КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
РИТОРИКИ 2 страница
ПОТРЕБНОСТЬ - необходимость в чём-л., требующая удовлетворения; желание, стремление. Потребность в высказывании появляется в соответствии с ситуацией: какое-л. обстоятельство вызывает интерес и соответственно желание выразить свое отношение к нему. Напр., потребность написать „Клеветникам России" у Пушкина была вызвана многочисленными нападками на Россию во французской прессе. Наиболее эффективно, выразительно осуществляется тогда, когда мысль порождает эмоции, а не наоборот. ПРИНУЖДЕНИЕ - эмоциональное воздействие на собеседника с целью заставить его отказаться от своей точки зрения в споре; собеседник обычно не меняет своих взглядов, а лишь уступает под эмоциональным натиском противника. ПРОПОНЕНТ [от лат. proponere - утверждать] - участник спора, выдвигающий и защищающий тезис. Ср. Оппонент. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ -приемы, используемые в споре для победы, для убеждения или принуждения оппонента принять тезис. Эти приемы могут быть корректными (дозволенными) и некорректными (недозволенными). Корректные приемы: - захват инициативы в споре (предложить свою формулировку предмета спора, план обсуждения, направлять ход спора в нужном для себя направлении); — возложение бремени доказывания или опровержения на оппонента; - концентрирование внимания и действия на наиболее слабом звене в аргументации оппонента; — использование эффекта внезапности (использование возвратного довода); - стремление взять последнее слово в споре и др. Некорректные приемы: - аргумент к личности - ссылка на личные особенности оппонента, его убеждения, вкусы, внешность, достоинства и недостатки; — разновидности этого приема: аргументы к тщеславию (лесть), „навешивание ярлыков" и др.; — аргументы к публике - ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей; - аргументы к силе - угроза неприятными последствиями, в частности угроза применения или прямое применение каких-л. средств принуждения; - аргументы к жалости - возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия; — аргумент к невежеству — использование таких фактов, положений, о которых оппонент ничего не знает, ссылка на сочинения, которых он, как заведомо известно, не читал; в обойме таких приемов проходит и ложный довод, т.е. суждение, являющееся неистинным, причем говорящий знает об этом. К психологическим некорректным уловкам относятся и намеренные логические ошибки: подмена тезиса и др. РЕФЕРАТ [от лат. referre докладывать, сообщать] - воспроизводимая в письменной или устной форме смысловая модель компрессии произведения печати, которая передает совокупность понятий, систему аргументации и сохраняет стиль изложения первичного документа, не давая ему личного толкования. Различают рефераты репродуктивные, т.е. воспроизводящие в сокращенном виде содержание научной работы, и продуктивные, предполагающие критическое или творческое осмысление научной литературы. РЕЧЬ - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Выполняет две функции: средства, орудия общения (коммуникации) и средства обобщения, орудия мышления. Различают: собственно речь, или внешнюю речь, которая имеет коммуникативную направленность и ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность и внутреннюю речь - общение человека с самим собой для постановки и решения какой-л. познавательной задачи; отличается использованием вспомогательных средств (образы, схемы и т.д.), специфическим синтаксическим строем, „она свернута, в ней нет ничего лишнего" (Панов); отличается от внутреннего проговаривания („речь про себя", „беззвучная речь") и внутреннего программирования (создания плана будущего высказывания). РИТОРИКА [греч. rhetorike] – наука об эффективно убеждающем и воздействующем слове; то же, что и красноречие. Классическая риторика - наука об общих способах убеждения о вероятном или возможном, основанных на четкой системе логических доказательств, мастерство и искусство находить эти способы и пользоваться логикой доказательства; теория художественной речи. Современная риторика - теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей) устной и письменной речи. Предметом современной общей риторики служат универсальные закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Эффективность речи определяется наименьшими потерями в процессе ее передачи от говорящего к слушателю во всех трех типах информации, которые обычно содержатся в речи: понятийно-логической, оценочной (+ или —), эмоциональной. Целесообразность речи - ее соответствие цели говорящего, его речевому намерению. Действенность речи - ее способность пробудить ум и чувство, склонить слушателя сначала прислушаться, благосклонно и заинтересованно, а затем заставить принять ту картину мира, которую предложит ему говорящий. Гармонизирующая роль речи заключается в необходимости обеспечения наилучшего взаимопонимания между людьми, конструктивного решения возникающих конфликтов, объединения участников общения. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС -стилистическая фигура, оборот речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса, не предполагающего ответа; усиливает эмоциональность, выразительность высказывания, „ненавязчиво навязывает" некоторую идею; особенно эффективен при напряженном ожидании, возбуждении аудитории. СИЛЛОГИЗМ [ греч. syllogismos] - дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений (посылок) следует третье суждение (заключение). В зависимости от вида суждений (посылок), входящих в силлогизм, различают: Простой категорический силлогизм - дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических посылок (суждений), связанных средним термином (при соблюдении определенных правил), обязательно следует заключение. Напр.: Все люди дышат кислородом. Я - человек. Я дышу кислородом. СИНЕКДОХА [от греч. synekdoche - соподразумевание] - вид тропа, состоящий в перенесении занчения одного слова на другое по количественному признаку: замена названия целого названием какой-либо его части или наоборот. Выделяется (вслед за Ломоносовым, Краткое руководство к красноречию) семь разновидностей синекдохи. Примеры: Иметь крышу над головой; Хранить копейку; Не хватает рабочих рук; Сто голов скота. На восток, сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глухой По домам идет Европа. Пух перин над ней пургой ". (А. Твардовский). СИТУАЦИЯ - совокупность обстоятельств; положение дел, обстановка. СЛЕНГ (англ. Slang) - первоначально - "вульгарный язык". В настоящее время под сленгом понимаются разные вещи: а) "низкий", вульгарный язык, б) профессиональные и иные жаргоны (жаргоны однородных социальных групп), арго преступного мира; в) нелитературный язык. СЛУШАНИЕ — вид речемыслительной деятельности, заключающийся в том, что получаемая информация воспринимается на слух. Установка на слушание - общий настрой слушающего, который определяется не только стремлением говорящего заинтересовать собеседника, сделать его внимательным слушателем, осознающим содержание получаемой информации, но и дать прогноз предполагаемого разговора, его цели и планируемого результата. САРКАЗМ (греч. sarkasmos - язвительная насмешка, от sarkaso - разрывать (о мясе), растерзывать) - одно из важнейших стилистических средств создания комического, разновидность иронии; едкая язвительная насмешка, выражающая негодование, издевательство. СОФИЗМ [ греч. sophisma - хитрая уловка, измышление, ложное умозаключение] - рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую, преднамеренную логическую ошибку и служащее для придания видимости истины ложному утверждению; является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым намеренно ввести в заблуждение. СПОР - словесное состязание при обсуждении чего-л., в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту; родовое обозначение словесного противоборства. По целям различают пять видов спора: 1) для проверки какой-либо мысли, ее исследования, испытания ее обоснованности; 2) для убеждения противника в какой-либо мысли, известной одной спорящей стороне; 3) для поиска компромисса; 4) для победы над противником, независимо от истинности мысли; 5) спор ради спора - логическое упражнение, игра в словесное состязание по любому поводу. СРАВНЕНИЕ - стилистический прием, заключающийся в сопоставлении одного предмета с другим предметом на основании сходных признаков для боле точного и одновременно образного описания. Обычно выступает в форме: сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто и др.; творительного падежа существительного и другими способами. Примеры: Надо мною свод воздушный, / Словно синее стекло (А.Ахматова); И березы стоят, как большие свечки; Морозной пылью серебрится его бобровый воротник (Пушкин). Сравнение может быть выражено в форме риторического вопроса: О мощный властелин судьбы! / Не так ли ты над самой бездной, / На высоте уздой железной / Россию поднял на дыбы?" (А. Пушкин). Языковые формы сравнения очень разнообразны. СТИЛЬ (от лат. stilus - остроконечная палочка для письма) - общественно осознанная, объединенная определенным назначением система языковых элементов внутри литературного языка, способов их отбора, взаимного согласования; функциональная разновидность языка, его вариант. Обычно выделяют научную, деловую, публицистическую и художественную разновидность письменной формы языка и его разговорную разновидность. Правомерно выделение духовной (церковной) разновидности (церковно-богословского стиля). Термин стиль употребляется также в связи с жанровой дифференциацией разновидностей языка; иногда употребляется в этой связи термин "жанрово-ситуативные стили". К ним относят: С. приказа, заявления, очерка, репортажа, статьи, рецензии и мн. др. СУГГЕСТИВНОСТЬ [от лат. suggestio - внушение, намек] — способность воздействовать на воображение, эмоции, подсознание собеседника своим социальным статусом, обаянием, волей, интеллектуальным и характерологическим превосходством, мощным биополем, а также способом конструирования сообщения (уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепление воздействием биологической энергии). СУДЕБНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ -один из родов ораторского искусства, выделяемых наряду с церковно-богословским, социально-политическим, академическим, деловым, военным и социально-бытовым красноречием. Расцвет судебного красноречия пришелся в римской истории на период со 11 в. до н.э. по 1 в. н.э. Он связан с именами таких блестящих ораторов, как Катон, Красс, Цицерон. Сложилась такая пятичастная структура судебной речи: 1) вступление, призванное заинтересовать слушателей и расположить их к оратору; 2) изложение обстоятельств дела; 3) приведение доводов в пользу своей точки зрения; 4) опровержение доводов противника; 5) заключение, в котором подводится итог сказанному и закрепляется психологический эффект речи. Современный судебный процесс связан с напряженным поиском истины, его цель - законный и обоснованный приговор. СУЖДЕНИЕ - форма мысли, в которой реализуется отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанная с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности. Состоит из следующих структурных элементов: субъекта, предиката, связки, кванторного слова. Субъект суждения — предмет суждения, то, о чем говорится в данном суждении; логическое подлежащее; обозначается буквой S [от лат. subjectus - лежащий в основе]. Предикат суждения — то, что говорится о предмете суждения, о субъекте; логическое сказуемое; обозначается буквой Р [от лат. predicatum - сказанный]. Связка - выражает отношение между субъектом и предикатом суждения ("является", "не имеется", "есть"). Пример: Человек (S) есть (связка) высшее животное, наделенное разумом и речью (P). ТАБУ ЯЗЫКОВОЕ - запрет на произнесение некоторых слов, связанный с социальными, политическими, религиозными или этическими факторами. Примеры: лукавый, нечистый вм. дьявол; педикулез вм. вшивость; Отец наш небесный вм. Бог; сам вм. хозяин, начальник; косая вм. смерть. ТАВТОЛОГИЯ (греч. ) - тождесловие, ошибочное повторение сказанного другими словами: Авторские слова - слова автора; Следует отметить следующее; более лучшие предложения; самые высочайшие вершины и т.д. ТЕЗИС [ греч. thesis - положение, утверждение] -1. Положение, истинность которого должна быть доказана. 2. Основополагающее утверждение какой-л. концепции, теории. Тезис высказывания - утверждение, подлежащее аргументации или доказательству, в ходе чего реализуется целевая установка высказывания (что растолковывается? что доказывается? в чем помогают убедиться?). Формулировка тезиса - сложная логико-лингвистическая задача. С точки зрения формальной логики тезис подчиняется следующим правилам: 1) формулируется четко и недвусмысленно; 2) на протяжении всего доказательства сохраняется одним и тем же; 3) его истинность должна быть доказана неопровержимо; 4) доказательства не могут исходить из тезиса (иначе образуется порочный круг в доказательстве). При несоблюдении этих правил возникают такие логические ошибки в доказательстве, как подмена тезиса или расширение (сужение) субъекта тезиса и др. ТЕЗИСЫ - жанр вторичного текста, применяемого в научном общении; соотнесится с каким-л. первоисточником; кратко сформулированные основные положения доклада, статьи, лекции, сообщения; последовательно расположенные, тезисы в сжатой форме представляют содержание будущего или опубликованного сообщения. Каждый тезис, обозначенный формально или графически, освещает особую микротему и составляет, как правило, отдельный абзац. Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть следующим: а) одинаковое начало каждого тезиса; б) вводные слова (во-первых, во-вторых...); в) оппозиционные или классификационные фразы; г) союзы и союзные слова. Последоваптельность изложения может быть графически подчеркнута нумерацией каждого тезиса (1, 2, 3...). Стремление к краткости обуславливает лаконизм стиля, отсутствие, как правило, текстовых примеров, цитат. ТЕМБР [ франц. timbre] - качество, окраска звука, по которому различаются друг от друга звучания одной и той же высоты. Тембр голоса - звуковая окраска, характерная для каждого голоса (или инструмента). Тембр речи - качество голоса, с помощью которого может быть передана разнообразная информация о самом говорящем и о предмете речи; может быть описано в терминах звукового, светового, осязательного и пространственного плана. Для характеристики тембра используются собственно звуковые представления: глухой, дрожащий, звонкий, крикливый, резкий и т.д. Световая характеристика заложена в таких определениях, как светлый, темный, золотой, серебряный, медный, тусклый, яркий, ясный и др. Осязательные характеристики не столь часто употребляются по сравнению со звуковыми и световыми определениями, но весьма выразительны: бархатный, мягкий, жесткий, гладкий и т.д. Иногда тембр определяют по тому чувству, которое он отражает: эмоционально-волевой, шутливо-иронический, грустный, нежный, спокойный, угрюмый и т.д. ТЕКСТ (лат. textum - ткань; связь соединение, стороение; слог, стиль) - единица речевого общения (от реплики в диалоге до многотомного романа); законченное речевое произведение. Единица уровней системы языка: фонема- морфема - слово - словосочетание - предложение - текст. ТЕРМИН [от лат. terminus предел, граница] - составной элемент суждения - субъект или предикат. Выделяется распределённый и нераспределённый термин суждения. Термин распределен в суждении, если в этом суждении речь идет обо всем объеме данного термина, и термин считается нераспределенным, если суждение говорит лишь о части его объема. ТЕХНИКА РЕЧИ - термин театральной педагогики, обозначающий комплекc навыков в постановке профессионального движения и голоса, в расширении диапазона голоса, укреплении его силы и выносливости, в обогащении речевой интонации, в улучшении дикции, а также в отработке правильного темпа речи. ТОЛЕРАНТНОСТЬ [от лат. tolerantia - терпение] - терпимость, способность уважать инакомыслие, начинать общение с позиции поиска точек соприкосновения, объединяющих мотивов и целей; своим поведением мимикой и аргументацией показывать искреннее уважение и к самому собеседнику, и к его позиции, точке зрения. ТОПИКА (греч. topika от topos - общее место) - раздел риторики, изучающий построение аргументов с использованием риторических общих мест - топов (топосов). Топы представляют собой те общие категории, на которых может основываться рассмотрение всякого предмета, независимо от его индивидуальных особенностей, а также типичные ходы мысли в доказательствах и опровержениях. Детальную разработку топика получила в сочинениях Аристотеля "Топика" и "Риторика", а также в работах других ученых. Однако в современных риторических трудах топика понимается по-разному. ТОЧНОСТЬ РЕЧИ - одно из положительных стилистических качеств речи; характеристика содержания речи на основе соотношения речи и действительности (фактическая, предметная точность), речи и мышления (понятийная, смысловая точность). ТРОП [от греч.. tropos - поворот, оборот речи] - стилистический прием, заключающийся в употреблении слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении. Использование единиц языка, называющих один объект (предмет, явление, свойствво), для обозначения другого объекта, связанного с первым теми или иными смысловыми отношениями. Это могут быть отношения сходства, и тогда мы имеем дело с метафорой, сравнением, олицетворением. Или отношения противоположности, контраста. И тогда перед нами оксюморон и антифразис. Это могут быть отношения смежности, как в метонимии, или отношения, носящие количественный (а не качественный) характер, и выраженнные с помощью синекдохи, гиперболы и мейозиса. Совокупность тропов можно представить в виде семантически полной, регулярной системы, основанной на обобщенных понятиях количества, связи, сходства и противоположности. Многозначность слов в языках основана на использовании этих механизмов переноса наименования, на механизмах стилистической образности. УБЕЖДЕНИЕ - словесное воздействие оратора на разум, эмоции и волю слушателей с целью заставить их с помощью аргументации поверить в истинность тезиса. УЗУС (лат. usus - употребление) - языковой обычай, речевой обиход, практика использования тех или иных языковых средств. Обычное словоупотребление, связанное с литературной нормой и возможностями системы языка. УМЕСТНОСТЬ РЕЧИ -соответствие содержания и формы речи не только цели произнесения или написания, но и различным обстоятельствам и элементам процесса коммуникации: предмету речи, говорящему и слушающему, окружающей обстановке, каналам передачи и приема информации. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - логический процесс, при котором из одного или нескольких связанных между собой суждений выводится новое суждение, заключение. Различают умозаключения дедуктивные, индуктивные и умозаключение по аналогии. В дедуктивном умозаключении мысль движется от знаний большей степени общности к знаниям меньшей степени общности. В индуктивном умозаключении наоборот: от знаний меньшей степени общности к знаниям большей степени общности. В у м о -заключении по аналогии на основании сходства предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов и в других признаках. См. также Аналогия, Дедукция, Индукция. УМОЛЧАНИЕ - стилистическая фигура, которая состоит в том, что начатая речь внезапно прерывается, мысль остается незаконченной, ограничивается намеком в расчете на то, что читатель продолжит ее, творчески завершит, что это вызовет у него определенные эмоции. Фигура умолчания часто используется в художественных произведениях для передачи различного эмоционального состояния героев, которое отражается в прерывистости, обрыве их речи: - Я к вам в последний раз пришел, - угрюмо про — Вы... едете? - Не знаю... всё завтра... (Ф.М. Достоевский). ФИГУРА РЕЧИ; СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА (от лат. figura - очертание, образ, изображение, оборот речи) - любые выразительно-изобразительные средства языка, служащие для усиления выразительности (экспрессивности). Обычно фигуры речи - синтаксические единицы, формальное преобразование которых, приводит к смысловому выразительному эффекту. Пример из Ф.М.Достоевского: Так и вышло - запнулся и завяз... завяз и покраснел; покраснел и потерялся; потерялся и поднял глаза; поднял глаза и обвел их кругом; обвел их кругом и - обмер… Саша Черный:… Попишу животом, и ноздрей, и ногами, и пятками, / Двухкопеечным мыслям придам сумасшедший размах. К фигурам речи относят: анафору, эпифору, эллипсис, инверсию, хиазм и др. ХИАЗМ (от греч. chiasmos - расположение крес-накрест; перекрещивание) - стилистическая фигура, сотоящая в перекрестном расположении одних и тех же элементов в двух смежных отрезках текста. Например: Главное - овладеть. Что при Тутанхамоне, что при демократии. Власть и деньги. Деньги и власть ( Комсомольская правда ); Теперь октябрь не тот, / Не тот октябрь теперь ( С.Есенин). ХРИЯ (греч. chreia - меткое выражение, изречение) - в классической риторике схема нравоучения, состоящая из восьми частей: приступ (похвала или описание), парафразис (разъяснение темы ), причина (доказательство тезиса), противное (обратное предположение), подобие (сравнение), пример (из истории), свидетельство (мнение или учение древних ), заключение (вывод). ЧИСТОТА РЕЧИ - одно из позитивных стилистических качеств речи. Чистой является речь, в которой нет элементов, чуждых литературному языку по нравственным и эстетичесим соображениям. Речь засоряют вульгаризмы, бранные и диалектные слова, жаргонизмы, "слова-паразиты" и др. ЧТЕНИЕ - одна из форм языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из форм опосредованной коммуникации. В процессе чтения происходит смысловое восприятие читателем информации (знаний, ценностей, норм), заключенной в тексте. Чтение — это активное взаимодействие между создателем текста и читателем. Аналитическое чтение носит интеллектуальный характер и обычно предваряется определенным заданием, своего рода программой: читаемое произведение рассматривается в контексте творческого развития данного писателя, в сопоставлении с произведениями того же рода, написанными другими писателями, с учетом его роли и значимости в литературном процессе настоящего, прошлого и будущего; предполагает момент сотворчества: читатель как бы повторяет тот путь познания, которым прошел писатель. Преследует две задачи: а) понять произведение так, как понимал его сам автор, увидеть нарисованную условно картину мира „глазами автора"; б) включить произведение в свой, чужой для автора, контекст, т.