Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Замысел данного высказывания




Анализ ситуации. Речь Абая звучит на Балкыбекском съезде четырёх племён, собиравшемся систематически раз в 5-6 лет для разбора тяжб, споров, взаимных счётов. По крупному делу, известному под названием «тяжба девушки Салихи», давно волновавшему весь округ, Абай был выбран судьёй-посредником.

Смертельная распря вызвана тем, что у просватанной в род Сыбан Салихи умер жених и по законам степи на неё имеет право его родственник, но девушка выбрала себе в женихи юношу из своего рода и объявила, что скорее бросится в реку, чем станет третьей женой шестидясителетнего старика. Угон скота, избияния людей не прекращались даже в дни съезда.

Определить, чем вызвана потребность говорящего в данном высказывании. Абай в своём выступлении руководствуется двумя потребностями: 1-ая потребность – долг перед людьми, доверившими ему решение важного делу, и 2-ая потребность – интерес к возможности пропаганды своих идей. (Следует вспомнить, что Абай всю свою жизнь был великим просветителем, но, в отличие от русских просветителей того времени, не имел трибуны для пропаганды своих идей – газеты, журнала, но так же нёс в степь новое, боролся против старого уклада, быта, нравов.) Им движет и горячее желание прекратить кровавую вражду.

Определить, какие «духовные ценности» «выкладывает» говорящий. Для Абая дороги мир и согласие между сородичами, независимо от того, к какому роду они принадлежат. Другая духовная ценность, которой пронизано выступление Абая, - это спаведливость.

Сформулировать концепцию, которой руководствовался говорящий. Концепция Абая сформулирована им самим (обычно её приходится «вытаскивать» из подтекста высказывания или выяснять из более широкого контекста: биографии, анализа творчества, писем, мемуаров, публицистических высказываний, введения или вступительного слова к публикациям и др.). «…Времена меняются и законы стареют, открылись новые пути борьбы с такими тяжбами, пожирающими наш мир, дробящими наше единство, позорящими нашу честь…»

Определить позицию говорящего. Абай по своей позиции гуманист, потому что в своей речи несёт добро и мир; критик-конструктивист, потому что, критикуя состояние общества, в котором ему приходится жить, он предлагает реальные пути изменения жизни этого общества; реформатор, потому что он говорит о новых временах и новых законах; реалист, потому что трезво оценивает ситуацию; прагматик, потому что решил проблему, исходя из конкретных материальных реалий: каков размер первого калыма, второго, какой должна быть пеня, сколько угнано голов скота с той и другой стороны, каков быть должен возраст лошадей, подлежащих возвращению хозяевам – всё это тщательно просчитано и взвешено; просветитель, потому что постоянно, и в данном случае конкрктно, использует возможность пропагандировать новые, прогрессивные идеи.

Характеристика адресата речи. Абай хорошо представляет тех людей, перед которыми ему предстоит держать речь: единомышленников среди них мало, Абай может рассчитывать на поддержку только близких людей: Ербола, Кокпая, Шаке. Среди его слушателей и много врагов: Бии и волостные хотя и ценят ум и мужество Абая, но непризнают новых взглядов Абая. простой же люд восхищается необыкновенными поступками Абая: у своих братьев отобрал должность бия и отдал Асылбеку, а потом в тяжбе бедняков со всесильными сыновьями Кунанбая добился того, чтобы волостные отдали жатакам тридцать голов скота. От юрты к юрте идёт разговор о справедливости Абая, которому родство рук не связывает, который думает о нуждах всего народа, болеет за него. Не случайно Абай возбуждён и взволнован, бледен, хмур, на лбу и носу капельки пота: при всём уважении к нему присутствующие свято чтят законы степи, по которым девушка, нарушившая сговор, должна быть наказана; некогда предок Абая – Кенгирбай, разбирая такую же тяжбу о невесте, приговорил к смерти и невесту, и нарушителя свадебного сговора – Енлик и Кибека.

Определить ключевое понятие и назвать его существенные признаки, отражающие концепцию и позицию говорящего. Ключевое понятие речи Абая – законы степи. В представлении Абая закон – это правило, норма, которая может меняться в связи с новыми веяними времени, законы должны служить миру и спокойствию в обществе, нести справедливость, защищать интересы молодого поколения, которое стремится к новому укладу жизни.

Сформулировать задачу высказывания. Задача Абая – доказать слушателям, что Салиха свободна от сговора, а Керей и Сыбан должны сполна рассчитаться друг с другом и на этом закончить свою вражду.

Сформулировать сверхзадачу высказывания. Сверхзадача Абая – вызвать у слушателей потребность согласиться с решением судьи-посредника и, выполнив это решение, прекратить распри, а также проникнуться пониманием. Что в степь пришли новые времена, и принять веяния нового времени.

Сформулировать тезис высказывания. Основная мысль (тезис) Абая: девушка Салиха свободна от сговора, кереи должны вернуть сыбанцам калым – 75 верблюдов и пеню – 25 верблюдов; Сыбан вернёт кереям 200 коней, керей Сыбану – 170, пропавших коней заменят пятилетними. [kgl]

[gl] Тема 10. Научная полемика [:]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.