Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии уровневой дифференциации




Содержание образования

 

Обучение – процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений.

Элементы содержания образования (И.Я. Лернера: концепция):

Знания.

Установление и выведение в опыте способы деятельности.

Опыт творчества.

Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности.

Исходя из этого можно определить, что процесс обучения – есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых.

Содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимися в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

 

Составные части содержания образования:

Знание – это сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения;

Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов контроля и приемов регулирования;

Умения – владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Умение включает в себя знания и навыки.

Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности.

Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.

 

Факторы обучения

Фактор – это значительная причина, образованная как минимум из продуктогенных причин одной группы.

Продуктогенные причины: влияние, действие, причина, фактор, переменная, параметр, показатель и т.д.

 

Структура продуктивных причин и факторов

 

Модель учебного процесса (К.Д. Ушинский)

В процессе обучения возводится здание (сравнение К.Д. Ушинского), фундаментом которого являются знания, умения и навыки, другие из выделенных компонентов основываются на них, а венчает все развитие и воспитание личности.

 

Содержание учебного процесса

Содержание учебного процесса – конкретный ответ на вопрос, чему учить, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством.

Содержание общего образования составляет основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовку к трудовой деятельности.

Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам.

Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий: продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул, полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету и т.д.

На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.

 

Классификация методов обучения

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Рассмотрим классификации методов обучения.

 

Формы педагогического процесса

Форма организации педагогического процесса - внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.

В педагогике принято выделять формы воспитания и обучения, формы организации учебного процесса и формы организации (организационные формы) воспитания.

Формы воспитания и обучения - это понятие используется для определения характера воспитательного взаимодействия, обусловленного числа участников.

 

Урок как основная форма обучения и воспитания

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

постоянный состав учащихся одного возраста;

каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

каждый урок посвящается только одному предмету;

постоянное чередование уроков (расписание);

педагогическое управление;

вариативность деятельности.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного времени.

И.П. Подласый выделяет следующие общие требования к современному уроку

Использование последних достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

Обеспечение надлежащих условий для продуктивной позновательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

Установление сознаваемых учащимися межпредметных связей.

Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

Логичность и эмоциональность всех этапов учебно воспитательной деятельности.

Эффективное использование педагогических средств.

Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

Формирование практических необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

 

К дидактическим (или образовательным требованиям) относятся:

четкое определение образовательных задач каждого урока;

рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

творческий подход к формированию структуры урока;

сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;

обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

научный расчет и мастерство проведения урока.

 

Воспитательные требования к уроку включают:

определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях;

внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

 

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

формирование развития у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;

проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;

прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Кроме перечисленных требований к уроку выделяют и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.

 

Типы и структуры уроков

Различают следующие типы уроков:

комбинированные (смешанные);

уроки изучения новых знаний;

уроки формирования новых умений;

уроки обобщения и систематизации изученного;

уроки контроля и коррекции знаний, умений;

уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.)

 

Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так:

 

Наиболее распространенными нестандартными уроками являются:

Уроки-«Погружения» Уроки – деловые игры Уроки – пресс-конференции Уроки-соревнования Уроки типа КВН Театрализованные уроки Уроки-консультации Компьютерные уроки Уроки с групповыми формами работы Уроки взаимообучения учащихся Уроки творчества Уроки-аукционы Уроки, которые ведут учащиеся Уроки-зачеты Уроки-сомнения Уроки – творческие отчеты Уроки-формулы Уроки-конкурсы Бинарные уроки Уроки-общения Уроки-фантазии Уроки-игры Уроки-«суды» Уроки поиска истины Уроки – лекции «Парадоксы» Уроки-концерты Уроки-диалоги Уроки «Следствия ведут знатоки» Уроки – ролевые игры Уроки-конференции Уроки-семинары Интегральные уроки Уроки – «круговая тренировка» Межпредметные уроки Уроки-экскурсии Уроки

Все эти процессы очень тесно взаимосвязаны друг с другом, и охарактеризовать отличия этих процессов не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе, прежде всего, бросается в глаза их общность.

Однако задачей нашей темы является выделить обучение из целостной педагогической

 

 

 

Педагогическая технология как процесс является управляемой системой с планируемыми результатами. Структуру технологического процесса обучения можно представить тремя основными каналами движения информации (рис.).

1. Основной канал – движение содержания, передача информации от источника (учителя) к приемнику (ученику) (ее предъявление ученикам, управление учебно-познавательной деятельностью, процедура восприятия, усвоения, закрепления знаний учениками).

Существенным обстоятельством является наличие дополнительных управляемых источников информации – книг, ТСО, компьютера и самостоятельного ее восприятия учеником (процесс самоуправления).

2. Канал управляемых воздействий, включающий в себя планирование (стратегическое и тактическое), коррекцию основного технологического движения обучающей информации.

3. Канал передачи информации от ученика к учителю о результатах процесса (обратная связь, контроль, оценивание и канал дополнительной информации).

Рассмотрение структуры технологического процесса показывает, что повышение его эффективности можно получить за счет:

оптимальной структуры содержания учебной информации, предъявляемой ученику;

эффективного управления и организации познавательной деятельности детей;

использование возможностей индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации учеником;

организации эффективного контроля за усвоением информации (обратной связи).

Лишь тогда можно говорить о достаточном уровне управления учебным процессом, когда в результате его учащиеся овладевают знаниями и умениями на уровне планируемых

Дифференцированное обучение – это:

Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств;

Часть общей дидактической системы, которая обеспечивается специализацию учебного процессе для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

Создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

Комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

 

Особенности дифференциации по уровню

Уровневая дифференциация

 

Положительные аспекты Отрицательные аспекты
Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей   Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся   Исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднения детей   У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному   Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания   Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися к общественным нормам   Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании   Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности   Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах   В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться Деление детей по уровню развития не гуманно   Высвечивается социально-экономическое неравенство   Слабые лишаются возмлжности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними   Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства   Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети   Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости   Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах   Перекомплектование разрушает классные коллективы

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.