![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
РИТОРИКИ 1 страница
Рекомендуемый порядок работы с учебно-методическим комплексом Работу с учебно-методическим комплексом следует начинать со знакомства с его содержанием и программой курса. Это позволит обучающемуся сориентироваться в объеме предлагаемого к изучению материала, понять уровень его сложности и освоить навыки полномасштабного использования всех ресурсов, включенных в состав комплекса. Знакомство с темой следует начать с прочтения всего текстового материала в полном объеме (первичное, ориентировочное чтение на общее понимание содержания и формирование завершенного образа темы). После завершения изучения содержания темы следует, используя систему контрольных заданий и тестовых вопросов, определить степень знакомства с базовыми положениями лекций. Безусловно, предлагаемый порядок работы с учебно-методическим комплексом может быть видоизменен и сокращен в зависимости от уровня подготовленности обучаемого и с учетом его индивидуально-психологических особенностей. 9. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ АДРЕСАТ - тот, к кому обращена речь, письмо, книга. Один из необходимых элементов организации диалогической речевой ситуации. АДРЕСАНТ (нем. Adressant) - субъект речи, говорящий. Основной элемент диалогической речевой ситуации. АЛЛЕГОРИЯ [греч. allegoria] - выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах; иносказание; напр.: в баснях, сказках глупость и упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - в образе Зайца, хитрость - в образе Лисы и т.д. АЛЛИТЕРАЦИЯ - звукоподражательная фигура речи, в которой содержится повторяющиеся обнотипные (согласные) звуки, имитирующие звучания реальных предметов и явлений. Примеры: Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой ( А. С. Пушкин); Но нежданно по портьере / Побежит вторженья дрожь. / Тишину шагами меря, / Ты, как будущность, войдешь (Б.Л. Пастернак). Звуковой ряд содержит повторяющиеся звуки Ж и Ш, которые напоминают легкий шелест женского платья. Ср. также в пословице: Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой. АЛЛЮЗИЯ (лат. allusio - намек, шутка) - косвенное сообщение, риторический прием, содержащий намек на широко известный факт. Например: Мы плохо ведем облаву, - / Много немцев у нас в плену. / Если кто позабыл про Полтаву, / Пусть хоть помнит Березену (Н.Ушаков). В этой строфе содержится намек на поражение шведов под Полтавой в 1709 году и разгром Наполеона русскими войсками при переправе через реку Березену (1812 год). АНАЛОГИЯ [греч. analogia] - сходство предметов, явлений, процессов и т.д. в каких-либо свойствах; прием рассуждения, основанный на сходстве; форма умозаключения, в котором на основании сходства предметов в каком-либо отношении делается вывод о сходстве и в других отношениях. АНАФОРА [от греч. anafora - вынесение вверх] - стилистическая фигура, состоящая в повторении начального слова в каждом параллельном элементе речи; единоначатие; напр.: „ Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья..." (Лермонтов). Синтаксическая анафора основывается на повторении одной и той же грамматической конструкции: Я стою у высоких дверей, / Я слежу за работой твоей. АНТИТЕЗА (от греч. antithesis - противоположение) -стилистическая фигура контраста, состоящая в сопоставлении или противопоставлении резко контрастных или противоположных понятий и образов, например: „Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная..." (Н.А. Некрасов). АНТОНОМАСИЯ (греч. antonomasia - переименование) - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного: донжуан, донкихот. Мы все глядим в Наполеоны (А.С.Пушкин). АРГУМЕНТ [лат. argumentum] - основание, довод, приводимый для доказательства тезиса. Аргумент отвечает на вопрос: „Чем надо доказывать тезис?" В логике традиционно различают следующие виды аргументов: факт, определение, аксиома, ранее доказанное положение, закон науки. В процессе доказательства всегда следует помнить правило о том, что аргументы должны быть: а) истинными суждениями; б) доказаны самостоятельно, независимо от тезиса; в) достаточными для тезиса. АРГУМЕНТАЦИЯ (лат. argumentatio - изложение доказательства, приведение доводов). Обоснование истинности какого-то суждения с помощью других суждений, истинность которых уже доказана. Совокупность аргументов или доводов в пользу определенной точки зрения. АССОНАНС (фр. assonance от лат. assonare - звучать в лад) - один из видов звукописи (см. аллитерация), который заключается в симметричном повторении одинаковых или однородных звуков (звукосочетаний) для придания тексту фонетической выразительности. Примеры из фольклора: Вдоль по Питерской, по Тверской Ямской / Едет мой милой с колокольчиком; Ах вы сени мои сени, / Сени новые мои, / сени новые, кленовые, / Решетчатые…; Тара - бара - и вышло ни два ни полтора; Тепло, тепло, да не лето - добра, добра, да не мать родна. АУДИТОРИЯ (лат. auditorium - аудитория, зал судебных заседаний) - совокупность лиц, одновременно воспринимающих речь. Вообще часть общества, к которой обращена речь. АРХАИЗМ - устаревшее слово или словосочетание, употребляемое в выразительных целях; позволяет воспроизвести колорит эпохи, иногда создает атмосферу высокого стиля; архаизм может употребляться иронически. БЕСЕДА ДЕЛОВАЯ - распространенный жанр непосредстввенного делового общения по официальным поводам. БЛАГОЗВУЧИЕ или ЭВФОНИЯ (от греч. euphonia - благозвучие, стройность) - наиболее приятное для слуха и удобное для произношения сочетание звуков; оптимальное сочетание согласных и гласных звуков. Труднопроизносимыми для русскоязычного человека будут скопления согласных звуков, например, в иноязычных именах: МКРТЧан, СТРЖельчик, ГРЖимек, КеТЧВано и др. БИЛИНГВИЗМ (лат.) - двуязычие, одновременное владение двумя языками: родным и неродным. БОГАТСТВО РЕЧИ - разнообразие языковых средств в произведении слова: богатство словаря текста, разнообразие синтаксических конструкций, а в устном варианте - богатство интонации, владение голосом, паузами, мелодикой речи. Противоположно бедности, однообразию. ВВЕДЕНИЕ (вступление) - начальная часть композиции речевого произведения. ВНЕШНИЙ ОБЛИК (внешность) оратора. То, что воспринимается зрительно: фигура, лицо, костюм, прическа. Связано с ораторским невербальным (несловесным) поведением: мимика, жестикуляция, пантомимика. Воспринимается зрительно. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ (мысленная) различается по целям: подготовка к внешней речи, устной или письменной; диалог (спор) с самим собой; во внутрененей речи используются несловесные образы и схемы, а также непроизнесенное слово. Можно наблюдать, что когда человек погружен в свои размшеления, то он непроизвольно шевелит губами: речь как бы просится наружу. ВОЕННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ (военная риторика) - одна из ветвей мастерства убеждения, а также частных риторик, сосуществующих с политическим, деловым, академическим, социально-бытовым и духовным красноречием. Искусство общения в военной среде; совокупность жанров, используемых военными. ВООДУШЕВЛЯЮЩАЯ РЕЧЬ - речь, направленная на укрепление силы духа, обращенная к чувствам и нравственности человека. Примером может служить церковная проповедь. ВОПРОС РИТОРИЧЕСКИЙ - риторическая фигура речи, имеющая форму вопроса, но на самом деле являющаяся усиленным утверждением. Пример их разговорной речи: До каких пор это будет продолжаться!? (Означает: Это давно должно было прекратиться); Сколько тебе можно говорить!? (Означает: Я тебе много говорю, и ты давно должен это понять). Используется в эмоционально насыщенной, приподнятой речи. ВОСКЛИЦАНИЕ РИТОРИЧЕСКОЕ - стилистическая фигура, выражающая эмоции оратора; прием, привлекающий внимание слушателя. ВЫВОД - завершающая часть рассуждения, в которой подтверждается или опровергается тезис. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (экспрессивность) - одно из главных достоинств ораторской речи, отличающей ее от обычной, нейтральной речи. Оригинальность речи достигается многочисленными стилистическими приемами эмоциональной окрашенности, оценочного усиления, нестандартной словесной образностью (тропами и фигурами). ВЫСКАЗЫВАНИЕ - единица сообщения, обладающая смысловой целостностью и могущая быть воспринятой слушающим в данных условиях языкового общения. Замысел высказывания - план действий, планируемый результат речевого воздействия. В характеристике адресата важны: а) предрасположенность слушателей к общению, наличие потребности в общении (можно определить по позам, мимике, жестам); б) подготовленность к восприятию и осмыслению материала, т.е. к его пониманию (наличие определенной информационной и интеллектуальной базы для восприятия новой информации); в) отношение к предлагаемым проблемам, оратору и общению в целом. ГИПЕРБОЛА [от греч. hyperbole преувеличение] - один из тропов, образное выражение, состоящее в преувеличении каких-л. свойств, размеров, силы и т.