е. выработать свою точку зрения в процессе диалога с автором, согласиться с ним или вступить в спор, видеть условный мир „глазами читателя". ЭКСПРЕССИВНОСТЬ РЕЧИ (от лат. expressio - выражение) - совокупность признаков языковой единицы, фрагмента речи, а также целого текста, благодаря которым говорящий (пишущий) выражает свое субъективное отношение к содержанию или адресату речи. Элементами экспрессивности являются: эмоциональность, оценочность, образность и сила (мера, интенсивность) их выражения. ЭКСТРАВЕРСИЯ [от лат. extra - вне и versio - поворачиваю, обращаю] - психологическая особенность личности, характеризующаяся преимущественной направленностью на внешний мир и деятельность в нем; ей свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность; противоположно интроверсии. ЭЛОКУЦИЯ (от лат. elocutio - выражение) - третий этап риторического канона в классической риторике, состоящий в словесном (стилистическом) оформлении мысли, что предполагает выбор жанра и стиля речи, отбор и компоновку средств языка в соответствии с контекстом, целевой задачей, содержанием речи и речевой ситуацией. ЭМПАТИЯ [от греч. empatheia - сопереживание] — постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение в его переживания. ЭПИТЕТ [ греч. epitheton - приложение] - вид тропа, образное определение предмета или действия, напр.: Сквозь волнистые туманы / Пробирается луна. / На печальные поляны / Льет печально свет она. (А.Пушкин) Выражается преимущественно прилагательным, но может быть также наречием, существительным, числительным, глаголом. Перенесённый эпитет — образное определение, формально связанное с одним существительным, но по значению, логически относящееся к другому, рядом стоящему, которое гармонически подчиняется первому существительному, напр.: Здесь девы юные цветут / Для прихоти бесчувственной злодея. (А.Пушкин). ЭПИФОРА [ греч. epiphora повторение] - стилистическая фигура, состоящая в повторении слова или звукосочетания в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности речи; параллелизм синонимов или грамматических форм, напр.: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник. (Н. В. Гоголь). Фигура, обратная анафоре. ЭТИКЕТ (греч.) - установленный порядок поведения в определенных ситуациях, в том числе, порядок речевого поведения - употребление общепринятых речевых форм. ЭРИСТИКА (греч. eristika - искусство спора) - искусство вести полемику, участвоать в споре, опровергать доводы оппонента и защищать собственные утверждения. В отличие от аргументации не исключает применение некоторых логически несостоятельных или этически недозволенных приемов ведения спора. ЭТОС [ греч. еthos - обычай, нрав, характер] - социальные условия и правила ведения речи, совокупность законодательных и этических норм и правил речевого поведения; ораторские нравы, нравственные взаимоотношения оратора и аудитории, определяющие характер их речевого взаимодействия. Ритор должен обладать честностью, правдивостью, скромностью, доброжелательностью, предусмотрительностью. Из этих и других позитивных качеств складывается положительный образ ритора. ЯСНОСТЬ РЕЧИ – положительное ее качество, создающее незатрудненность, легкость восприятия сообщения; доступность адресату. Ясность достигается строгой логикой, простотой, четкостью композиции, краткостью выражения. ХРЕСТОМАТИЯ ТЕКСТОВ
ТЕКСТ 1. Осип Мандельштам. О природе слова (извлечение). В его книге: Отклик неба: Стихотворения, критическая проза / сост. и авт. предисл. Л. Бельская. - Алма-Ата: Жазушы, 1989. - С. 236 и сл. …Возвращаясь к вопросу о том, едина ли русская литература, и если да, то каков принцип её непрерывности, мы с самого начала отбрасываем теорию улучшения, будем говорить только о внутренней связи явлений и, прежде всего, попробуем отыскать критерий возможного единства, стержень, позволяющий развернуть во времени разнообразные и разбросанные явления литературы. Таким критерием единства литературы данного народа, единства условного, может быть признан только язык народа, ибо все остальные признаки сами условны, преходящи и произвольны. Язык же, хотя и меняется, ни одну минуту не застывает в покое, от точки и до точки, ослепительно ясной в сознании филологов, и в пределах всех своих изменений остаётся постоянной величиной, "константой", остаётся внутренне единым. Для всякого филолога понятно, что такое тождество личности в применении к самосознанию языка. Когда латинская речь, распространившаяся по всем романским землям, зацвела новым цветом и пустила побеги будущих романских языков, началась новая литература, - детская и убогая по сравнению с латинской, но уже романская.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |