Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности спора




Мы вступаем в спор по разным причинам, т.к. нами руководят разные мотивы, внутренние психологические побуждения. Споры по таким мотивам делятся на следующие основные разновидности:

- спор для проверки истины;

- спор для убеждения кого-либо в правильности нашего мнения;

- спор для победы над кем-то;

- спор-спорт;

- спор-игра.

1. Спор может служить средством для проверки какой-либо мысли, для испытания ее обоснованности. В этом случае мы отстаиваем свое убеждение, желая увидеть, насколько сильными могут быть возражения против него или доводы в пользу него, то есть истинна ли сама главная мысль.

Такую проверку может устроить менеджер, принявший какое-то решение, пригласив специалистов. Совместное расследование правильности такого решения путем приведения всех доводов "за" и "против" поможет либо утвердиться в нем, либо отказаться от него. Сама потребность в некорректных (нечестных) приемах отпадает. Все должны сосредоточиться на правильности тезиса.

2.Спор может иметь целью убеждение противника в какой-либо мысли. При этом возможны два варианта: а) спорящий может быть сам убежден в истинности (ценности, полезности, эффективности) какой-либо идеи и б) спорящий вовсе не убежден в справедливости той мысли, которую он защищает, Он делает это, потому что "так надо", " так полезно" для чего-то, "так велено" и т.д. Это бывает, например, на инструктивном совещании, когда "доводят до подчиненных" принятое руководством решение. В этом случае важен не сам тезис, а "противник". В этих случаях тезис иногда приукрашивают (Как мудро! Какие высокие цели! Руководство не ошибается!). Используются в таких ситуациях чаще доводы не "к делу", не рациональные, а психологические аргументы.

Если дискуссия имеет целью победу любой ценой, то с доводами в этом случае не церемонятся. Сторонник "единственно верного учения", партийный функционер на митинге должен победить. Противника в этом случае избирают послабее, тезисы полегче, так как они не требуют кропотливого доказательства. В этом случае часто используют самоуверенность, апломб, броские шутки и эффектные жесты.

4. Четвертый вид спора - спор ради спора, своего рода зуд к спору. Люди, склонные к такому "спорту", спорят с кем угодно и о чем угодно. Такой "спортсмен" вовсе не заботятся ни о правильности постановки вопроса, ни о качестве доводов, ни даже о результатах. Здесь как бы действует олимпийский принцип: "Главное не победа, а участие".

5.И, наконец, пятый вид спора - спор-игра.

В наше время иногда используются телевизионные игры, деловые игры, содержанием которых является полемика по общественно значимым или темам, полезным в смысле повышения деловой квалификации.

Или такой пример. Неугодного работника начальник может уволить, используя с виду демократическую процедуру "совета с народом". Сначала в кабинет по одному приглашаются будущие участники "собрания актива". Им намекают, что хорошо бы выступить на собрании и осудить поведение "нехорошего" работника. Затем, уже на самом собрании, один за другим выступают подготовленные критики. Они "клеймят позором" неугодного начальнику человека, раздувая его недостатки и замалчивая положительное. Начальник делает вид, что он старается быть объективным, но "общественность" негодует, и поэтому - хочешь не хочешь - придется увольнять "недобросовестного" работника. Все внешние (процедурные) правила обсуждения будто бы соблюдены, протокол составлен правильно, есть веское основание для приказа об увольнении.

Сходная "дискуссия" описана в басне И.А.Крылова "Волк и ягненок". По существу спора ягненок опроверг все "обвинения" волка, он выиграл спор. Но волк заявляет: " Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Сказал и в темный лес ягненка поволок ". По существу, совершается расправа, но она облекается в "демократические" одежды.

Таким образом, существует много разновидностей спора по составу участников, по целям, по результатам, по приемам ведения дискуссий на практически значимые и игровые темы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.