п. изображаемого предмета, явления, напр.: „Мою любовь, широкую как море, Вместить не могут жизни берега" (А.К.Толстой). Обратная гипербола — литота. ГИПОТЕЗА - предположение, требующее подтверждения. ГОМЕЛЕТИКА - учение о мастерстве церковной речи: проповеди, беседы священника и т.д. Термин иногда применяется для обозначения учебной речи. ГОЛОС (речевой голос) - звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении, смехе и отличающиеся высотой, характером звучания и т.п. Основные характеристики голоса: Диапазон голоса - звуковой объем, определяющийся интервалом между самым низким и самым высоким звуком голоса. Умение „перебрасывать", легко поднимать и опускать звук, не делая никаких мышечных напряжений, слышать высокие и низкие тона звучания своего голоса - необходимое условие владения интонацией речи. Способность без особых усилий менять высоту голоса, т.е. пользоваться своим диапазоном, обеспечивает гибкость, подвижность голоса. Динамика голоса характеризуется различной степенью силы звучания, громкости. Громкость обеспечивается хорошей работой дыхательного аппарата, а также активной артикуляцией, отсутствием лишних мышечных напряжений. Полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко, достаточно сильно, и речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории. ГРАДАЦИЯ [от лат. gradatio - постепенность] - стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости, напр.: „ Он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло прийти"; „Пришел, увидел, победил". ДЕБАТЫ [ франц. debats] -- обсуждение какого-л. вопроса, обмен мнениями, обычно после доклада. См. также Спор, Полемика, Дискуссия, Диспут. ДЕДУКЦИЯ [от лат. deductio - выведение] - логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам. Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция - основное средство доказательства. Ср. Индукция. Аналогия. ДИКЦИЯ ( от лат. dictio - произнесение) — произношение, степень отчетливости в произнесении слов, слогов и звуков в разговоре, пении и т.п.; хорошая дикция предполагает отсутствие скороговорок, „проглатывания" отдельных слов и звуков, дефектов речи - шепелявости, гнусавости, заикания; необходима для лучшего восприятия речи оратора. ДИСКУССИЯ ( от лат. discussio - рассмотрение, исследование) — корректное по форме публичное обсуждение какого-л. спорного, обычно научного или политического вопроса; для нее характерны четкость формулировки темы, стремление прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, что позволяет отнести дискуссию к высшему разряду полемического диалога. См. также Спор, Полемика, Диспут, Дебаты. ДИСПУТ ( от лат. disputare - рассуждать, спорить) - публичный спор на научную или общественно важную тему; для него, как и для дискуссии, характерно стремление, сопоставляя противоречивые суждения, прийти к единому мнению, общему решению, установить истину. См. также Спор, Полемика, Дискуссия, Дебаты. ДОКАЗЫВАНИЕ - установление истинности тезиса. ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ -предметы, явления, идеи и т.д., важные для культуры, для духовной, связанной с нравственным миром жизни народа, общества, человека. Это общечеловеческие (вершинные) ценности (Творчество, Люди, Бог, Истина, Власть, Закон и т.д.), повседневные ценности (заботы о семье и порядке в доме), личностные ценности (реализация себя как мужчины или женщины, как специалиста и т.д.), т.е. то, что составляет для человека смысл жизни, является источником его энергетики. ЖАНР (франц. genre - род, вид) - исторически сложившийся тип словесного произведения; устойчивая композиционно-речевая схема. Ситуативно целесообразная смысловая модель высказывания. Отдельные виды словесности вырабатывают свою систему жанров. ЗАВЯЗКА - начальный момент фабулы, в ней обычно намечается конфликт. ЗЕВГМА (от греч. zeugma) - экспрессивная синтаксическая конструкция, которая состоит из главного слова и зависящих от него однородных членов предложения, равноценных грамматически, но разноплановых по значению, вследствие чего в многозначном слове одновременно актуализируются минимум два разных значения или смысловых оттенка, напр.: „ Шел дождь и три студента". ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, состоящая в изменении обычного порядка слов и словосочетаний в предложении; используется для придания своеобразного выразительного оттенка. В русском языке в предложении более информативное слово обычно ставится в конце фразы, менее информативное - в ее начале. Середина фразы наименее информативна. ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio - введение, наведение) - логическое умозаключение от частных, единичных фактов к общему заключению, выводу, от отдельных фактов к обобщению. Ср. Дедукция. Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция - умозаключение, в котором общее заключение делается на основе изучения всех предметов или явлений данного класса. Полная индукция дает достоверное знание, т.к. заключение делается только о тех предметах или явлениях, которые перечислены в посылках. Неполная индукция — умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака всему классу предметов или явлений делается на основе принадлежности этого признака лишь некоторым предметам данного класса. ИНТЕРЕС - форма проявления познавательной потребности, важнейшее условие успешности общения. Возбудить и поддерживать на протяжении речи интерес слушателей или читателей - главная цель оратора. ИРОНИЯ ( от греч. eironeia - притворство, насмешка) — вид тропа, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному с целью тонкой или скрытой насмешки; насмешка нарочито облечена в форму положительной характеристики или восхваления, напр.: „ Посмотрите, какой Шварценегер! (о слабом, хилом человеке ); „Откуда, умная, бредешь ты, голова?" (Соловей об Осле в басне). КАЛАМБУР (франц. calembour) - использование разных значений одного и того же слова или двух сходно звучащих слов с целью достижения комического эффекта; игра слов; напр.: „ Взять жену без состояния — я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок — я не в состоянии" (Пушкин); „ Осип охрип, а Архип осип ". КАРТОТЕКА (от греч. chartes - лист бумаги и theke - вместилище, ящик) - систематизированное собрание карточек с какими-л. сведениями, материалами. Рабочая картотека - систематизированное собрание карточек, в которых указываются основные выходные данные книги, статьи, опубликованной в научном сборнике, журнале или газете. КАТАЛОГ (от греч. katalogos - список) — перечень, список предметов (книг, картин, рукописей и т.п.), составленный в порядке, облегчающем их нахождение; справочное издание, содержащее такой список. Различают: алфавитный каталог, описания в котором располагаются по алфавиту фамилий авторов или заглавий произведений; систематический каталог, описания в котором располагаются по отраслям знания, научным дисциплинам и т.д. (напр.: политическая литература, художественная литература, литературоведение, лингвистика и т.д.); предметный каталог, описания в котором группируются по наименованиям предметов или предметным рубрикам, расположенным в алфавитном порядке (напр.: авиация, архитектура и т.д.). КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositiо - составление, связывание) - расположение и соотнесенность компонентов произведения слова, где компонент [от лат. componens (componentis) - составляющий], или единица композиции, - отрезок произведения, в котором сохраняется один способ изображения или единая точка зрения на изображаемое. Композиция - гораздо более сложная и многослойная конструкция, чем план или схема, к которой ее иногда пытаются свести. Она опирается не только на логику и психологию, но и на эстетическое чувство оратора и слушателей. КОНЦЕПЦИЯ ( от лат. conceptio - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки какого-л. явления, процесса; основная точка зрения на них. У оратора, выступающего с публичной речью в официальной обстановке, должна быть определенная точка зрения, на которую он опирается. Создавая замысел своего выступления, вычленив и определив предмет речи, оратор в процессе поиска ответов на поставленные им вопросы темы самостоятельно вырабатывает или выбирает подходящую для его мировоззрения теоретическую концепцию и предъявляет ее в начале своего высказывания в виде предисловия. Она должна пронизывать все высказывание. ЛАБИЛЬНОСТЬ [от лат. labilis скользящий, неустойчивый] — умение быстро переключаться с обдумывания одних вопросов на другие, не допуская при этом ошибок в решениях, находить верные решения в цейтноте. ЛИТОТА [от греч. litotes - простота] - вид тропа, образное выражение, преуменьшающее величину, силу, значение изображаемого предмета, явления, напр.: „ Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка" (Грибоедов). Литоту называют обратной гиперболой. ЛИЧНОСТЬ - человек как носитель сознания; совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность. Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов (потребностей, идей, установок, эмоций и т.д.), относительно независимых от существующих ситуаций, обусловливающих деятельность личности. МЕТАФОРА [от греч. metaphora -перенос] - вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту, напр.: „говор волн"; „сии птенцы гнезда Петрова"; „шелковые ресницы"; „ситец неба голубой ". Метафору легко переделать в сравнение. МЕТОНИМИЯ [от греч. metonymia - переименование] - разновидность метафоры, состоящая в замене одного слова другим на основе связи их значений по смежности, напр.: „ Ликует буйный Рим " (Лермонтов); „Шипенье пенистых бокалов " (Пушкин). В отличие от метафоры метонимию трудно переделать в сравнение. МЫСЛЕРЕЧЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -ведущая, определяющая деятельность человека, от эффективности которой во многом зависит результативность других видов его деятельности. Управляемая мыслеречедеятельность является объектом изучения риторики, при этом под мыслительной деятельностью понимается процесс использования человеком данной ему от природы мыслительной энергии. Речь интересует риторику как средство выражения мысли и рассматривается как синтез словесных и несловесных (эмоциональная окраска, интонация, язык телодвижений) средств. Управляемая мыслеречедеятельность - это организованная, контролируемая, направляемая, сконцентрированная на главном деятельность, дающая максимум результата при минимуме затрат. МЫШЛЕНИЕ - в психологии: актуальная деятельность человека, мотивированная потребностями и направленная на цели, которые имеют личностную значимость. Гибкость мышления — способность в стандартных ситуациях действовать нестандартно. ОБЩЕНИЕ - процесс взаимосвязи и взаимодействия личностей, групп, классов, в котором происходит обмен деятельностью, словесной информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Это реальная форма нашего человеческого существования. Различают прямое общение - непосредственный контакт и косвенное общение — наличие пространственно-временной дистанции между партнерами (посредством гл. обр. литературы, искусства, средств массовой коммуникации и т.п.). Личный контакт обладает большой силой эмоционального воздействия, внушения. Особую роль играет устная речь и язык мимики и жестов. Слагаемые словесного общения: а) необходимость не менее двух собеседников; б) наличие предмета разговора; в) наличие общего языка; г) условия, которые должны соблюдать партнеры общения в зависимости от вида общения: бытового или делового. ОКСЮМОРОН (оксиморон) [от греч. oxymoron - остроумно-глупое] - вид тропа, состоящий в сочетании противоположных по значению или противоречащих по смыслу слов, напр.: „ красноречивое молчание", „звонкая тишина", „горькая радость", „сладкая боль", „пессимистический оптимист". ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры, наделение неодушевленных или абстрактных предметов признаками и свойствами человека (чувствами, мыслями, речью и т.п.), напр.: „ Звезда с звездою говорит "; „Спит земля в сиянье голубом" (Лермонтов); используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей. ОППОНЕНТ [от лат. opponens (opponentis) - возражающий] - участник спора, опровергающий выдвинутый другой стороной тезис. Ср. Пропонент. ОТКРЫТОСТЬ - способность в высказывании давать сообщение о себе, о своих личных качествах, критериях, об уровне своего самоуважения и самооценки, о степени своей заинтересованности предметом сообщения, о своей общей компетентности в избранной тематической области, о действительных мотивах своей деятельности и лежащих в ее основе личностных смыслах. ПАМЯТЬ - способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Долговременная память — механизм формирования грамматических форм и хранения лексики, синтаксических структур в мозгу человека, который можно представить в виде трех зон: в первой зоне находятся слова, легко воспроизводимые - активный словарь, во второй - такие, которые находятся труднее, - пассивный словарь, и в третьей - забытые слова. Оперативная (кратковременная) память — работающий несколько секунд механизм отбора какой-л. синтаксической схемы и включения в нее отобранных из долговременной памяти слов. Сущность его в момент устного составления предложения состоит 1) в удерживании уже сказанных слов и 2) в упреждении слов, предстоящих произнесению. Обе эти функции обеспечивают согласованность слов в синтаксической схеме. Речь - это непрерывная последовательность элементов во времени и их одновременная расчлененность, т.е. она членораздельна. То и другое обеспечивается работой оперативной памяти. Человек говорит плавно, легко и свободно, слово за словом, звук за звуком, и вместе с тем все слова и все звуки строго и точно распределены по своим местам, образуя систему. Закончилось одно предложение - оперативная память сбрасывает отработанные слова и выполняет задачу составления нового предложения. ПАРАБОЛА [от греч. parabole сравнение, сопоставление, подобие] - распространенное сравнение, которое слагается в некий законченный образ, маленькая сказочка, притча, анекдот; в основе лежит принцип параболы: повествование удаляется от современного автору мира, от конкретного времени или места, а затем снова, как бы по кривой, возвращается к оставленному конкретному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку. „Между тем псы заливались всеми возможными голосами: один, забросивши вверх голову, выводил так протяжно и с таким старанием, как будто за это жалуют бог знает какое жалованье; другой отхватывал наскоро, как пономарь; промеж них звенел, как почтовый звонок, неугомонный дискант, вероятно, молодого щенка, и все это наконец повершал бас, может быть, старик. Или просто наделенный дюжею собачьей натурой, потому что хрипел, как хрипит певческий контрабас, когда концерт в полном разливе, тенора поднимаются на цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту, и всё, что ни есть, порывается кверху, закидывая голову, а один, засунувши небритый подбородок в галстук, присев и опустившись почти до земли, пропускает оттуда свою ноту, от которой трясутся и дребезжат стекла..." (Н.В.Гоголь). ПАРАЛЛЕЛИЗМ [от греч. parallelos - находящийся или идущий рядом] - стилистическая фигура, представляющая собой тождественное или сходное синтаксическое построение предложений или их частей. Пример: „ Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? " ПЕРИФРАЗ(А) [от греч. periphrasis - окольная речь] - описательный оборот, употребляемый вместо какого-л. слова или словосочетания, напр.: „ страна голубых озер " - Карелия; „ город на Неве " - Санкт-Петербург. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ [от лат. persona - маска, лицо и facio - делаю] - вид метафоры, представление неодушевленного предмета или отвлеченного понятия в человеческом образе, напр.: „Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильная, ты молодая, ты добра, добро и красоту ты несешь в своем сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны". (А.Н. Толстой). ПОЗИЦИЯ [от лат. positio - положение, расположение] — положение, обоснованное и обусловленное отношением к чему-л., выбранной концепцией (позиция гуманиста, фашиста; позиция информатора, полемиста; позиция критика-конструктивиста). ПОЛЕМИКА [ франц. polemique от греч. polemikos - воинственный, враждебный] — острый спор, столкновение мнений по какому-л. вопросу. Полемический диалог - спор двоих; предполагает: 1) сопоставление и противоборство различных точек зрения, идей; активно преследует цель выявить логические противоречия и заблуждения, разоблачает ложь и обман; 2) связан с аргументацией, т.к. вне доказательства (опровержения) он немыслим; 3) невозможен вне учета логического, психологического и нравственного компонентов. Полемика - это не только логика и психология общения, но еще и обязательно нравственная позиция полемистов, которая, как правило, определяет характер и направленность логических рассуждений сторон. С лингвистической стороны полемика имеет определенные правила построения. Соотносится с родовым понятием «спор». ПОНЯТИЕ - мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения; закрепляется и выражается в виде слова или словосочетания. Таким образом, слово является формой понятия, а понятие, в свою очередь, выражает основное смысловое содержание слова. Каждое понятие имеет логическую структуру, состоящую из двух элементов: содержания и объема. Содержание понятия - совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в понятии (напр., содержание понятия „человек" составляет совокупность существенных признаков: способность к производству орудий труда, абстрактному мышлению, речи и др., а не свойство „иметь мягкую мочку уха"). Объём понятия - множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия (напр., в объем понятия „человек" входят все люди, живущие в настоящем, жившие в прошлом, и те, кто будет жить в будущем).
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |